Феминизм

Литература по теме

Фемини́зм (от лат. femina — женщина) — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав и свобод для женщин. Само слово feminisme сконструировано французским философом, социологом, один из представителей утопического социализма Шарлем Фурье в начале XIX века, полагавшем, что социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса.

azsaints 123 - Феминизм

Феминизм возник на волне классического либерализма в XVIII веке, но особенно активизировался лишь во второй половине XX столетия, когда деятельность феминисток вышла за пределы тех задач, которые они первоначально перед собой ставили. И хотя многие гражданские, экономические и политические права были завоеваны, активность феминисток не только не ослабевает, но и приобретает все более радикальные формы. Сегодня движение объединяет множество различных групп и направлений, которые могут иметь абсолютно противоположные взгляды на одни и те же вопросы.

Феминизм различают по следующим особенностям:

  • географически — американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический;
  • этнический — феминизм «белых», «черных» и «цветных»;
  • конфессионально — например, христианский, исламский;
  • по методам и направленности действий — экофеминизм, пацифистский, сепаратистский;
  • по идеологии — либеральный, социалистический и марксистский, радикальный;
  • по принадлежности к направлениям в философии и психологии — модернистский, основанный на концепции социального конструирования, постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический;
  • по сексуальной ориентации приверженцев (естественной и извращённой).

В настоящее время феминизм все чаще стал приобретать черты некоего культа, последовательницы которого пытаются агрессивно навязать обществу свое представление о преобладающей роли и месте женщины в современном мире, о ее абсолютном и безоговорочном праве распоряжаться не только своей собственной судьбой и своим телом, но и судьбами своего потомства. Женщина и мать, которая призвана Творцом и самой природой защищать жизнь своих детей, воспитывать их в любви и гармонии, становится в наше время  источником  нестроения и вдохновителем узаконивания права на фактическое убийство – аборты. Феминистки называют это борьбой за репродуктивные права.

Нынешние феминистки выступают уже не просто за достижение равноправия полов во всех сферах, но за радикальное переустройство общества и полную ликвидацию стандартных гендерных ролей. Характерным является то, что одними из самых активных участниц современного движения феминизма являются представительницы нетрадиционной сексуальной ориентации.

Если говорить о равенстве прав мужчины и женщины, на которое были направлены усилия феминисток XIX и начала XX века, то в наше время оно гарантировано светскими властями большинства стран и закреплено на законодательном уровне. Многие функции, которые считались исторически и социально чисто мужскими, признаны одинаково возможными для обоих полов. Но на физическом и психоэмоциональном уровне равноправие мужчин и женщин невозможно, потому что самой природой полов обусловлено, что одни определенные обязанности легче выполнять мужчинам, другие – женщинам. И это свидетельствует не об угнетении, а о преимуществах, которые у каждого пола свои.

Сегодняшняя идеология феминизма, который занимается в основном решением вопросов сексизма и равноправия ЛГБТ, имеет ярко выраженный богопротивный характер. Она открыто подрывает традиционные семейные и социальные основания, которые напрямую связаны с христианским мировоззрением, пытаясь изменить установленный Творцом порядок вещей. Многие положения философии феминизма противостоят христианским ценностям. Именно поэтому феминистки видят в христианской Церкви своего врага.

Традиционная семья основывается на патриархальных принципах, где муж – глава, жена – его помощница, и такой порядок в семье отражает отношения Христа и Его Церкви. В противовес этому феминистки полагают, что главенство мужчины в семье дискриминирует права женщины.

Феминизм считает, что христианство, призывающее: «жена да убоится мужа», унижает женщину. Но при этом феминистки не упоминают о первой части этой цитаты из Священного Писания, в которой апостол Павел призывает мужей любить своих жен, как самих себя (Еф.5:33). Подвергая критике коренные устои общества: любовь, семью, замужество, материнство, нынешние радикальные феминистки полагают, что неравенство полов можно уничтожить только при отказе от культа семьи, обретении женщиной собственной власти на всех ее уровнях и уничтожении патриархата как такового.

Идея равенства мужчины и женщины перед лицом Бога, а также абсолютной ценности человеческой жизни независимо от пола, возраста, национальности, умственных и физических способностей еще две с лишним тысячи лет назад была задекларирована в христианстве: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет  мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Утверждение об ущемлении прав и унижении слабого пола в христианстве сильно преувеличено, а во многом и надумано. Связано это с иудейскими представлениями о женщине. Ветхозаветные иудейки, конечно, могли манипулировать мужчинами, в том числе и царственными, при помощи разных хитростей, любовной привязанности или детей, но закон – превыше всего. Именно поэтому столь немыслимым виделось для фарисеев – современников Иисуса Его заступничество за побиваемую камнями блудницу (Ин.8:2-11) или за «кровоточивую» (Мф.9:18-26). Во время цикла женщина считалась настолько нечистой, что не могла находиться в одном помещении с мужчинами, накрывать на стол и прислуживать. А больная неким гинекологическим заболеванием, сопряженным с постоянным кровотечением, таким образом, делалась абсолютной парией, вроде прокаженной. Прикосновение ее к Христу в глазах тогдашнего общества было непозволительным и оскорбительнейшим жестом. Но Христос вступается и за одну, и за другую, делая шаг к преодолению угнетения женщин.

Именно Новый Завет поднимает женщину на совершенно новую ступень. Мария, Мать Христа, не равна, но выше Ангелов, и христианство в Ее лице вознесло женщину до самых больших высот. Мария Магдалина, бывшая бесноватая, которая была излечена Иисусом, удостоилась первой увидеть воскресшего Спасителя в числе жен-мироносиц и в своем священном чине была приравнена к Апостолам. Равноапостольными святыми в Православии являются также первые христианки – Фекла и Апфия, просветительница Грузии Нина, а также царица Елена и княгиня Ольга. Все они внесли огромный вклад в становление и распространение христианства и Православия в мире.

Апеллируя к одному и тому же нелепому и избитому аргументу, феминистки обвиняют христиан в том, что они считают женщину созданием второго сорта и что Библия не называет ее даже человеком. На такие глупости можно также ответить словами святителя Василия Великого из его Толкования на Быт.1:27: «Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением ‟человек” обозначается только мужской пол, (Писание) добавляет: ‟мужчину и женщину сотворил их”. Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие».

Отрицая разницу между мужчинами и женщинами, феминизм отвергает право женщины быть женственной и жить в согласии со своей природой, развиваясь и выполняя те ответственные и важнейшие функции, которыми наделил ее Господь. Более того, некоторые феминистки выдвигают предположения, что мужчины «это молодая эволюционная ветка, какая-то слабая и почти тупиковая, а за женщиной основная эволюционная, развивающая часть».

Можно сказать, что феминизм в современном своем проявлении – это не столько борьба за женские права и равенство, сколько богопротивная идеология, которая направлена в первую очередь против самой же женщины.

Цитаты о феминизме

«К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог».
свт. Лука Крымский

«Отдаваясь свободной любви, женщина, мечтающая о безусловной независимости от мужчины, ставит себя еще в более подчиненное положение по отношению к нему. Свободные связи мужчин с женщинами, по страстному взаимному влечению сердец, отличаются вообще непрочностию: при неизбежно встречающихся в жизни супругов недоразумениях и размолвках не найдется такого могущественного средства, которое могло бы восстановить нарушенный семейный мир. Никакой гражданский закон и никакое вообще стороннее вмешательство здесь ничего не помогут. Если семейная жизнь внутри себя носит элементы разложения, то и нельзя спасти её ничем внешним. Урегулировать порванные внутренние отношения между супругами может только христианство, которое поставляет им на вид идею взаимного долга, освящаемого благодатию таинства брака […]
Женщина, требующая свободной любви, в сущности, играет на руку тому же своему поработителю – мужчине. Отбросив свой лучший щит и оборону – христианство и данную ей природой скромность, и сорвав с себя покрывало женской застенчивости и стыдливости, она легко может сделаться добычей таких нападений со стороны мужчины, которые лежат совершенно за пределами её соображений. Мужчина, искусно завлекши такую женщину в свои любовные сети (ведь и эмансипированная женщина в этом отношении не перестает быть женщиной), взявши от нее все, что только она может дать, теперь в низкой неверности оставляет её на произвол судьбы, и она не вправе жаловаться на нарушенную верность в любви и этим самым, в действительности, апеллировать к браку, потому что сама же издевалась над ним как над условностью».
протоиерей Николай Стеллецкий

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки