Дни памяти:

28 января

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Краткое житие священномученика Михаила Самсонова

Со­глас­но до­ку­мен­там, в церк­ви се­ла Рас­киль­ди­но Ше­мур­шин­ско­го рай­о­на Чу­ва­шии во вре­мя раз­ма­ха ре­прес­сий свя­щен­ни­ком слу­жил Сам­со­нов Ми­ха­ил Сам­со­но­вич. В де­каб­ре 1937 го­да его аре­сто­ва­ли и осу­ди­ли на 10 лет тю­рем­но­го за­клю­че­ния. 28 ян­ва­ря 1942 го­да, не пе­ре­не­ся бес­че­ло­веч­ных усло­вий со­дер­жа­ния в за­клю­че­нии, отец Ми­ха­ил Сам­со­нов скон­чал­ся.
Рас­киль­дин­ской церк­ви свя­щен­ни­ка боль­ше не да­ли, и она сто­я­ла на зам­ке. 8 ав­гу­ста 1941 го­да бы­ло вы­не­се­но офи­ци­аль­ное ре­ше­ние о за­кры­тии церк­ви, во вре­мя вой­ны она бы­ла пре­вра­ще­на в го­судар­ствен­ное зер­но­хра­ни­ли­ще. Толь­ко в ап­ре­ле 1945 го­да цер­ковь бы­ла сно­ва от­кры­та и дей­ству­ет по на­сто­я­щее вре­мя. Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 27 де­каб­ря 2007 го­да про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Сам­со­нов был при­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков.

Ис­точ­ник: pstgu.ru

Полное житие священномученика Михаила Самсонова

Священномученик Михаил родился 15 сентября 1867 года в деревне Шор-Касы Атаевской волости Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Шумерлинского района Чувашии) в семье крестьянина.

В 1880 году Михаил окончил Ходаровское инородческое начальное народное училище. Окончил Симбирскую Духовную семинарию в 1892 году, в этом же году был рукоположен в сан диакона к селу Туваны, в 1894 году — в сан священника к селу Раскильдино Курмышского. В 1900 году был перемещен в село Красные Четаи, а в 1905 году вновь в село Раскильдино уезда. Отец Михаил активно участвует в жизни Церкви. В 1905–1908 годах состоял депутатом от духовенства на окружных и епархиальных съездах, с 1906 года назначен помошником благочинного, с 1910 года назначен заведывающим второклассной учительской школой в селе Красные Четаи, в должности которого состоял до 1918 года. С 1914 года определением Епархиального начальства назначен постоянным следователем от духовного ведомства по Курмышскому уезду.

Священноначалие отмечало труды отца Михаила наградами. В 1900 году он был награжден набедренником, в 1904 году — скуфьей. В этом же году священнику было преподано епископом Симбирским и Сызранским Никандром «Благословение Божие за заведывание Больше Токташевской и Туры Выльской церковно-приходскими школами и вообще за пастырскую деятельность». В 1912 отец Михаил был награжден камилавкой, в 1915 году — серебряной медалью в память царствования императора Александра III, темно-бронзовой медалью за первую всеобщую перепись 1897 года, серебряной медалью в память 25-летия церковно-приходских школ, светло-бронзовой медалью и серебряным нагрудным крестом в память 300-летия Дома Романовых, в 1919 году — золотым наперсным крестом, в 1923 году — саном протоиерея новопоставленным епископом Чувашской области Тимофеем (Заковым), в 1925 году — палицей. В 1924-29 годах протоиерей Михаил состоял благочинным округа.

В 1925 году обновленцы на некоторое время захватывали храм в селе Раскильдино, где служил отец Михаил. В 1929 году, служа в селе Красные Четаи священник по прошению был уволен за штат, а в 1930 году епископ Алатырский Митрофан (Гринев) благословил «возвратиться на свой приход в с. Красный Четай и не оставлять верующих без Богослужения в великие дни». В 1931 году он был награжден наперсным крестом с украшениями. В 1936 году — назначен благочинным приходов Аликовского района ЧАССР.

Продолжая пастырское служение в селе Раскильдино отец Михаил был арестован 10 декабря 1937 года. 12 декабря на допросе следователь спрашивал, проводил ли обвиняемый контрреволюционную агитацию в деревне в виде распространения провокационных слухов о гибели соввласти и колхозов. Отец Михаил обвинения отверг. На допросе, состоявшемся 19 декабря следователь спрашивал: «Какую установку вы дали председателю церковного совета Федорову Ефиму по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет? По вашей инициативе церковный совет написал заявление о разрешении церковного звона в день выборов в Верховный Совет, чтоб отвлечь избирателей от участия в выборах». Отец Михаил ответил, что виновным себя в предъявленных обвинениях не признает.

На повторном допросе в этот же день следователь спрашивал:

— Вам предъявляется обвинение по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР, выразившееся в том, что Вы совместно с председателем церковного совета Федоровым Ефимом проводили антисоветскую деятельность, направленную по разложению колхозов и против выборов в Верховный Совет. Отдельных активистов села Вы вовлекли через опаивание водкой. Кроме того вели антисоветскую агитацию против государственных платежей. Признаете ли себя виновным в предъявленном обвинении?

— Виновным себя не признаю, а объясняю следующее: я Федорову Ефиму и другим членам церковного совета никакое заявление не сочинял, правда, Федоров Ефим по этому вопросу был у меня, но я отказался. Кто им сочинил заявление указать не могу. Когда служащий и налоговый инспектор приезжали в Раскильдинский сельсовет собирать налоги, то и меня вызвали и говорили, что ваш доход достигает до 5 тысяч рублей и из этого расчета уплатите налог. После этого я им говорил, что Вы налоги берете с потолка, у меня столько дохода нет как вы думаете. После таких разговоров я налог уплатил и ушел.

Священномученик Михаил Самсонов14 марта 1938 года в городе Шумерля состоялось закрытое заседание спецколлегии Верховного Суда Чувашской АССР на котором рассмат­ри­ва­лось дело по об­ви­нению свя­щенника церк­ви села Раскильдино Аликовского района Михаила Самсонова, старосты этой же церкви Ефима Федорова и еще двоих крестьян этого села. Им было предъявлено обвинение по статье 58 пункта 10 части 1 и пункта 11 той же статьи. Вот выписка из обвинительного приговора:

«Подсудимые Самсонов, Федоров Е., Федоров А. и Львов, находясь в тесной связи на почве выполнения религиозных обрядов в 1937 году организовались в контрреволюционную группу во главе подсудимых Самсонова и Федорова Ефима, систематически проводили противоколхозную, противоналоговую и пораженческую контрреволюционную агитацию через проводимые ими общие собрания единоличников и в частных разговорах среди населения. Кроме того, по показаниям свидетелей Краснова и других, благодаря активной религиозной деятельности подсудимого Самсонова, усилился приток верующих из прилегающих Ядринского, Красночетайского, Траковского и Аликовского районов, вследствие чего имели место срывы в производственных работах в колхозах».

В конце приговора приписка: «С осужденных в пользу десяти человек свидетелей взыскать проездных по 40 рублей».

Все четверо были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Михаил Самсонов и староста Федоров Ефим были этапированы в Алатырскую исправительно-трудовую колонию. В то время там томились многие священнослужители, такие как преподобномученик Игнатий (Лебедев) — настоятель Московского Высоко-Петровского монастыря, священномученики Димитрий Воскресенский и Николай Троицкий. Староста Федоров Ефим скончался 25 сентября 1938 года по записи врача от порока сердца и энтероколита. Отец Михаил, несмотря на преклонный возраст, ему шел 74 год, пережил многих во Христе братьев и продержался в условиях трудовой колонии почти 4 года. Не выдержав суровой зимы и постоянного недоедания, протоиерей Михаил скончался 28 января 1942 года и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.

Ис­точ­ник: сайт Чувашкой митрополии

Случайный тест

(10 голосов: 5.00 из 5)