День памяти

29 февраля  (переходящая)

Житие

Ве­ли­кий пост пред­ва­ря­ют под­го­то­ви­тель­ные Неде­ли и сед­ми­цы.

При­го­тов­ле­ние к Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­це на­чи­на­ет­ся вско­ре по­сле празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния. Соб­ствен­но Че­ты­ре­де­сят­ни­цу пред­ва­ря­ют че­ты­ре под­го­то­ви­тель­ные Неде­ли (вос­кре­се­нья): о мы­та­ре и фа­ри­сее (без сед­ми­цы), о блуд­ном сыне, мя­со­пуст­ная (мя­со-от­пуст­ная) и сы­ро­пуст­ная (сы­ро-от­пуст­ная, сыр­ная) (с сед­ми­ца­ми). В при­го­то­ви­тель­ные Неде­ли и сед­ми­цы Цер­ковь под­го­тав­ли­ва­ет ве­ру­ю­щих к по­сту по­сте­пен­ным вве­де­ни­ем воз­дер­жа­ния: по­сле сплош­ной сед­ми­цы вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по­сты сре­ды и пят­ни­цы; за­тем сле­ду­ет выс­шая сте­пень при­го­то­ви­тель­но­го воз­дер­жа­ния – за­пре­ще­ние вку­шать мяс­ную пи­щу. В при­го­то­ви­тель­ных служ­бах Цер­ковь, на­по­ми­ная о пер­вых днях ми­ра и че­ло­ве­ка, о бла­жен­ном со­сто­я­нии пра­ро­ди­те­лей и их па­де­нии, о при­ше­ствии на зем­лю Сы­на Бо­жия для спа­се­ния че­ло­ве­ка, рас­по­ла­га­ет ве­ру­ю­щих к по­сту, по­ка­я­нию и ду­хов­но­му по­дви­гу.

В си­нак­са­ре сыр­ной суб­бо­ты го­во­рит­ся, что по­доб­но то­му, «как во­жди пред опол­чен­ным вой­ском, уже сто­я­щим в строю, го­во­рят о по­дви­гах древ­них му­жей и тем обод­ря­ют во­и­нов, так и свя­тые от­цы всту­па­ю­щим в пост ука­зы­ва­ют на свя­тых му­жей, про­си­яв­ших в по­сте, и на­уча­ют, что пост со­сто­ит не толь­ко в от­чуж­де­нии сне­дей, но и в обуз­да­нии язы­ка, серд­ца и очей».

Та­кое при­го­тов­ле­ние к по­сту Че­ты­ре­де­сят­ни­цы есть древ­нее уста­нов­ле­ние Церк­ви. Так, уже зна­ме­ни­тые про­по­вед­ни­ки IV ве­ка свя­тые Ва­си­лий Ве­ли­кий, Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский в сво­их бе­се­дах и сло­вах го­во­ри­ли о воз­дер­жа­нии в Неде­ли, пред­ше­ству­ю­щие Ве­ли­ко­му по­сту. В VIII ве­ке пре­по­доб­ные Фе­о­дор и Иосиф Сту­ди­ты со­ста­ви­ли служ­бы на Неде­ли о блуд­ном сыне, мя­со­пуст­ную и сы­ро­пуст­ную; в IX ве­ке Ге­ор­гий, мит­ро­по­лит Ни­ко­ми­дий­ский, со­ста­вил ка­нон на Неде­лю о мы­та­ре и фа­ри­сее.

Сыр­ной сед­ми­цей, или мас­ле­ни­цей, на­зы­ва­ет­ся сед­ми­ца, сле­ду­ю­щая за Неде­лей мя­со­пуст­ной. В ее про­дол­же­ние не вку­ша­ет­ся мя­со, но пост на осталь­ные ско­ром­ные про­дук­ты в сре­ду и пят­ни­цу от­ме­ня­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу не со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия. За ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем во втор­ник впер­вые чи­та­ет­ся мо­лит­ва свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на, ко­то­рая мно­го­крат­но по­вто­ря­ет­ся за все­ми ве­ли­ко­пост­ны­ми бо­го­слу­же­ни­я­ми.

Сыр­ная сед­ми­ца – пред­две­рие Ве­ли­ко­го по­ста. Свя­тая Цер­ковь на­зы­ва­ет ее «свет­лым пред­пу­ти­ем воз­дер­жа­ния», «на­ча­лом уми­ле­ния и по­ка­я­ния», по­это­му не по­до­ба­ет ис­тин­ным ча­дам Церк­ви Хри­сто­вой пре­да­вать­ся в мас­ле­ни­цу раз­гу­лу, мир­ским за­ба­вам и раз­вле­че­ни­ям.

В сыр­ную суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся вос­по­ми­на­ние свя­тых му­жей и жен, «в пост­ни­че­стве про­си­яв­шие свет­ло, пре­по­доб­но же по­жив­шия». При­ме­ром свя­тых по­движ­ни­ков Цер­ковь укреп­ля­ет нас на по­двиг ду­хов­ный, «яко да и пер­во­об­раз­но­му, незло­би­во­му взи­ра­ю­ще жи­тию их, мно­го­вид­ныя и раз­лич­ныя де­ла­ем доб­ро­де­те­ли, яко­же ко­муж­до си­ла есть», пом­ня, что и свя­тые по­движ­ни­ки и по­движ­ни­цы, про­слав­ля­е­мые Цер­ко­вью, бы­ли людь­ми, об­ле­чен­ны­ми немо­ща­ми пло­ти по­доб­но нам.

В эту по­след­нюю пе­ред Ве­ли­ким по­стом суб­бо­ту Цер­ковь при­зы­ва­ет пра­во­слав­ных хри­сти­ан по­чтить «в под­ви­зех про­си­яв­шия бо­же­ствен­ныя от­цы, яже из­не­се сво­им вся­кое ме­сто, и град, и стра­на». Как на­пут­ствие пе­ред про­хож­де­ни­ем по­дви­га по­ста Цер­ковь пред­ла­га­ет нам жи­тия всех тех, кто по­дви­гом пост­ным во­шел в «рай сла­до­сти», на­сла­жда­ясь ныне Небес­но­го Цар­ствия. Этот древ­ний празд­ник объ­еди­нил па­мя­ти мно­же­ства свя­тых раз­ных стран и на­ро­дов, при­чем для неко­то­рых из них этот день остал­ся един­ствен­ным днем их глас­но­го цер­ков­но­го по­ми­но­ве­ния. На сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье, в хра­мах со­вер­ша­ет­ся так на­зы­ва­е­мый «Чин про­ще­ния», ко­гда хри­сти­ане вза­им­но ис­пра­ши­ва­ют друг у дру­га про­ще­ния обид, чтобы с чи­стой со­ве­стью и мир­ной ду­шой всту­пить в свя­тое вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, под­ра­жая хо­тя бы в эти дни Че­ты­ре­де­сят­ни­цы по­дви­гу ве­ли­ких пре­по­доб­ных от­цов.

Сыр­ная суб­бо­та – это осо­бен­ный и един­ствен­ный день в го­ду, ко­гда со­вер­ша­ет­ся па­мять всех мо­на­ше­ству­ю­щих. И есте­ствен­но, что их па­мять со­вер­ша­ет­ся неза­дол­го пе­ред на­ча­лом Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что «жи­тие пост­ни­че­ское» – это про­сто си­но­ним мо­на­ше­ской жиз­ни, и по­то­му что в жи­тии пост­ни­че­ском все, не толь­ко мо­на­хи, но и ми­ряне, и бе­лое ду­хо­вен­ство – все под­ра­жа­ют этой мо­на­ше­ской доб­ро­де­те­ли. По­это­му по­след­няя пред­пост­ная суб­бо­та – празд­ник, ко­гда Цер­ковь пред­ла­га­ет осо­бен­но, ко­неч­но, мо­на­хам по­учить­ся у тех, кто про­шел этим жиз­нен­ным пу­тем так, что по­пал в Цар­ствие Небес­ное, а так­же и всем во­об­ще хри­сти­а­нам по­учить­ся у мо­на­ше­ства то­му, в чем со­сто­ит мо­на­ше­ство глав­ным об­ра­зом.

В Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, вошли:

Авваки́р Египетский, прп.
Агапи́т, прп.
Агапи́т, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ало́ний Египетский, прп.
Аммо́на Египетский, прп.
Аммона́фа Египетский, пустынник, прп.
Аммо́ний Египетский, прп.
Амо́н Египетский, прп.
Антио́х Палестинский, прп.
Анфи́м, ученик прп. Саввы Освященного, прп.
А́рис Египетский, прп.
А́ттик, архиепископ Константинопольский, свт.
Афинодо́р, ученик прп. Пахомия Великого, прп.
Афр Египетский, прп.
Афроди́сий, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ахи́лла, прп.
Вави́ла Тарсийский, прп.
Васи́лий иерей, из послушания во гроб вселившийся, прп.
Вениами́н Нитрийский, прп.
Вити́мий Египетский, прп.
Врие́на Нисивийская, прп.
Га́ий, прп.
Гела́сий Палестинский, прп.
Ге́рман Вифлеемский, прп.
Далма́той (Ма́той), прп.
Дании́л Скитский, прп.
Диадо́х Фотикийский, блж.
Дометиа́н, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Евла́лий (Евла́вий), епископ Кесарийский (Каппадокийский), свт.
Евло́гий Фиваидский, прп.
Евпра́ксия, прп.
Елла́дий Келлийский, прп.
Зино́н, прп.
Зои́л, прп.
Ивистио́н, прп.
Иера́кс Египетский, пустынник, прп.
Иереми́й, ученик прп. Са́ввы Освященного, прп.
Ие́рия Нисивийская, прп.
Иоа́нн Савваит, прп.
Ио́сиф Египетский, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Ипере́хий, прп.
Иса́ия Скитский, прп.
Иси́хий Иерусалимский, прп.
Исхирио́н, прп.
Иули́тта (Иу́лия) Тавеннская, Египетская, прп.
Иу́ста (Иусти́на), прп.
Иусти́н Великий, прп.
Ка́ллист, прп.
Ка́стор, прп.
Кли́мент Римский, сщмч.
Лавре́нтий Египетский, прп.
Лео́нтий, прп.
Ло́нгин, прп.
Лот Египетский, прп.
Ма́той (Далма́той) Келлийский (Раифский), прп.
Милл, воскреситель умерших, прп.
Навкра́тий Студит, прп.
Нафана́ил Нитрийский, прп.
Некта́рий, архиепископ Константинопольский, свт.
Нисфе́рой, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Нон, епископ Илиопольский, свт.
Орси́сий (Орти́сий) Египетский, прп.
Паламо́н Египетский, наставник прп. Пахо́мия Великого, прп.
Палла́дий Еленопольский, прп.
Папп (Па́мво), епископ Критский, свт.
Пассарио́н, наставник прп. Евфи́мия Великого, прп.
Пафну́тий Преславный, прп.
Петро́ний Египетский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Пинну́фрий Египетский, прп.
Пио́р Нитрийский, прп.
Питиру́н Фиваидский, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Руф, прп.
Сарма́т, ученик прп. Анто́ния Великого, прп.
Са́рра Ливийская, Египетская, дева, отшельница, прп.
Серапио́н Нитрийский, прп.
Сери́д Палестинский, прп.
Силуа́н Египетский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Сильва́н Скитский, прп.
Симео́н Столпник, Киликийский, прп.
Тифо́й Фиваидский, ученик прп. Пахо́мия Великого, прп.
Фала́ссий, прп.
Феди́м Амасийский, прп.
Фео́дор Египетский, прп.
Фео́дор Фермийский, прп.
Феоду́л Синайский, прп.
Феоду́ла, прп.
Фео́на Скитский, прп.
Фо́ка Палестинский, прп.
Фомаи́да Нисивийская, прп.

Случайный тест