Человек. Основы христианской антропологии в таблицах

(16 голосов4.3 из 5)

1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания

Бог создал чело­ве­ка от избыт­ка люб­ви, желая поде­лить­ся любовью.

2) Образ и подобие

Чело­век создан Богом по Сво­е­му обра­зу и подо­бию (Быт.1:26).

Образ Божий Подо­бие Божие
Чело­век сотво­рён по обра­зу Бога. Упо­доб­ле­ние чело­ве­ка Боже­ствен­но­му совершенству.
Свой­ства обра­за: сво­бо­да, бес­смер­тие, разум­ность, дар сло­ва и др. Сво­бод­ный выбор воз­мож­но­сти упо­до­бить­ся Богу в любви,мудрости, добре,чистоте, сми­ре­нии, посто­ян­стве. Позна­ние Бога и любовь к Нему.
Чело­век, как образ Божий, име­ет потен­ци­ал, спо­соб­ность к упо­доб­ле­нию Создателю.
Чело­век устро­ен по обра­зу Свя­той Тро­и­цы (сущ­ность, энер­гии и личность).
Дости­га­ет­ся в синер­гии – вза­и­мо­дей­ствии уси­лий чело­ве­ка и Боже­ствен­ной бла­го­да­ти, при реша­ю­щей роли благодати.

 

3) Структура человека

Суще­ству­ют две точ­ки зре­ния: дихо­то­мия (чело­век состо­ит из тела и души) и три­хо­то­мия (чело­век состо­ит из тела, души и духа). В пра­во­слав­ном уче­нии о чело­ве­ке свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция явным обра­зом скло­ня­ет­ся на сто­ро­ну дихотомизма.

Дихотомия

Тело Душа
Сотво­ре­но Богом из «пра­ха зем­но­го» (Быт.2:7) Жиз­нен­ное нача­ло, жиз­нен­ная сила, управ­ля­ю­щая телом, ода­рён­ная разу­мом, бес­смер­ти­ем, сво­бо­дой воли и при­зван­ная к обожению.

Трихотомия

Тело Душа Дух
Аппа­рат души для обще­ния с внеш­ним миром. Низ­шая духов­ная сущ­ность. Душа, пре­бы­вая в теле, обла­да­ет им, исполь­зуя как ору­дие и инструмент. Дух – выс­шая часть души, заклю­ча­ю­щая в себе спо­соб­ность к Богопознанию.
Потреб­но­сти: само­со­хра­не­ние, про­дол­же­ние рода. Жизнь душев­ная состо­ит в удо­вле­тво­ре­нии потреб­но­стей ума, чув­ства и воли: душа хочет при­об­ре­тать зна­ния и испы­ты­вать те или иные чувства. Три про­яв­ле­ния: совесть, жаж­да Бога, страх Божий.
Как сила от Бога исшед­шая, веда­ет Бога, ищет Бога, и в Нем Одном нахо­дит покой.

 

Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения

Тело Душа Дух
Тело ста­ло гос­под­ство­вать над душой и ока­за­лось под­вер­же­но болез­ням и смерти. Спо­соб­но­сти души извра­ти­лись. Утра­та целост­но­сти чело­ве­че­ской при­ро­ды: разъ­еди­не­ние еди­ной силы души на три: ум, волю и чув­ства. Ум отде­ля­ет­ся от серд­ца и ста­но­вит­ся бес­сер­деч­ным, а серд­це неразумным. Чело­век утра­тил веде­ние Бога и духов­но­го мира. У боль­шин­ства людей духов­ная жизнь ассо­ци­и­ру­ет­ся с душев­ной и под­ме­не­на ей.

 

4) Три состояния человека в истории мира

1. Есте­ствен­ное 2. Ниже­есте­ствен­ное (пад­шее) 3. Сверхъ­есте­ствен­ное
От сотво­ре­ния до грехопадения. После гре­хо­па­де­ния, совре­мен­ное состо­я­ние человека. Воз­мож­ность вос­ста­нов­ле­ния дана иску­пи­тель­ным подви­гом Спасителя.
Непри­част­ность ко злу, целост­ность, целомудрие. Раз­рыв свя­зи с Богом. Извра­ща­ет­ся иерар­хия струк­ту­ры: дух под­чи­ня­ет­ся душе, а душа телу. С гре­хо­па­де­ния начи­на­ет­ся само­обо­жеств­ле­ние и духов­ная слепота. Явля­ет­ся пло­дом аске­ти­че­ско­го подви­га и пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду воли. Зада­ча чело­ве­ка – вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ной цель­но­сти, под­чи­не­ние тела душе, а души духу, при­об­ще­ние к Богу.

 

5) Три состояния души.

Чело­век соеди­ня­ет, соче­та­ет в себе жизнь рас­те­ний, живот­ных и Ангелов.

Рас­ти­тель­ная Живот­ная Ангель­ская
Осо­зна­ние функ­ций тела – дыха­ния, пита­ния, размножения. Чув­ствен­ные жела­ния, про­из­воль­ная деятельность. Спо­соб­ность к духов­ной жиз­ни, Богообщению.

 

Tри основные части или силы души

Если исполь­зо­вать мета­фо­ру всад­ни­ка и коня, то ум (разум) – это всад­ник, воля – это вож­жи, а чув­ства – это конь.

Части, силы души Чув­ству­ю­щая, раз­дра­жи­тель­ная (ярост­ная) Жела­тель­ная (вожде­ле­ва­тель­ная) Мыс­ли­тель­ная, разум­ная (сло­вес­ная)
Чув­ства Воля Разум
Про­све­ща­ют­ся через Бого­слу­же­ния Нрав­ствен­ный закон Веро­уче­ние
Иску­ше­ния Стра­сти Свое­во­лие Меч­та­ния
Сред­ство борьбы Трез­ве­ние Сми­ре­ние Вни­ма­ние
Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­ни­ем увядь, разум­ную молит­вою окры­ли…” /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/

Стрем­ле­ние знать успо­ка­и­ва­ет­ся све­том исти­ны – внут­рен­ним сви­де­тель­ством о Боге. Стрем­ле­ние насла­ждать­ся – чув­ством кра­со­ты, созер­ца­ни­ем Боже­ствен­ной кра­со­ты. Стрем­ле­ние дей­ство­вать почи­ва­ет в силе добра – укреп­ле­нии воли в борь­бе со злом.
 

Основные силы души до и после грехопадения. Путь исцеления

Чув­ства Воля Ум
До гре­хо­па­де­ния – «пони­мать – чув­ство­вать – дей­ство­вать» было еди­ным актом.
До гре­хо­па­де­ния чув­ства под­чи­ня­лись разу­му дей­стви­ем Боже­ствен­ной благодати. Воля явля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем сво­бо­ды, даро­ван­ной чело­ве­ку Богом и управ­ля­ет жела­ни­я­ми чело­ве­ка, направ­ляя их к добру. До гре­хо­па­де­ния гар­мо­ния позна­ния заклю­ча­лась в един­стве логи­че­ско­го и эсте­ти­че­ско­го компонентов.
Свя­тые отцы разум преж­де все­го свя­зы­ва­ли со спо­соб­но­стью чело­ве­че­ско­го духа руко­во­дить глав­ным обра­зом нрав­ствен­ной жиз­нью чело­ве­ка или с позна­ни­ем Бога.
После гре­хо­па­де­ния чув­ства авто­но­ми­зи­ро­ва­лись (обосо­би­лись) от разу­ма и ста­ли под­вер­же­ны страстям. После гре­хо­па­де­ния доб­ро­воль­ное под­чи­не­ние пре­бла­гой и пре­муд­рой воле Божи­ей изме­ни­лось в чело­ве­ке на раб­ство греху. После гре­хо­па­де­ния ум, как спо­соб­ность непо­сред­ствен­но­го, инту­и­тив­но­го позна­ния стал рабо­тать стра­стям, поте­рял спо­соб­ность созер­цать Бога и под­ме­нил­ся рас­суд­ком. Пад­шее есте­ство чело­ве­ка пора­же­но сле­по­той ума. Оно не видит сво­е­го паде­ния, не видит гре­хов сво­их, но жесто­ко судит и осуж­да­ет гре­хи ближ­них. С гре­хо­па­де­ния начи­на­ет­ся гене­зис самости.
Чув­ства необ­хо­ди­мо воз­вы­сить обра­щён­но­стью к духов­ным пред­ме­там и под­чи­нить разуму. Необ­хо­ди­мо упо­треб­лять волю на борь­бу со стра­стя­ми и стя­жа­ние (при­об­ре­те­ние) добродетелей.
Тре­бу­ет­ся отре­че­ние от гре­хов­ной воли и под­чи­не­ние её воле Божьей.
Ум необ­хо­ди­мо очи­стить и про­све­тить Бого­от­кро­вен­ны­ми истинами.
“Те умны, кото­рые могут раз­ли­чать доб­ро от зла”, – гово­рил св. Анто­ний Вели­кий. Разум – это выбор добра, злой чело­век – неразумен.

 

6) Иерархия человеческих потребностей

1. Духов­ные 2. Душев­ные 3. Телес­ные
По Замыс­лу Твор­ца веду­щи­ми у чело­ве­ка долж­ны быть духов­ные потреб­но­сти, что­бы дух управ­лял душой, а душа – телом. Нару­ше­ние этой иерар­хии явля­ет­ся извра­ще­ни­ем при­ро­ды чело­ве­ка. Духов­ные потреб­но­сти выше всех, без их удо­вле­тво­ре­ния чело­ве­ку не обре­сти гармонии.

 

7) Сенсорная гигиена. Преображение через освящение человека посредством органов чувств

Обо­ня­ние Вкус Ося­за­ние Слух Зре­ние
(90% всей информации)
Освя­ща­ет­ся Каж­де­ни­ем, благовониями. Свя­той водой, просфо­рой, При­ча­ще­ни­ем в Таинстве. Цело­ва­ни­ем свя­щен­ных пред­ме­тов, окроп­ле­ни­ем св. водой, коле­но­пре­кло­не­ни­ем, несе­ни­ем икон на крест­ных ходах. Коло­коль­ным зво­ном, псал­мо­пе­ни­ем, душе­спа­си­тель­ны­ми беседами Ико­на­ми, лам­па­да­ми, бого­слу­же­ни­я­ми, убран­ством храмов.

 

Гигиена ума. Категории страстных помыслов и их преодоление

Помыс­лы Грех про­тив Раз­ру­ше­ние Источ­ник Мето­ды борьбы Цель борь­бы
Плот­ские помыслы чело­ве­че­ской природы усто­ев при­род­ной жиз­ни личности – чув­ствен­ное вожделение испы­та­ние помыс­лов, не допу­стить чув­ствен­но­го услаждения чисто­та и досто­ин­ство личности
Злые помыс­лы ближ­не­го нрав­ствен­ной жиз­ни и обес­це­ни­ва­ют рели­ги­оз­ную жизнь злая воля, пита­е­мая чув­ства­ми мести, пре­вос­ход­ства, тщеславия состра­да­ние к ближ­ним и осо­зна­ние соб­ствен­но­го несовершенства пре­одо­ле­ние враж­деб­но­сти, спо­соб­ность радо­вать­ся чужим успехам
Бого­хуль­ные помыслы Св. Духа рели­ги­оз­ной жизни омра­чен­ный разум игно­ри­ро­вать, не всту­пать в диа­лог, не унывать чисто­та ума и любовь к Богу

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки