День памяти

Житие

Свя­ти­тель Ме­ли­тон[1] (II в.) был епи­ско­пом г. Сар­ды (Ма­лая Азия). Упо­ми­на­ния о св. Ме­ли­тоне в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го и у дру­гих древ­них хри­сти­ан­ских ав­то­ров по­ка­зы­ва­ют, что со­чи­не­ния св. Ме­ли­то­на в III–IV в. счи­та­лись об­раз­цо­вы­ми в плане рас­кры­тия пра­во­слав­ной хри­сто­ло­гии, и ими ши­ро­ко поль­зо­ва­лись для за­щи­ты пра­во­слав­но­го уче­ния от ере­сей.

Из-под пе­ра св. Ме­ли­то­на вы­шли мно­гие со­чи­не­ния, из ко­то­рых до нас до­шло лишь несколь­ко фраг­мен­тов. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет со­чи­не­ние «О Па­схе», пол­ный гре­че­ский текст ко­то­ро­го был от­крыт в 1940 г. К. Бон­не­ром. Оно яв­ля­ет­ся вы­да­ю­щим­ся па­мят­ни­ком хри­сти­ан­ской бо­го­слу­жеб­ной по­э­зии. По бо­гат­ству об­ра­зов, ла­ко­низ­му и по­э­тич­но­сти вы­ра­же­ния оно не зна­ет се­бе рав­ных сре­ди до­шед­ших до нас про­из­ве­де­ний от­цов Церк­ви этой эпо­хи. Ве­ро­ят­но, оно чи­та­лось в церк­ви на Пас­ху непо­сред­ствен­но по­сле вет­хо­за­вет­ных чте­ний из кни­ги Ис­ход (на это ука­зы­ва­ют пер­вые сло­ва со­чи­не­ния: «Пи­са­ние об ис­хо­де ев­ре­ев про­чи­та­но, и сло­ва та­ин­ства изъ­яс­не­ны»). Неко­то­рые уче­ные пред­по­ла­га­ют, что оно чи­та­лось не в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, а в Ве­ли­кую Пят­ни­цу, ибо Ве­ли­кая Пят­ни­ца – день, по­свя­щен­ный вос­по­ми­на­нию стра­да­ний и крест­ной смер­ти Иису­са Хри­ста – с глу­бо­кой древ­но­сти на­зы­ва­лась хри­сти­а­на­ми Пас­хой Рас­пя­тия, в от­ли­чие от Пас­хи Вос­кре­се­ния, празд­ну­е­мой в «день Солн­ца». Об­раз Хри­ста стра­да­ю­ще­го и рас­пи­на­е­мо­го был неот­де­лим в со­зна­нии ран­них хри­сти­ан от об­ра­за Хри­ста вос­крес­ше­го, и Ве­ли­кая Пят­ни­ца яв­ля­лась на­ча­лом Пас­халь­но­го тор­же­ства. Срав­не­ние это­го со­чи­не­ния св. Ме­ли­то­на с бо­го­слу­жеб­ны­ми тек­ста­ми Страст­ной сед­ми­цы по­ка­зы­ва­ет, что про­по­ве­ди св. Ме­ли­то­на, воз­мож­но, бы­ли од­ним из ис­точ­ни­ков со­став­лен­ных впо­след­ствии ан­ти­фо­нов Ве­ли­кой Пят­ни­цы.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест