Развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей

(46 голосов4.0 из 5)

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

5. Бусы

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

6. Вкла­дыши-мисочки

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

10. Горошина

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

13. Лепка

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

16. Выре­за­ние

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Источ­ник: сайт Развитие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

41 комментарий

  • Васи­лий, 21.03.2021

    Ува­жа­е­мые дамы, под­ска­жите пожа­луй­ста, а как вы раз­ви­ва­ете мото­рику сво­его ребенка, кото­рому годик? Неспешно зани­ма­емся с ребен­ком и прак­ти­ку­ю­щие упраж­не­ния. А что посо­ве­ту­ете вы?

    Ответить »
  • Ирина, 05.06.2018

    Все это хорошо для детей от трех лет, а до этого — ну дайте вы побыть им детьми! Пусть будут хулиганить,строить дома из куби­ков и т.д. И да, у меня самой хули­ган 2х лет. До 3х лет точно не соби­ра­юсь его мучить ника­кими развивайками!

    Ответить »
    • Valentina, 06.06.2018

      Ирина, бла­го­да­рим за отзыв. Конечно, все это — дело лич­ного роди­тель­ского выбора, а не жест­кое тре­бо­ва­ние или пред­пи­са­ние. Рады, что читатете!

      Ответить »
    • Мария, 06.07.2020

      Ирина, почи­тайте книгу “После трех уже поздно”. Тоже есть на Азбуке

      Ответить »
  • Вик­то­рия, 07.05.2018

    У меня дети пазлы соби­рают. У нас это как еже­днев­ная тре­ни­ровка для ручек. Цена на пазлы низ­кая, а польза высо­кая. Я беру в Гала­марте, они там по 15 руб­лей. Можно хоть каж­дый день обнов­лять, чтоб не надо­ело один и тот же соби­рать. Так же из пла­сти­лина лепим, тоже там беру по 60 руб­лей. Но от паз­лов грязи нет. а пла­стин бывает при­хо­дится скоб­лить потом )))

    Ответить »
  • Лилия, 23.03.2018

    Нам 2,7. С круп­ной начали играть где- то год назад. На кухне, потом, конечно, много уби­рать. Пере­сы­пали из чашки в чушку(детская посудка), пря­тали внутри мел­кие пред­меты (из кин­де­ров). Дочка очень увле­ка­лась. По-моему после этого как то быстро раз­го­во­ри­лись. Сей­час у нас тесто-пла­сти­лин, рас­краски, паль­чи­ко­вые краски реже,песок. Вопрос: ребён­ком нужно управ­лять в про­цессе или дать ему сво­боду дей­ствий? Имею ввиду пока­зы­вать как рас­кра­ши­вать (не особо дей­ствует), как лепить и т.д.

     

    Ответить »
    • wella, 23.03.2018

      Лилия, вы пра­вильно заме­тили — детки, с кото­рыми зани­ма­ются, быст­рее начи­нают гово­рить. Хотя все индивидуально.

      Насчет того, управ­лять или дать сво­боду? А вы попро­буйте несколько подходов.

      Напри­мер, если девочка на ваше пред­ло­же­ние зани­маться не захо­чет, отставьте. А вдруг сама потом попро­сит вер­нуться к занятиям?

      Или нач­ните сами лепить и пр., а вдруг ребе­нок захо­чет при­со­еди­ниться? Так часто бывает. Она за вами пона­блю­дает и, поняв, что не сложно, присоединится.

      Если она нач­нет и не захо­чет, чтобы ее кор­рек­ти­ро­вали, дайте ей сво­боду. Но в меру. Наблю­дайте неза­метно. Если полу­ча­ется, пока­жите ей то, что попроще или что она уже умеет, и дви­гай­тесь от про­стей­шего к сложному.

      Можно дать пол­ную сво­боду. Если вы пони­ма­ете друг друга, дого­во­ри­тесь, ну и т.д.

      А еще сове­туем вам почи­тать ста­тьи по вашей теме, опуб­ли­ко­ван­ных на нашем сайте:

      https://azbyka.ru/deti/razvivaem-melkuyu-motoriku-u-maly-shej-irina-ermakova

      https://azbyka.ru/deti/rol-taktil-noj-pamyati-v-razvitii-melkoj-motoriki-ruki

      https://azbyka.ru/deti/vse-o-palchikovom-risovanii

      https://azbyka.ru/deti/kak-razvivat-rech-malysha-igry-skorogovorki-posobiya-aktivnaya-gimnastika

       

       

      Ответить »
  • Жанар, 01.11.2017

    Спа­сибо за полез­ную информацию!

    Ответить »
  • Маринэ, 23.10.2017

    Моим малы­шам очень нра­вится лепить. В ход идет пла­сти­лин и тесто. Когда бабушка собе­рется печь пироги — помощ­ники тут как тут. Куда деваться — при­хо­диться делить по кусочку теста всем по-брат­ски. Стар­ший лепит из пла­сти­лина целую стра­те­гию. Конечно, млад­шие тоже не отстают от брата и норо­вят “помочь” ему, когда он в школе.

    Ответить »
  • Ната­лья, 06.07.2017

    Хоро­шая ста­тья, полезная.

    Нам 11 меся­цев и мы все раз­бра­сы­ваем и кру­шим. Не дает сын управ­лять им, не тер­пит какого-либо дав­ле­ния. Но! Стоит ему один раз что-то инте­рес­ное уви­деть, он это дей­ствие повто­ряет. Ни сразу, на сле­ду­ю­щий день и так, чтобы ему никто не мешал.

    Теперь мы будем про­бы­вать опи­сан­ные выше упраж­не­ния, посмот­рим, что полу­чится. Воз­можно ему эти упраж­не­ния помо­гут заго­во­рить вскоре, т.к. бол­тает непрерывно.

    Ответить »
    • wella, 23.10.2017

      Ната­лья, ну, что, помогли вам эти наши упражнения?

      Ответить »
  • Алек­сандра, 05.07.2017

    Согласна с авто­ром, что раз­ви­вать мел­кую мото­рику паль­чи­ков надо обя­за­тельно. Это сыг­рает боль­шую роль при обу­че­нии письму в школе. Суще­ствует огром­ное коли­че­ство самых раз­но­об­раз­ных инте­рес­ных зада­ний, глав­ное чтобы мама хотела этим зани­маться с малышом.

    Ответить »
  • Алек­сей, 06.02.2017

    Ну очень интересно !!!

    Ответить »
  • Елена, 16.12.2016

    Про­чи­тала вашу ста­тью. Спа­сибо за ваш труд. Мы начали системно зани­маться с ребен­ком при­мерно с года. Сей­час сыну 1.4 и он с огром­ным удо­воль­ствие ‘лепит’ пла­сти­ли­ном. Щипает его, соеди­няет части и раз­ры­вает. Я ему пыта­юсь пока­зать как еще можно с ним играть но он не хочет и сразу все бро­сает. Един­ствен­ное что поняла , что не нужно давить на ребенка. Если нра­вится так играть, пусть игрвет так и это тоже здо­рово … а со вре­ме­нем посмот­рит как мама делает и нач­нет под­ра­жать. Так и просходит.…

     

    Ответить »
  • ольга, 23.11.2016

    Почерк,а не подчерк.Спасибо за статью.

    Ответить »
  • Мат­луб­жон, 22.10.2016

    Спа­сибо за полез­ную инфор­ма­цию дай бог вам здоровья!

    Ответить »
  • Еся, 29.09.2016

    у меня млад­шей сест­ренке 2 с поло­ви­ной года, но к сожа­ле­нию с такими играми Мы с мамой пыта­лись зала­дить но ничего не полу­ча­ется. у нее дет­ский цере­браль­ный пара­лич (ДЦП) сред­ней тяже­сти, плохо дви­гает паль­цами и не ходит, но все пони­мает и даже гово­рить умеет т. а вот насчет всех этих игр у нас полу­ча­ется Только несколь­кои и то самые легкие.
    врачи объ­яс­няют это её забо­ле­ва­ние но все равно ста­ра­емся как можем и ноги тре­ни­руем на про­це­дуры ходим с уко­лами и моторику…

    найти есть у нас с мамой и млад­шей сест­рен­кой все получится)))

    Ответить »
  • Лариса, 01.08.2016

    Спа­сибо за статью.У меня такой вопрос: Мой внук, когда рисуем, часто выби­рает чёр­ный цвет. Это что зна­чит? Спасибо

    Ответить »
    • Саша, 16.09.2016

      Я думаю, это потому, что чер­ный кон­траст­ный. Совсем малень­кие детки в начале напри­мер видят только черно-белое. Навер­ное, ему проще рисо­вать чер­ным, потому что на бумаге белой его лучше всего видно

      Ответить »
  • Инна, 05.06.2016

    Спа­сибо за ста­тью, позна­ва­тель­ной! Моему ребенку почти годик, и она любит бусы и шарики мелкие.

    Ответить »
  • мама, 22.02.2016

    Делайте мас­са­жик рук перед сном и полезно и при­ятно)) а круппы и игры с сыпу­чими мате­рья­лами можно играть в ван­ной или купить малень­кий надув­ной бас­сейн и сажать в него.а нид­по­гель увы очень опа­сен, ток­си­чен((( хотя играют с ним детки с удовольствием

    Ответить »
  • Дарья, 15.02.2016

    Я сажаю ребёнка в ванну(без воды) и даю миску с кру­пой и там перебираем 😉

    Ответить »
    • Свет­лана, 22.02.2016

      Дарья, будьте осто­рожны, ребе­нок может простудиться.

      Ответить »
  • Аси, 01.02.2016

    Это все в ста­тьях и на кар­тин­ках куль­тур­ненько или поря­док во всем, а в жизни хаос, но думаю это все осу­ще­ствимо, если к этому упорно и не давя на ребенка стре­миться! А так статейка??

    Ответить »
  • оксана, 12.01.2016

    А у меня сын очень хорошо сразу сел пере­би­рать крупу конечно про­сы­пает чуть чуть на пол но не много еиу очень понра­ви­лось нам 1.5

    Ответить »
  • Тая, 10.01.2016

    До какого воз­раста целе­со­об­разно вообще зани­маться мел­кой моторикой?

    Ответить »
    • Ольга, 22.10.2017

      До 20 лет, почи­тайте ста­тьи Татьяны Черниговской.

      Ответить »
  • Юля, 29.10.2015

    Евге­ния здрас­т­вуйте. Детям еще очень вредно смот­реть теле­ви­зор, если он у вас смот­рит, то воз­можно это вли­яет на него. А вообще в таком воз­росте все детки любят все раз­бра­сы­вать и чегото новень­кого все­гда им хочется.

    Ответить »
  • Даша, 25.10.2015

    Мы сна­чала тоже раз­бра­суем про­буем на зуб,но потом играем и все нормально,не все­гда полу­ча­ется но все же,нам 1.1

    Ответить »
  • Ольга, 25.09.2015

    Спасибо,очень подробно написано =)

    Ответить »
  • Гуля, 27.06.2015

    Нам год и четыре месяца, тоже все только раз­бра­сы­вает, пла­сти­лин в рот тащит, стал немного каран­да­шами каля­кать, но непра­вильно их дер­жит, хотя уже спе­ци­аль­ные купила тре­уголь­ной формы! Мас­саж ручек не дает делать, выдер­ги­вает ручки, также не дает что-либо пока­зать как делать его рукой, тоже выдер­ги­вает, в ладушки играем минуту и инте­рес про­па­дает, и то ему больше нра­вится руч­кой по моей ладо­шке стучать.

    Ответить »
  • Жанна, 29.05.2015

    Очень полез­ная ста­тья. Очень много при­ме­ров для игр.

    Ответить »
  • елена, 05.04.2015

    а зачем вы даете ему стек­ля­ные баночки?мы вот даем из под агуши,сначала он вер­тит ее в руках,потом пыта­ется крыш­кой закрыть потом туда что то найти мел­кое и бросить,нам 1.1мес

    Ответить »
  • Евге­ния, 02.04.2015

    Здравствуйте.Моему сыну 1год и 2 месяца, попро­бы­вала я как то с ним поиг­рать с кру­пами, в итоге кухня была похожа на кру­пян­ную фаб­рику. Крупа раз­ной фрак­ции была раз­бро­сана поряд­ком везде! И в мамочки-баночки играли, почему то всё ему надо рас­ки­дать. и в закру­чи­ва­ние банок с крыш­ками, так пару раз он чуть раз­бил эти же самые баночки. Я так боя­лась что он поРе­жется. Почему такая реак­ция на все игры не пони­маю. И с куби­ками про­бы­вали, так ему лишь бы раз­ру­шить. Стро­ить не хочет, исте­риКи зака­ты­вает. Как можно заин­те­ре­со­вать ребенка, под­ска­жите? Такая же про­блема была со стар­шим, думала прой­дет время, все изме­нится. Ошиб­лась! Теперь у нас про­блемы с дик­цией, с жела­нием обу­чаться счету и письму. Стар­шему 5.5 лет

    Ответить »
    • Люд­мила, 05.10.2015

      Евге­ния, здрав­ствуйте. Не знаю, помо­жет ли вам. Если ребе­нок не заин­те­ре­со­вался, и отка­зы­ва­ется от игры, то не наста­и­вайте, а сядьте так, что бы он вас видел и играйте одна. У нас, через, неко­то­рое время, появ­ля­ется инте­рес. Сын, с начала, наблю­дает со сто­роны, а потом под­хо­дит ближе и “вли­ва­ется” в игру))) Если же инте­рес не появился, то воз­можно, что он не готов к игре. Попро­буйте пред­ло­жить через неделю, и так то тех пор, пока не заинтересуется.

      Ответить »
    • Ната­лья, 23.10.2015

      У нас с кру­пой было то же самое.
      Мы начи­нали с вкла­ды­шей и сор­те­ров, их легко сде­лать сво­ими руками — баночка с про­ре­зями и туда про­со­вы­вать или пуговки, или счет­ные пальчки, или те же фасолинки.
      В пол­тора года стали играть с гид­ро­ге­лем, скоро он тоже стал везде летать. 😀 Убрали на время.
      Потом пере­шли к искус­ствен­ному снегу. Его хоть уби­рать попроще.
      А до пере­сы­па­ний круп мы доросли только ближе к трем годам. Не зря обу­че­ние по Мон­тессори — а именно там много пере­сы­пают и пере­ли­вают — все-таки рас­счи­тано на детей старше 3 лет. А для малы­шей нужно все адаптировать. =)

      Ответить »
    • Ольга, 22.10.2017

      Здрав­ствуйте! У моих детей было все так, как Вы опи­сы­ва­ете. Сей­час у них диа­гноз син­дром дефи­цита вни­ма­ния. Запа­сай­тесь тер­пе­нием и с любо­вью реа­ги­руйте на их про­делки. Не опус­кайте рук, через время попро­буйте снова пред­ло­жить то, с чем не мог спра­виться. Нам помогла рефлек­со­те­ра­пия, кра­ниоса­краль­ная тера­пия, гомео­па­тия и про­сто вся­кие раз­ви­ва­ю­щие занятия.

      Ответить »
  • Яна, 16.10.2014

    Боль­шое спа­сибо очень инте­ресно будем пробывать

    Ответить »
  • ирина, 10.10.2014

    спа­сибо очень полез­ная информация =)

    Ответить »
  • Лариса, 14.08.2014

    Спа­сибо, очень помогли

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки