Святитель Иоанн Златоуст о воспитании:  «Прежде образуй душу сына твоего»

Святитель Иоанн Златоуст о воспитании:  «Прежде образуй душу сына твоего»

(7 голосов5.0 из 5)

Немало поуче­ний свя­ти­теля посвя­щено вопро­сам вос­пи­та­ния. Отда­лен­ные  от нас по вре­мени, они не утра­тили вне­вре­мен­ной хри­сти­ан­ской акту­аль­но­сти. И тем самым помо­гают рас­ста­вить при­о­ри­теты в вос­пи­та­нии сыно­вей и доче­рей, отда­вая пред­по­чте­ние духов­ному перед житейским.

«Нам вве­рен важ­ный залог – дети. Будем поэтому забо­титься о них и упо­тре­бим все меры, чтобы лука­вый не похи­тил их у нас. 

Между тем, про­ис­хо­дит наобо­рот. У нас до всего есть дело.

Так, мы упо­треб­ляем все­воз­мож­ные уси­лия для того, чтобы поле было хоро­шим и чтобы вве­рить его бла­го­на­деж­ному чело­веку. И погон­щика ослов и мулов, и над­зи­ра­теля, и пове­рен­ного в делах мы отыс­ки­ваем самого искусного.

А на то, что для нас всего дороже, а именно: на то, чтобы пору­чить сына чело­веку, кото­рый бы мог его сохра­нить в цело­муд­рии, не обра­щаем вни­ма­ния, хотя сие стя­жа­ние цен­нее всех про­чих, ведь бла­го­даря ему при­хо­дят осталь­ные блага.

Об иму­ще­стве для детей мы забо­тимся, а о них самих нет. Видишь ли, какое безу­мие овла­дело нами! Прежде обра­зуй душу сына тво­его, а богат­ство он уже после полу­чит. Если душа у него не хороша, то он не будет иметь ни малей­шей пользы от денег. 

И наобо­рот, если душе дано пра­виль­ное обра­зо­ва­ние, то бед­ность нисколько не повре­дит ему. Хочешь ли оста­вить его бога­тым? Научи его быть доб­рым. Ибо для детей, не полу­чив­ших пра­виль­ного вос­пи­та­ния, бед­ность лучше богатства.

Пер­вая, помимо их воли, удер­жи­вает их в пре­де­лах доб­ро­де­тели; между тем богат­ство, хотя бы даже кто и желал того, не поз­во­ляет вести жизни цело­муд­рен­ной, но увле­кает, нис­про­вер­гает и вво­дит в бес­чис­лен­ное мно­же­ство преступлений.

Вы, матери, больше всего смот­рите за доче­рями. Это попе­че­ние для вас нетрудно. Наблю­дайте за тем, чтобы они нахо­ди­лись дома, но прежде всего учите их быть бла­го­че­сти­выми, скром­ными, пре­зи­рать деньги и не слиш­ком забо­титься о наря­дах. Так и в заму­же­ство отда­вайте их.

Ибо они (дочери) при вступ­ле­нии в брак должны так выхо­дить из оте­че­ского дома, как выхо­дят борцы из места состя­за­ний, то есть они должны знать в точ­но­сти всю науку, с помо­щью кото­рой они могли бы, подобно закваске, все сме­ше­ние воз­ве­сти к соб­ствен­ной красоте.

Если так обра­зу­ете дочь вашу, то спа­сете не только ее, но и мужа, и детей, и не одних детей, но и вну­ков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше раз­ви­ваться, и за все это полу­чите награду. Поэтому все будем так делать, как при­лично забо­тя­щимся о благе не одной только души, но и о благе мно­гих чрез одну.

И сыно­вья опять до того должны быть скромны, чтобы можно было узнать их по их бла­го­нра­вию и цело­муд­рию, чтобы они заслу­жили вели­кую похвалу и от людей, и от Бога. 

Пусть они научатся воз­дер­жи­ваться от рас­то­чи­тель­но­сти, ста­нут рас­чет­ли­выми, нежно любя­щими, пусть научатся пови­но­ваться вла­сти. Ибо таким обра­зом они могут доста­вить роди­те­лям вели­кую награду. Тогда все будет направ­лено к славе Божией и нашему спасению».

Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №3 (12) 2005 г.
Элек­трон­ная версия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки