Еди­но­су­щие

***

Единосу́щие (греч. ὁμοουσιότης ; лат. consubstantialitas ) – клю­че­вое поня­тие пра­во­слав­ного бого­сло­вия, отра­жа­ю­щее един­ство при­роды Лиц Пре­свя­той Троицы, а также един­ство чело­ве­че­ской при­роды Иисуса Христа и всех людей.

Поня­тие «еди­но­су­щие» было при­нято и утвер­ждено в его пра­во­слав­ном пони­ма­нии на Никей­ском Соборе 325 г., кото­рый вошел в цер­ков­ную исто­рию под именем I Все­лен­ского. Суть Никей­ской веры выра­жа­лась в поня­тиях homoousios («еди­но­сущ­ный») и ek tes ousias («из сущ­но­сти»). Оба поня­тия утвер­ждали един­ство бытия Отца и Сына, пред­вечно рож­ден­ного из сущ­но­сти Отца, еди­но­сущ­ного Ему. «Веруем… во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, Еди­но­род­ного, рож­ден­ного от Отца, то есть из сущ­но­сти Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, несо­тво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, Кото­рым все при­ве­дено в бытие», – гово­рил Символ веры Никей­ского Собора.

После Никей­ского собора поня­тие «еди­но­су­щие» при­об­рело другой отте­нок. Три Вели­ких Кап­па­до­кийца (св. Гри­го­рий Бого­слов, св. Гри­го­рий Нис­ский, св. Васи­лий Вели­кий) исполь­зо­вали поня­тие «сущ­ность» (греч. ousia) в каче­стве родо­вого поня­тия, обо­зна­ча­ю­щего боже­ствен­ную при­роду в целом, а поня­тие ипо­стась как видо­вое, для обо­зна­че­ния инди­ви­ду­аль­ного бытия. Пони­ма­ние еди­но­су­щия было рас­ши­рено, рас­про­стра­нено на Боже­ствен­ную сущ­ность, общую всем трем Ипо­ста­сям Пре­свя­той Троицы.

Вели­кие Кап­па­до­кийцы учат о Боже­ствен­ной сущ­но­сти как о един­ствен­ной («еди­нич­ной») и единой. При­знак Боже­ствен­ной сущ­но­сти есть еди­нич­ность и един­ство, гово­рит св. Васи­лий Вели­кий. Боже­ствен­ная при­рода трех Ипо­ста­сей одна, ука­зы­вает св. Гри­го­рий Нис­ский, всегда пре­бы­вает Еди­ни­цей нераз­дель­ной, нераз­дроб­ля­е­мой и все­це­лой. «Все Три суть Одно, – учит св. Гри­го­рий Бого­слов, – Еди­ница в Троице покло­ня­е­мая и Троица в Еди­нице воз­глав­ля­е­мая, вся досто­по­кло­ня­е­мая, вся цар­ствен­ная, еди­но­пре­столь­ная, рав­но­слав­ная, пре­мир­ная и пре­выс­шая вре­мени, несо­здан­ная, неви­ди­мая, непо­сти­жи­мая».

Еди­но­су­щие Ипо­ста­сей Пре­свя­той Троицы озна­чает Их со-при­род­ность, совер­шен­ное вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние и нерас­тор­жи­мое вза­им­ное обще­ние. По слову св. Кирилла Алек­сан­дрий­ского, Они «суще­ственно пре­бы­вают друг в друге». При­род­ное сопре­бы­ва­ние Ипо­ста­сей под­ра­зу­ме­вает един­ство Боже­ствен­ной жизни, кото­рое выра­жа­ется в совер­шен­ном един­стве Боже­ствен­ной воли и дей­ствий. При этом нерас­тор­жи­мое вза­и­мо­об­ще­ние ипо­ста­сей не устра­няет осо­бен­но­сти Боже­ствен­ных Лиц, сохра­ня­ю­щих Свое особое инди­ви­ду­аль­ное суще­ство­ва­ние.

Поня­тие «еди­но­су­щие» упо­треб­ля­ется в пра­во­слав­ном бого­сло­вии и в несколько ином смысле. Речь идет о «двой­ном еди­но­су­щии» Бого­че­ло­века, кото­рый еди­но­су­щен Отцу по Боже­ству (Ипо­стась Сына), а роду чело­ве­че­скому по чело­ве­че­ству. Соеди­няя в Своей единой Ипо­стаси две при­роды, Бого­че­ло­век явил совер­шен­ного Бога и совер­шен­ного чело­века. Как чело­век, Он имеет всю чело­ве­че­скую при­роду – еди­но­сущ­ные чело­ве­че­ству тело и душу, явля­ется во всем подо­бен нам за исклю­че­нием греха. Как Бог, Он пред­вечно рож­да­ется из сущ­но­сти Отца, еди­но­при­ро­ден Ему.

***

См. СВЯТАЯ ТРОИЦА, ИПО­СТАСЬ, ИПО­СТАС­НЫЕ СВОЙ­СТВА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки