День памяти

Житие

Па­пий Иера­поль­ский[*] – епи­скоп (ок. 60 – ок. 135), ран­не­хри­сти­ан­ский пи­са­тель. О жиз­ни его со­хра­ни­лось ма­ло све­де­ний (гл. обр. у Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го и Ири­нея Ли­он­ско­го). Па­пий Иера­поль­ский был епи­ско­пом ма­ло­ази­ат­ско­го го­ро­да Иера­по­ля и лич­но знал пред­ста­ви­те­лей пер­во­го хри­сти­ан­ско­го по­ко­ле­ния, в част­но­сти, Иоан­на Пре­сви­те­ра и до­че­рей Филип­па (ср. Деян 21:8-9). В пе­ри­од, ко­гда со­зда­ние но­во­за­вет­ной пись­мен­но­сти уже за­вер­ша­лось, Па­пий со­би­рал сви­де­тель­ства жи­во­го уст­но­го пре­да­ния о Хри­сте. Со­бран­ное им во­шло в его кни­гу «Ком­мен­та­рий Гос­под­них из­ре­че­ний» (Λογίων κυριακών εξηγήσεις) в пя­ти кни­гах, фраг­мен­ты ко­то­рой при­во­дят­ся Ев­се­ви­ем и Ири­не­ем.

Глав­ным ис­точ­ни­ком Па­пия бы­ли рас­ска­зы стар­цев, оче­вид­цев зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля. Он на­стой­чи­во рас­спра­ши­вал: «Что го­во­рил Ан­дрей, что Петр, что Филипп, что Фо­ма и Иа­ков, что Иоанн и Мат­фей или кто дру­гой из уче­ни­ков Гос­под­них». К чис­лу этих уче­ни­ков Па­пий от­но­сит так­же Ари­сти­о­на и пре­сви­те­ра Иоан­на. «Я по­ни­мал, – пи­шет он, – что кни­ги не при­не­сут мне столь­ко поль­зы, сколь­ко жи­вой, оста­ю­щий­ся в ду­ше го­лос»[1]. Па­пию при­над­ле­жат наи­бо­лее ран­ние сви­де­тель­ства о Еван­ге­ли­ях Мат­фея и Мар­ка. Кро­ме то­го, он ци­ти­ру­ет 1Пет. и 1Ин. При­ме­ча­тель­но, что эпи­зод Ин.8:3-11 Па­пий чи­тал в Еван­ге­лии ев­ре­ев. По сви­де­тель­ству св. Ири­нея Ли­он­ско­го, Па­пий, ссы­ла­ясь на агра­фы, пред­став­лял се­бе Цар­ство Бо­жье в ви­де зем­но­го про­цве­та­ния вер­ных[2]. Этот хи­ли­азм, ве­ду­щий свое про­ис­хож­де­ние из сре­ды иудео-хри­сти­ан­ских об­щин, вы­звал кри­ти­че­ское за­ме­ча­ние Ев­се­вия: «Я ду­маю, что он (Па­пий) пло­хо ис­тол­ко­вал апо­столь­ские сло­ва и не по­нял их про­об­ра­зо­ва­тель­но­го и та­ин­ствен­но­го смыс­ла, ибо был ума ма­ло­го». Так­же и св. Ири­ней скло­нен объ­яс­нять хи­ли­азм Па­пия непра­виль­ным по­ни­ма­ни­ем апо­столь­ских ал­ле­го­ри­че­ских об­ра­зов. Тем не ме­нее Ев­се­вий при­зна­ет, что Па­пий поль­зо­вал­ся в Церк­ви боль­шим ува­же­ни­ем, в част­но­сти, со сто­ро­ны св. Ири­нея Ли­он­ско­го.

От Па­пия Иеро­поль­ско­го мы зна­ем, что еван­ге­лист Марк был спут­ни­ком ап. Пет­ра и что еван­ге­лист Мат­фей на­пи­сал свое бла­го­вест­во­ва­ние по-ев­рей­ски.


При­ме­ча­ния

[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

[1] Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, Цер­ков­ная Ис­то­рия, III,39.

[2] Ири­ней Ли­он­ский, Про­тив ере­сей, V,33,3-4.

Случайный тест