Семья и дети




  1. Цель брака заклю­ча­ется в реа­ли­за­ции отно­ше­ний любви между супру­гами, в осу­ществ­ле­нии (пре­умно­же­нии) их вза­им­ной любви.
  2. Бытует мнение, что глав­ным смыс­лом созда­ния и суще­ство­ва­ния пра­во­слав­ной семьи явля­ется рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей, в соот­вет­ствии с Боже­ствен­ной запо­ве­дью «пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь» (Быт.1:28). Однако, хотя рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей соот­вет­ствует целям супру­же­ства, этим смысл брака не огра­ни­чи­ва­ется и не исчер­пы­ва­ется. В про­тив­ном случае брак людей, не могу­щих иметь детей, сле­до­вало бы счи­тать бес­цель­ным, бес­смыс­лен­ным. Но это не так, и Цер­ковь, конечно же, не при­зы­вает такие супру­же­ские пары к раз­воду.   
  3. Любовь супру­гов друг к другу (речь идет о насто­я­щей любви) не пре­ры­ва­ется со смер­тью одного из них или даже обоих (1Кор.13:8).
  4. Любовь в семье нередко под­вер­га­ется боль­шим испы­та­ниям, в семье люди учатся жерт­вен­ному отно­ше­нию друг к другу, сми­ре­нию и тер­пе­нию. Пре­одо­ле­ние испы­та­ний в духе хри­сти­ан­ства может слу­жить важным фак­то­ром, спо­соб­ству­ю­щим обоим супру­гам сле­до­вать по пути спа­се­ния.
  5. Опыт семей­ного обще­ния учит чело­века пре­одо­ле­вать гре­хов­ный эгоизм и закла­ды­вает основы здо­ро­вой граж­дан­ствен­но­сти: в хри­сти­ан­ской семье, кото­рую можно назвать школой бла­го­че­стия, фор­ми­ру­ется и креп­нет пра­виль­ное отно­ше­ние к ближ­ним, а значит, и к своему народу, к обще­ству в целом. 
  6. Брач­ные отно­ше­ния между супру­гами фор­ми­ру­ются в хри­сти­ан­ской семье по образу отно­ше­ний Христа и Его Церкви (Еф.5:23), и сама хри­сти­ан­ская семья пред­став­ляет собой малую цер­ковь. Жизнь семьи как малой церкви под­ра­зу­ме­вает сов­мест­ные моле­ния, сов­мест­ные чтения слова Божия, сов­мест­ное уча­стие в совер­ше­нии добрых дел и пр.
  7. Дети – это плод любви и общ­но­сти пра­во­слав­ных мужа и жены. Вос­пи­та­ние детей явля­ется обя­зан­но­стью роди­те­лей, причем, это вос­пи­та­ние должно осу­ществ­ляться в соот­вет­ствии с пра­во­слав­ным уче­нием.
  8. Рож­де­ние детей в дохри­сти­ан­ские вре­мена спо­соб­ство­вало напол­не­нию земли (ср.: Быт.1:28), а в хри­сти­ан­ские, как пишет свт. Нико­лай Серб­ский, – под­ра­зу­ме­вает напол­не­ние Церкви Хри­сто­вой на земле и на небе, а в конеч­ном счете – напол­не­ние Рая.
  9. В хри­сти­ан­ской семье главой явля­ется муж (Еф.5:23), что, конечно же, не озна­чает право на тира­нию и дес­по­тизм. Гла­вен­ство под­ра­зу­ме­вает особую ответ­ствен­ность за семью. Из того, что муж должен быть главою хри­сти­ан­ской семьи, не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, что жен­щина под­вер­га­ется в Церкви анти­хри­сти­ан­ской дис­кри­ми­на­ции. Напро­тив, Цер­ковь высоко почи­тает мно­же­ство святых жен.  

***

Суще­ствуют три сту­пени обще­ния супру­гов в хри­сти­ан­ском браке: телес­ное, душев­ное и духов­ное обще­ние. Брак свят, когда он охва­ты­вает все три сто­роны чело­ве­че­ского суще­ства: тело, душу и дух, когда любовь супру­гов помо­гает им духовно воз­рас­тать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, транс­фор­ми­ру­ясь, рас­про­стра­ня­ется на детей и согре­вает окру­жа­ю­щих. Сама семей­ная жизнь – жизнь малой церкви – и есть путь спа­се­ния.

«Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» (Мф.19:6). «Мужья, – писал ап. Павел, – любите своих жён, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь…» и далее: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любя­щий свою жену любит самого себя (Еф.5:25,28). Смысл извест­ной фразы «жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), – боится оскор­бить его, боится стать пору­га­нием его чести. Бояться можно от любви и ува­же­ния, бояться можно от нена­ви­сти и ужаса. В совре­мен­ном рус­ском языке слово бояться упо­треб­ля­ется обычно в этом послед­нем зна­че­нии, в цер­ков­но­сла­вян­ском – в первом.

…Цер­ковь смот­рит на брак не как на союз пси­хо­ло­ги­че­ски сов­ме­сти­мых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соеди­ниться с чело­ве­ком, то должен эту школу пройти до конца.
про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов

В семье глав­ная аске­ти­че­ская прак­тика – это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высво­бож­де­ние в себе про­стран­ства для дру­гого. мит­ро­по­лит Алек­сий (Куте­пов)

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).


Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки