Феминизм

См. раздел: ЖЕН­ЩИНА В ЦЕРКВИ

***

Фемини́зм (от лат. femina — жен­щина) — спектр идео­ло­гий, поли­ти­че­ских и соци­аль­ных дви­же­ний, направ­лен­ных на рас­ши­ре­ние поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских, личных и соци­аль­ных прав и свобод для женщин. Само слово feminisme скон­стру­и­ро­вано фран­цуз­ским фило­со­фом, социо­ло­гом, один из пред­ста­ви­те­лей уто­пи­че­ского соци­а­лизма Шарлем Фурье в начале XIX века, пола­гав­шем, что соци­аль­ное поло­же­ние женщин явля­ется мери­лом обще­ствен­ного про­гресса.

Феми­низм возник на волне клас­си­че­ского либе­ра­лизма в XVIII веке, но осо­бенно акти­ви­зи­ро­вался лишь во второй поло­вине XX сто­ле­тия, когда дея­тель­ность феми­ни­сток вышла за пре­делы тех задач, кото­рые они пер­во­на­чально перед собой ста­вили. И хотя многие граж­дан­ские, эко­но­ми­че­ские и поли­ти­че­ские права были заво­е­ваны, актив­ность феме­ни­сток не только не осла­бе­вает, но и при­об­ре­тает все более ради­каль­ные формы. Сего­дня дви­же­ние объ­еди­няет мно­же­ство раз­лич­ных групп и направ­ле­ний, кото­рые могут иметь абсо­лютно про­ти­во­по­лож­ные взгляды на одни и те же вопросы.

Феми­низм раз­ли­чают по сле­ду­ю­щим осо­бен­но­стям:

  • гео­гра­фи­че­ски — аме­ри­кан­ский, евро­пей­ский, тре­тьего мира, пост­со­вет­ский и пост­со­ци­а­ли­сти­че­ский;
  • этни­че­ский — феми­низм «белых», «черных» и «цвет­ных»;
  • кон­фес­си­о­нально — напри­мер, хри­сти­ан­ский, ислам­ский;
  • по мето­дам и направ­лен­но­сти дей­ствий — эко­фе­ми­низм, паци­фист­ский, сепа­ра­тист­ский;
  • по идео­ло­гии — либе­раль­ный, соци­а­ли­сти­че­ский и марк­сист­ский, ради­каль­ный;
  • по при­над­леж­но­сти к направ­ле­ниям в фило­со­фии и пси­хо­ло­гии — модер­нист­ский, осно­ван­ный на кон­цеп­ции соци­аль­ного кон­стру­и­ро­ва­ния, пост­мо­дер­нист­ский и пост­струк­ту­ра­лист­ский, пси­хо­ана­ли­ти­че­ский;
  • по сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции при­вер­жен­цев (есте­ствен­ной и извра­щён­ной).

В насто­я­щее время феми­низм все чаще стал при­об­ре­тать черты неко­его культа, после­до­ва­тель­ницы кото­рого пыта­ются агрес­сивно навя­зать обще­ству свое пред­став­ле­ние о пре­об­ла­да­ю­щей роли и месте жен­щины в совре­мен­ном мире, о ее абсо­лют­ном и без­ого­во­роч­ном праве рас­по­ря­жаться не только своей соб­ствен­ной судь­бой и своим телом, но и судь­бами своего потом­ства. Жен­щина и мать, кото­рая при­звана Твор­цом и самой при­ро­дой защи­щать жизнь своих детей, вос­пи­ты­вать их в любви и гар­мо­нии, ста­но­вится в наше время  источ­ни­ком  нестро­е­ния и вдох­но­ви­те­лем уза­ко­ни­ва­ния права на фак­ти­че­ское убий­ство – аборты. Феми­нистки назы­вают это борь­бой за репро­дук­тив­ные права.

Нынеш­ние феми­нистки высту­пают уже не просто за дости­же­ние рав­но­пра­вия полов во всех сферах, но за ради­каль­ное пере­устрой­ство обще­ства и полную лик­ви­да­цию стан­дарт­ных ген­дер­ных ролей. Харак­тер­ным явля­ется то, что одними из самых актив­ных участ­ниц совре­мен­ного дви­же­ния феми­низма явля­ются пред­ста­ви­тель­ницы нетра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции.

Если гово­рить о равен­стве прав муж­чины и жен­щины, на кото­рое были направ­лены усилия феми­ни­сток XIX и начала XX века, то в наше время оно гаран­ти­ро­вано свет­скими вла­стями боль­шин­ства стран и закреп­лено на зако­но­да­тель­ном уровне. Многие функ­ции, кото­рые счи­та­лись исто­ри­че­ски и соци­ально чисто муж­скими, при­знаны оди­на­ково воз­мож­ными для обоих полов. Но на физи­че­ском и пси­хо­эмо­ци­о­наль­ном уровне рав­но­пра­вие мужчин и женщин невоз­можно, потому что самой при­ро­дой полов обу­слов­лено, что одни опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти легче выпол­нять муж­чи­нам, другие – жен­щи­нам. И это сви­де­тель­ствует не об угне­те­нии, а о пре­иму­ще­ствах, кото­рые у каж­дого пола свои.

Сего­дняш­няя идео­ло­гия феми­низма, кото­рый зани­ма­ется в основ­ном реше­нием вопро­сов сек­сизма и рав­но­пра­вия ЛГБТ, имеет ярко выра­жен­ный бого­про­тив­ный харак­тер. Она открыто под­ры­вает тра­ди­ци­он­ные семей­ные и соци­аль­ные осно­ва­ния, кото­рые напря­мую свя­заны с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием, пыта­ясь изме­нить уста­нов­лен­ный Твор­цом поря­док вещей. Многие поло­же­ния фило­со­фии феми­низма про­ти­во­стоят хри­сти­ан­ским цен­но­стям. Именно поэтому феми­нистки видят в хри­сти­ан­ской Церкви своего врага.

Тра­ди­ци­он­ная семья осно­вы­ва­ется на пат­ри­ар­халь­ных прин­ци­пах, где муж – глава, жена – его помощ­ница, и такой поря­док в семье отра­жает отно­ше­ния Христа и Его Церкви. В про­ти­во­вес этому феми­нистки пола­гают, что гла­вен­ство муж­чины в семье дис­кри­ми­ни­рует права жен­щины.

Феми­низм счи­тает, что хри­сти­ан­ство, при­зы­ва­ю­щее: «жена да убо­ится мужа», уни­жает жен­щину. Но при этом феми­нистки не упо­ми­нают о первой части этой цитаты из Свя­щен­ного Писа­ния, в кото­рой апо­стол Павел при­зы­вает мужей любить своих жен, как самих себя (Еф.5:33). Под­вер­гая кри­тике корен­ные устои обще­ства: любовь, семью, заму­же­ство, мате­рин­ство, нынеш­ние ради­каль­ные феми­нистки пола­гают, что нера­вен­ство полов можно уни­что­жить только при отказе от культа семьи, обре­те­нии жен­щи­ной соб­ствен­ной власти на всех ее уров­нях и уни­что­же­нии пат­ри­ар­хата как тако­вого.

Идея равен­ства муж­чины и жен­щины перед лицом Бога, а также абсо­лют­ной цен­но­сти чело­ве­че­ской жизни неза­ви­симо от пола, воз­раста, наци­о­наль­но­сти, умствен­ных и физи­че­ских спо­соб­но­стей еще две с лишним тысячи лет назад была заде­кла­ри­ро­вана в хри­сти­ан­стве: «Нет уже иудея, ни языч­ника; нет раба, ни сво­бод­ного; нет  муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Утвер­жде­ние об ущем­ле­нии прав и уни­же­нии сла­бого пола в хри­сти­ан­стве сильно пре­уве­ли­чено, а во многом и наду­мано. Свя­зано это с иудей­скими пред­став­ле­ни­ями о жен­щине. Вет­хо­за­вет­ные иудейки, конечно, могли мани­пу­ли­ро­вать муж­чи­нами, в том числе и цар­ствен­ными, при помощи разных хит­ро­стей, любов­ной при­вя­зан­но­сти или детей, но закон – пре­выше всего. Именно поэтому столь немыс­ли­мым виде­лось для фари­сеев – совре­мен­ни­ков Иисуса Его заступ­ни­че­ство за поби­ва­е­мую кам­нями блуд­ницу (Ин.8:2-11) или за «кро­во­то­чи­вую» (Мф.9:18-26). Во время цикла жен­щина счи­та­лась настолько нечи­стой, что не могла нахо­диться в одном поме­ще­нии с муж­чи­нами, накры­вать на стол и при­слу­жи­вать. А боль­ная неким гине­ко­ло­ги­че­ским забо­ле­ва­нием, сопря­жен­ным с посто­ян­ным кро­во­те­че­нием, таким обра­зом, дела­лась абсо­лют­ной парией, вроде про­ка­жен­ной. При­кос­но­ве­ние ее к Христу в глазах тогдаш­него обще­ства было непоз­во­ли­тель­ным и оскор­би­тель­ней­шим жестом. Но Хри­стос всту­па­ется и за одну, и за другую, делая шаг к пре­одо­ле­нию угне­те­ния женщин.

Именно Новый Завет под­ни­мает жен­щину на совер­шенно новую сту­пень. Мария, Мать Христа, не равна, но выше Анге­лов, и хри­сти­ан­ство в Ее лице воз­несло жен­щину до самых боль­ших высот. Мария Маг­да­лина, бывшая бес­но­ва­тая, кото­рая была изле­чена Иису­сом, удо­сто­и­лась первой уви­деть вос­крес­шего Спа­си­теля в числе жен-миро­но­сиц и в своем свя­щен­ном чине была при­рав­нена к Апо­сто­лам. Рав­ноап­о­столь­ными свя­тыми в Пра­во­сла­вии явля­ются также первые хри­сти­анки – Фекла и Апфия, про­све­ти­тель­ница Грузии Нина, а также царица Елена и кня­гиня Ольга. Все они внесли огром­ный вклад в ста­нов­ле­ние и рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства и Пра­во­сла­вия в мире.

Апел­ли­руя к одному и тому же неле­пому и изби­тому аргу­менту, феми­нистки обви­няют хри­стиан в том, что они счи­тают жен­щину созда­нием вто­рого сорта и что Библия не назы­вает ее даже чело­ве­ком. На такие глу­по­сти можно также отве­тить сло­вами свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого из его Тол­ко­ва­ния на Быт. 1:27: «Чтобы никто по незна­нию не поду­мал, что опре­де­ле­нием ‟чело­век” обо­зна­ча­ется только муж­ской пол, (Писа­ние) добав­ляет: ‟муж­чину и жен­щину сотво­рил их”. Жена наравне с мужем имеет честь быть сотво­рен­ной по образу Божи­ему. При­рода того и дру­гого рав­но­честна, равны их доб­ро­де­тели, равны награды, оди­на­ково и воз­мез­дие».

Отри­цая раз­ницу между муж­чи­нами и жен­щи­нами, феми­низм отвер­гает право жен­щины быть жен­ствен­ной и жить в согла­сии со своей при­ро­дой, раз­ви­ва­ясь и выпол­няя те ответ­ствен­ные и важ­ней­шие функ­ции, кото­рыми наде­лил ее Гос­подь. Более того, неко­то­рые феми­нистки выдви­гают пред­по­ло­же­ния, что муж­чины «это моло­дая эво­лю­ци­он­ная ветка, какая-то слабая и почти тупи­ко­вая, а за жен­щи­ной основ­ная эво­лю­ци­он­ная, раз­ви­ва­ю­щая часть». 

Можно ска­зать, что феми­низм в совре­мен­ном своем про­яв­ле­нии – это не столько борьба за жен­ские права и равен­ство, сколько бого­про­тив­ная идео­ло­гия, кото­рая направ­лена в первую оче­редь против самой же жен­щины.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки