Единородный Сын

***

Единоро́дный Сын (греч. μονογενης — моно­ге­нес):
1) одно из имён Сына Божьего, второй Ипо­стаси Пре­свя­той Троицы, под­чер­ки­ва­ю­щее, что Бог Отец вечно рож­дает и вечно имеет одного Сына (а не двух, трёх или более), кото­рый есть Слово Божье, Божья Сила и Божья Пре­муд­рость (1Кор.1:24);
2) тро­парь, вхо­дя­щий в состав вто­рого анти­фона литур­гий Иоанна Зла­то­уста, Васи­лия Вели­кого и Изоб­ра­зи­тель­ных;
3) тип ико­но­гра­фии Спа­си­теля. См. Икона Спа­си­теля «Еди­но­род­ный Сыне».

***

Почему, если Бог Отец имеет лишь одного Сына, в Свя­щен­ном Писа­нии утвер­жда­ется о сынах Божьих во мно­же­ствен­ном числе?

Еди­но­род­ный Сын Божий — Сын Божий в особом и исклю­чи­тель­ном смысле слова. Он — Сын Божий по есте­ству, еди­но­сущ­ный Богу Отцу, то есть имеет единую с Ним — Боже­ствен­ную — при­роду, подобно тому как сын чело­века имеет единую при­роду с отцом: чело­ве­че­скую.

Когда в Свя­щен­ном Писа­нии сооб­ща­ется о сынах (детях) Божьих (не в отно­ше­нии Еди­но­род­ного Сына, а, в отно­ше­нии анге­лов (Иов.1:6) или людей (Пс.81:6)), речь там идёт не о детях по Боже­ской сущ­но­сти (при­роде, есте­ству), а о детях по бла­го­дати, в отно­ше­нии кото­рых Бог ока­зы­вает оте­че­скую заботу, любит их, как образ­цо­вый отец-чело­век любит родных или усы­нов­лен­ных детей.

К при­меру, во вре­мена Вет­хого Завета сыном Божьим име­но­вался Изра­иль, еврей­ский народ. Это было свя­зано с тем, что он всту­пил в Завет с Богом и был взят под особое води­тель­ство Божье. Сам Бог руко­во­дил этим наро­дом через его вождей (судей), свя­щен­но­слу­жи­те­лей, про­ро­ков.

Во вре­мена Нового Завета каждый чело­век, вне зави­си­мо­сти от воз­раста, пола, наци­о­наль­но­сти, соци­аль­ного ста­туса и т. п., при­ни­мая закон­ное Кре­ще­ние, усы­нов­ля­ется Богу, ста­но­вится сыном Божьим по бла­го­дати. Это осо­бенно ярко отра­жено в тексте молитвы Гос­под­ней, начи­на­ю­щейся со слов: «Отче наш…», то есть Отец наш.

***

Текст тро­паря “Еди­но­род­ный Сыне” кратко повест­вует о пред­веч­ном суще­ство­ва­нии, вопло­ще­нии и вос­кре­се­нии Христа. В «Хро­но­гра­фии» прп. Фео­фана Испо­вед­ника под 528 г. от Р. Х., поме­щена запись о вве­де­нии импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном тро­паря «Еди­но­род­ный Сыне» в кон­стан­ти­но­поль­ское бого­слу­же­ние

Тро­парь на цер­ков­но­сла­вян­ском: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нія на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртію сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ».

Тро­парь на рус­ском: Еди­но­род­ный Сын и Слово Бога бес­смерт­ное, что изво­лило спа­се­ния нашего ради вопло­титься от Святой Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, неиз­менно воче­ло­ве­чив­ше­еся и рас­пяв­ше­еся за нас смер­тию смерть поправ­шее – Хри­стос Бог во Святой Троице еди­но­сущ­ный и соп­ро­слав­ля­е­мый Отцу и Свя­тому Духу, спаси нас!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки