Как читать с детьми Священное Писание. Как говорить с детьми о Боге — иерей Никита Заболотнов

Как читать с детьми Священное Писание. Как говорить с детьми о Боге — иерей Никита Заболотнов

(15 голосов4.9 из 5)

Беседа свя­щен­ника Никиты Забо­лот­ного, кли­рика храма свв. апо­сто­лов Петра и Павла г. Полев­ской Ека­те­рин­бург­ской епархии.

Текст беседы явля­ется рас­шиф­ров­кой виде­обе­седы и отре­дак­ти­ро­ван автором.

Об авторе

Иерей Никита Забо­лот­нов, кли­рик храма свв. апо­сто­лов Петра и Павла г. Полев­ской Ека­те­рин­бург­ской епархии.

Родился 3 марта 1982 года. Окон­чил Тоболь­скую духов­ную семи­на­рию и Ураль­ский госу­дар­ствен­ный про­фес­си­о­нально-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет, УГППУ. (С 2001 года — РГППУ.) Женат, в семье рас­тут три дочери.

Автор зани­ма­ется вопро­сами педа­го­гики 16 лет; раз­ра­бо­тал про­грамму Нрав­ствен­ных бесед с под­рост­ками, как для Вос­крес­ных школ, так и для светских.


 

Беседа на тему: “Как читать с детьми Священное Писание. Как говорить с детьми о Боге”

Гово­рить с детьми о Боге, читать Свя­щен­ное Писа­ние — это очень важ­ные аспекты хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. Какой образ Бога мы созда­дим у детей, как доне­сем до них истины Еван­ге­лия — такой рели­ги­оз­ный опыт наши дети выне­сут из детства.

В нашей сего­дняш­ней беседе мы пого­во­рим о том, как читать с детьми Свя­щен­ное Писа­ние и как с детьми гово­рить о Боге.

О воспитании детей

Иерей Никита Заболотнов
Отец Никита с семьей

Но начать мне хоте­лось с вопроса, на каком месте в жизни роди­те­лей — в первую оче­редь в жизни мамы — нахо­дится вос­пи­та­ние детей, насколько это важно и ценно само по себе. Вот пред­ставьте себе ситу­а­цию: мно­го­дет­ная мама, трое — чет­веро деток, сидит в декрете, может ли она спо­койно отве­тить на вопрос: «Чем ты зани­ма­ешься?», «Я зани­ма­юсь вос­пи­та­нием детей»? Чаще всего нет — нам непри­ятно, кажется, это как-то непра­вильно, стыдно, как будто это какой-то без­дель­ник, как будто я сижу дома и ничего не делаю, бью баклуши. А ведь вос­пи­та­ние детей — это очень слож­ный, тру­до­ем­кий, твор­че­ский про­цесс, и, как мне кажется, мно­гие про­блемы идут отсюда.

Вос­пи­та­ние детей у нас стоит на каком-то послед­нем или пред­по­след­нем месте. Мы посто­янно чему-то учимся, совер­шен­ствуем себя в про­фес­сии, в увле­че­нии и хобби, но вос­пи­та­ние детей как будто идёт фоном, но в этом слу­чае у нас и вос­пи­та­ние полу­ча­ется — фоно­вое. Ну, и соот­вет­ственно, точно такие же и итоги. Если нам важно то, что полу­чится из наших детей, то нам нужно этому учиться и посто­янно совершенствоваться.

По боль­шому счёту, на вопрос «что явля­ется самым важ­ным в вос­пи­та­нии» можно отве­тить, что это фор­ми­ро­ва­ние сове­сти. Инте­ресно, что в еврей­ском языке слово «совесть» и слово «ком­пас» одно­ко­рен­ные, потому что совесть — это ком­пас в мире посто­ян­ного выбора между доб­ром и злом. Совесть — это то, что ука­зы­вает нам, где добро, как нужно пра­вильно посту­пать; и где зло и как посту­пать не нужно. И вот фор­ми­ро­ва­ние сове­сти — это и есть про­цесс воспитания.

Вос­пи­та­ние — это раз­ви­тие хоро­ших навы­ков и при­вы­чек. Можно ска­зать, что хоро­шее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние — это вак­цина про­тив наших жела­ний. Потому что, когда мы не умеем свои жела­ния огра­ни­чи­вать, они посте­пенно берут над нами власть, и чело­век начи­нает жить по своим стра­стям. А пра­виль­ный навык, если он вос­пи­тан в дет­стве, помо­гает чело­веку с этими стра­стями спра­виться. Но здесь важно пони­мать, что вос­пи­та­ние — это не дрес­си­ровка. Роди­тели должны пред­по­честь не пяти­ми­нут­ный резуль­тат, когда мы ребенку ска­зали, нака­зали его,  и спо­койно зани­ма­емся своим делом, а должны научиться воз­бу­дить жела­ние в ребенке быть хоро­шим. Жела­ние. Как это жела­ние воз­бу­дить — мы об этом будем гово­рить на наших встречах.

Есть поло­жи­тель­ное, а есть отри­ца­тель­ное усво­е­ние опыта чело­ве­ком. Так вот, наша задача как педа­го­гов — а все мы явля­емся педа­го­гами, кто вос­пи­ты­вает детей, — достичь вот этого поло­жи­тель­ного усвоения.

Как читать Священное Писание с детьми?

Теперь давайте вер­немся к основ­ной теме: как же пра­вильно с ребен­ком читать Свя­щен­ное Писа­ние, как гово­рить с детьми о Библии?

Все мы, хри­сти­ане, читаем сами Свя­щен­ное Писа­ние. Кто-то читает Еван­ге­лие, кто-то пери­о­ди­че­ски читает всю Биб­лию, кто-то читает про­сто отрывки, кото­рые чита­ются в храме в этот день, кто-то посте­пенно про­чи­ты­вает от главы к главе, кто-то читает уже более осо­знанно, с тол­ко­ва­ни­ями. Но, тем не менее, для каж­дого хри­сти­а­нина Биб­лия явля­ется настоль­ной кни­гой, и нам очень важно, чтобы такой же кни­гой Биб­лия стала и для наших детей. Как им об этом гово­рить, как с детьми раз­ных воз­рас­тов читать Библию?

Мы с вами должны стать апо­сто­лами, про­по­вед­ни­ками, про­ро­ками для соб­ствен­ных детей. У каж­дого из нас есть такая воз­мож­ность — стать апо­сто­лами, стать тем, кто несет Бла­гую весть в мир, кто несет Бла­гую весть тем, кто о ней ещё пока ничего не знает. Ведь наши дети пока еще мало знают о Бла­гой вести, и мы можем высту­пить апо­сто­лами. А вот от каче­ства нашего бла­го­вест­во­ва­ния будет зави­сеть каче­ство усво­е­ния этой Бла­гой вести. Если вме­сте со сло­вами мы будем под­твер­ждать это делами, несо­мненно, резуль­тат будет лучше, чем если мы будем только гово­рить и лишь только про­по­ве­до­вать. Наша задача, по боль­шому счёту, обра­тить наших деток ко Хри­сту. Наша задача мис­си­о­нер­ская. Мы должны нести мис­сию в соб­ствен­ной семье, но это очень непросто.

Отрицательный опыт

Начать мне бы хоте­лось с отри­ца­тель­ного опыта, то есть с оши­бок, кото­рые допус­кают роди­тели при изу­че­нии и чте­нии Свя­щен­ного Писа­ния с детьми.

Упро­ще­ние

Итак, пер­вая ошибка, с кото­рой мы очень часто стал­ки­ва­емся — это когда мы читаем Биб­лию с малень­кими детьми и чрез­мерно упро­щаем её, и начи­наем с ними сюсю­каться. Мы должны упро­щать биб­лей­ский текст, чтобы он был более поня­тен ребёнку, но нужна мера и трез­во­мыс­лие. В конце кон­цов, заду­ма­емся: ведь мы можем пере­врать Свя­щен­ное Писа­ние и пере­дать ребенку совсем не то, что хотел через это ска­зать и доне­сти до нас Гос­подь. Мы можем пере­врать Свя­щен­ный текст. Поэтому обя­за­тельно нужно гото­виться. Сколько я ни рас­спра­ши­вал роди­те­лей, даже и свя­щен­ни­ков, кото­рые читают со сво­ими детьми Биб­лию: «вы гото­ви­тесь?» — «Нет, а зачем?». Как будто это так про­сто. Мы все пре­красно знаем, что очень не легко слож­ные вещи рас­ска­зать про­стым язы­ком. Это дей­стви­тельно так. Поэтому обя­за­тельно нужно гото­виться и всё про­ду­мы­вать — как и что мы рас­ска­жем детям.

Не нужно опи­раться только на текст какой-то дет­ской Биб­лии: вот мы про­чи­таем эту дет­скую Биб­лию, кар­тинки посмот­рим, и всё. Пере­дача веры — это пере­дача опыта, это пере­дача горе­ния сердца. Его невоз­можно пере­дать про­сто через книгу — если я про­чи­тал книгу и посмот­рел кар­тинки — всё, мой ребе­нок теперь пове­рил, веру пере­нял. Мы обя­за­тельно должны свое отно­ше­ние к этому так и или иначе пока­зать. Какие-то темы, кото­рые невоз­можно про­сто объ­яс­нить, нужно так и ска­зать: оста­вим это на потом. Сильно упро­стить гораздо хуже, чем рас­ска­зать менее подробно. Потому что когда мы всё упро­щаем, у ребенка скла­ды­ва­ется такое впе­чат­ле­ние, что Свя­щен­ное Писа­ние — это такая про­стая милая ска­зочка, потому что мы рас­ска­зали то, что он якобы может понять. Не надо бояться того, что мы можем ска­зать: а вот тут ещё вот есть вот это, но об этом мы пого­во­рим, почи­таем с тобой позднее.

Слиш­ком много

Вто­рая ошибка — слиш­ком боль­шой объем за раз. У всех у нас раз­ное вос­при­я­тие. Если мы будем слиш­ком много сразу вкла­ды­вать — что-то, а воз­можно и самое важ­ное, не усво­ится. Не нужно спе­шить. Если мы начали читать Биб­лию с дет­ками там в пять, шесть лет или в четыре года — я вас уве­ряю, мы не на раз успеем ее всю про­чи­тать и пого­во­рить о биб­лей­ских сюже­тах. Почему бывает так, что слиш­ком боль­шой объем чита­ется — ну потому, что очень часто нет регу­ляр­но­сти. Если уж кто-то – там, папа или мама, взя­лись, то уж надо сде­лать так, что как мини­мум там деся­тую часть мы осво­или. Так не нужно делать. Все­гда дол­жен быть какой-то неболь­шой крат­кий объём.

Хоро­шим при­ме­ром слу­жит бого­слу­же­ние. Насколько боль­шой отры­вок чита­ется на службе? Неболь­шой. Боль­шие отрывки чита­ются крайне редко, чаще всего это Вели­кий пост на Страст­ной сед­мице — в спе­ци­аль­ные дни, где мы вспо­ми­наем те или иные собы­тия. Во все осталь­ные дни в храме чита­ется неболь­шой крат­кий отры­вок, кото­рый можно запом­нить и уне­сти с собой. Точно также нужно ста­раться читать Биб­лию с детьми. Лучше брать сюжет или собы­тие и ори­ен­ти­ро­ваться на них, а не на какие-то главы, чтобы вот там столько глав прочитать.

Отно­ше­ние как к сказке

Когда мы садимся с детьми, откры­ваем книгу и начи­наем читать — таким умиль­ным голо­сом, всё вот так вот выде­ляем инто­на­цией, и полу­ча­ется, что ребё­нок вос­при­ни­мает это, как сказку. Вчера мы ему читали Андер­сена таким тоном, а сего­дня читаем Биб­лию. К Биб­лии должно быть совер­шенно дру­гое отно­ше­ние. Биб­лия — это Свя­щен­ное Писа­ние, и для нас, хри­стиан, поэтому чте­ние или рас­сказ биб­лей­ской исто­рии должны быть серьезны. Дети очень быстро пони­мают, что для нас важно, а что для нас неважно. И это ста­но­вится важ­ным и для них.

Фор­ма­лизм

Фор­ма­лизм вообще может убить самые луч­шие начи­на­ния. Если мы не готовы делать дело с душой, вкла­ды­ваться в это пол­но­стью, посвя­щать этому себя, свое время, свое вни­ма­ние, свой разум, свою душу — лучше не начи­нать. Без души нельзя при­сту­пать к такому делу, иначе мы пере­да­дим без­душ­ность всего этого.

Хоте­лось бы напом­нить, что до 1917 года во всех шко­лах Рос­сий­ской импе­рии пре­по­да­вался Закон Божий. Все дети знали Закон Божий, знали запо­веди, знали исто­рию Мои­сея, Давида, знали еван­гель­ские притчи. Их знал Ленин, Ста­лин, их знал Троц­кий, отлично их знал Дзер­жин­ский, кото­рый в дет­стве даже меч­тал быть като­ли­че­ским свя­щен­ни­ком. Но, тем не менее, это не поме­шало им впо­след­ствии отка­заться от Бога и жить так, как они жили. Поэтому для нас глав­ное — доне­сти не какую-то форму, нам глав­ное — доне­сти до дет­ских душ суть. Поэтому с фор­ма­лиз­мом ни в коем слу­чае не стоит под­хо­дить к чте­нию Свя­щен­ного Писания.

Положительный опыт

А теперь поде­люсь с вами тем опы­том, кото­рый нако­пился, и как всё это можно сде­лать и пра­вильно организовать.

Семей­ное мероприятие

Во-пер­вых, чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния должно быть все­гда отдель­ным семей­ным меро­при­я­тием. Хорошо, когда для этого соби­ра­ется вся семья. Не нужно делить на малень­ких и боль­ших. Лучше, когда потом, то что непо­нятно малень­ким, им объ­яс­нят стар­шие дети. Ну, и кроме того, когда мы гово­рим стар­шим, рас­ска­зы­ваем им, даже не поняв это, малень­кие это так или иначе усва­и­вают, потом могут спро­сить. Поэтому хорошо, когда чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния будет вот таким вот семей­ным мероприятием.

Осо­бая атмосфера

Очень важно создать пра­виль­ную атмо­сферу. Можно выклю­чить свет, зажечь свечи и читать Биб­лию только при све­чах, то есть без ламп, без элек­три­че­ского света, а при све­чах. Я вас уве­ряю, что дети на всю жизнь остав­шу­юся потом запом­нят, что они выклю­чали свет, папа при­но­сил боль­шую книгу, зажи­гали свечи и они читали Биб­лию. Вспом­ните свои дет­ские вос­по­ми­на­ния — это то, что нас как-то пора­жало, что было, с одной сто­роны, вроде бы обы­ден­ным, но очень тёп­лым и душев­ным. И нам нужно обя­за­тельно создать вот эту атмо­сферу теп­лоты, душев­но­сти, дове­рия и понимания.

Хорошо, когда Биб­лия стоит на совер­шенно опре­де­лен­ном выде­лен­ном месте (как иконы). Она не стоит где-то там, на комоде, на фор­те­пи­ано валя­ется пыль­ная. Нет, она стоит в отдель­ном месте — боль­шая кра­си­вая книга. И вот в опре­де­лен­ное время, когда все сели, отец или мать идут, берут эту книгу, при­но­сят ее и с бла­го­го­ве­нием откры­вают. Хорошо перед этим помо­литься, про­чи­тать «Царю Небес­ный» или про­сто Богу помо­литься, чтобы Гос­подь помог открыть сердце и ум чело­века для вос­при­я­тия Свя­щен­ного Писа­ния. Если мы будем вос­при­ни­мать Свя­щен­ное Писа­ние с бла­го­го­ве­нием, точно также с бла­го­го­ве­нием его будут вос­при­ни­мать и наши дети. Это нужно помнить.

Пери­о­дич­ность

Если у нас нет пери­о­дич­но­сти — мы там раз в месяц, когда нам взду­ма­лось, вдруг сели, а потом не сели — это тоже хорошо. Но если есть пери­о­дич­ность, тогда будет и резуль­тат. Мы смо­жем ту или иную тему посте­пенно рас­крыть, мы смо­жем тех или иных собы­тий кос­нуться. Дети будут уже знать и ждать, что вот сего­дня будут читать Биб­лию, вот сего­дня мы собе­ремся всей семьей. Таким обра­зом чте­ние Биб­лии ста­нет частью семей­ного уклада жизни, и может, в послед­ние, стать частью семей­ного уклада и наших детей.

Пони­ма­ние текста

Взрос­лым обя­за­тельно нужно самим пони­мать биб­лей­ский текст. Биб­лия — это очень слож­ная книга, это пласт куль­туры, нам зача­стую непо­нят­ный, это книга пере­вод­ная, кото­рая пере­во­ди­лась еврей­ского на гре­че­ский, потом на цер­ков­но­сла­вян­ский и на рус­ский, и то, что мы читаем — это уже такой синоп­сис опре­де­лен­ный пере­во­дов. Но очень важно, чтобы взрос­лые тоже это пони­мали. Поэтому перед тем, как почи­тать тот или иной отры­вок с детьми, залезьте в интер­нет, почи­тайте тол­ко­ва­ния свя­то­оте­че­ские, какие-то куль­тур­ные, исто­ри­че­ские осо­бен­но­сти того или иного собы­тия (поре­ко­мен­дую заме­ча­тель­ный сайт https://ekzeget.ru/). Вам будет гораздо проще рас­ска­зы­вать об этом детям. Более того, дети будут вас больше ува­жать: мама или папа такие умные, они столько знают, и они так хорошо рас­ска­зы­вают! Важно пояс­нять подроб­но­сти живо и ярко, чтобы у детей созда­лось впе­чат­ле­ние. Попро­буйте, если это вет­хо­за­вет­ный какой-то текст, исто­рия какая-то,— нари­со­вать детям кар­тинку (но обя­за­тельно ска­зать, «давайте пред­ста­вим», чтобы дети поняли, что это не сам текст Биб­лии). Биб­лей­ский текст не все­гда ярок и опи­са­те­лен, это во мно­гом и осо­бен­ность вре­мени, да и не запи­сы­вали тогда, как сей­час всё, что попало. Сей­час много бумаги, и чело­век пишет всё, что хочет. Тогда писали глав­ное, писали суть, и поэтому, может быть, какой-то ярко­сти ино­гда собы­тиям не хва­тает. Можно чуть-чуть это при­укра­сить, рас­цве­тить. Не нужно много прямо от себя сочи­нять целую исто­рию, но как-то впе­чат­лить детей вполне можно.

Свя­зать Биб­лию с жиз­нью семьи

Поста­раться свя­зать биб­лей­ские собы­тия с жиз­нью семьи, с жиз­нью ребенка — это очень важно. По боль­шому счёту роди­те­лям нужно ска­зать про­по­ведь о про­чи­тан­ном отрывке. Ну, вспом­ните: мы при­хо­дим в храм, чита­ется Еван­ге­лие, ино­гда сразу после Еван­ге­лия выхо­дит свя­щен­ник и гово­рит про­по­ведь о про­чи­тан­ном; ино­гда это про­ис­хо­дит в конце бого­слу­же­ния — уже после отпу­ста. Но свя­щен­ник все­гда гово­рит про­по­ведь о том еван­гель­ском отрывке, кото­рый был про­чи­тан на Боже­ствен­ной Литур­гии. И вот мы должны делать точно также — мы должны гово­рить своим детям про­по­ведь — не нуд­ную, не бес­ко­неч­ное нра­во­уче­ние, и тем более без уко­ров: вот видишь, Гос­подь так гово­рил, а ты так посту­па­ешь, вот ты такой-рас­ся­кой. Нет. Нужно поста­раться побу­дить детей стать лучше. Нужно так поста­вить свою про­по­ведь, чтобы ребё­нок сам захо­тел стать лучше.

Как отве­чать на недо­умен­ные вопросы?

Важно быть гото­выми к любым вопро­сам. Это вот не все­гда роди­тели готовы, неко­то­рые вопросы при­во­дят их в тупик, и они начи­наю злиться, гне­ваться и хуже того: что ты ерунду спра­ши­ва­ешь, да ты что — не веришь; да ты что — не зна­ешь; видишь, так напи­сано — нико­гда не нужно так отве­чать, потому что у ребенка воз­ник вопрос. Это хорошо, надо пого­во­рить с ним об этом.

А что делать, если вы не зна­ете, как отве­чать на вопрос? Нужно попро­бо­вать ска­зать, а потом ребёнку пояс­нить: ты зна­ешь, я не уве­рен, как пра­вильно тебе отве­тить, давай я почи­таю, спрошу у свя­щен­ника там или у дру­зей, кото­рые в этой теме раз­би­ра­ются, окон­чили бого­слов­ский инсти­тут, и зав­тра или через неделю мы с тобой вер­немся к этому вопросу. Не думайте, что у ребёнка упа­дёт ваш авто­ри­тет. У него упа­дет ваш авто­ри­тет, если вы нач­нете при­ду­мы­вать какую-то ерунду, и он это пой­мет, что всё это высо­сано из пальца.

Очень важно научиться пра­вильно отве­чать на вопросы. Ну, про­стой при­мер: читаем с детьми пер­вые главы Биб­лии о сотво­ре­нии мира, и тут же воз­ни­кает вопрос: папа, папа, вот у нас книжка с дино­зав­рами, а где там динозавры?

Кто только как не отве­чает: «Что, ты не видишь, дино­зав­ров не было, это всё при­думки!» А ребёнка на про­шлой неделе возили в музей, где были эти кости дино­зав­ров. И что ребё­нок дол­жен думать? Или начи­на­ется: ну, вот здесь не напи­сано, наверно, они где-то были. Попро­буйте честно ему ска­зать так, как вы дума­ете. А если никак не дума­ете, нет у вас инфор­ма­ции — попы­тай­тесь эту инфор­ма­цию полу­чить, благо сей­час с совре­мен­ными сред­ствами ком­му­ни­ка­ции, с интер­не­том, доступ­ность инфор­ма­ции очень и очень велика.

Рефлек­сия

Еще очень важна рефлек­сия, то есть вспом­нить о про­чи­тан­ном вне чте­ния. Для начала после про­чте­ния задать наво­дя­щие вопросы, чтобы порас­суж­дать. Порас­суж­дать вме­сте о смысле отрывка про­чи­тан­ного, порас­суж­дать о каких-то осо­бен­но­стях: а было ли у тебя такое, а пом­нишь, там у того-то и того-то, пом­нишь, а мы ездили туда-то, и там кто-то вот рас­ска­зы­вал. Вот такая вот рефлек­сия на биб­лей­ский текст. Ну, и потом — на сле­ду­ю­щий день, через день, что-то про­изо­шло, или так: а пом­нишь, мы читали — вот так вот. Но ни в коем слу­чае Биб­лией не нужно поль­зо­ваться как дубин­кой. Очень часто роди­тели в вос­пи­та­тель­ном про­цессе так и делают. «Вот мы вчера с тобой читали, что нужно быть мило­серд­ным, а ты сего­дня, зна­чит, машинку пожа­лел Вите дать поиг­рать!..» Не нужно Свя­щен­ное Писа­ние вос­при­ни­мать как дубинку. В про­тив­ном слу­чае ребе­нок будет вос­при­ни­мать его нега­тивно. Для него Свя­щен­ное Писа­ние будет систе­мой бес­ко­неч­ных запре­тов. Ну а кто же любит систему бес­ко­неч­ных запре­тов для себя? Поэтому нужно поста­раться сфор­му­ли­ро­вать у ребёнка внут­рен­нее отно­ше­ние к Свя­щен­ному Писа­нию пози­тив­ное, и для этого не нужно пре­вра­щать его ни в какие дубинки и гонять ребенка этим Свя­щен­ным Писа­нием. Эта рефлек­сия может про­яв­ляться везде — через неделю, через месяц, когда мы о чём-то снова про­чи­тали, что-то вспом­нили. И вот это посто­ян­ное воз­вра­ще­ние к Свя­щен­ному Писа­нию научит ребенка ста­вить Свя­щен­ное Писа­ние в центр своей жизни, что вот: мама или папа посто­янно об этом вспо­ми­нают, посто­янно гово­рят, опи­ра­ются на это.

Не нужно сму­щаться и бояться ино­гда ска­зать: да, вот я тут почи­тал Свя­щен­ное Писа­ние, поэтому вот так посту­пил. А мы из своей «мни­мой» скром­но­сти не гово­рим ничего, не объ­яс­няем детям. Ино­гда нужно объ­яс­нять: вот я вот вчера про­чи­тал и решил сего­дня сде­лать так. Вме­сте попро­буйте с ребён­ком оце­нить: ты как дума­ешь, пра­вильно? – Он ска­жет: пра­вильно. Вот вы этим самым научили ребенка, как поль­зо­ваться Свя­щен­ным Писа­нием. У нас ведь ино­гда и дети, а уж взрос­лые тем более, не умеют поль­зо­ваться, они читают как книгу бла­го­че­сти­вую, при­кла­ды­ва­ются к ней.

Мы, пра­во­слав­ные, каж­дое вос­кре­се­ние при­кла­ды­ва­емся к Еван­ге­лию. А жить по Еван­ге­лию когда нач­нем? И вот эта вот жизнь по Еван­ге­лию — она должна быть у самих роди­те­лей, и роди­тели этим делятся с детьми. Когда дела­ется выбор, чело­век опи­ра­ется на еван­гель­ские слова, и ребёнку, осо­бенно малень­кому, можно пояс­нить, почему роди­тель сде­лал такой выбор, и на какие еван­гель­ские слова он опи­рался. Не нужно конечно это пре­вра­щать в моно­тон­щину, но, тем не менее, ино­гда в каче­стве рефлек­сии это тоже подойдёт.

Свя­щен­ное Писа­ние как жиз­нен­ная ценность

По боль­шому счёту, наша задача сво­дится к тому, чтобы зажечь своим внут­рен­ним горе­нием и пере­дать свой духов­ный опыт. Ведь мы хотим пере­дать свой духов­ный опыт, мы хотим пере­дать те цен­но­сти, кото­рые у нас есть. Свя­щен­ное Писа­ние для нас тоже цен­ность, оно вхо­дит в наши цен­но­сти. Мы хотели бы, чтобы и для наших детей Свя­щен­ное Писа­ние стало цен­но­стью. Для этого нужно научиться пере­дать ребенку эти цен­но­сти, а не про­сто ска­зать ему: Биб­лия там, читай каж­дый день, и будет всё хорошо. Наша задача — не только дать ком­плекс зна­ний, но про­бу­дить работу души и сердца — а это уже не про­сто. Дать ком­плекс зна­ний — это про­сто, тем более, суще­ствует бес­ко­неч­ное коли­че­ство мето­ди­че­ских посо­бий, мате­ри­а­лов — и доре­во­лю­ци­он­ных, и совре­мен­ных — как рас­ска­зать о сотво­ре­нии мира, Вави­лон­ской башне, о Давиде, Авра­аме, Иса­аке, Иакове и Мои­сее. Мы дадим ребёнку эти зна­ния, и в прин­ципе в нор­маль­ной цер­ков­ной семье, к две­на­дцати годам ребё­нок неплохо раз­би­ра­ется в основ­ных биб­лей­ских сюже­тах. Ну а дальше, а пере­дали мы суть всего этого? В чём подвиг Авра­ама, кото­рый, услы­шав при­зыв Бога, оста­вил всё и пошёл в неиз­вест­ное место? А его подвиг, когда един­ствен­ного сына — без упрека, без сомне­ния, он готов был при­не­сти в жертву Богу? А подвиг Мои­сея, кото­рый, несмотря на свое кос­но­язы­чие, пошёл к фара­ону, и несколько раз ходил, и вывел свой народ из раб­ства? И когда он вывел из раб­ства, каза­лось — вот всё – а не всё, и еще дол­гих — дол­гих сорок лет про­дол­жа­лось ски­та­ние по пустыне. В чём здесь суть, в чём здесь смысл? Очень важно рас­крыть смысл – и тот, древ­ний, и смысл совре­мен­ный — для нас, чем тот или иной отры­вок из Свя­щен­ного Писа­ния может отра­зиться в нашей жизни, как мы можем на него опереться?

О дет­ской вере. Встреча с Богом

Важно, чтобы у ребенка про­изо­шла встреча с Богом, и Бог из внеш­него стал внут­рен­ним, своим. Вообще, здесь хочется два слова ска­зать о вере дет­ской. Вот в начале, когда ребё­нок рас­тёт, он вос­при­ни­мает веру роди­те­лей, как вос­при­ни­мает прак­ти­че­ски все от нас — при­вычки какие-то поверх­ност­ные, зна­ния, отно­ше­ния, цен­но­сти. И веру он тоже вос­при­ни­мает от нас по наслед­ству. И мы с таким уми­ле­нием, глядя на его бла­го­че­стие — как он в храме стоит, кре­стится, и дома молится, думаем: ну вот все, мы его научили. Нет, это вера не его, это то, что мы ему дали, поде­лив­шись частью нашей веры — но она не его. А вот потом — это начи­на­ется где-то в 11–12 лет, млад­ший под­рост­ко­вый воз­раст, и вот в тече­ние стар­шего под­рост­ко­вого воз­раста, юно­ше­ства, ребё­нок как бы пере­ва­ри­вает свое насле­дие и ту веру, кото­рая у него есть. И она либо ста­но­вится его лич­ной верой — той верой, за кото­рую чело­век готов уме­реть; ради кото­рой он готов жить — либо он отхо­дит от этой веры роди­те­лей, но до поры до времени.

Сколько мы знаем печаль­ных при­ме­ров — ребё­нок вос­пи­ты­вался в хри­сти­ан­ской семье, ходил в вос­крес­ную школу, при­ча­щался, испо­ве­до­вался, а потом в четыр­на­дцать лет отка­зался ходить в храм и больше там не появ­лялся. Почему? Потому что мы не смогли помочь ему пре­об­ра­зо­вать его веру, вот эту началь­ную, кото­рая была частью нашей веры, в его соб­ствен­ную веру. По боль­шому счёту, мы не смогли орга­ни­зо­вать ему лич­ную встречу с Богом. Потому что, когда Бог какой-то дру­гой, чужой — Бог моих роди­те­лей, Он не мой Бог. До тех пор, пока я вме­сте с роди­те­лями, я к ним при­клеен, при­леп­лен — Он и мой Бог, как дети дру­зей роди­те­лей и мои дру­зья. Но как только под­ро­сток начи­нает отда­ляться от роди­те­лей, ощу­щать себя лич­но­стью, пытаться уви­деть свои лич­ност­ные каче­ства, стать дру­гим — вот тогда должна про­изойти и встреча с лич­ным Богом, и Бог роди­те­лей дол­жен стать Богом и этого ребенка. Вспом­ните, как Гос­подь пред­став­лялся в Вет­хом Завете: «Я Бог Авра­ама, Иса­ака, Иакова». А теперь Гос­подь дол­жен стать Богом и нашего ребенка. И вот здесь про­цесс очень тон­кий и твор­че­ский, здесь невоз­можно навя­зать это, какой-то тре­нинг про­ве­сти, чтобы у ребёнка всё сло­жи­лось. Нет, здесь нужно пере­дать ему нашу веру, научить его любить Бога, любить Свя­щен­ное Писа­ние. А это можно сде­лать только тогда, когда мы сами это делаем, это важно понимать.

Очень часто люди начи­нают уны­вать: как так, вот мой ребё­нок был в храме, а сей­час вот он такой-рас­ся­кой, навер­ное в его жизни про­изо­шел кри­зис, изме­не­ние и сей­час он нахо­дится на пере­пу­тье. Что мы делаем? Мы начи­наем его ругать, а ино­гда начи­наем его даже оскорб­лять и посто­янно уко­рять. Каким обра­зом? Ты был хоро­шим, когда ходил в храм, молился, постился, а сей­час ты пло­хой. И ребё­нок это вос­при­ни­мает. Пой­дет он с нами на кон­такт?  — Нет. Он пой­дет в любую дру­гую сто­рону искать чего-то дру­гого, но не пой­дет с нами на кон­такт. Очень важно нам научиться. Научиться тому, чтобы ребё­нок шёл с нами на кон­такт. Научиться тому, как пере­дать свой духов­ный опыт сво­ему ребёнку. И на наших бесе­дах мы будем об этом говорить.

Очень важно пока­зать ребенку, что Бог бли­зок и ждёт от нас реше­ния: жить с Ним в радо­сти или без Него. Вот пока­зать Бога любя­щим отцом — Давайте поду­маем, каким мы пока­зы­ваем Бога нашим детям, какой Бог в их пред­став­ле­нии? Это стро­гий судья, кото­рый посто­янно смот­рит вни­ма­тельно и ищет, за что нас нака­зать: это плохо, это грех, это плохо, это грех, иди, кайся, иди на испо­ведь, это нельзя, это нельзя, это пост. И в вос­при­я­тии ребенка Бог — это какое-то очень дале­кое, высо­кое, могу­ще­ствен­ное и злое суще­ство, кото­рое посто­янно его кон­тро­ли­рует. В под­рост­ко­вом воз­расте, есте­ственно, ребё­нок пыта­ется выйти из под любого кон­троля – роди­тель­ского, иного, и ухо­дит, к сожа­ле­нию, и из под кон­троля Гос­пода Бога. Точ­нее, хочет выйти из-под этого кон­троля. Нам же нужно пока­зать радость жизни в Боге и пере­дать ему эту радость. Но чтобы это пока­зать и пере­дать, нужно самим это делать, иметь такую радость. Зай­дите в храм в вос­кре­се­нье, посмот­рите на лица людей, кото­рые там стоят — много там радо­сти? А когда они выхо­дят из храма — много там радо­сти? Что несут они в свои дома, что несут они своим детям? Мы должны нести им радость веры, радость встречи со Христом.

Вспом­ните, как назы­ва­ется наша самая глав­ная книга? Она назы­ва­ется Еван­ге­лие, бла­гая весть. О чём бла­гая весть? Разве о том, что Гос­подь нас кон­тро­ли­рует, разве о том, что Гос­подь нас будет нака­зы­вать? Нет. Бла­гая весть о том, чтобы Гос­подь нас про­стил. Бла­гая весть о том, что Гос­подь нас любит, и Гос­подь ищет, за что бы заце­питься, чтобы нас спа­сти. Бла­гая весть о том, что Бог не царь, Бог не гос­по­дин, Бог не над­зи­ра­тель — о том, что Бог это Отец — наш Отец. И это нужно нам научиться пере­дать — теперь нашим детям. Очень важно доне­сти, что Бог все­гда нас любит и все­гда нас ждет.

В этом плане, конечно, заме­ча­тельна притча о блуд­ном сыне. Ее реко­мен­до­вал бы почаще как-то вспо­ми­нать, читать. Там всё важно, вот эти все моменты. Очень хорошо, кстати, свя­зать чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния с какими-то обра­зами. Это могут быть икон­ные образы, но на Вет­хий Завет не так много икон­ных обра­зов, на Новый Завет, конечно, больше. Это могут быть кар­тины. Притча о блуд­ном сыне — зна­ме­ни­тая кар­тина Рем­брандта «Блуд­ный сын» — заме­ча­тель­ная, яркая, запо­ми­на­ю­ща­яся кар­тина. Най­дите ее в интер­нете, может быть, где-то в книжке есть репро­дук­ция — пока­жите ее. Если будете в Санкт-Петер­бурге — зай­дите в Эрми­таж, посмот­рите эту кар­тину воочию: Пом­нишь, мы с тобой читали притчу? Вот это ее изоб­ра­же­ние. И вот это связь — связь с каким-то изоб­ра­же­нием, она, конечно, очень важна. Не нужно в этом усерд­ство­вать. Почему? — Потому что ино­гда у ребенка может быть слиш­ком плот­ная связь, и за изоб­ра­же­нием будет теряться текст и смысл; он будет запо­ми­нать кар­тинки, но не запо­ми­нать то, что за этим стоит. Но тем не менее, очень хорошо вот таким обра­зом гово­рить о каких-то биб­лей­ских событиях.

Муль­тики на биб­лей­ские темы

Очень часто задают вопрос: нужно и можно ли смот­реть муль­тики на биб­лей­ские темы. Зна­ете, тут раз­ные мне­ния, я скажу свое лич­ное мне­ние. Я счи­таю, что детям, осо­бенно уже постарше — старше десяти лет, не стоит смот­реть муль­тики на биб­лей­ские темы, потому что через муль­тики мы при­ни­жаем это. Лучше пусть он будет меньше знать собы­тия, но они эти собы­тия услы­шат от нас, от роди­те­лей, через книгу, с бла­го­го­ве­нием, и будут к этому пра­вильно отно­ситься. Ну, при­веду вам про­стой при­мер. При­шли детки в вос­крес­ную школу ‑уже такие, ска­жем, повзрос­лев­шие две­на­дцать-три­на­дцать лет. И когда мы с ними гово­рим о каких-то биб­лей­ских собы­тиях, они гово­рят: «Да-да-да, пом­ним, это вот было там, в таком-то муль­тике, или там в «Суперк­ниге». Вот там он пошёл, а ещё там смеш­ной был такой-то эпи­зод. А ещё там в это время герой упал». Пони­ма­ете, мы биб­лей­ские сюжеты и биб­лей­ские образы низ­во­дим до обыч­ного муль­тика. Если раньше мы могли допу­стим ребенку пока­зы­вать только эти муль­тики, то сей­час ребё­нок смот­рит совер­шенно раз­ные муль­тики –и вме­сте с этим муль­тики на биб­лей­ский сюжет. Не думаю, что это очень хорошо. Не часто — там один два раза, где-то, когда-то, можно посмот­реть, но посто­янно, на посто­ян­ной основе — я не думаю, что это будет прямо так очень хорошо.

Лич­ный опыт

Хорошо, когда биб­лей­ские сюжеты пере­ска­зы­ва­ются от лица роди­те­лей, но нужно обя­за­тельно ска­зать, что это вот пере­сказ. Ну, как, допу­стим, я делаю. я готов­люсь к про­по­веди какой-то или, может быть, к лек­ции, вече­ром — мы уже гото­вимся спать, помо­ли­лись, выклю­чили свет, дети ложатся. Я сажусь рядом на стул и начи­наю рас­ска­зы­вать о том или ином собы­тии — как-то свой взгляд, то есть я им не говорю, что вот мы сей­час будем Биб­лию пере­ска­зы­вать — я им пере­даю свой взгляд — где-то рас­цве­чи­вая, где-то допол­няя это какими-то дру­гими исто­ри­че­скими зна­ни­ями. И это все­гда детям запо­ми­на­ется. Ино­гда про­хо­дит два-три года, а потом ребё­нок гово­рит: «Папа, а ты пом­нишь, ты нам рас­ска­зы­вал вот это, вот это, вот это?» Я не помню, а ребё­нок запом­нил. Зна­чит, для него это уже важно, и зна­чит, он это пра­вильно усвоил.

Не пере­усерд­ство­вать

Бывает такое, что в цер­ков­ных семьях детей Биб­лией пере­карм­ли­вают, то есть ее слиш­ком — слиш­ком много. Это тоже нехо­рошо. Всему должна быть мера. Нужно читать и сказки, и исто­рии, несо­мненно, нужно читать книги, кото­рые инте­ресны детям — там и «Хро­ники Нар­нии», и раз­лич­ные дру­гие ска­зоч­ные, фан­та­сти­че­ские исто­рии, Тол­ки­ена. Но место Биб­лии про­сто должно быть осо­бен­ным. Бывают семьи, где счи­тают, что всё осталь­ное — это чуть ли не от лука­вого, а вот нужно читать только Биб­лию, и все. Нет. Биб­лии должно быть свое, но опре­де­лен­ное место, а всему осталь­ному — свое место.

Как правильно говорить с детьми о Боге

Ино­гда бывает самым слож­ным: как ребенку опи­сать Бога, кто такой Бог – ну, вот это самый доб­рый, самый луч­ший. А как Он выгля­дит, а где Он живёт? Осо­бенно малень­кий ребё­нок — он задает ино­гда такие вопросы, что мы теря­емся, не знаем а как нам отве­тить? И начи­наем при­ду­мы­вать сказку. Бог живет на небе –вон, то облачко видишь? Вот на облачке сидит Бог, Его про­сто не видно. А как Он выгля­дит? Ну, это такой дедушка с боро­дой. Вон как тот дедушка? Ну да, но только вот Он дру­гой. Вот кар­тинка такая Бога. От нас отстал ребё­нок со сво­ими вопро­сами, нам кажется, глу­пыми. Но что он усвоил? Он усвоил лож­ный образ Бога. Не можем объ­яс­нить ребенку кон­кретно — лучше про­мол­чать или ска­зать: зна­ешь, давай мы с тобой пой­дем в храм, и тебе там батюшка рас­ска­жет, или еще как-то. Но не стоит вот так это при­ми­ти­зи­ро­вать. Луч­ший вари­ант это притча, но очень общая, объ­яс­няя ребенку что это образ.

Бог — это любя­щий Отец. Этот Отец ждёт от нас дей­ствий, хочет, чтобы мы жили не сами по себе, а жили с Ним. Он хочет быть рядом, хочет участ­во­вать в нашей жизни. Бог неви­дим, непо­сти­жим. Бог — это Дух. Ребенку можно ведь тоже это рассказать:

— А вот у тебя в головке есть мысли?

— Есть.

— А ты их видишь?

— Не вижу.

— Потому что они не мате­ри­альны. А теперь закрой глазки и пред­ставь, что ты в садике, или у бабушки, или на море, куда мы ездили в про­шлом году. Представил?

— Пред­ста­вил. А теперь походи по морю. Походил?

— Похо­дил.

— Открой глаза. Ты где сейчас?

— Я дома.

— А твои мысли смогли вот в фан­та­зии пере­не­стись туда, на море? Так вот и Бог — Он нема­те­ри­а­лен. Он есть везде, нет такого места, где бы Бога не было.

И вот так и нужно на каких-то про­стых при­ме­рах и обра­зах ребёнку объ­яс­нять, кто же такой Бог. Но ни в коем слу­чае не нужно при­ми­ти­зи­ро­вать до каких-то очень совер­шенно бого­хуль­ных образов.

Очень важно рас­ска­зать о любви Божией. «Бог есть Любовь и пре­бы­ва­ю­щий в Любви в Боге пре­бы­вает». Вот это нужно научиться ребёнку доне­сти — любовь Божию. Об этом была бла­гая весть Гос­пода Иисуса Хри­ста, об этом Еван­ге­лие — о любви Божией, о все­про­ще­нии. Не зна­ете, как рас­ска­зать — вспом­ните притчу о блуд­ном сыне. Это притча о любви, о любви Божией. И вот на при­мере этой притчи можно детям рас­ска­зать точно также о любви Бога.

Чистое время

Очень важно гово­рить о Боге с тре­пе­том и с бла­го­го­ве­нием. Это не должно быть походя. Вот вы идете, а мама — вот только одно только что обсуж­дали, тут где-то в мага­зин зашли. «Доро­гой, мы при­дём домой и вече­ром об этом пого­во­рим». Уде­лите время, сядьте с ребен­ком пого­во­рить. Кстати, одно важ­ное наблю­де­ние. Есть такое поня­тие в пси­хо­ло­гии и педа­го­гике — чистое время. Чистое время — это когда мы можем время посвя­тить кон­кретно какому-то чело­веку. Ну, в част­но­сти ребёнку. Это может быть не только ребе­нок — это может быть друг, подруга, муж, супруга, мать, отец — кто угодно. Но вот ребё­нок больше всех нуж­да­ется в нашем чистом вре­мени. Это время, когда мы посвя­щаем его только ему, мы не думаем ни о работе, ни о том, что нам нужно сде­лать потом, ни о том, сколько это про­длится. Мы посвя­щаем это время только ребёнку, только его инте­ре­сам, только его вопро­сам. Мы в это время никуда не смот­рим — ни в теле­фон, ни в план­шет не тыкаем, ничего на впе­рёд не зага­ды­ваем — это время при­над­ле­жит только ребёнку, оно может быть огра­ни­чено деся­тью мину­тами, но оно будет каче­ственно иным.

Попро­буйте так про­ве­сти время со своим ребен­ком. Чаще всего мы время ребёнку даем не пол­но­стью, только частично. «Вот, давай – давай, я побе­жал. Вот, мне сей­час там надо гото­вить, а тут мне зво­нят». Но время, кото­рое вы посвя­ща­ете ребёнку, должно быть только его. Даже если в это время позво­нил теле­фон – ничего, можно ска­зать «я потом пере­звоню, давай рас­ска­зы­вай дальше». Вы зна­ете, как ребё­нок будет это ценить — что мама или папа отдали это время только ему. И ино­гда вы уви­дите пора­зи­тель­ный резуль­тат. Ребе­нок может целый день за вами бегать — осо­бенно малень­кий, и что-то гово­рить, что-то хотеть вам доне­сти, а вы его не слу­ша­ете до конца, вы что-то дела­ете и его слу­ша­ете, и вот это тянется долго. А тут вы ему уде­лили два­дцать минут — и ребё­нок удо­вле­тво­рён. Он рас­ска­зал все, он почув­ство­вал, что его послу­шали, его слы­шат. И вот этот важ­ный, несо­мненно, момент, урок он усвоил. И он успо­ко­ился, про­изо­шло удовлетворение.

И что каса­ется вопро­сов о Боге, вопро­сов о духов­ной жизни — нужно нахо­дить этому отдель­ное время. Десять-пят­на­дцать минут — вы сели, но вы только с ребён­ком, и только об этом гово­рите. И ребё­нок пой­мет: это важно. Походя вы можете идти и с ним раз­го­ва­ри­вать о чём-то: о том, что было в школе, рас­ска­зы­вать ему что-то, походя. Тут вы сели, вы какое-то осо­бое место в своей жизни этому уде­лили, и ребё­нок на всю жизнь пой­мёт: Богу и Свя­щен­ному Писа­нию нужно уде­лять осо­бое место. Это будет, навер­ное, самый глав­ный и важ­ный урок из вашей беседы с ребенком.

Важно чув­ство­вать ребенка

Еще очень важно ощу­щать свое состо­я­ние и состо­я­ние ребенка. Ино­гда бывает не время — у чело­века внутри буря, или какое-то уны­ние, или он очень чем-то обес­по­коен, оза­бо­чен, он не может от этого отклю­читься. Лучше в это время не начи­нать гово­рить с ребен­ком о Боге и Свя­щен­ном Писа­нии — потому что равно хорошо не полу­чится. Нужно чув­ство­вать свое внут­рен­нее ощу­ще­ние и ощу­ще­ние ребенка. Ино­гда у ребенка зав­тра кон­троль­ная, он пере­жи­вает, боится, ерзает, а вы его садите: так, мы будем гово­рить с тобой о потопе! Не вся­кий может и готов пере­клю­читься и дей­стви­тельно, всё свое пси­хи­че­ское вни­ма­ние посвя­тить биб­лей­ской исто­рии. Поэтому нужно пра­вильно выби­рать время, свое состо­я­ние и состо­я­ние ребенка. Не нужно много гово­рить — за боль­шим коли­че­ством слов может поте­ряться смысл. Но самое глав­ное, что нам нужно при раз­го­воре о Боге: нам нужно пока­зать наши отно­ше­ния с Ним, наши отно­ше­ния с Богом, рас­крыть их перед ребен­ком, поде­литься с ним. Он ещё не умеет, не знает, как их выстра­и­вать. Поде­ли­тесь с ребен­ком сво­ими отно­ше­ни­ями с Богом и сво­ими уме­ни­ями в этих отно­ше­ниях. И я вас уве­ряю, что тогда на основе этого и он смо­жет эти отно­ше­ния пра­вильно выстраивать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки