День памяти

11 июля  (переходящая) – Собор Вологодских святых

Житие

Праведные Иоанн и Мария Устюжские

Бу­га, или Ба­гу, языч­ник, а по про­ис­хож­де­нию та­та­рин, был бас­ка­ком, по­слан­ным Ба­ты­ем в Ве­ли­кий Устюг для сбо­ра по­да­тей в хан­скую каз­ну. Среб­ро­лю­би­вый и дерз­кий, он при­тес­нял ме­стых жи­те­лей по­бо­ра­ми и ти­ра­нил ими. Од­на­жды он уви­дел дочь од­но­го по­чтен­но­го граж­да­ни­на, Ма­рию, пле­нил­ся ее кра­со­той, и на­силь­но взял се­бе в на­лож­ни­цы, несмот­ря ни на ее сле­зы, ни на прось­бы и да­ры ро­ди­те­лей. Устю­жане, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сив­шие преж­ние его гра­би­тель­ства, не смог­ли сне­сти это­го. На­род за­вол­но­вал­ся и стал го­во­рить, что на­до убить бас­ка­ка, что в Ро­сто­ве, Суз­да­ле и Вла­ди­ми­ре – это бы­ло в 1262 го­ду – уже уби­ли их и что буд­то бы сам ве­ли­кий князь Алек­сандр же­ла­ет то­го и ве­лел из­го­нять и из­би­вать их. Чтобы из­бе­жать пред­сто­яв­шей опас­но­сти, Бу­га, по со­ве­ту Ма­рии, ре­шил­ся при­нять Кре­ще­ние и всту­пить с ней в хри­сти­ан­ский брак, чем успо­ко­ил на­род. В Свя­том Кре­ще­нии Бу­га на­зван был Иоан­ном, в честь свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на Во­и­на.

Не пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства пе­ред язы­че­ством, а один толь­ко страх смер­ти по­бу­дил бас­ка­ка при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. Но вос­пи­тан­ная в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии доб­рая же­на его сво­и­ми со­ве­та­ми и убеж­де­ни­я­ми и осо­бен­но при­ме­ром сво­ей вы­со­ко­нрав­ствен­ной жиз­ни ско­ро тро­ну­ла его серд­це и за­ста­ви­ла по­лю­бить при­ня­тую им рус­скую ве­ру. С уми­ле­ни­ем слу­шал рас­ска­зы лю­би­мой им жен­щи­ны и чем бо­лее зна­ко­мил­ся с дог­ма­та­ми и тре­бо­ва­ни­я­ми пра­во­сла­вия, тем бо­лее при­леп­лял­ся к нему серд­цем. Ско­ро он сде­лал­ся при­мер­ным хри­сти­а­ни­ном, при­об­рел лю­бовь и ува­же­ние граж­дан.

Од­на­жды Иоанн ез­дил с со­ко­лом на охо­ту. Уто­мив­шись от ез­ды, он спе­шил­ся и при­лег от­дох­нуть, и ско­ро уснул. Во сне явил­ся ему див­ный ве­ли­че­ствен­ный муж и ска­зал: «На этом ме­сте по­ставь цер­ковь в мое имя». Иоанн не знал, кто го­во­рит с ним, но спро­сить не ре­шал­ся. За­ме­тив это, тот сам ска­зал ему: «По­ставь цер­ковь Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи». По­спеш­но воз­вра­тив­шись до­мой, Иоанн рас­ска­зал жене о быв­шем ему сно­ви­де­нии и спро­сил: «Кто та­кой Иоанн Пред­те­ча?» Ма­рия объ­яс­ни­ла ему, по­ка­зав его изо­бра­же­ние на иконе, и со­ве­то­ва­ла по­спе­шить с ис­пол­не­ни­ем то­го, что ему бы­ло при­ка­за­но в сно­ви­де­нии. Вско­ре бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи, от­че­го и са­мая го­ра вме­сто Со­ко­льей ста­ла на­зы­вать­ся Ива­нов­ской. Бла­го­че­сти­вые су­пру­ги бо­га­то укра­си­ли храм и снаб­ди­ли его всем нуж­ным для бо­го­слу­же­ния.

В Устю­ге в то вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ки­при­ан, на­чаль­ник и ос­но­ва­тель Устюж­ско­го Ар­хан­гель­ско­го мо­на­сты­ря. С лю­бо­вью и ува­же­ни­ем от­но­сил­ся Иоанн к пре­по­доб­но­му Ки­при­а­ну, удив­лял­ся его ве­ли­ким тру­дам и тер­пе­нию, при­хо­дил в уми­ле­ние и вос­торг от рас­ска­зов о его по­дви­гах, так как не слы­хал ни­че­го по­доб­но­го на сво­ей ро­дине. Еще бо­лее бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зы­вал на бла­го­че­сти­вую че­ту дру­гой из­бран­ник Бо­жий – пре­по­доб­ный Про­ко­пий, рож­ден­ный и вос­пи­тан­ный хо­тя в хри­сти­ан­стве, но вне пра­во­сла­вия, и, по­доб­но Бу­ге, при­няв­ший свя­тую ве­ру уже в со­вер­шен­ных ле­тах, мно­го лет про­хо­див­ший в Устю­ге по­двиг са­мо­про­из­воль­но­го юрод­ства ра­ди Хри­ста. Он неред­ко за­хо­дил в дом Иоан­на и Ма­рии, и, остав­ляя на вре­мя юрод­ство, лю­бил с ни­ми бе­се­до­вать от все­го серд­ца, укреп­ляя их в бла­го­че­стии и уте­ша­ясь их ве­рой и сми­ре­ни­ем.

Бла­го­че­сти­вые су­пру­ги Иоанн и Ма­рия, про­во­дя воз­держ­ную и чи­стую жизнь, с каж­дым го­дом вос­хо­дя от си­лы в си­лу в жиз­ни ду­хов­ной, снис­ка­ли все­об­щую лю­бовь и ува­же­ние и оста­ви­ли по­сле се­бя доб­рую па­мять, еще при жиз­ни по­лу­чив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние пра­вед­ных.

Скон­ча­лись они уже в ста­ро­сти, как и изо­бра­жа­ют­ся на ико­нах, и бы­ли по­гре­бе­ны при го­род­ской Воз­не­сен­ской церк­ви. Впо­след­ствии при по­стро­е­нии но­вой церкви ме­сто по­гре­бе­ния их во­шло внутрь зда­ния хра­ма, над гроб­ни­цей устро­е­на бы­ла ра­ка и им от­прав­ля­лось празд­но­ва­ние по осо­бо со­став­лен­ной служ­бе. По­сле мно­го­крат­ных пе­ре­стро­ек Воз­не­сен­ской церк­ви един­ствен­ным па­мят­ни­ком ме­ста по­гре­бе­ния их слу­жил их об­раз, сто­яв­ший под ок­ном, на внеш­ней сто­роне сте­ны, в ни­ше. В древ­них ру­ко­пис­ных свят­цах пра­вед­ные Иоанн и Ма­рия на­зы­ва­ют­ся на­чаль­ни­ка­ми древ­не­го Устю­га.

Случайный тест