Равноапостольный Кли́мент, архиепископ Охридский, Величский (Болгарский)
Дни памяти
Св. Климент Охридский (IX-X вв.) ‒ продолжатель дела свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, первый епископ, служивший на славянском языке. Организовал систему подготовки славянских священнослужителей. До последних дней занимался переводами богослужебных текстов, включая Цветную Триодь. Считается основателем славянской духовной литературы, создавшим первые оригинальные произведения на церковнославянском языке. Почил в основанном им Пантелеимоновом монастыре в Охриде, где и был погребён.
Краткое житие святителя Климента, архиепископа Охридского
Святитель Климент был учеником святых Кирилла и Мефодия. После кончины святого Мефодия под давлением германских епископов он перешел в Охридскую область, основав здесь монастырь в Белице, его первую епископскую кафедру. Позже переселился в город Охрид, ставший центром его неустанных архипастырских и учительских трудов. В Охриде он выстроил церковь во имя святого великомученика Пантелеимона. Вместе со святителем Наумом устроил скрипториум, где многие его ученики трудились над переписыванием книг в славянской графике для славянских народов. Он совершал чудеса и при жизни, и после кончины, и совершает их доныне. Его мощи находятся в церкви, которая первоначально была посвящена Божией Матери, а впоследствии стала носить его имя.
Полное житие святителя Климента, архиепископа Охридского
По происхождению славянин, был учеником св. равноапостольных Мефодия († 885 г.; память 11/24 мая) и Кирилла († 869 г.; память 11/24 мая) и помогал святым братьям в деле просвещения славянского народа и в их борьбе за чистоту православия в Моравии. После изгнания из Моравии славянские исповедники свв. Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре св. Ангеляр скончался, а св. Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Св. Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии св. Климент исполнял должность учителя до 893 г. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Св. Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 г. св. Климент был возведен в сан епископа Дремвицы, или Велицы, а его место занял св. Наум.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая переводческую деятельность. Он мирно отошел ко Господу в 916 г. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое свв. Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.
Жизнеописания равноапостольных Климента, архиепископа Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.
Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI запретил богослужение на славянском языке.
Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в 886 году) одних из узников – молодых – продали работорговцам-евреям, и они оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр ушли в Болгарию.
В 907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые просветители.
Славянских исповедников болгары встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Болгарский князь Борис "с великим усердием искал" таких людей, как ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине "стоявших на степени учителей". В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении. Царь убедил святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело святителя было положено в гроб, сделанный его собственными руками, и погребено в Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.
Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.
Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума – в монастыре его имени около Охридского озера.
Жития и книги в библиотеке
- Память святого Климента, епископа Величского, и сотрудников его: Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Словесы́ наста́вил еси́ язы́ки в ве́ру Христо́ву,/ де́лы же возвы́сил еси́ себе́ к Боже́ственней жи́зни,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне,/ чудесы́ сия́я приступа́ющим к тебе́ ве́рно/ и зна́меньми озаря́я Це́рковь пресла́вно,// сего́ ра́ди честну́ю твою́ па́мять сла́вим.
Перевод: Словами ты научил язычников вере Христовой, делами же возвысил себя к Божественной жизни, святитель Климент равноапостольный, чудесами сияя приходящим к тебе с верой и знамениями озаряя Церковь удивительно, потому почтенную память твою славим.
Ин тропарь, глас 4
Я́ко труба́ Арха́нгела Бо́жия/ оглаша́еши ро́ди слове́нстии на вся ве́ки/ и к чудеси́ пресла́вному утвержде́ния люде́й твои́х в Правосла́вии/ прилага́еши неиждива́емо чудеса́ ве́лия да́же доны́не./ Те́мже с любо́вию почита́ем присночестну́ю па́мять твою́,/ святи́телю Кли́менте равноапо́стольне, и мо́лим:// моли́ся о душа́х на́ших.
Перевод: Как труба Архангела Божия ты наставляешь народы славянские во все века и к чуду удивительного укрепления людей твоих в Православии прилагаешь свои неоскудеваемые великие чудеса даже до нынешнего времени. Потому с любовью почитаем священную память твою, святитель Климент равноапостольный, и молим тебя: «Молись о душах наших».
Кондак, глас 3
Храм твой, свя́те, врачевство́ духо́вное/ пресла́вно показу́ется ве́рно приступа́ющим,/ всех бо разли́чных боле́зней избавля́ет,/ стра́сти же душ вся́ческия усыпа́ет./ Сего́ ра́ди тя, всеблаже́нне,// те́пла предста́теля имену́ем.
Перевод: В храме твоем, святой, излечение духовное преславно является с верой приходящим, ибо всех избавляет от различных болезней, страсти же душ всяческие искореняет. Поэтому мы именуем тебя, всеблаженный, горячим защитником.
Случайный тест
- посты
- праздники
Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
По своей воле живем – сами себя мучим, а по воле Божией – хорошо, радостно и спокойно.
прп. Силуан Афонский
Все жития
25 ноября 1996 года возрождена Александро-Невская Лавра.