День памяти

Житие

Свя­ти­тель Тит[1] († ок. 378), епи­скоп го­ро­да Бо­ст­ра в Ара­вии Ав­ра­ни­тис, уче­ный пи­са­тель и ора­тор. Юли­ан От­ступ­ник, вви­ду неуря­диц в Бо­ст­ре по слу­чаю вос­ста­нов­ле­ния язы­че­ства, объ­явил Ти­ту что со­чтет его и про­чее хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство от­вет­ствен­ным за бес­по­ряд­ки в го­ро­де. В от­вет свя­ти­тель Тит пи­сал что, хо­тя хри­сти­ан в го­ро­де боль­ше чем языч­ни­ков, паства оста­лась в ми­ре бла­го­да­ря его уве­ще­ва­ни­ям и, несм­то­ря на про­во­ка­ции языч­ни­ков, не на­ру­шит спо­кой­ствия и впредь. То­гда Юли­ан из­дал ре­скрипт граж­да­нам Бо­ст­ры 1 ав­гу­ста 362 го­да, пред­ла­гая им из­гнать Ти­та прочь за то, что он "очер­нил" жи­те­лей го­ро­да, го­во­ря что они со­хра­ня­ют мир бла­го­да­ря его епи­скоп­ским уве­ще­ва­ни­ям, а не сво­е­му соб­ствен­но­му мир­но­му нра­ву. Од­на­ко, ко вре­ме­ни кон­чи­ны Юли­а­на, Тит оста­вал­ся Бо­стрий­ским епи­ско­пом.

Тит при­чис­ля­ет­ся к епи­ско­пам, под­пи­сав­шим по­сла­ние к им­пе­ра­то­ру Иови­а­ну от Ан­тио­хий­ско­го Со­бо­ра в 363 го­ду, в ко­то­ром Ни­кей­ский сим­вол при­ни­мал­ся с ого­вор­кой в поль­зу "по­лу­а­ри­ан­ской" трак­тов­ки по­ня­тия еди­но­су­щия.

Кон­чи­на Ти­та да­ти­ру­ет­ся при­бли­зи­тель­но 378 го­дом.

Со­зо­мен на­зы­ва­ет Ти­та, вме­сте с Ев­се­ви­ем Емес­ским, Ва­си­ли­ем Ан­кир­ским, свт. Ки­рил­лом Иеру­са­лим­ским и дру­ги­ми, од­ним из ве­ли­ких цер­ков­ных пи­са­те­лей вре­мен Кон­стан­ция. Бла­жен­ный Иеро­ним го­во­рит о Ти­те как о пи­са­те­ле, чья мир­ская эру­ди­ция бы­ла столь же за­ме­ча­тель­на сколь его зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Бла­жен­ный Иеро­ним го­во­рит о "силь­ных" ("fortes") кни­гах свя­ти­те­ля Ти­та про­тив ма­ни­хе­ев и "nonnulla alia". На труд про­тив ма­ни­хе­ев так­же ссы­ла­ют­ся Епи­фа­ний и Фе­о­до­рит. Из тру­дов Ти­та до на­ча­ла XXI ве­ка до­шла лишь ма­лая до­ля.

Его че­ты­рех­том­ник "Про­тив ма­ни­хе­ев" ("Contra Manichæos") - один из важ­ней­ших об­ли­чи­тель­ных тру­дов сво­е­го ро­да, изоби­лу­ет ци­та­та­ми ма­ни­хей­ских пи­са­те­лей. В од­ном ме­сте Тит ка­жет­ся скло­ня­ю­щим­ся к Ори­ге­но­ву взгля­ду на вре­мен­ность адских мук. Чет­вер­ная и боль­шая часть тре­тьей кни­ги из­вест­на толь­ко в си­рий­ском пе­ре­во­де (греч. и сир. тек­сты изд. Ла­гар­дом в Бер­лине, 1859; ма­ну­скрип­ты со­дер­жа­лись в биб­лио­те­ке Йо­хан­не­ум в Гам­бур­ге).

От дру­гих ра­бот Ти­та со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты, в част­но­сти тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие. Из них вид­но, что Тит при­над­ле­жал к ан­тио­хий­ской эк­зе­ге­ти­че­ской шко­ле, де­лая боль­ше упо­ра на до­слов­ное, неже­ли ал­ле­го­ри­че­ское, тол­ко­ва­ние. Из­да­ния: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (но­вая се­рия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.


При­ме­ча­ние

[1] Не вк­лю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест