Что такое детский этикет?

Что такое детский этикет?

(2 голоса5.0 из 5)

При стар­ших мол­чать, муд­рых слу­шать, стар­шим пови­но­ваться, с рав­ными себе и млад­шими в любви пре­бы­вать, без лука­вого умысла бесе­дуя, а побольше вду­мы­ваться, не неистов­ство­вать сло­вом, не осуж­дать речью, не много смеяться…

Вла­ди­мир Моно­мах. Поуче­ние к детям. XII век

В насто­я­щее время под эти­ке­том пони­мают сово­куп­ность фор­маль­ных пра­вил учти­во­сти и веж­ли­во­сти, раци­о­наль­но­сти и здра­вого смысла. Эле­мен­тар­ные пра­вила пове­де­ния в обще­стве суще­ство­вали с неза­па­мят­ных вре­мен, но само поня­тие «эти­кет» воз­никло отно­си­тельно недавно – в конце XVII века. При дворе фран­цуз­ского короля Людо­вика XIV на коро­лев­ских при­е­мах гостям вру­чали кар­точки (эти­кетки) с соот­вет­ству­ю­щими пра­ви­лами. Уже тогда, три­ста лет назад, эти пред­пи­са­ния детально и одно­значно под­чи­няли опре­де­лен­ным пра­ви­лам пове­де­ние чело­века за сто­лом, форму и содер­жа­ние обще­ния в раз­лич­ных житей­ских ситу­а­циях, внеш­ний вид и манеры. Идея эти­кета про­ста и бла­го­родна. Прежде всего, нужно пони­мать пря­мую зави­си­мость самого поня­тия «эти­кет» от того, что он может суще­ство­вать только в соци­уме. Это не зна­чит, что наедине с собой или близ­кими людьми мы можем отбро­сить все услов­но­сти и вести себя как взду­ма­ется. Однако, зави­си­мость пра­вил пове­де­ния от обще­ства, в кото­ром нахо­дится чело­век, велика.

Нас много, и все мы раз­ные. Любая мелочь, вроде неча­янно обро­нен­ного слова, взгляда или жеста, спо­собна при­ве­сти к кон­фликту. Если он про­изо­шел на госу­дар­ствен­ном уровне, то может обер­нуться вой­ной. А всему виной – раз­ница куль­тур, вос­пи­та­ния и нрав­ствен­ных прин­ци­пов. Чтобы избе­жать недо­воль­ства и, по воз­мож­но­сти, сни­зить накал стра­стей в обще­стве, и был при­ду­ман этикет.

Отли­ча­ется ли дет­ский эти­кет от эти­кета взрос­лого? С пер­вого взгляда кажется, что это, сво­его рода, умень­шен­ная копия пра­вил пове­де­ния для взрос­лых, не тре­бу­ю­щая точ­ного выпол­не­ния и весьма огра­ни­чен­ная в обла­стях при­ме­не­ния. Напри­мер, пра­вила, ука­зы­ва­ю­щие, как поздо­ро­ваться с бабуш­кой у подъ­езда и как сидеть за пар­той. Но это далеко не так. Пра­вила эти­кета скла­ды­ва­лись веками в том обще­стве, в кото­ром родился и рас­тет ребе­нок. И, несмотря на то, что чело­веку пять лет, а не два­дцать пять, эти пра­вила не изме­нятся и реак­ция на их нару­ше­ние будет похожа (хотя, согла­симся, что взрос­лый чело­век, конечно, сде­лает скидку на воз­раст в ситу­а­ции, когда между взрос­лыми кон­фликта было бы не избе­жать). Но ребе­нок рас­тет, и лучше изна­чально и без­бо­лез­ненно при­ви­вать ему хоро­шие манеры, чем дождаться пере­ход­ного воз­раста, кото­рый итак непрост, и видеть как жизнь сама ломает непра­виль­ные уста­новки и пока­зы­вает, что пло­хое пове­де­ние нака­зу­емо, что за свои слова и поступки надо отвечать.

Поэтому задача дет­ского эти­кета не только эти­че­ская, как фор­маль­ное заучи­ва­ние стан­дарт­ных пра­вил, а еще и педа­го­ги­че­ская — фор­ми­ро­ва­ние пони­ма­ния меха­низ­мов обще­ния с людьми, уме­ние учи­ты­вать кон­крет­ную ситу­а­цию и в любых усло­виях оста­ваться уве­рен­ным, силь­ным и наход­чи­вым человеком.

Эти­кет за столом

Именно с усво­е­ния пра­вил при­ема пищи начи­на­ется при­об­ще­ние малыша к куль­тур­ному пове­де­нию. Тут важна любая мелочь: и уме­ние поль­зо­ваться сто­ло­выми при­бо­рами, и при­вычка есть акку­ратно, не чав­кая и не раз­брыз­ги­вая вокруг жид­кую пищу (это зна­чит, что нужно объ­яс­нить ребенку на при­мере: если уро­нить ложку в суп или кусо­чек пищи в жид­кий соус, то брызги раз­ле­тятся не только на ска­терть и на самого ребенка, но и могут попасть на одежду соседа «Пред­ставь, как рас­стро­ится Машенька, если ее новое пла­тьице ока­жется испорченным!»).

Не лиш­ним будет сори­ен­ти­ро­вать ребенка на пре­ду­пре­ди­тель­ное отно­ше­ние к сосе­дям по столу. Если у Вас маль­чик, объ­яс­ните, что, уха­жи­вая за девоч­кой и пред­ла­гая ей блюдо, до кото­рого она не может дотя­нуться, он посту­пает как насто­я­щий джентль­мен. Дочери же мы таким обра­зом нач­нем при­ви­вать навыки жены и матери, и тогда во взрос­лой жизни для нее не будет про­бле­мой поуха­жи­вать за мужем и детьми.

Тон­ко­сти обще­ния и куль­тура речи

Вам будет довольно сложно объ­яс­нить ребенку раз­ницу между обра­ще­нием на «вы» и на «ты». Но именно таким спо­со­бом (наряду с обра­ще­нием по имени-отче­ству) можно создать дистан­цию между чужими взрос­лыми и малы­шом. это необ­хо­димо хотя бы для его безопасности.

Кроме того, необ­хо­димо обра­тить вни­ма­ние ребенка на то, что нельзя вме­ши­ваться в раз­го­вор взрос­лых и ком­мен­ти­ро­вать то, что они гово­рят друг другу. А уж если захо­те­лось что-то непре­менно ска­зать или задать вопрос, нужно спро­сить разрешения.

Не менее важно овла­деть уме­нием гово­рить «нет»– дру­же­ски, но твердо. Кроме того, учите ребенка забо­титься о млад­ших, справ­ляться с отри­ца­тель­ными эмо­ци­ями и не стес­няться улыбаться.

Важно при­учать ребенка к речи без жар­гона, мата и слов-пара­зи­тов. В обще­стве при­нято раз­го­ва­ри­вать, не при­вле­кая к себе все­об­щего вни­ма­ния, поэтому у малень­кого чело­века необ­хо­димо сфор­ми­ро­вать при­вычку гово­рить тихо и спо­койно, слу­шать, не пере­би­вая и не споря. Здесь нужно пом­нить, что образцы для выска­зы­ва­ний, ребе­нок берет из окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти – это повод заду­маться над тем, какие слова про­из­но­сите Вы и окру­жа­ю­щие его люди.

Чте­ние и частое обще­ние со сле­дя­щими за своей речью роди­те­лями помо­гут малышу гово­рить гра­мотно и с хоро­шей дикцией.

Также не стоит стес­няться объ­яс­нить непо­сред­ствен­ному малышу, что неко­то­рые есте­ствен­ные звуки, кото­рые ино­гда издает наш орга­низм, непри­личны в обще­стве. В каче­стве аль­тер­на­тивы пред­ло­жите ребенку в таких слу­чаях уеди­няться. Однако, успо­койте его, что если кон­фуз про­изо­шел (в том числе и у собе­сед­ника), нужно поста­раться не обра­тить на это вни­ма­ние и тем более, не сме­яться. Это каса­ется и дру­гих воз­мож­ных кон­фу­зов, кото­рые ино­гда слу­ча­ются в нашей жизни. Помните, как у А.П. Чехова «Хоро­шее вос­пи­та­ние не в том, что ты не про­льешь соуса на ска­терть, а в том, что ты не заме­тишь, если это сде­лает кто-нибудь другой».

Внеш­ний вид

Даже самый малень­кий ребе­нок может сам одер­нуть шта­нишки, отрях­нуться, с готов­но­стью берется за зуб­ную щетку и мыло, ста­ра­ется смор­каться в пла­ток и искренне не любит грязь вокруг себя. Поощ­ряйте его полез­ные навыки и на самых ран­них ста­диях пре­се­кайте раз­ви­тие таких вред­ных при­вы­чек, как ковы­ря­ние в носу, шар­ка­нье ногами, хло­па­нье дверьми и любые дру­гие дей­ствия, пори­ца­е­мые в обществе.

Автор: Ольга Туранская

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки