Трихотомия

***

Три­хо­то­мия (от греч. τριχοτομία — раз­де­ле­ние натрое) — бого­слов­ский термин, отра­жа­ю­щий кон­цеп­ту­аль­ный взгляд на чело­века как на трёх­со­став­ное суще­ство (как на состо­я­щего из духа, души, тела). Боль­шин­ство св. отцов при­дер­жи­ва­лись дихо­то­ми­че­ской точки зрения.

***

На чём осно­вано учение о трех­со­став­но­сти чело­века?

Отно­си­тельно состава чело­века в бого­слов­ской лите­ра­туре встре­ча­ется два мнения: 1) чело­век состоит из души и плоти (тела); 2) чело­век состоит из духа, души и плоти (тела). Каза­лось бы, Свя­щен­ное Писа­ние даёт повод к суще­ство­ва­нию как первой, так и второй точки зрения.

В пользу пер­вого мнения сви­де­тель­ствует ряд ука­за­ний, сооб­ща­ю­щих о чело­веке, как о двух­част­ном суще­стве:
«Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» (1Кор.6:20);
«Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

В свою оче­редь сто­рон­ники второй точки зрения, три­хо­то­ми­сты, опи­ра­ются на те биб­лей­ские выра­же­ния, в рамках кото­рых, помимо души и тела, как двух основ­ных частей чело­века, упо­ми­на­ется дух:
«Ибо слово Божие живо и дей­ственно и острее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого: оно про­ни­кает до раз­де­ле­ния души и духа, соста­вов и мозгов, и судит помыш­ле­ния и наме­ре­ния сер­деч­ные» (Евр.4:2);
«Сам же Бог мира да освя­тит вас во всей пол­ноте, и ваш дух и душа и тело во всей цело­сти да сохра­нится без порока в при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

Мно­го­чис­лен­ные памят­ники свя­то­оте­че­ской мысли под­во­дят нас к убеж­де­нию, что чело­век, всё же, состоит из двух суб­стан­ций — души и плоти. В данном отно­ше­нии он сопо­став­лялся как с пред­ста­ви­те­лями ангель­ского мира, так и с пред­ста­ви­те­лями види­мого. С анге­лами чело­века сбли­жает неви­ди­мая, разум­ная душа, а с пред­ста­ви­те­лями види­мого мира — тело.

Дух, о кото­ром в кон­тек­сте о чело­веке упо­ми­нает Писа­ние, свя­тыми отцами иногда пони­мался как ум. В этом отно­ше­нии под­чёр­ки­ва­лось, что дух, или ум, явля­ется неотъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­стью души, что душа — разумна. Дух же явля­ется её руко­во­дя­щим нача­лом, но никак ни тре­тьей, само­сто­я­тель­ной суб­стан­цией, наряду с плотью и душой.

Иногда же, когда, напри­мер, речь идёт о про­ти­во­по­став­ле­нии духов­ного чело­века душев­ному, слово «дух» можно соот­но­сить с особым строем, особым духовно-нрав­ствен­ным рас­по­ло­же­нием души, обла­го­дат­ство­ван­ной, устрем­лен­ной к Богу, к Добру.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки