Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И. Марковской (врр)

Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И. Марковской (врр)

(1 голос5.0 из 5)

Мето­дика И.Марковской [Мар­ков­ская И.М., 1998] явля­ется одной из немно­гих, в кото­рых с самого начала пред­по­ла­га­лись два парал­лель­ных опрос­ника — для детей и для роди­те­лей (мам и пап), изме­ря­ю­щих одни и те же пара­метры дет­ско-роди­тель­ского взаимодействия.

Пси­хо­логу важно знать не только оценку отно­ше­ний с одной сто­роны — роди­те­лей, но и виде­ние этого вза­и­мо­дей­ствия с дру­гой сто­роны — с пози­ции детей. Такая необ­хо­ди­мость воз­ни­кает осо­бенно часто при пси­хо­ло­ги­че­ском кон­суль­ти­ро­ва­нии под­рост­ков и их роди­те­лей. И. Мар­ков­ская поста­вила своей зада­чей создать зер­каль­ные опрос­ники, име­ю­щие две формы: для роди­те­лей и для детей.

На пер­вом этапе работы перед авто­ром сто­яла задача выбора кри­те­риев для оценки вза­и­мо­дей­ствия роди­те­лей с детьми, кото­рые могли бы в даль­ней­шем стать шка­лами опрос­ника. Лите­ра­тур­ные дан­ные сви­де­тель­ство­вали о том, что боль­шин­ство авто­ров выде­ляют такие пара­метры вза­и­мо­дей­ствия роди­теля с ребен­ком: авто­но­мия —кон­троль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Е. Е.Маккоби, В. Шутц); отвержение—принятие (А. Роэ, М.Сегелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга); тре­бо­ва­тель­ность (Е. Е. Мак­коби, О. Кон­нер, П. Сла­тер); сте­пень эмо­ци­о­наль­ной бли­зо­сти, при­вя­зан­но­сти (Дж. Боулби, В. Шутц, Г.Т.Хоментаускас); стро­гость (Е.Е.Маккоби, П.Слатер); непо­сле­до­ва­тель­ность — после­до­ва­тель­ность (С. Бро­уди, Е. Е. Мак­коби, У. X. Севелл, А. И. Захаров).

Эти пара­метры и были взяты как осно­ва­ния для шкал опрос­ника вза­и­мо­дей­ствия роди­те­лей с детьми. В опрос­ник вошли также шкалы сотруд­ни­че­ство и согла­сие как важ­ные пара­метры вза­и­мо­дей­ствия по Р. Ф. Бей­лзу. Поскольку А. С. Мака­ренко, С. В. Кова­лев и дру­гие отме­чают также важ­ность авто­ри­тета роди­те­лей свя­зы­вают с ним воз­мож­ность вли­я­ния на ребенка, мы сочли нуж­ным вклю­чить шкалу авто­ри­тет­ность в опрос­ник. Еще одним из важ­ней­ших пока­за­те­лей отно­ше­ний роди­те­лей и детей явля­ется сте­пень удо­вле­тво­рен­но­сти роди­те­лей про­цес­сом вза­и­мо­дей­ствия с детьми. Неудо­вле­тво­рен­ность роди­теля отно­ше­ни­ями с ребен­ком может явиться фак­то­ром обра­ще­ния за помо­щью в пси­хо­ло­ги­че­скую кон­суль­та­цию. Шкала удо­вле­тво­рен­ность вошла во взрос­лый и дет­ский вари­анты опросника.

Было состав­лено более ста утвер­жде­ний, опи­сы­ва­ю­щих вза­и­мо­дей­ствие в семье, в резуль­тате даль­ней­шего ана­лиза были остав­лены 80 утвер­жде­ний, кото­рые и были пред­став­лены экс­пер­там для опре­де­ле­ния содер­жа­тель­ной валид­но­сти. Группу экс­пер­тов соста­вили пси­хо­логи горо­дов Санкт-Петер­бурга и Челя­бин­ска, име­ю­щие прак­ти­че­ский опыт работы с детьми и роди­те­лями не менее 5 лет.

Экс­перты должны были оце­нить содер­жа­ние каж­дого вопроса на соот­вет­ствие его опре­де­лен­ной шкале опрос­ника. Вопросы, полу­чив­шие менее 80% голо­сов или отне­сен­ные боль­шин­ством экс­пер­тов одно­вре­менно к несколь­ким шка­лам, были исклю­чены из даль­ней­шей работы. Для при­да­ния опрос­нику хоро­шей формы было остав­лено рав­ное коли­че­ство вопро­сов на каж­дую шкалу, кроме двух, кото­рые выде­ляют боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей и кото­рые могут счи­таться базо­выми в роди­тель­ско-дет­ских отно­ше­ниях. Это шкалы автономия—контроль и отвержение—принятие, в них вошло по 10 утвер­жде­ний, а в осталь­ные шкалы — по 5 утвер­жде­ний. В окон­ча­тель­ный вари­ант опрос­ника для детей вошло 60 утверждений.

Взрос­лый вари­ант опрос­ника для роди­те­лей под­рост­ков тоже вклю­чает 60 вопро­сов и имеет ана­ло­гич­ную дет­скому вари­анту структуру.

При запол­не­нии опрос­ника роди­те­лям и детям пред­ла­га­ется оце­нить сте­пень согла­сия с каж­дым утвер­жде­нием по 5‑балльной системе: 1 балл — совер­шенно не согла­сен, это утвер­жде­ние совсем не под­хо­дит, 5 бал­лов — совер­шенно согла­сен, это утвер­жде­ние абсо­лютно подходит.

В опрос­нике «Вза­и­мо­дей­ствие родитель—ребенок» для под­рост­ков и их роди­те­лей пред­став­лены сле­ду­ю­щие 10 шкал.

1. Нетре­бо­ва­тель­ность —тре­бо­ва­тель­ность роди­теля. Дан­ные этой шкалы пока­зы­вают тот уро­вень тре­бо­ва­тель­но­сти роди­теля, кото­рый про­яв­ля­ется во вза­и­мо­дей­ствии роди­теля с ребен­ком. Чем выше пока­за­ния по этой шкале, тем более тре­бо­ва­те­лен роди­тель, тем больше ожи­дает он высо­кого уровня ответ­ствен­но­сти от

ребенка.

2. Мягкость—строгость роди­теля. По резуль­та­там этой шкалы можно судить о суро­во­сти, стро­го­сти мер, при­ме­ня­е­мых к ребенку, о жест­ко­сти пра­вил, уста­нав­ли­ва­е­мых во вза­и­мо­от­но­ше­ниях между роди­те­лями и детьми, о сте­пени при­нуж­де­ния детей к чему-либо.

3. Авто­ном­ность — кон­троль по отно­ше­нию к ребенку. Чем выше пока­за­тели по этой шкале, тем более выра­жено кон­тро­ли­ру­ю­щее пове­де­ние по отно­ше­нию к ребенку. Высо­кий кон­троль может про­яв­ляться в мелоч­ной опеке, навяз­чи­во­сти, стрем­ле­нии огра­ни­чи­вать; низ­кий кон­троль может при­во­дить к пол­ной авто­но­мии ребенка, к все­доз­во­лен­но­сти, кото­рая может быть след­ствием либо без­раз­лич­ного отно­ше­ния к ребенку, либо любо­ва­ния. Воз­можно также, что низ­кий кон­троль свя­зан с про­яв­ле­нием дове­рия к ребенку или стрем­ле­нием роди­теля при­вить ему самостоятельность.

4. Эмо­ци­о­наль­ная дистан­ция — эмо­ци­о­наль­ная бли­зость ребенка к роди­телю. Сле­дует обра­тить осо­бое вни­ма­ние, что эта шкала отра­жает пред­став­ле­ние роди­теля о бли­зо­сти к нему ребенка. Такая трак­товка этой шкалы вызвана зер­каль­ной фор­мой опрос­ника, по кото­рой дети оце­ни­вают свою бли­зость к роди­те­лям, свое жела­ние делиться самым сокро­вен­ным и важ­ным с роди­те­лями. Срав­ни­вая дан­ные роди­теля и дан­ные ребенка, можно судить о точ­но­сти пред­став­ле­ний роди­теля, о пере­оценке или недо­оценке бли­зо­сти к нему ребенка.

5. Отвер­же­ние — при­ня­тие ребенка роди­те­лем. Эта шкала отра­жает базо­вое отно­ше­ние роди­теля к ребенку, его при­ня­тие или отвер­же­ние лич­ност­ных качеств и пове­ден­че­ских про­яв­ле­ний ребенка. При­ня­тие ребенка как лич­но­сти явля­ется важ­ным усло­вием бла­го­при­ят­ного раз­ви­тия ребенка, его само­оценки. Пове­де­ние роди­те­лей может

вос­при­ни­маться ребен­ком как при­ни­ма­ю­щее или отвергающее.

6. Отсут­ствие сотруд­ни­че­ства — сотруд­ни­че­ство. Нали­чие сотруд­ни­че­ства между роди­те­лями и детьми как нельзя лучше отра­жает харак­тер вза­и­мо­дей­ствия. Сотруд­ни­че­ство явля­ется след­ствием вклю­чен­но­сти ребенка во вза­и­мо­дей­ствие, при­зна­ния его прав и досто­инств. Оно отра­жает равен­ство и парт­нер­ство в отношениях

роди­те­лей и детей. Отсут­ствие тако­вого может быть резуль­та­том нару­шен­ных отно­ше­ний, авто­ри­тар­ного, без­раз­лич­ного или попу­сти­тель­ского стиля воспитания.

7. Несогласие—согласие между ребен­ком и роди­те­лем. Эта шкала

тоже опи­сы­вает харак­тер вза­и­мо­дей­ствия между роди­те­лем и ребен­ком и отра­жает частоту и сте­пень согла­сия между ними в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. Исполь­зуя две формы опрос­ника —дет­скую и взрос­лую, можно оце­нить сте­пень согла­сия не только

по этой шкале, но и по всем осталь­ным шка­лам, так как рас­хож­де­ния между ними тоже поз­во­ляют судить о раз­ли­чиях во взгля­дах ребенка и роди­теля на вос­пи­та­тель­ную ситу­а­цию в семье.

8. Непо­сле­до­ва­тель­ность — после­до­ва­тель­ность роди­теля. После­до­ва­тель­ность роди­теля явля­ется важ­ным пара­мет­ром вза­и­мо­дей­ствия, в этой шкале отра­жа­ется, насколько после­до­ва­те­лен и посто­я­нен роди­тель в своих тре­бо­ва­ниях, в своем отно­ше­нии к ребенку, в при­ме­не­нии нака­за­ний и поощ­ре­ний и т.д. Непо­сле­до­ва­тель­ность роди­теля может быть след­ствием эмо­ци­о­наль­ной неурав­но­ве­шен­но­сти, вос­пи­та­тель­ной неуве­рен­но­сти, отвер­га­ю­щего отно­ше­ния к ребенку и т. п.

9. Авто­ри­тет­ность роди­теля. Резуль­таты этой шкалы отра­жают само­оценку роди­теля в сфере его вли­я­ния на ребенка, насколько его мне­ния, поступки, дей­ствия явля­ются авто­ри­тет­ными для ребенка, какова сила их вли­я­ния. Срав­не­ние с дан­ными ребенка поз­во­ляет судить о сте­пени рас­хож­де­ния оце­нок роди­тель­ского авто­ри­тета. Когда дети дают высо­кую оценку авто­ри­тет­но­сти роди­теля, то чаще всего это озна­чает выра­жен­ное поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к роди­телю в целом, поэтому пока­за­тели по этой шкале очень важны для диа­гно­стики пози­тив­но­сти — нега­тив­но­сти отно­ше­ний ребенка к роди­телю, как и пока­за­тели по сле­ду­ю­щей — 10‑й шкале. 10. Удо­вле­тво­рен­ность отно­ше­ни­ями ребенка с роди­те­лем. По дан­ным 10‑й шкалы можно судить об общей сте­пени удо­вле­тво­рен­но­сти отно­ше­ни­ями между роди­те­лями и детьми — как с той, так и с дру­гой сто­роны. Низ­кая сте­пень удо­вле­тво­рен­но­сти может сви­де­тель­ство­вать о нару­ше­ниях в струк­туре роди­тель­ско-дет­ских отно­ше­ний, воз­мож­ных кон­флик­тах или об обес­по­ко­ен­но­сти сло­жив­шейся семей­ной ситуацией.

Вари­ант опрос­ника для роди­те­лей под­рост­ков послу­жил осно­вой для состав­ле­ния дру­гой формы опрос­ника — для роди­те­лей дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков. Были изме­нены неко­то­рые вопросы, кото­рые ока­за­лись неадек­ват­ными для детей этого воз­раста и заме­нены две шкалы опрос­ника. Вме­сто шкал несо­гла­сие— согла­сие и авто­ри­тет­ность роди­теля (7‑я и 9‑я шкалы) были вве­дены две новые шкалы: 7‑я — тре­вож­ность за ребенка; 9‑я — вос­пи­та­тель­ная кон­фрон­та­ция в семье. Такая замена объ­яс­ня­ется тем, что пока­за­тели этих шкал могут дать цен­ную инфор­ма­цию для пси­хо­лога-кон­суль­танта, к кото­рому роди­тели обра­ща­ются за помо­щью и кото­рому необ­хо­димо иметь более пол­ную инфор­ма­цию о харак­тере вос­пи­та­ния в семье. Мно­гие авторы обра­щают вни­ма­ние на роди­тель­скую тре­вож­ность за ребенка как важ­ный фак­тор для пони­ма­ния воз­ник­но­ве­ния нев­ро­ти­че­ских реак­ций у детей. А. И. Заха­ров выде­ляет также в каче­стве черты пато­ген­ного типа вос­пи­та­ния низ­кую спло­чен­ность и раз­но­гла­сия чле­нов семьи по вопро­сам вос­пи­та­ния, что может при­во­дить к вос­пи­та­тель­ной кон­фрон­та­ции внутри семьи. Кроме того, замена 7‑й и 9‑й шкал вызвана отсут­ствием парал­лель­ной формы этих шкал в дет­ском вари­анте опрос­ника, так как в этом воз­расте детям доста­точно трудно отве­чать на вопросы, свя­зан­ные с их отно­ше­нием к роди­те­лям, а без срав­не­ния с дет­скими дан­ными шкалы согла­сия и авто­ри­тет­но­сти утра­чи­вают свою диа­гно­сти­че­скую ценность.

Таким обра­зом, опрос­ник «Вза­и­мо­дей­ствие роди­теля с ребен­ком» (ВРР) имеет три формы: одну — дет­скую и две — взрос­лые, по 60 вопро­сов в каждой.

Инструк­ция

Отметьте сте­пень согла­сия со сле­ду­ю­щими утвер­жде­ни­ями по 5‑балльной системе. Оце­ните утвер­жде­ния отдельно для каж­дого роди­теля в бланке отве­тов: под бук­вой М — для матери, под бук­вой О — для отца:

5 бал­лов — несо­мненно да (очень силь­ное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — ско­рее нет, чем да;

1 балл — нет (абсо­лют­ное несогласие).

Вариант для подростков

1. Если уж он(а) чего-то тре­бует от меня, то обя­за­тельно добьется этого.

2. Он(а) все­гда нака­зы­вает меня за мои пло­хие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) счи­тает меня вполне само­сто­я­тель­ным человеком.

5. Могу рас­ска­зать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще заме­чает во мне недо­статки, чем достоинства.

8. Он(а) часто пору­чает мне важ­ные и труд­ные дела.

9. Нам трудно достичь вза­им­ного согласия.

10. Ино­гда он(а) может раз­ре­шить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я все­гда учи­ты­ваю его (ее) точку зрения.

12.Я бы хотел(а), чтобы мои буду­щие дети отно­си­лись ко мне так же, как я к нему (ней).

13. Я редко делаю с пер­вого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) ста­ра­ется кон­тро­ли­ро­вать все мои дей­ствия и поступки.

16. Счи­тает, что глав­ное — это слу­шаться его (ее).

17. Если у меня слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь я делюсь с ним(ней).

18. Он(а) не раз­де­ляет моих увлечений.

19. Он(а) не счи­тает меня таким умным и спо­соб­ным, как ему (ей) хоте­лось бы.

20. Он(а) может при­знать свою неправоту и изви­ниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Нико­гда не ска­жешь навер­няка, как он(а) отне­сется к моим словам.

23. Могу ска­зать, что он(а) для меня авто­ри­тет­ный человек.

24. Мне нра­вятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обя­зан­но­стей, чем в семьях боль­шин­ства моих друзей.

26. Бывает, что при­ме­няет ко мне физи­че­ские наказания.

27. Даже если я не хочу, мне при­хо­дится посту­пать так, как желает он(а).

28. Счи­тает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) все­гда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний он(а) все­гда учи­ты­вает мое мнение.

33. Он(а) все­гда согла­ша­ется с моими иде­ями и предложениями.

34. Нико­гда не зна­ешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) явля­ется для меня эта­ло­ном и при­ме­ром во всем.

36. Я счи­таю, что он(а) пра­вильно вос­пи­ты­вает меня.

37. Он(а) предъ­яв­ляет ко мне много требований.

38. По харак­теру он(а) мяг­кий человек.

39. Обычно он(а) мне поз­во­ляет воз­вра­щаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стре­мится огра­дить меня от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Он(а) не допус­кает, чтобы я под­ме­чал его (ее) сла­бо­сти и недостатки.

42. Я чув­ствую, что ему (ей) нра­вится мой характер.

43. Он(а) часто кри­ти­кует меня по мелочам.

44. Он(а) все­гда с готов­но­стью меня выслушивает.

45. Мы рас­хо­димся с ним (ней) по очень мно­гим вопросам.

46. Он(а) нака­зы­вает меня за такие поступки, какие совер­шает сам(а).

47. Я раз­де­ляю боль­шин­ство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Он(а) часто застав­ляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Про­щает мне то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отно­шусь к своим дру­зьям и т. п.

52. Я не сове­ту­юсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу ска­зать, что он(а) — самый близ­кий мне человек.

54. Он(а) все время выска­зы­вает недо­воль­ство мной.

55. Думаю, он(а) при­вет­ствует мое поведение.

56. Он(а) при­ни­мает уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­ваю я.

57. Мы по-раз­ному с ним (ней) пред­став­ляем мою буду­щую жизнь.

58. Оди­на­ко­вые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хоте­лось бы быть похо­жим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) все­гда отно­сился (отно­си­лась) ко мне так же, как сейчас.

 

№ вопроса М О № воп роса М О № воп роса М О № воп роса М О № вопроса М О Сум- ма

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

42

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

При­ме­ча­ние: М — оценка матери; О — оценка отца.

Для родителей подростков

Отметьте сте­пень согла­сия со сле­ду­ю­щими утвер­жде­ни­ями по 5‑балльной системе. Оце­ните утвер­жде­ния отдельно для каж­дого роди­теля в бланке отве­тов: под бук­вой М — для матери, под бук­вой О — для отца:

5 бал­лов — несо­мненно да (очень силь­ное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — ско­рее нет, чем да;

1 балл — нет (абсо­лют­ное несогласие).

1. Если уж я чего-то тре­бую от него (нее), то обя­за­тельно добьюсь этого.

2. Я все­гда нака­зы­ваю его (ее) за пло­хие поступки.

3. Он(а) редко гово­рит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я счи­таю его (ее) вполне само­сто­я­тель­ным человеком.

5. Сын (дочь) может рас­ска­зать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недо­стат­ках, чем достоинствах.

8. Часто пору­чаю ему (ей) важ­ные и труд­ные дела.

9. Нам трудно достичь вза­им­ного согласия.

10. Бывает, что раз­ре­шаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).

11. Сын (дочь) все­гда учи­ты­вает мою точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) отно­сился (отно­си­лась) к своим детям так же, как я к нему (ней).

13. Он(а) редко делает с пер­вого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я ста­ра­юсь кон­тро­ли­ро­вать все его (ее) дей­ствия и поступки.

16. Счи­таю, что для него (нее) глав­ное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь он(а) делится со мной.

18. Я не раз­де­ляю его (ее) увлечений.

19. Я не счи­таю его (ее) таким умным (умной) и спо­соб­ным (спо­соб­ной), как мне хоте­лось бы.

20. Могу при­знать свою неправоту и изви­ниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает пред­ска­зать свое пове­де­ние по отно­ше­нию к

нему (ней).

23. Думаю, что я для него (нее) авто­ри­тет­ный человек.

24. Мне нра­вятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обя­зан­но­стей, чем у боль­шин­ства его друзей.

26. При­хо­дится при­ме­нять к нему (ней) физи­че­ские наказания.

27. Ему (ей) при­хо­дится посту­пать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я все­гда сочув­ствую сво­ему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел(а) бы в нем (ней) мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний все­гда учи­ты­ваю его (ее) мнение.

33. Я все­гда согла­ша­юсь с его (ее) иде­ями и предложениями.

34. Мое пове­де­ние часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я явля­юсь для него (нее) эта­ло­ном и при­ме­ром во всем.

36. Счи­таю, что в целом пра­вильно вос­пи­ты­ваю сво­его сына (дочь).

37. Я предъ­яв­ляю к нему (ней) много требований.

38. По харак­теру я мяг­кий человек.

39. Я поз­во­ляю ему (ей) воз­вра­щаться домой, когда он(а) хочет.

40. Я стрем­люсь огра­дить его (ее) от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Я не допус­каю, чтобы он(а) подмечал(а) мои сла­бо­сти и недостатки.

42. Мне нра­вится его (ее) характер.

43. Я часто кри­ти­кую его (ее) по мелочам.

44. Все­гда с готов­но­стью его (ее) выслушиваю.

45. Мы рас­хо­димся с ним (ней) по очень мно­гим вопросам.

46. Я нака­зы­ваю его (ее) за такие поступки, кото­рые совер­шаю сама.

47. Он(а) раз­де­ляет боль­шин­ство моих взглядов.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Мне при­хо­дится застав­лять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я про­щаю ему (ей) то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Мне бы хоте­лось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как отно­сится к своим дру­зьям и т.д.

52. Он(а) не сове­ту­ется со мной, с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близ­кий человек.

54. Я при­вет­ствую его (ее) поведение.

55. Я часто выска­зы­ваю свое недо­воль­ство им (ею).

56. При­ни­маю уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­вает он(а).

57. Мы по-раз­ному пред­став­ляем с ним (ней) его (ее) буду­щую жизнь.

58. Бывает, что упре­каю и хвалю его (ее), в сущ­но­сти, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хоте­лось бы похо­дить на меня.

60. Я хочу, чтобы он(а) все­гда отно­сился (отно­си­лась) ко мне так же, как сейчас.

Для родителей дошкольников и младших школьников

Отметьте сте­пень согла­сия со сле­ду­ю­щими утвер­жде­ни­ями по 5‑балльной системе. Оце­ните утвер­жде­ния отдельно для каж­дого роди­теля в бланке отве­тов: под бук­вой М — для матери, под бук­вой О — для отца:

5 бал­лов — несо­мненно да (очень силь­ное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — ско­рее нет, чем да;

1 балл — нет (абсо­лют­ное несогласие).

1. Если уж я чего-то тре­бую от него (нее), то обя­за­тельно добьюсь этого.

2. Я все­гда нака­зы­ваю его (ее) за пло­хие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно остав­лять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рас­ска­зать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нра­вится, чем нравится.

8. Часто мы сов­местно справ­ля­емся с домаш­ней работой.

9. Я посто­янно бес­по­ко­юсь за здо­ро­вье ребенка.

10. Я чув­ствую, что непо­сле­до­ва­те­лен (непо­сле­до­ва­тельна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с пер­вого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я ста­ра­юсь кон­тро­ли­ро­вать все его(ее) дей­ствия и поступки.

16. Счи­таю, что для него (нее) глав­ное — это слу­шаться меня.

17. Если у него (нее) слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь он(а) делится со мной.

18. Я не раз­де­ляю его (ее) увлечений.

19. Я не счи­таю его (ее) таким умным (умной) и спо­соб­ным (спо­соб­ной), как мне хоте­лось бы.

20. Могу при­знать свою неправоту и изви­ниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребен­ком может слу­читься что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает пред­ска­зать свое пове­де­ние по отно­ше­нию к нему (ней).

23. Вос­пи­та­ние моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы дру­гие члены семьи не мешали.

24. Мне нра­вятся наши с ней (ним) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обя­зан­но­стей, чем у боль­шин­ства его (ее) друзей.

26. При­хо­дится при­ме­нять к нему (ней) физи­че­ские наказания.

27. Ему (ей) при­хо­дится посту­пать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я все­гда сочув­ствую сво­ему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (ней) мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний все­гда учи­ты­ваю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тре­вож­ная мама (тре­вож­ный папа).

34. Мое пове­де­ние часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я нака­зы­ваю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начи­нает упре­кать меня в излиш­ней строгости.

36. Счи­таю, что в целом пра­вильно вос­пи­ты­ваю сво­его сына (дочь).

37. Я предъ­яв­ляю к нему (ней) много требований.

38. По харак­теру я мяг­кий человек.

39. Я поз­во­ляю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стрем­люсь огра­дить его (ее) от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Я не допус­каю, чтобы он(а) подмечал(а) мои сла­бо­сти и недостатки.

42. Мне нра­вится его (ее) характер.

43. Я часто кри­ти­кую его (ее) по мелочам.

44. Все­гда с готов­но­стью его (ее) выслушиваю.

45. Счи­таю, что мой долг огра­дить его (ее) от вся­ких опасностей.

46. Я нака­зы­ваю его (ее) за такие поступки, кото­рые совер­шаю сам(а).

47. Бывает, я невольно настра­и­ваю ребенка про­тив дру­гих чле­нов семьи.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Мне при­хо­дится застав­лять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.

50. Я про­щаю ему (ей) то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Мне бы хоте­лось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как отно­сится к своим дру­зьям и т.д.

52. Он(а) сам(а) выби­рает, чем зани­маться дома в сво­бод­ное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близ­кий человек.

54. Я при­вет­ствую его (ее) поведение.

55. Я часто выска­зы­ваю свое недо­воль­ство им (ею).

56. При­ни­маю уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­вает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может оби­деть его (ее).

58. Бывает, что упре­каю и хвалю его (ее), в сущ­но­сти, за одно и то же.

59. Слу­ча­ется, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) спе­ци­ально гово­рит наоборот.

60. Мне кажется, мои отно­ше­ния с ребен­ком лучше, чем в семьях боль­шин­ства моих знакомых.

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

вопро

са

Баллы

№ вопроса

Баллы

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

42

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

Подсчет и обработка результатов опросника врр

Все три формы опрос­ника (дет­ская и взрос­лые) обра­ба­ты­ва­ются по сход­ной схеме. Под­счи­ты­ва­ется общее коли­че­ство бал­лов по каж­дой шкале, при этом учи­ты­ва­ется — пря­мые это или обрат­ные утвер­жде­ния. Обрат­ные утвер­жде­ния пере­во­дятся в баллы таким образом:

Ответы: 1—2 — 3 — 4 — 5.

Баллы: 5—4 — 3 — 2—1.

В блан­ках-клю­чах обрат­ные вопросы обо­зна­чены звез­доч­ками. Поскольку шкалы 3 и 5 содер­жат по 10 утвер­жде­ний, а не по 5, как в осталь­ных, то ариф­ме­ти­че­ская сумма бал­лов по этим шка­лам делится на 2. Сум­мар­ная оценка про­став­ля­ется в послед­нем столбце реги­стра­ци­он­ного бланка. Каж­дая строка бланка для отве­тов при­над­ле­жит одной шкале (см. ключ). Напри­мер, к 1‑й шкале отно­сятся утвер­жде­ния: 1, 13, 25, 37, 49; к 10‑й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3‑й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.

Ключ к опросникам врр для подростков и их родителей

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

Сумма по шкале

1

13*

25

37

49

1

2

14*

26

38*

50*

2

3*

15

27

39*

51

3

4*

16

28

40

52*

Делится на 2

5

17

29

41*

53

4

6*

18*

30

42

54*

5

7*

19*

31*

43*

55

Делится на 2

8

20

32

44

56

6

9*

21

33

45

57*

7

10*

22*

34*

46*

58*

8

11

23

35

47

59

9

12

24

36

48*

60

10

Шкалы опрос­ника ВРР для под­рост­ков и их родителей:

1) нетребовательность—требовательность;

2) мягкость—строгость;

3) автономность—контроль;

4) эмо­ци­о­наль­ная дистанция—близость;

5) отвер­же­ние — принятие;

6) отсут­ствие сотрудничества—сотрудничество;

7) несо­гла­сие —согла­сие;

8) непоследовательность—последовательность;

9) авто­ри­тет­ность родителя;

10) удо­вле­тво­рен­ность отно­ше­ни­ями с ребен­ком (с родителем).

Ключ к опроснику врр для родителей дошкольников и младших школьников

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

№ вопроса

Баллы

Сумма по шкале

1

13*

25

37

49

1

2

14*

26

38*

50*

2

3*

15

27

39*

51

3

4*

16

28

40

52*

Делится на 2

5

17

29

41*

53

4

6*

18*

30

42

54*

5

7*

19*

31*

43*

55

Делится на 2

8

20

32

44

56

6

9

21

33

45

57

7

10*

22*

34*

46*

58*

8

11

23

35

47

59

9

12

24

36

48*

60

10

Шкалы опрос­ника ВРР для роди­те­лей дошколь­ни­ков и млад­ших школьников:

1) нетребовательность—требовательность;

2) мяг­кость —стро­гость;

3) автономность—контроль;

4) эмо­ци­о­наль­ная дистан­ция — близость;

5) отвер­же­ние — принятие;

6) отсут­ствие сотрудничества—сотрудничество;

7) тре­вож­ность за ребенка;

8) непоследовательность—последовательность;

9) вос­пи­та­тель­ная кон­фрон­та­ция в семье;

10) удо­вле­тво­рен­ность отно­ше­ни­ями с ребенком.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки