О праздновании христианами гражданского Нового Года

О праздновании христианами гражданского Нового Года

(3 голоса5.0 из 5)

С “новым гадом”?

При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ского Нового года, и в Церкви вновь ожи­вают споры: стоит ли отме­чать этот празд­ник и если отме­чать, то как это сле­дует делать?

Конечно, пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину чуждо пья­ное весе­лье под теле­ви­зи­он­ные завы­ва­ния и про­слав­ле­ния нового “гада”: мыши, крысы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ского календаря.

С дру­гой сто­роны в наших семьях много нево­цер­ко­в­лен­ных да и про­сто неве­ру­ю­щих людей. Для них всё это буй­ство — празд­ник. При­чем, пожа­луй, един­ствен­ный дей­стви­тельно обще­на­род­ный празд­ник, когда все рос­си­яне чув­ствуют еди­не­ние по ней­траль­ному поводу.

Для боль­шин­ства неве­ру­ю­щих рос­сиян все кален­дар­ные восточ­ные “гады” — лишь милая экзо­тика, а празд­ник — повод к весе­лому обще­нию. При­чем далеко не все­гда алко­голь­ному: люди выез­жают на при­роду, устра­и­вают экс­кур­сии, наве­щают род­ствен­ни­ков и т. п. Даже сло­жи­лась тра­ди­ция, иду­щая еще от доре­во­лю­ци­он­ного празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова, отме­чать этот празд­ник в семей­ном кругу.

Плохо ли это? Нет. Грешно ли нам так празд­но­вать Новый год: семей­ным засто­льем, лыж­ными про­гул­ками в зим­нем лесу и пр.? Думаю, тоже нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер­вых, стро­гий пост, исклю­ча­ю­щий по мона­стыр­скому уставу рыбу, елей и вино (отме­тим, что для мирян духов­ники все­гда делали послаб­ле­ние пище­вой стро­го­сти Устава, напи­сан­ного для пале­стин­ских ино­ков) начи­на­ется со 2‑го января.

Во-вто­рых, здесь сразу надо отме­тить, что для хри­сти­а­нина в дан­ном слу­чае важно даже не то, что мы празд­нуем (повод ведь ней­траль­ный — кален­дар­ное начало года), а как мы это делаем. И не так важно, есть пост или нет. Можно ведь и на Пасху напиться по “совер­шенно цер­ков­ному” поводу, на “закон­ных осно­ва­ниях” уни­что­жая кило­граммы кол­басы и сала­тов и всю неделю вме­сто лико­ва­ния в храме мучиться от похме­лья и пере­еда­ния. Сле­до­ва­тельно, празд­но­ва­ние пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина все­гда будет сопро­вож­даться неким воз­дер­жа­нием, неза­ви­симо от меню и каче­ства пищи.

Поэтому для хри­сти­а­нина не вопрос, что есть и пить в Новый Год. Море­про­дукты, фрукты и овощи найти не трудно. Даже не про­блема, смот­реть теле­ви­зор или нет — во мно­гих семьях смот­рят только обра­ще­ние Пре­зи­дента, и пер­вые несколько минут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм. Затем про­дол­жа­ется живое обще­ние, а “ящик” лишь жуж­жит фоном для беседы или выклю­ча­ется вовсе.

Иными сло­вами — можно отпразд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ными род­ствен­ни­ками Новый Год и не нару­шить Устава Церкви.   Только надо доба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния — молитву. Ведь для хри­сти­а­нина празд­ник это повод для сугу­бой молитвы. Освя­тить молит­вой насту­па­ю­щий год, к кото­рому все мы, как граж­дане страны, живу­щей по новому стилю, имеем отно­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и перед собой, и перед сво­ими неве­ру­ю­щими сооте­че­ствен­ни­ками. Поэтому есте­ственно сло­жи­лась тра­ди­ция совер­шать Ново­год­ний моле­бен либо после вечер­ней службы 31 декабря, либо после литур­гии 1 января.

Есть даже храмы, где за послед­ние годы сло­жи­лась тра­ди­ция слу­жить литур­гию прямо в ночь с 31 на 1‑е января, за кото­рой жела­ю­щие могут начать Новый Год при­ча­ще­нием Свя­тых Хри­сто­вых Таин. По моим наблю­де­ниям, в эту ночь бывает до 20 при­част­ни­ков. Мно­гие при­хо­дят целыми семьями, с детьми раз­ного воз­раста, а затем в тра­пез­ной храма вку­шают пост­ную тра­пезу с шам­пан­ским и доб­рой бесе­дой начи­нают ново­год­ние тор­же­ства, кото­рые потом пере­хо­дят из храма в дома прихожан.

Преображающая сила Церкви

Итак, для нас важно как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1‑е января, и дру­гие, сло­жив­ши­еся в нехри­сти­ан­ском обще­стве памят­ные даты. Не стоит бояться делать их мис­си­о­нер­ским ору­жием Хри­сто­вой Церкви, иначе они ста­нут ору­дием нехри­сти­ан­ских сил.   Вспом­ним, как Цер­ковь посте­пенно вытес­няла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­скими и так воцер­ков­ляла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших после Милан­ского Эдикта (IV в.). Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­стова заме­нил собой язы­че­ский день “непо­бе­ди­мого солнца”, и мас­ле­ница со свят­ками, войдя в цер­ков­ный кален­дарь, пере­стала быть про­слав­ле­нием язы­че­ских божеств. Для Церкви каж­дый день — это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­шего в мир Хри­ста Спа­си­теля, поэтому любой день напол­ня­ется при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским содер­жа­нием для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церкви осно­вам веры и благочестия.

Поэтому стоит не раз­ра­жаться гнев­ными обли­че­ни­ями в адрес ново­мод­ных празд­ни­ков, отда­ля­ясь от наших сооте­че­ствен­ни­ков и закры­вая от них богат­ство и кра­соту Пра­во­сла­вия, а молиться в эти дни, помня, что мы сами неда­леко от них ушли и в вопро­сах нрав­ствен­но­сти, и в любви к Богу.

Наше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии должно выра­жаться в стрем­ле­нии к осмыс­лен­ной молитве в храме, хоро­шем зна­ком­стве со свя­то­оте­че­ским насле­дием, зна­нии цер­ков­ных кано­нов и уста­нов­ле­ний и при­ме­не­нии их в послу­ша­нии священноначалию.

По моему мне­нию, надо Евха­ри­сти­че­ски пре­об­ра­жать суть новых празд­ни­ков, разумно празд­нуя “Новые Года”, “Вось­мые Марта” и “Дни Свя­того Вален­тина”. И тогда даже не при­дется искус­ственно пере­но­сить суть этих празд­ни­ков (начало года, ува­же­ние к жен­щи­нам, радость влюб­лен­ных и пр.) на дру­гие дни. Нужно дать воз­мож­ность мало­во­цер­ко­в­лен­ным людям придти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, почув­ство­вать дух Любви Хри­сто­вой и радо­сти. И если люди почув­ствуют нашу любовь, про­ник­нутся дове­рием к своим пас­ты­рям, то и празд­ники будут ими празд­но­ваться по-другому.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская шелуха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы будет поздрав­лять друг друга не с новым “гадом”, а все мы встре­тим новый граж­дан­ский год в еди­не­нии веры и молитвы.

Игу­мен Силуан (Тума­нов)

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки