День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Си­ме­он Бла­го­го­вей­ный[1] († 987) был мо­на­хом Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря и ду­хов­ным от­цом св. Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва.

Пре­по­доб­ный Си­ме­он не имел свя­щен­но­го са­на, но об­ла­дал глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том, и в его ли­це Си­ме­он-млад­ший об­рел то­го, ко­го дол­го ис­кал. Юный Си­ме­он так лю­бил сво­е­го учи­те­ля, что по­чи­тал его за свя­то­го и счи­тал се­бя недо­стой­ным при­кос­нуть­ся к его одеж­де или по­це­ло­вать ме­сто, где тот сто­ял во вре­мя мо­лит­вы.

От­но­ше­ние Си­мео­на-млад­ше­го к Си­мео­ну-стар­ше­му бы­ло ос­но­ва­но на пол­ном по­слу­ша­нии: он при­слу­жи­вал сво­е­му учи­те­лю и не смел ни ша­га сде­лать без его ука­за­ния. В сво­их тру­дах Си­ме­он при­во­дит лю­бо­пыт­ные све­де­ния об ас­ке­ти­че­ских взгля­дах стар­ца и его ме­то­дах ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства. Од­на­жды по воз­вра­ще­нии в ке­ллию по­сле уто­ми­тель­но­го дня юный Си­ме­он от­ка­зы­вал­ся от пи­щи, опа­са­ясь, что не смо­жет стать на мо­лит­ву. Но ста­рец ве­лел ему есть без вся­ко­го сму­ще­ния. "Итак..., мы на­елись и на­пи­лись да­же сверх необ­хо­ди­мо­го; ел и он, снис­хо­дя к мо­ей немо­щи. За­тем, ко­гда стол был убран, он го­во­рит мне: "Знай, ча­до, что ни по­сту, ни бде­нию, ни те­лес­но­му тру­ду, ни ка­ко­му-ли­бо дру­го­му из пра­вых дей­ствий не ра­ду­ет­ся Бог, но яв­ля­ет­ся толь­ко сми­рен­ной, нелю­бо­пыт­ной и доб­рой ду­ше и серд­цу". Уче­ник уди­вил­ся услы­шан­но­му и, по­кло­нив­шись до зем­ли, ис­про­сил бла­го­сло­ве­ния и мо­литв стар­ца. От­пус­кая его, ста­рец за­по­ве­дал ему про­чи­тать на ночь лишь Три­свя­тое и лечь. По­сле че­го, ко­гда Си­ме­он вер­нул­ся к се­бе и стал чи­тать Три­свя­тое, про­изо­шло ми­сти­че­ское оза­ре­ние, он уви­дел Бо­же­ствен­ный свет и в нем – сво­е­го стар­ца".

Си­ме­он го­во­рит о глу­бо­кой ми­сти­че­ской жиз­ни са­мо­го стар­ца и сви­де­тель­ству­ет, что у него бы­ва­ли ви­де­ния Бо­же­ствен­но­го све­та. В 16-м Огла­си­тель­ном cло­ве Си­ме­он упо­ми­на­ет, что ча­сто слы­шал от ду­хов­но­го от­ца "о бы­ва­ю­щих с по­движ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­ных оза­ре­ни­ях с неба, о мно­же­стве све­та и со­бе­се­до­ва­ни­ях Бо­га с людь­ми через него". В 5-м Нрав­ствен­ном cло­ве Си­ме­он пе­ре­ска­зы­ва­ет свою бе­се­ду со стар­цем по­сле пер­во­го ви­де­ния све­та. Это диа­лог меж­ду че­ло­ве­ком, ко­то­рый толь­ко что впер­вые пе­ре­жил ми­сти­че­ский опыт, и тем, кто дав­но об­ла­да­ет по­доб­ным опы­том.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест