Денница

Аудио-версия статьи

***

Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утрен­няя звезда, заря; 2) люци­фер, одно из имен диа­вола.

dennica - Денница

Гюстав Доре «Поте­рян­ный рай»

1) В бли­жай­шем и непо­сред­ствен­ном зна­че­нии это слово упо­треб­ля­ется при сопо­став­ле­ниях для более яркого выра­же­ния и рас­кры­тия тех или иных бого­слов­ских истин, идей.

а) Напри­мер, псал­мо­пе­вец исполь­зо­вал слово «ден­ница» в стихе о пред­веч­ном рож­де­нии Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое» (Пс.109:3). Так, посред­ством, каза­лось бы, неза­мыс­ло­ва­того срав­не­ния, он пред­ста­вил важ­ней­шие дог­ма­ти­че­ские поло­же­ния:

  • Как роса рож­да­ется прежде ден­ницы, так и Сын Божий рожден прежде зари миро­зда­ния.
  • Как роса бес­страстно про­ис­хо­дит из утрен­него тумана, так и Сын Божий бес­страстно рож­да­ется от Бога Отца.
  • Как роса имеет единую при­роду с тума­ном, так и Сын Божий еди­но­су­щен Богу Отцу.

б) Мно­го­стра­даль­ный Иов, про­кли­ная ночь своего зача­тия, также вспо­ми­нал о ден­нице: «Да померк­нут звезды рас­света её: пусть ждет она света, и он не при­хо­дит, и да не увидит она ресниц ден­ницы» (Иов.3:9). В данном случае мета­фо­ри­че­ским обра­зом про­кля­той, непре­станно для­щейся ночи, под­черк­нута глу­бина душев­ного напря­же­ния Иова, стре­мив­ше­гося объ­яс­нить для себя смысл вне­запно обру­шив­шихся на него бед­ствий.

2) Непо­сред­ствен­ным пово­дом к упо­треб­ле­нию имени «ден­ница» в отно­ше­нии диа­вола служит про­воз­ве­стие про­рока Исаии: «Как упал ты с неба, ден­ница, сын зари! раз­бился о землю, попи­рав­ший народы» (Ис.14:12).

Будучи по своему есте­ству анге­лом, изна­чально при­над­ле­жав­шим к одному из высших чинов небес­ной иерар­хии, диавол, до своего пре­ступ­ле­ния, обла­дал мно­го­чис­лен­ными совер­шен­ствами. И своей све­то­зар­но­стью, свя­зан­ной с вос­при­я­тием и отоб­ра­же­нием Боже­ствен­ного Света, он пре­вос­хо­дил многих других свет­лых анге­лов.

О том, какими бла­гами он был одарён и укра­шен, Бог напом­нил ему через про­рока Иезе­ки­иля: «Ты был пома­зан­ным херу­ви­мом, чтобы осе­нять, и Я поста­вил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огни­стых камней. Ты совер­шен был в путях твоих со дня сотво­ре­ния твоего, доколе не нашлось в тебе без­за­ко­ния» (Иез.28:14–15).

Став духом злобы, миро­пра­ви­те­лем тьмы (Еф.6:12), люци­фер утра­тил пер­во­быт­ную све­то­зар­ность и кра­соту. Назы­вая диа­вола «ден­ни­цей», Писа­ние обна­ру­жи­вает, чего он лишился и на что про­ме­нял своё бого­по­доб­ное досто­ин­ство; напо­ми­нает, что вина за его без­за­ко­ние лежит исклю­чи­тельно на нём.

Другой при­чи­ной име­но­ва­ния диа­вола «утрен­ней звез­дой» служит его умение при­ни­мать, в целях обо­льще­ния людей, ложный вид анге­лов света (2Кор. 11:14) и даже Самого Бога. Заме­тим, что Утрен­ней Звез­дой, или Ден­ни­цей, име­ну­ется и Гос­подь: «Я, Иисус… Я есмь корень и пото­мок Давида, звезда свет­лая и утрен­няя (в ц.-сл. вари­анте — ден­ница)» (Откр. 22:16).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки