Грехи до 7 колена

Грехи до 7 колена

(10 голосов3.9 из 5)

Забота о детях — один из сти­му­лов, чтобы пере­стать гре­шить. В самом деле, если сде­лан­ный мною грех отра­зится на моем ребенке, лучше я не буду его совер­шать. Среди веру­ю­щих бытует пред­став­ле­ние о том, что за грехи роди­те­лей дети могут быть нака­заны до седь­мого колена. Так ли это на самом деле?

«Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того рода, нена­ви­дя­щих Меня, и тво­ря­щий милость до тысячи родов любя­щим Меня и соблю­да­ю­щим запо­веди Мои», — гово­рит Бог Изра­и­лев Мои­сею, давая десять запо­ве­дей. Мысль о том, что дети до тре­тьего и чет­вер­того рода несут тяжесть вины роди­тель­ского греха, повто­ря­ется в пер­вых пяти кни­гах Биб­лии четыре раза. Что это: объ­ек­тив­ный закон или педа­го­ги­че­ский прием, спо­соб заста­вить слу­ша­те­лей удер­жаться от греха?

Из биб­лей­ского уче­ния сле­дует, что это ско­рее педа­го­ги­че­ский прием, но осно­ван­ный на объ­ек­тив­ном законе. Писа­ние недву­смыс­ленно утвер­ждает, что грех в корне извра­тил чело­ве­че­скую при­роду. Адам и Ева до гре­хо­па­де­ния были во мно­гом иными людьми. Они не знали, что такое болезни и смерть. Они не видели друг в друге угрозы стать «объ­ек­том» обла­да­ния и потому не стес­ня­лись наготы. С Богом они могли общаться непо­сред­ственно. Это были цель­ные, дей­стви­тельно сво­бод­ные, дей­стви­тельно любя­щие друг друга и Бога личности.

Но грех испор­тил почти всё. Вме­сто цель­но­сти чело­век стал раз­дроб­лен. Свой­ства и силы чело­ве­че­ской души и ума при­шли в раз­лад, отра­зи­лось это и на теле. Чело­век стал смер­тен. В при­роду его вошла тлен­ность, а с ней и болезни. Восточ­ное хри­сти­ан­ство рас­смат­ри­вает грех именно так: это не столько вина, кото­рую Бог давно про­стил чело­веку, сколько болезнь, исце­лить кото­рую не могут пооди­ночке ни чело­век, ни сам Бог.

Вот эти два аспекта — вину и болезнь, или повре­жден­ность при­роды — и нужно иметь в виду вся­кий раз, когда мы рас­суж­даем о грехе и его послед­ствиях. Дети, рож­да­ю­щи­еся от греш­ных роди­те­лей, несут послед­ствия греха. Их при­рода уже повре­ждена, в ней уже есть тле­ние, она уже под­вер­жена болез­ням и смерти. Именно это и назы­вают ино­гда «пер­во­род­ным грехом».

Но вину за роди­тель­ские, и тем более пра­ро­ди­тель­ские грехи дети не несут. Выра­же­ние Ста­лина «сын за отца не отве­чает» — на самом деле биб­лей­ское. Несколько сто­ле­тий спу­стя после Мои­сея об этом пишет про­рок Иезе­ки­иль — один из вели­ких про­ро­ков Изра­иля. Его слова достойны про­стран­ного цитирования:

«И было ко мне слово Гос­подне: зачем вы упо­треб­ля­ете в земле Изра­и­ле­вой эту посло­вицу, говоря: «отцы ели кис­лый вино­град, а у детей на зубах оско­мина»? Живу Я! — гово­рит Гос­подь Бог, — не будут впе­ред гово­рить посло­вицу эту в Изра­иле. (…) Вы гово­рите: «почему же сын не несет вины отца сво­его?» Потому что сын посту­пает законно и пра­ведно, все уставы Мои соблю­дает и испол­няет их; он будет жив. Душа согре­ша­ю­щая, она умрет; сын не поне­сет вины отца, и отец не поне­сет вины сына, правда пра­вед­ного при нем и оста­ется, и без­за­ко­ние без­за­кон­ного при нем и остается».

Объ­ек­тив­ный закон — пере­дача послед­ствий греха, вот этой язвы, повре­жде­ния, испор­чен­но­сти при­роды, из-за кото­рой мла­денцы рож­да­ются спо­соб­ными болеть и уми­рать, а под­росши — и гре­шить само­сто­я­тельно. Но слова Божии Мои­сею о нака­за­нии детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того рода — педа­го­ги­че­ский прием, вос­пи­та­тель­ное сред­ство, кото­рое годи­лось для гру­бого и «жесто­ко­вый­ного» народа, вышед­шего из Египта. Уже во вре­мена про­рока Иезе­ки­иля этот вос­пи­та­тель­ный спо­соб был остав­лен. Люди, к кото­рым обра­щался про­рок, больше не нуж­да­лись в гру­бых сред­ствах убеждения.

К сожа­ле­нию, сего­дня на пост­со­вет­ском про­стран­стве веру­ю­щие, а точ­нее, те, кто счи­тает себя тако­выми, на самом деле по боль­шей части языч­ники. Мы вряд ли чем-то лучше тех людей, кото­рые вышли из Египта, пере­шли посуху Крас­ное море, и тут же, остав­шись на несколько дней без Мои­сея, сде­лали себе золо­того тельца. И поэтому для нас снова «рабо­тают» при­емы тех дав­них вре­мен. Поэтому из уст хри­сти­ан­ских пас­ты­рей можно порой услы­шать фразы о нака­за­нии детей за грехи родителей.

Да, дети — плоть от плоти и кровь от крови роди­те­лей. Если роди­тели ведут жизнь во грехе, что удив­ляться, что и дети не будут знать иного пути? Самый страш­ный грех совре­мен­ных роди­те­лей — прак­ти­че­ская ложь. Можно гово­рить ребенку пра­виль­ные слова, но что с них толку, если при­мер жизни отца с мате­рью утвер­ждает обрат­ное? Пьян­ство, раз­воды, блуд, культ денег в совре­мен­ном обще­стве стали, увы, нор­мой. Я не встре­чал еще роди­те­лей, кото­рые хотели бы, чтоб их ребе­нок пил, курил, блу­дил, про­ма­ты­вал деньги или ухо­дил из семьи. Но как часто мы поз­во­ляем это себе, а зна­чит — лжем своим детям. А потом удив­ля­емся, что ребе­нок вос­при­нял не слова, а цен­но­сти, кото­рыми мы жили. Для мно­гих роди­те­лей жиз­нен­ные ошибки детей — насто­я­щая тра­ге­дия. Знал бы, что так будет — мно­гое бы не делал. Да уже поздно.

И вот, чтобы поздно не ока­за­лось, хри­сти­ан­ство при­зы­вает к изме­не­нию жизни уже сей­час. «Вот, теперь время бла­го­при­ят­ное, вот, теперь, день спа­се­ния», — пишет апо­стол Павел хри­сти­а­нам в Коринфе. Это «теперь» для каж­дого из нас — вызов. Сколько вре­мени мы осо­знаем себя веру­ю­щими? Год, два, десять, два­дцать или больше? Давайте зада­дим себе один про­стой вопрос: как моя вера выра­жа­ется в моей повсе­днев­ной жизни? Ведь насто­я­щая вера — не при­зна­ние того, что Бог суще­ствует (так «веруют» и бесы), а дове­рие Богу и испол­не­ние Его заповедей.

Повсе­днев­ная жизнь. Вот с этого, каза­лось бы, малого, а на самом деле очень боль­шого и непро­стого и начи­на­ется прак­ти­че­ское хри­сти­ан­ство. Потом уже — посты и празд­ники, палом­ни­че­ства и бого­слов­ская лите­ра­тура. Для начала надо стать чест­ным перед Богом, окру­жа­ю­щими, сво­ими детьми и самим собой. Когда таких людей в обще­стве ста­нет больше неко­то­рой «кри­ти­че­ской массы», можно будет про­по­ве­до­вать сло­вами Иезе­ки­иля. А пока для нас более под­хо­дит Моисей.

про­то­и­е­рей Андрей Дудченко

Жур­нал «Домаш­ний ребе­нок» N7, 2009

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Николай, 20.12.2018

    А что здесь удив­ляться, что бесы тоже веруют, если Гос­подь есть! 

    Ответить »
  • Галина, 07.08.2018

    Спа­сибо Вам!) 

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки