Иерархия

***

Иера́рхия (от греч. ἱερός (иерос) — свя­щен­ный и ἀρχή (архи) — началь­ство) – 1) (небес­ная иерар­хия) мир небес­ных анге­лов, пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных ангель­ских сте­пе­ней или чинов (Пре­да­ние назы­вает 9‑ть таких чинов), вза­и­мо­дей­ствие между кото­рыми осу­ществ­ля­ется в рамках уста­нов­лен­ного Богом порядка, под­ра­зу­ме­ва­ю­щего, что Боже­ствен­ная воля, Боже­ствен­ный свет пре­по­да­ется через высшие чины к низшим; 2) (трёх­чин­ная цер­ков­ная иерар­хия) свя­щен­но­на­ча­лие, сово­куп­ность пред­ста­ви­те­лей трех сте­пе­ней свя­щен­ства: «епи­скоп», «свя­щен­ник», «диакон»; 3) (цер­ков­ная иерар­хия) поря­док управ­ле­ния в Церкви, пора­зу­ме­ва­ю­щий опре­де­лен­ную кано­ни­че­скую под­чи­нен­ность пред­ста­ви­те­лей более низких сте­пе­ней свя­щен­ства и/или цер­ков­ных долж­но­стей пред­ста­ви­те­лям более высо­ких; 4) воз­глав­ля­е­мое Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом Хри­стом един­ство анге­лов и людей, членов Церкви, объ­еди­нен­ных дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати, вза­им­ной любо­вью, общими выс­шими целями.

Иерар­хи­че­ская под­чи­нён­ность явля­ется Боже­ствен­ным уста­нов­ле­нием и осно­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом сосу­ще­ство­ва­ния всех разум­ных существ. Одним из убе­ди­тель­ных под­твер­жде­ний этого факта явля­ется то, что даже падшие духи (бесы) вынуж­дены сохра­нять под­чи­нён­ность в своей среде, несмотря на стрем­ле­ние отме­нить или извра­тить Боже­ствен­ный миро­по­ря­док.

Иерар­хия – поня­тие пра­во­слав­ного ката­фа­ти­че­ского бого­сло­вия, сфор­му­ли­ро­ван­ное в «Аре­о­паги­ти­ках» и озна­ча­ю­щее свя­щен­но­на­ча­лие, свя­щен­ный поря­док.

Поня­тие «иерар­хия» явля­ется тер­ми­но­ло­ги­че­ской нова­цией св. Дио­ни­сия. На стра­ни­цах «Аре­о­паги­тик» оно встре­ча­ется около 100 раз. Введя это поня­тие, св. Дио­ни­сий стре­мился рас­крыть гар­мо­ни­че­скую струк­туру твар­ного бытия, выявить его согла­со­ван­ность и созву­чие как отра­же­ние гар­мо­ни­че­ской жизни нетвар­ного Бога. «Осно­ва­ние этого мира – в неиз­ре­чен­ном покое Боже­ствен­ной жизни, кото­рый откры­ва­ется и в миро­вом ладе и строе. – Разъ­яс­няет учение об иерар­хии Г.В. Фло­ров­ский, – Бог есть Бог мира. Все в мире стройно и созвучно, все состро­ено и согла­со­вано между собой; и ничто не теряет при этом своего свое­об­ра­зия, но сла­га­ется в живую гар­мо­нию».

Начало и источ­ник иерар­хии у св. Дио­ни­сия вос­хо­дит к Святой Троице как «един­ствен­ной при­чине всего сущего». Иерар­хи­че­ский строй миро­зда­ния пред­став­лен несколь­кими сту­пе­нями. К двум наи­выс­шим сту­пе­ням отно­сятся позна­ю­щие Бога ангелы и люди – бес­те­лес­ные мыс­ля­щие ангель­ские умы и обле­чен­ные телом умные чело­ве­че­ские души. Три низшие сту­пени вклю­чают живот­ных, рас­те­ния и нежи­вую при­роду.

Ангель­ские и чело­ве­че­ские умы имеют свои и первые, сред­ние и низшие иерар­хи­че­ские сте­пени. Ангель­ская и чело­ве­че­ская (цер­ков­ная) иерар­хии пре­бы­вают в непре­рыв­ном усо­вер­шен­ство­ва­нии своего Бого­по­зна­ния, поскольку «кроме Того, Кто истинно само­со­вер­шен и все­со­вер­шен, нет ничего само­со­вер­шен­ного, что не тре­бо­вало бы усо­вер­ше­ния». По мысли св. Дио­ни­сия, иерар­хи­че­ская струк­тура ангель­ского и чело­ве­че­ского миров являет свя­щен­ный поря­док через кото­рый твар­ные суще­ства упо­доб­ля­ются своему нетвар­ному Пер­во­об­разу. «Цель Иерар­хии есть воз­мож­ное упо­доб­ле­ние Богу и соеди­не­ние с Ним, – ука­зы­вает св. Дио­ни­сий. – Имея Бога Настав­ни­ком во всяком свя­щен­ном веде­нии и дея­тель­но­сти и посто­янно взирая на Боже­ствен­ную Его кра­соту, она, по воз­мож­но­сти, отпе­чат­ле­вает в себе образ Его, и своих при­част­ни­ков творит Боже­ствен­ными подо­би­ями». Суще­ство­ва­ние иерар­хии под­чи­нено пер­во­сте­пен­ной для твар­ных существ цели Бого­по­зна­ния и обо­же­ния. Эта цель рас­кры­ва­ется через Бого­во­пло­ще­ние Иисуса Христа, Кото­рый есть «Настав­ник в изъ­яс­не­нии всякой Иерар­хии».

Ангелы явля­ются посред­ни­ками между Богом и людьми. Как нема­те­ри­аль­ные «умо­по­сти­га­е­мые мыс­лен­ные сущ­но­сти и дея­тель­но­сти» они наи­бо­лее при­бли­жены к Богу. «Про­зрач­ней­шие и чистые зер­кала», они непо­сред­ственно вос­при­ни­мают Боже­ствен­ный свет и пере­дают его другим. Небес­ная ангель­ская иерар­хия имеет 9 чинов:

  1. Сера­фимы.
  2. Херу­вимы.
  3. Пре­столы.
  4. Гос­под­ства.
  5. Силы.
  6. Власти.
  7. Начала.
  8. Архан­гелы.
  9. Ангелы в соб­ствен­ном смысле этого слова.

Ангель­ские чины делятся св. Дио­ни­сием на 3 триады. Первая триада полу­чает про­све­ще­ние непо­сред­ственно от Бога, а сле­ду­ю­щие за ней посред­ством выше­сто­я­щих три­а­ди­че­ских иерар­хий. «Низшие чины небес­ных Существ позна­нию Боже­ствен­ных дел спра­вед­ливо науча­ются от Существ высших; а сии, как всех высшие, Боже­ствен­ным тайнам науча­ются, сколько воз­можно, у Самого Бога», – ука­зы­вает св. Дио­ни­сий. При этом основ­ной Боже­ствен­ной тайной явля­ется тайна боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства – тайна высо­чай­шей любви Бога к чело­ве­че­скому роду.

Вопло­тив­шийся Бог не нару­шает иерар­хи­че­ской вза­и­мо­связи людей и ангель­ского мира. Будучи Винов­ни­ком бытия пре­не­бес­ных существ, Он под­чи­ня­ется рас­по­ря­же­ниям Бога Отца, испол­ня­е­мых анге­лами. Сам Иисус был введен в число бла­го­вест­ни­ков, назван Анге­лом вели­кого совета (Ис. IX, 6), гово­рил, что все, что Он слышал от Отца, воз­ве­стил нам. Вместе с тем Спа­си­тель осно­вы­вает цер­ков­ную иерар­хию, обра­зо­ван­ную из многих людей единой Боже­ствен­ной жизнью.

Основ­ное отли­чие цер­ков­ной иерар­хии от ангель­ской заклю­чатся в том, что именно через нее для твар­ного мира откры­ва­ется пер­спек­тива обо­же­ния т. е. пре­дельно осу­ще­стви­мого еди­не­ния с Богом – «еди­не­ния с Богом, сколь это воз­можно».

Для этого цер­ков­ная иерар­хия наде­лена бла­го­да­тью свя­щен­но­дей­ствий, среди кото­рых Кре­ще­ние ста­но­вится «нача­лом обо­же­ния».

Полу­чив Боже­ствен­ное рож­де­ние и Боже­ствен­ное бытие в Кре­ще­нии, хри­сти­а­нин непре­станно соеди­ня­ется с Богом в «таин­стве таинств» – При­ча­ще­нии.

Тре­тьим по важ­но­сти ста­но­вится Таин­ство Мира – освя­ще­ние мира, бла­го­ухан­ное пома­за­ние кото­рым дарует хри­сти­а­нину «все­ле­ние бого­на­чаль­ного Духа». Таин­ство Руко­по­ло­же­ния бла­го­датно обра­зует чин цер­ков­ной иерар­хии. В него вклю­чены посвя­ща­ю­щие:

  1. Епи­скопы.
  2. Свя­щен­ники.
  3. Диа­коны,

и посвя­ща­е­мые:

  1. Монахи.
  2. Миряне («свя­щен­ный народ»)
  3. Огла­шен­ные, каю­щи­еся, одер­жи­мые.

Небес­ную и земную иерар­хии воз­глав­ляет Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос, явля­ю­щийся духов­ным сре­до­то­чием всей Бого­по­зна­ю­щей иерар­хии, высту­па­ю­щий посред­ни­ком между ее чле­нами. По Своей чело­ве­че­ской при­роде Он зани­мает место ниже анге­лов, поскольку «принял суще­ство от сущ­но­сти людей». Вместе с тем, будучи Пре­су­ще­ствен­ным, при­ни­мая чело­ве­че­скую сущ­ность «спо­со­бом, пре­вос­хо­дя­щим всякую сущ­ность», Он оста­ется «нача­лом, сущ­но­стью и бого­на­чаль­ней­шей силой» небес­ного ангель­ского мира. Таким обра­зом, ангелы и люди соеди­ня­ются Вопло­ще­нием Бога, под­чи­ня­ются созер­ца­нию одних и тех же Боже­ствен­ных тайн. Как сви­де­тель­ствует св. Гри­го­рий Нис­ский: «Мы люди стали соглас­ными с анге­лами, зани­ма­ясь с ними тем же самым бого­сло­вием».

***

См. БЛА­ГО­ДАТЬ, НЕТВАР­НЫЙ СВЕТ, АНТРО­ПО­ЛО­ГИЯ, САКРА­МЕН­ТО­ЛО­ГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки