Чин оглашения и крещения в Древней Руси — иеромонах Мигель Арранц

Чин оглашения и крещения в Древней Руси — иеромонах Мигель Арранц


Пре­да­ние о кре­ще­нии князя Вла­ди­мира именно в Хер­со­несе (вопреки сомне­ниям исто­ри­ков) глу­боко уко­ре­нено в душе рус­ского народа. (Об этом сви­де­тель­ствует, напри­мер, неиз­дан­ная работа про­то­и­е­рея Сер­гия Бул­га­кова, напи­сан­ная в Ялте в 1922 г., под назва­нием «У стен Херсонеса».)

Оглав­ле­ние

 

I. Историческое введение

Пре­да­ние о кре­ще­нии князя Вла­ди­мира именно в Хер­со­несе (вопреки сомне­ниям исто­ри­ков) глу­боко уко­ре­нено в душе рус­ского народа. (Об этом сви­де­тель­ствует, напри­мер, неиз­дан­ная работа про­то­и­е­рея Сер­гия Бул­га­кова, напи­сан­ная в Ялте в 1922 г., под назва­нием «У стен Хер­со­неса».) По дан­ным Лав­рен­ти­ев­ской лето­писи, или лето­писи Нестора, свя­той князь кре­стился в Хер­со­несе после заво­е­ва­ния этого града. Однако лето­пись при­знает, что суще­ствуют и дру­гие мне­ния, согласно кото­рым Вла­ди­мир будто бы кре­стился в Киеве или в дру­гом месте. Эти мне­ния лето­пись счи­тает оши­боч­ными [1]. Создан­ная три века спу­стя «Память и похвала» Мниха Иакова утвер­ждает, что князь Вла­ди­мир пошел заво­е­вы­вать Хер­со­нес лишь на тре­тий год после сво­его кре­ще­ния [2].

В своей работе «Поли­ти­че­ский фон кре­ще­ния Руси» [3] Анджей Поппе рас­смат­ри­вает мно­го­чис­лен­ные уче­ные труды, посвя­щен­ные тому, что он назы­вает the Cherson problem (хер­сон­ской про­бле­мой), то есть КАК, КОГДА и ПОЧЕМУ князь Вла­ди­мир при­нял кре­ще­ние. (При этом поль­ский иссле­до­ва­тель вскры­вает про­ти­во­ре­чи­вость раз­лич­ных под­хо­дов к этой про­блеме.) Каза­лось бы, один пункт оста­ется неоспо­ри­мым — ГДЕ, но А. Поппе откры­вает дис­кус­сию и по этому вопросу.

Нам, литур­ги­стам, не дано вхо­дить в дис­кус­сию о том, ГДЕ и КОГДА кре­стился Вла­ди­мир; тем не менее мы можем заняться иным пунк­том, кото­рый непо­сред­ственно не вхо­дит в область исто­ри­че­ского иссле­до­ва­ния, а именно: КАК, то есть какими чинами и обря­дами кре­стился вели­кий князь Владимир.

Конечно, вопросы ГДЕ? и КОГДА? вызы­вают опре­де­лен­ный инте­рес и у литур­ги­стов, но я пола­гаю, что мы можем не вхо­дить в их подроб­ное рас­смот­ре­ние. Итак, в дан­ной ста­тье я огра­ни­чусь лишь опи­са­нием того, как в конце X‑го века огла­шали и кре­стили языч­ни­ков по чину Кон­стан­ти­но­поль­ского Евхология.

Сего­дня у нас есть довольно пол­ное пред­став­ле­ние о при­ня­тии взрос­лого ере­тика или языч­ника в Визан­тий­скую Цер­ковь: про­це­дура эта была стро­гая и на под­го­товку к кре­ще­нию ухо­дило около двух месяцев.

Основ­ной вопрос заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем: была ли эта про­це­дура пол­но­стью выпол­нена в слу­чае князя Вла­ди­мира или ее могли сокра­тить, поскольку дело шло о важ­ном лице, кото­рое уже мно­гое знало о хри­сти­ан­стве и хри­сти­а­нах и обе­щало воен­ную помощь, в кото­рой нуж­дался ока­зав­шийся в труд­ном поло­же­нии визан­тий­ский император?

Нам кажется, что про­це­дура могла быть упро­щена в слу­чае кня­гини Ольги, кото­рая кре­сти­лась трид­ца­тью годами ранее, во время сво­его путе­ше­ствия в Царь­град, тем более что у импе­ра­тора, согласно лето­писи Нестора, было наме­ре­ние про­сить ее руки. (Кроме того, и сама кня­гиня, веро­ятно, должна была желать поско­рее вер­нуться домой.)

Что каса­ется Вла­ди­мира, то здесь все зави­сит от места и вре­мени его кре­ще­ния. Если (по дан­ным лето­писи) кре­ще­ние Вла­ди­мира состо­я­лось в заво­е­ван­ном (и полу­раз­ру­шен­ном) Хер­со­несе и в при­сут­ствии неве­сты Анны, то оно могло про­изойти в уско­рен­ном порядке, и тогда срок огла­ше­ния, веро­ятно, был сокращен.

Но если Вла­ди­мир кре­стился в Киеве (согласно «Памяти и похвале») за год до при­езда неве­сты Анны и за два года до заво­е­ва­ния Хер­со­неса, тогда, веро­ят­нее всего, Вла­ди­мир про­шел пол­ное огла­ше­ние и кре­стился с соблю­де­нием всех цер­ков­ных пра­вил. Мы знаем, что Анна — сестра импе­ра­тора — без осо­бой радо­сти выхо­дила замуж за ино­странца, да еще не кре­щен­ного. Пол­ный срок при­го­тов­ле­ния к кре­ще­нию дол­жен был слу­жить гаран­тией как искрен­но­сти, так и серьез­но­сти про­зе­лита и пре­тен­дента на руку визан­тий­ской княжны. К тому же это давало воз­мож­ность вре­менно отло­жить нечто мало­при­ят­ное. Далее, ввиду того что неко­то­рые киев­ляне уже были хри­сти­а­нами, князь не мог на гла­зах сво­его народа хотя бы в самом малом нару­шить цер­ков­ные пра­вила об огла­ше­нии. Без­условно, визан­тийцы желали как можно быст­рее полу­чить рус­скую воен­ную помощь; тем не менее под­го­товка боль­шой армии тре­бо­вала зна­чи­тель­ного вре­мени, и, веро­ятно, про­шло несколько меся­цев, прежде чем рус­ские вой­ска смогли высту­пить в поход.

Опи­ра­ясь на дан­ные «Памяти и похвалы», А. Поппе пред­ла­гает сле­ду­ю­щую хро­но­ло­гию: в мае-июне Васи­лий отправ­ляет посоль­ство, кото­рое при­бы­вает в Киев через два месяца — в июле-авгу­сте 987 года. (Можно пред­по­ло­жить, что гла­вой деле­га­ции был мит­ро­по­лит Фео­фи­лакт, быв­ший Сева­стий­ский, кото­рый мог пре­по­дать огла­ше­ние Вла­ди­миру и кре­стить его.) В сен­тябре 987 года дого­вор был заклю­чен и часть визан­тий­ской деле­га­ции вме­сте с рус­скими послами отпра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль. Фео­фи­лакт остался в Киеве и начал гото­вить Вла­ди­мира (и киев­лян) к кре­ще­нию. Хро­но­ло­ги­че­ски Бого­яв­ле­ние 988 года было тем пер­вым днем, когда можно было совер­шать кре­ще­ние. (Сле­ду­ю­щие воз­мож­ные кано­ни­че­ские даты — это Пасха 8 апреля или Пяти­де­сят­ница 27 мая, ибо кре­ще­ние от Пат­ри­арха имело место пять раз в год — в Кон­стан­ти­но­поле.) Итак, огла­ше­ние могло про­дол­жаться 40 дней (обыч­ный срок), в ноябре и декабре.

Сразу после Вла­ди­мира кре­сти­лись киев­ляне; или же они кре­сти­лись посте­пенно: зимою — в храме, летом, на Пасху или Пяти­де­сят­ницу, — тол­пою в Дне­пре. Весьма зага­до­чен поход Вла­ди­мира по Дне­пру вес­ной-осе­нью 988 года: может быть, он шел встре­чать неве­сту? Армия Вла­ди­мира — 20 000 чело­век — могла быть готова только в апреле-мае 988 года и, спус­ка­ясь по Дне­пру, она могла достичь Бос­фор в июне 988 года.

В январе 989 импе­ра­тор Васи­лий одер­жал победу при Хри­со­поле. 13 апреля 989 года рус­ские побе­дили при Ави­досе. После этого состо­ялся поход на Кор­сунь и заво­е­ва­ние этого города (согласно «Памяти и похвале», на тре­тий год после кре­ще­ния Владимира).

II. Чин оглашения и крещения в Древней Руси

Мето­дика

Мы будем опи­сы­вать чин при­ня­тия и кре­ще­ния взрос­лого языч­ника по руко­пи­сям древ­него Кон­стан­ти­но­поль­ского Евхо­ло­гия [4]. К сожа­ле­нию, число таких руко­пи­сей неве­лико: их всего семь-восемь. Они отно­сятся к обшир­ному пери­оду: от VIII-го до XIII-го века, а точ­нее — к тому пери­оду визан­тий­ской исто­рии, кото­рый заклю­чен между ико­но­бор­че­ским кри­зи­сом и заво­е­ва­нием лати­ня­нами Кон­стан­ти­но­поля [5].

Эти руко­писи мы начали изу­чать, состав­ляя кон­спекты по литур­гике для сту­ден­тов Ленин­град­ской Духов­ной Ака­де­мии (см.: Исто­ри­че­ские заметки о чино­по­сле­до­ва­ниях Таинств по руко­пи­сям Гре­че­ского Евхо­ло­гия IST), где мы пере­во­дили извле­че­ния только из глав­ных четы­рех руко­пи­сей). (Более подробно тема раз­би­ра­ется в серии наших ста­тей (их девять), печа­та­е­мых в «Orientalia Christiana Periodica» (OCP) с 1982 года; в этих ста­тьях мы осу­ществ­ляем кри­ти­че­ское изда­ние ори­ги­наль­ного гре­че­ского тек­ста вме­сте с фран­цуз­ским пере­во­дом и тол­ко­ва­нием [6].)

Име­ю­щи­еся в нашем рас­по­ря­же­нии руко­писи поз­во­ляют утвер­ждать, что чины и молит­во­сло­вия Кон­стан­ти­но­поль­ского Евхо­ло­гия не пре­тер­пели зна­чи­тель­ных пере­мен на про­тя­же­нии тех четы­рех-пяти веков, к кото­рым они принадлежат.

С помо­щью про­стого сил­ло­гизма нам уда­лось сде­лать вывод, что, поскольку Ольга, Вла­ди­мир и киев­ляне были при­няты в хри­сти­ан­скую Цер­ковь кон­стан­ти­но­поль­скими иере­ями и архи­ере­ями, над ними совер­шили те чины, кото­рые упо­треб­ля­лись в это время в Константинополе.

Сооб­ще­ние на эту тему мы сде­лали в 1985 году на несколь­ких меж­ду­на­род­ных фору­мах, посвя­щен­ных свя­тому Мефо­дию — апо­столу славян.

A posteriori наша гипо­теза под­твер­жда­ется сла­вян­ским Треб­ни­ком IX века, так назы­ва­е­мым Сла­вян­ским Синай­ским Евхо­ло­гием. Этот, к сожа­ле­нию, непол­ный Треб­ник-Слу­жеб­ник, ясно сви­де­тель­ствует, что пер­вые сла­вян­ские хри­сти­ане сле­до­вали бого­слу­жеб­ным тра­ди­циям Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской Церкви. К несча­стью, в этом Синай­ском Евхо­ло­гии не сохра­ни­лись чины крещения.

Однако неожи­данно на помощь при­хо­дит Потреб­ник Пат­ри­арха Фила­рета Рома­нова, издан­ный в Москве в 1623—1625 гг. и пере­из­дан­ный в про­шлом сто­ле­тии. В 71‑й главе этой книги сохра­нился весьма слож­ный чин при­ня­тия и кре­ще­ния лати­нян в Пра­во­слав­ной Церкви. К нашему иссле­до­ва­тель­скому сча­стью, в это время Рус­ская Цер­ковь очень строго отно­си­лась к Латын­ской ереси, о кото­рой в инте­рес­ней­шем так назы­ва­е­мом Собор­ном Изло­же­нии Пат­ри­арха Фила­рета Рома­нова (1620 г.), напе­ча­тан­ном в 70‑й главе (л. 4) того же Потреб­ника, говорится:

…Всех же убо ере­ти­че­ских вер по св. пра­ви­лом св. Отец сквер­нейши и лютейши есть Латы­няне папеж­ницы, понеже всех древ­них еллин­ских и жидов­ских и ага­рян­ских и ере­ти­че­ских вер ереси про­кля­тыя и закон свой при­яша и со всеми пога­ными языки и с про­кля­тыми со всеми же ере­ти­ками обще все и дей­ствуют и мудр­ствуют...

Итак, в это время на като­ли­ков рас­про­стра­ня­лись все пра­вила при­ня­тия раз­ных ере­ти­ков и веру­ю­щих всех древ­них нехри­сти­ан­ских рели­гий. При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии риту­алы эти ока­зы­ва­ются риту­а­лами кон­стан­ти­но­поль­скими. (Мы их цити­ро­вали в наших кон­спек­тах «Исто­ри­че­ские заметки…»; пол­но­стью мы их издали в: «Les Sacrements…», ста­тья 2‑я, 1983: Admission dans l’Eglise des convertis des heresies ou d’autres religions non-chretiennes.)

Риту­алы эти чрез­вы­чайно инте­ресны, ибо они пред­став­ляют собой сво­его рода вве­де­ние к изу­че­нию кре­ще­ния, так как в них содер­жится мно­же­ство дета­лей, каса­ю­щихся огла­ше­ния и кре­ще­ния детей.

Потреб­ник Пат­ри­арха Фила­рета сви­де­тель­ствует о том, что эти чины сохра­ни­лись в пись­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике Пат­ри­ар­шей Церкви по край­ней мере до XVII-го века, а у еди­но­вер­цев — до наших дней, хотя эти обряды совер­ша­лись уже вне пер­во­на­чаль­ного кон­тек­ста [7].

Итак, опи­сы­вая огла­ше­ние и кре­ще­ние пер­вых рус­ских хри­стиан, мы будем сле­до­вать древ­нему Кон­стан­ти­но­поль­скому Евхо­ло­гию и цити­ро­вать парал­лель­ные тек­сты из Потреб­ника, ибо они суть точ­ные пере­воды древ­него гре­че­ского тек­ста. Сла­вян­ский пере­вод столь бук­ва­лен, что ино­гда, когда пере­вод­чик не пони­мал смысла ори­ги­нала, ста­но­вится совер­шенно непо­нят­ным. Однако и этот недо­ста­ток, мы пола­гаем, инте­ре­сен для исследователя.

Раз­ные этапы огла­ше­ния и кре­ще­ния будут рас­кры­ваться в отдель­ных пара­гра­фах; в конце каж­дого пара­графа мы пол­но­стью про­ци­ти­руем соот­вет­ству­ю­щие места как древ­него Кон­стан­ти­но­поль­ского Евхо­ло­гия (мы будем назы­вать его про­сто «Евхо­ло­гий»), так и Потреб­ника Пат­ри­арха Фила­рета Рома­нова. (Евхо­ло­гий мы будем цити­ро­вать по нашим изда­ниям: «Исто­ри­че­ские заметки…» и «Les Sacrements…».) Кроме того, мы будем при­во­дить тек­сты из Потреб­ника на цер­ков­но­сла­вян­ском языке; при этом мы будем отме­чать либо парал­лель­ный гре­че­ский текст Евхо­ло­гия, либо ори­ги­наль­ный сла­вян­ский текст. Когда дан­ный текст ока­жется в совре­мен­ном Мос­ков­ском Треб­нике [8], мы про­ци­ти­руем и его.

Помимо Евхо­ло­гия и Потреб­ника суще­ствует бога­тое собра­ние руко­пис­ных Треб­ни­ков и Потреб­ни­ков, хра­ня­щихся в рус­ских кни­го­хра­ни­ли­щах. Они известны нам глав­ным обра­зом бла­го­даря высоко науч­ным рабо­там Н. Один­цова, А. Дмит­ри­ев­ского и А. Алма­зова (послед­ний мно­гое заим­ствует из работ Дмит­ри­ев­ского, кото­рый в свою оче­редь мно­гое почерп­нул из книги Один­цова) [9].

Про­лог и предпосылка

Судя по древ­нему Евхо­ло­гию, в сред­не­ве­ко­вом Кон­стан­ти­но­поле детей кре­стили лишь по про­ше­ствии несколь­ких лет после рож­де­ния, с тем чтобы (по совету св. Гри­го­рия Нази­ан­зина [10]) они могли в какой-то мере пони­мать совер­ша­е­мое над ними дей­ство и при­ни­мать актив­ное уча­стие в чинах огла­ше­ния и кре­ще­ния. Так было и на Руси в XI веке [11].

Детей воцер­ков­ляли на 40‑й день после рож­де­ния — через молитвы, кото­рые сохра­ни­лись до наших дней и кото­рые в Мос­ков­ском Треб­нике (л. 9) пра­вильно печа­та­ются перед кре­ще­нием, а не после него. Кон­стан­ти­но­поль­ские руко­писи не содер­жат тепе­реш­них молитв, чита­е­мых над родив­шею: чин 40-го дня был посвя­щен исклю­чи­тельно мла­ден­цам. Также не суще­ство­вало главы «како мла­денца кре­стити страха ради смерт­ного», ибо этого «страха» не было, так как непо­сред­ственно после воцер­ко­в­ле­ния дети счи­та­лись хри­сти­а­нами: по опре­де­ле­нию как Евхо­ло­гия, так и Потреб­ника Пат­ри­арха Фила­рета, они суть «некре­щен­ные хри­сти­ане»; здесь взрос­лые огла­шен­ные срав­ни­ва­ются с мла­ден­цами, нахо­дя­щи­мися в ожи­да­нии кре­ще­ния [12].

С воцер­ко­в­ле­ния начи­на­лось пер­вое мно­го­лет­нее огла­ше­ние. Во 2‑е и 3‑е вос­кре­се­ние Вели­кого Поста, во время литур­гии, Типи­кон Вели­кой Церкви пред­пи­сы­вает чте­ние, в кото­ром роди­тели обра­ща­е­мого, жела­ю­щие кре­стить своих детей на Пасху, при­зы­ва­ются при­во­дить их в цер­ковь в сле­ду­ю­щий поне­дель­ник — поне­дель­ник 4‑й недели Вели­кого Поста (с тем чтобы они были при­няты во 2‑е огла­ше­ние). Над детьми чита­лась молитва «во еже сотво­рити огла­шен­наго» и соот­вет­ству­ю­щие закли­на­ния; на про­тя­же­нии четы­рех недель, оста­ю­щихся до Вели­кой суб­боты, малень­ких детей, огла­шен­ных «иже ко про­све­ще­нию», интен­сивно гото­вили к кре­ще­нию. В Вели­кую пят­ницу огла­шен­ные соби­ра­лись в храме Свя­той Ирины, где сам Пат­ри­арх, между «Три­то­ек­той» и Вечер­ней с пре­ждео­свя­щен­ными, читал кате­хи­зис и совер­шал чин «отри­ца­ния Сатаны и соче­та­ния ко Хри­сту». На сле­ду­ю­щий день, в вечер Вели­кой суб­боты, между вечер­ней и литур­гией, Пат­ри­арх совер­шал кре­ще­ние и миро­по­ма­за­ние нео­фи­тов в Боль­шой кре­стиль­нице: в это время в храме чита­лось 15 паре­мий. Затем ново­кре­щен­ные тор­же­ственно вхо­дили в храм, сопро­вож­дая Пат­ри­арха, кото­рый слу­жил литур­гию Васи­лия Вели­кого и при­ча­щал их. Кроме пас­халь­ной ночи, Пат­ри­арх совер­шал кре­ще­ние в Свя­той Софии еще четыре раза в год: на Бого­яв­ле­ние, на Пяти­де­сят­ницу, в Лаза­реву суб­боту и в Вели­кую суб­боту после утрени.

В конце мы пред­ло­жим гипо­те­ти­че­ские даты начала пер­вого и вто­рого огла­ше­ния Свя­того Вла­ди­мира; при этом мы будем исхо­дить из двух наи­бо­лее веро­ят­ных дат его кре­ще­ния: Бого­яв­ле­ние или Пасха 988-го года.

Поста­ра­емся теперь рекон­стру­и­ро­вать чин огла­ше­ния и кре­ще­ния на Руси в X‑м веке. В основу нашей рекон­струк­ции мы поло­жим тек­сты, кото­рые отно­сятся к кре­ще­нию взрос­лых ере­ти­ков и кото­рые сохра­ни­лись в Треб­нике Пат­ри­арха Фила­рета в чине кре­ще­ния латинян.

1. Первое оглашение

Потреб­ник (тет­радь 297, глава 71, лист 1):

Вне­гда же хотят при­во­дими бывати к пра­во­слав­ней вере, пред­ва­рив убо подо­бает сотво­рити того огла­шен­ника огла­шена молит­вою и дей­ством пресвитерским.

Аще будет един при­хо­дяй, аще ли же два, или мнози, по тому же образу вкупе и о всех действуется.

Пер­вие пове­лит тем архи­ерей или иерей пре­кла­няти колена пред дверми цер­ков­ными. И зна­ме­нует при­хо­дя­щаго три­жды и гла­го­лет молитву сию. В ней же и имя ему наре­чется во имя свя­таго его же при­лу­нится быти памяти в осмый день.

Молитва огла­ше­ния

1. Бла­го­сло­вен еси Гос­поди Боже, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа,

2. иже от всех язык изби­рая себе люди изрядни, рев­ни­теля доб­рых дел:

3. Ты и сего при­шед­шаго свя­тей твоей церкви, раба тво­его ИМЯРЕК благослови,

4. и отверзи ему очи к див­ных твоих чюдес разумению,

5. отверзи ему уши во услы­ша­ние боже­ствен­ных сло­вес твоих,

6. соедини его огла­шен­ным народа тво­его (№ 6 отсут­ствует в сла­вян­ском тек­сте, пере­вод сде­лан по гре­че­скому Евхо­ло­гию. — М. А.)

7. яко да во время бла­го­при­ятно спо­до­бится паки бытия, оде­я­ния нетления.

Таже зна­ме­нает его, паки три­жды глаголя:

Напи­сано быть имя его во огла­шен­ных (в гре­че­ском Евхо­ло­гии эта фраза не про­из­но­сится, она явля­ется лишь ука­за­тель­ной. — М. А.).

И паки молится молит­вою сею:

8. Ты, Вла­дыко, спа­се­ние послал еси мирови свя­тое твое слово,

9. да испол­нит вся бого­ра­зу­ме­ния твоего:

10. Ты изят душу раба тво­его от лукаваго,

11. Ты и про­свети ея, и настави на освя­ще­ние Хри­ста твоего,

12. и да непро­стиши духови неко­ему лука­вому вме­ще­ние еще имети в нем.

D. Ты бо еси един изба­ви­тель роду нашему и тебе славу и бла­го­да­ре­ние при­но­сим Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь [13].

В наших рабо­тах мы пока­зали, что эта молитва соот­вет­ствует молитве, кото­рая чита­ется над мла­ден­цем в 40‑й день после рож­де­ния — при совер­ше­нии чина воцер­ко­в­ле­ния. Через эту молитву языч­ник всту­пал в кате­го­рию пер­вого огла­ше­ния: он воцерковлялся.

Сколько вре­мени зани­мало огла­ше­ние взрос­лого человека?

Срок огла­ше­ния перед кре­ще­нием: 40 дней.

В Нов­го­роде в XII веке: огла­си­тель­ные молитвы для бол­га­рина, половца, чухонца: 40 дней; для сла­вя­нина: 8 дней; моло­дому отроку сла­вя­нину — без срока.

Тот же срок в Треб­нике Петра Могилы (1646, 163) (ALM 61).

ПОТРЕБНИК (л. 2) гово­рит об ере­тике, но можно пола­гать, что это — общая прак­тика для вся­кого оглашенного:

И тво­рит отри­ца­ние, и по отри­ца­нии даст ему иерей запо­ведь пости­тися 40 днии, при­лежа молитве вечер и за утра и полу­дне и во всяко время цер­ков­ного пения, поуча­вая его во псал­мех и в Еван­ге­лиях: пре­да­ную нам от Хри­ста Иисуса молитву иже есть Отче наш иже еси на небе­сех, и свя­щен­ныя веры вооб­ра­же­ние иже есть Верую во еди­ного Бога, и молитву Иису­сову, и некия псалмы, и тогда спо­доб­ля­тися ему пра­во­слав­ныя веры.

Те же слова нахо­дятся в Евхо­ло­гии в слу­чае ариан, мани­хеев и сара­цин, но там тре­бо­вался только десяти- или пят­на­дца­ти­днев­ный пост непо­сред­ственно перед отри­ца­нием. Уди­ви­тельно, что в Евхо­ло­гии не гово­рится о про­дол­же­нии 1‑го огла­ше­ния в слу­чае ере­ти­ков, пере­хо­дя­щих в пра­во­слав­ную веру (созда­ется впе­чат­ле­ние даже, что оно про­дол­жа­лось лишь один — сим­во­ли­че­ский — день), кроме слу­чая мани­хеев и иудеев, когда гово­рится о неко­то­ром вре­мени при­го­тов­ле­ния [14].

ПОТРЕБНИК опре­де­ляет образ науче­ния огла­шен­ного, а именно: беседа — один раз в неделю — с епи­ско­пом или со священником:

Яко же сви­де­тель­ствует о сих собора иже в Лаоди­кии пра­вило 45: Яко про­све­щен­ным быти хотя­щим и веру навык­нути, в чет­вер­ток недели воз­ве­щати епи­ско­пом или попом.

ТОЛКОВАНИЕ: Подо­бает при­хо­дя­щего к собор­ней церкви, хотя­щаго при­яти свя­тое кре­ще­ние, поучати вере при­лежно, и еже аще навык­нет да испо­ве­дает пред епи­ско­пом или пред попом в чет­вер­ток кое­яждо недели, дон­деже кре­сти­тися: непо­до­бает тако­вых скоро кре­стити, преже даже веры не навык­нут.

Того же собора иже в Лаоди­кии пра­вило 46:

Яко подо­бает при­ем­лю­щим в недузе про­све­ще­ние, и посем востав­шем, навык­нути вере и ведети яко боже­ствен­ного дара спо­до­би­шася.

ТОЛКОВАНИЕ: И в болезни сыи аще кто вос­про­сит кре­ще­ния, да кре­стится, и потом аще от болезни исце­леет, да научится вере, и образу веры, иже есть Верую во еди­ного Бога, и испо­весть пред епи­ско­пом или пред попом, да познает бла­го­дати сподобитися.

Ведати подо­бает како достоит под нача­лом дер­жати при­хо­дя­щих от Латынь и от про­чих раз­лич­ных ере­сей хотя­щих кре­сти­тися. При­хо­дит хотяй кре­сти­тися к насто­я­телю и при­ем­лет бла­го­сло­ве­ние, и по бла­го­сло­ве­нии же пре­даст его насто­я­тель искусну свя­щен­нику, веду­щему боже­ствен­ная писа­ния, и пове­лит ему ведати хотя­щаго кре­сти­тися душевне и телесне.

Свя­щен­ник же прием его, нари­цает его сына духов­наго себе, и даст ему запо­ведь днии 40 прежде кре­ще­ния, пове­ле­вая ему при­хо­дите ко свя­тей божии церкви ко вся­кому цер­ков­ному пению к началу, и сто­яти вне церкви божии со стра­хом, до совер­ше­ния вся­каго пения цер­ков­наго со вни­ма­нием и сле­зами и сокру­ше­нием сер­деч­ным о соде­ян­ных преж­них своих согрешениих.

Сто­яти же ему сия 40 днии вне церкви в паперти, дон­деже спо­до­бится свя­таго кре­ще­ния, а пра­вило ему дер­жати по 300 покло­нов, да по 600 молитв иису­со­вых, да сед­мое сто бого­ро­дицы, а ясти ему пост­ное яде­ние еди­ною днем, кроме суб­бот и недель [15].

2. Отрицание от ереси

ПОТРЕБНИК, кото­рый уже счи­тает ере­тика огла­шен­ным через чте­ние молитвы над языч­ни­ком, все же желает исполь­зо­вать весь уна­сле­до­ван­ный от Евхо­ло­гия мате­риал, воз­вра­ща­ется назад и пред­пи­сы­вает отри­ца­ние ереси перед огла­ше­нием ере­тика (в Евхо­ло­гии это осу­ществ­ля­ется через чте­ние «Libelli»):

И как будет до кре­ще­ния за сед­мицу, тогда при­шед­шим им свя­тей церкви, свя­щен­ник же воз­ло­жит на ся всю одежду в кре­стиль­ницы, сущим ту и иным вер­ным елицы хотят, и при­зы­вает иерей хотя­щих кре­сти­тися и постав­ляет кое­го­ждо их в паперти пред дверми цер­ков­ными откро­вены имуща главы.

Яко подо­бает кое­муждо их испо­ве­да­тися яве и отри­ца­тися сво­его им бого­мерз­каго муд­ро­ва­ния и про­кли­нати всяко нече­стие и всяко ере­ти­че­ство, таже пока­зо­ва­тися яко от всего сердца и веры при­леж­ныя при­об­ща­ется ко свя­тей собор­ней и апо­столь­стей церкви, кроме вся­че­ския ере­ти­че­ския пре­ле­сти и истинно пра­во­сла­вен хри­сти­а­нин хощет быти.

Тво­рит отри­ца­ние с про­кля­тием преже вечерни или по вечерни, свя­щен­нику на пред гла­го­лющу, огла­шен­ный же последи отве­ще­вает на всяко слово, или вос­при­ем­ник его.

Аще же языка нера­зу­меет, вся сия гла­го­лет тол­ма­чем пред церковию.

Гла­голя сице:

Дальше ПОТРЕБНИК (4—16 В v): отри­ца­ние латы­нян и лутеран.

Здесь впер­вые появ­ля­ется пер­со­наж тол­мача, или пере­вод­чика. В Евхо­ло­гии о нем гово­рится довольно часто, а именно — когда речь идет об отри­ца­нии ереси или испо­ве­да­нии веры чело­века, кото­рый не вла­деет гре­че­ским язы­ком. О вос­при­ем­нике же гово­рится тогда, когда кре­стится мла­де­нец, еще не уме­ю­щий гово­рить. Веро­ятно, Ольга и Вла­ди­мир доста­точно вла­дели гре­че­ским язы­ком и не нуж­да­лись в переводчике.

Далее ПОТРЕБНИК при­бав­ляет три молитвы трех малых анти­фо­нов из Пес­нен­ной вечерни; это дока­зы­вает древ­ность сви­де­тель­ства, содер­жа­ще­гося в ПОТРЕБНИКЕ, ибо еще слу­жи­лось Пес­нен­ное иссле­до­ва­ние [16].

И вновь ПОТРЕБНИК наста­и­вает на обу­че­нии огла­шен­ного, на этот раз через лич­ную беседу со святителем:

И по амине sic зна­ме­нав того отпу­щает, и про­чее спри­чи­та­ется «огла­шен­ным». И тако свя­ти­тель или свя­щен­ник преже особь поучив огла­шен­ныя, и на мнозе с ними бесе­дуя и глаголя.

И потом гла­го­лет молитву огла­шен­ных… И пре­клоньшу главу при­хо­дя­щему, свя­ти­тель же или иерей молится над ним, гла­голя молитву сию в слух:

Боже вели­кии и вели­ко­име­ни­тыи, иже первую тму про­све­ти­выи сло­вом уст своих… [17]

Эта молитва в Евхо­ло­гии чита­лась только над мани­хе­ями. Она соот­вет­ствует молитве воцер­ко­в­ле­ния 40-го дня над мла­ден­цем или молитве над язычником.

По Амине же пере­кре­стив того отпущает.

ПОТРЕБНИК (17) поме­щает именно здесь уже цити­ро­вав­ше­еся рече­ние, кото­рое должно было нахо­диться в начале пер­вого оглашения:

И про­чее про­кли­на­выи бывает «хри­сти­я­нин», и тако имеет («имеем» в гре­че­ском Евхо­ло­гии. — М. А.) того яко некре­щена хри­сти­я­нина, яковы же суть хри­сти­янь­ския дети хотя­щи­еся кре­стити («ся» в гре­че­ском Евхо­ло­гии. — М. А.) [18].

3. Начало 2‑го оглашения

После сорока дней поста и обу­че­ния в каче­стве огла­шен­ного пер­вой кате­го­рии, то есть «некре­щен­ного хри­сти­а­нина», кан­ди­дат огла­шался 2‑м огла­ше­нием; для кон­стан­ти­но­поль­ских детей это огла­ше­ние про­дол­жа­лось послед­ние 4 недели Вели­кого Поста; сколь долго про­дол­жа­лось это вто­рое огла­ше­ние для взрос­лых в X‑м веке?

Для ере­ти­ков пер­вое огла­ше­ние про­дол­жа­лось только один день, ибо они читали «отри­ца­ние ереси» лишь в конце соро­ка­днев­него поста и обу­че­ния. Этот срок заме­нял пер­вое огла­ше­ние (подоб­ное недо­ра­зу­ме­ние встре­ча­ется уже в гре­че­ском Евхо­ло­гии, когда речь захо­дит об обра­тив­шихся в пра­во­слав­ную веру). Поэтому сле­ду­ю­щая руб­рика гово­рит о вто­ром дне как о начале 2‑го огла­ше­ния. Отме­тим, что руб­рика эта каса­ется только ере­ти­ков. Веро­ятно, в слу­чае языч­ни­ков, впер­вые при­ни­ма­ю­щих веру, дело обсто­яло иначе.

ПОТРЕБНИК (18):

Во вто­рыи же день тако же отри­ца­ется и огла­шен­ным при­чи­та­ется [19].

Розу­вену же бывшу убо тому и раз­во­ло­чену, постав­ляет того иерей о вечер­ней године пред цер­ков­ными дверми к восто­ком, и дунув нань три­жды, зна­ме­нает чело его и уста и груди, и воз­ло­жив руку на того главу, гла­го­лет молитву сию:

О имени твоем, Гос­поди Боже, истин­ныи и еди­но­род­наго ти Сына и Свя­того ти Духа воз­ла­гаю руку мою на раба тво­его ИМЯРЕК… [20]

И по амине бесе­дует ко огла­шен­ным и поучает их. Потом гла­го­лет молитву сию о них:

Боже тай­ных ведче, иже вся ведыи прежде бытия их… [21]

И по амине пере­кре­стив их отпущает.

Далее ПОТРЕБНИК пред­пи­сы­вает 3 молитвы вер­ных и молитву гла­во­пре­кло­не­ния из Пес­нен­ной вечерни [22].

4. Заклинания

ПОТРЕБНИК (21) гово­рит, что запре­ще­ния вычи­ты­ва­лись в тече­ние одного дня. Это неверно, так как и гре­че­ские, и древ­ние рус­ские источ­ники сви­де­тель­ствуют о том, что они чита­лись несколько раз в день — до десяти раз; оче­видно, в раз­ные дни, во время вто­рого огла­ше­ния, чтобы защи­тить огла­шен­ного от воз­мож­ных диа­воль­ских иску­ше­ний [23].

И паки на утреш­нии день отри­ца­ется огла­шен­ныи, и по заут­рени постав­ляет иерей хотя­щаго кре­сти­тися пред дверми цер­ков­ными и дунув три­жды на лице его и на очи, гла­голя отри­ца­тель­ныя молитвы:

Запре­щает ти, дия­воле, Гос­подь наш Иисус Хри­стос...

Бог свя­тыи, страш­ный и слав­ный, иже во всех делех...

Гос­поди Саваоф, Боже Изра­и­лев, исце­ляяи всяку болезнь...

Сыи Вла­дыко Гос­поди, сотво­ри­выи чело­века по образу сво­ему… [24]

И по амине, яко же выше явлено, бесе­дуя к ним и много поучая их, и потом гла­го­лет молитву сию о оглашенных:

Бла­го­слови и ныне, Гос­поди, рабы своя огла­шен­ныя… [25]

И абие пере­кре­стив его отпу­щает. И егда огла­шен­ныя изы­дут из церкви гла­го­лется молитва о вер­ных сущих в пока­я­нии и молитве. И тем при­ступль­шим под руку его:

Далее ПОТРЕБНИК поме­щает 3 молитвы вер­ных и гла­во­пре­клон­ную из Пес­нен­ной утрени [26].

5. О сроке оглашения

ПОТРЕБНИК (25):

От свя­тых пра­вил о вре­мени поуче­ния огла­шен­ных и тако огла­шен­нии поуча­ва­еми. Время пожда­тельно сотво­ряют, все­гда при­хо­дяще к церкви и послу­ша­юще писа­нии [27].

Иже в Лаоди­кии собора пра­вило 44: Яко не подо­бает по двою неделю вели­каго поста прии­мати на крещение.

ТОЛКОВАНИЕ: Пра­вило се на двое может разу­ме­тися: Пер­вое: иже при­хо­дя­щих к вере по двою неделю свя­таго и вели­каго поста и пости­тися начен­шим, не спо­до­бятся свя­таго кре­ще­ния в вели­кую суб­боту, понеже не от начала свя­таго поста воз­дер­жа­ние пока­завше, ни довольно постившеся.

Вто­рое: а иже прежде вели­каго поста нецыи при­сту­пив­ший к вере, и начата пости­тися, и потом прежде даже не спо­до­би­тися им свя­таго кре­ще­ния, наста вели­кий пост, не ожи­дают вели­кия суб­боты, понеже прежде начала вели­каго поста при­сту­пиша к вере, и начата пости­тися, и прежде скон­ча­ния вто­рыя недели поста, скон­чавше речен­ныи им пост, и тако­вии спо­до­бятся свя­таго крещения.

А кото­рии дотоле не докон­чаша постя­щеся, и сим непо­до­бает по скон­ча­нии вто­рыя недели вели­каго поста кре­сти­тися, но тако­вии ожи­дают хотя­щих кре­сти­тися в вели­кую суб­боту, яко токмо тии при­я­тии суть иже от начала вели­каго поста постив­шеся, понеже тех воз­дер­жа­нию совер­шену сушу и непостыдну.

Собора иже в Никеи все­лен­ского пер­ваго пра­вило 14: О огла­шен­ных и пад­ших изво­лися свя­тому и вели­кому собору яко три лета послу­шав­шим им токмо и потом помо­ли­тися со огла­шен­ными.

ТОЛКОВАНИЕ: Два чина есть огла­шен­ных: пер­выи убо иже в нове при­хо­дят к собор­ней церкви, вто­рыи же иже совер­шени быша и довольно время научишася.

И убо совер­шен­ный огла­шен­ныи аще впа­дется в грех, несть остав­лен без запре­ще­ния. Аще свя­тое кре­ще­ние и довольно есть всяку скверну душев­ную омыти, но с послу­ша­ю­щими да при­чтется, и по трех летех со огла­шен­ными да помо­лится купно, и в послу­ша­ю­щих постав­ля­ется, аще же и послу­ша­ете согре­шают, из церкви отнюдь изри­нутся, яко же пове­ле­вает пятое пра­вило, иже в Новей Кеса­рии собора.

6. Отрицание — сочетание (накануне крещения)

В древ­нем гре­че­ском Евхо­ло­гии суще­ство­вали два чина «отри­ца­ния сатаны и соче­та­ния ко Хри­сту»: один — тор­же­ствен­ный — совер­шался Пат­ри­ар­хом в Вели­кую пят­ницу, дру­гой — пред­став­лял собой сокра­ще­ние пер­вого и совер­шался, веро­ятно, только тогда, когда кто-нибудь кре­стился част­ным поряд­ком. Лишь эта вто­рая форма отри­ца­ния-соче­та­ния сохра­ни­лась в наших требниках.

ПОТРЕБНИК, в чине Латы­нян, сохра­нил пол­ную форму Пат­ри­ар­шего слу­же­ния. Итак, если наши рус­ские пер­во­хри­сти­ане кре­сти­лись в Вели­кую суб­боту, они, без сомне­ния, про­шли и этот тор­же­ствен­ный чин; а если они кре­сти­лись, напри­мер, в день Бого­яв­ле­ния? Поскольку этот чин не содер­жит в себе ника­кого эле­мента, отно­ся­ще­гося непо­сред­ственно к Вели­кой пят­нице, можно пола­гать, что не было каких-либо пре­пят­ствий, кото­рые не поз­во­ляли бы упо­треб­лять его и нака­нуне Бого­яв­ле­ния или Пятидесятницы.

Согласно ПОТРЕБНИКУ, при кре­ще­нии запад­ных хри­стиан чин этот упо­треб­ля­ется вне вся­кого пас­халь­ного контекста.

Древ­няя рус­ская прак­тика (XII—XV вв.) зави­села от этого Пат­ри­ар­шего чина; здесь каж­дое отри­ца­ние дели­лось на 5 частей, кото­рые повто­ря­лись 3 раза: в резуль­тате выхо­дило, что кре­ща­ю­щийся дол­жен был отве­чать 15 раз: «Отри­ца­юсь» [28].

ПОТРЕБНИК (27):

Уте­ши­тельно поуче­ние, в при­хо­дя­щем вре­мени, огла­шен­ным ко кре­ще­нию, и отри­ца­ние от сатаны и соче­та­ние ко Хри­сту: Егда же огла­шен­ным при­спеет время спо­до­би­тися боже­ствен­наго порож­де­ния, аще слу­чится во свя­тую и вели­кую пят­ницу, или во ино время, егда уго­то­вятся ко свя­тому кре­ще­нию [29].

Отре­че­ние и сло­же­ние быва­е­мое собран­ным всем огла­шен­ным в церкви. При­хо­дит свя­ти­тель и тво­рит «Тре­тий час и шестыи» (Три­то­екти) [30].

И по скон­ча­нии, вос­хо­дит на амвон и по еже обыч­ная пеги пев­цем и поклонься треми поклоны, зна­ме­нует три­жды со све­щею, и тако отло­жив амо­форно [sic], зна­ме­нает три­жды люди, и архи­ди­а­кону гла­го­лющу: Вон­мем. Свя­ти­тель гла­го­лет: Мир всем. Людие: И со духом твоим.

И свя­ти­тель ко огла­шен­ным гла­го­лет: Сто­ните со стра­хом и раз­ре­ши­теся. Тоже глаголет:

Се конец вашего огла­ше­ния.

Пред­ста избав­ле­ния вашего время.

Днесь же хощете хри­стове вере изла­гати гра­моту.

Хара­трия же и чер­нило и трость бывает вам совесть и язык и образ.

Блю­дете убо како испо­ве­да­ние руко­пи­су­ете… (28—29)...

Обра­ти­теся к запа­дом горе руки своя имуще и еже аз гла­голю се и вы гла­го­лите…: Отри­чуся сатаны и всех дел его и всея службы его и всех ангел его и всего студа

его...

Дуньте нань и обра­ти­теся на востоки доле руки своя имуще, со стра­хом стойте и еже аз гла­голю, то и вы глаголите…:

И сово­куп­ля­юся Хри­стови. И верую во еди­ного Бога… Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века, аминь...

Бла­го­сло­вен Бог хотяй всем чело­ве­ком… (ТЕВ 20 v)

Се отре­ко­стеся дия­вола и соче­та­стеся Хри­стови. Писа­ние свер­шися… насле­дуйте уго­то­ван­ное вам цар­ство...

Ныне и присно и во веки веков, аминь...

Горе воз­дви­ните руки своя… О все­лен­ском устро­е­нии… рцем вси:

Гос­поди поми­луй (3). О бла­го­вер­ном и бого­хра­ни­мом царе...

О избав­ле­нии душ наших… Яко мило­стив и чело­ве­ко­лю­бец….

Одей­теся и обуй­теся...

Гос­поду помо­лимся. Вла­дыко Гос­поди Боже наш, при­зови рабы своя ко свя­тому ти про­све­ще­нию… (ТЕВ 20 v)

Елико ко про­све­ще­нию при­сту­пите к руко­по­ло­же­нию и благословляйтеся.

И на всех руки вос­кла­дая свя­ти­тель мужа же и жены, и при­хо­дит к свя­той тра­пезе ближе и возглашает:

Яко ты еси про­све­ще­ние наше…

Мир всем...

Главы ваша Гос­по­деви пре­кло­ните...

Гос­поди спасе наш иже всем хотяй спа­стися и в разум истины при­ити, воз­си­яти свет разума в серд­цых sic наших и еже к свя­тому про­све­ще­нию бла­го­укра­ша­е­мым, и спо­доби тех бес­смерт­наго ти дара и сово­купи тех свя­тей твоей собор­ней и апо­столь­стей церкви.

Твое бо есть еже мило­вати и спа­сати...

Миром изы­дем… Име­нем Гос­под­ним...

И абие отпу­щает. Таже дается время и совер­ша­ется литур­гия (пре­ждео­свя­щен­ных. — М. А.) [31].

И по литур­гии молитва округна (или «ката­ги­рон». — М. А.) в церкви, огла­шен­ным сто­я­щим пред цер­ко­вью, дия­кону тво­рящу дияконства:

Гос­поди Боже наш сокро­вище веч­ных благ… [32]

И тако пред­ва­рив­шим убо и совер­шив­шимся всем отри­ца­тель­ным, совер­шено после­до­ва­ние огла­шен­ным свя­таго крещения.

7. Освящение воды и елея

ПОТРЕБНИК (33 v) учит нас, что сле­ду­ю­щий чин тор­же­ствен­ного кре­ще­ния может совер­шаться в любое время, хотя он пред­на­зна­чен для Вели­кой суб­боты. Вновь напо­ми­на­ется, что пол­ное огла­ше­ние должно про­дол­жаться 40 дней. Кре­ще­ние может совер­шаться в кре­сти­тель­нице или на реке.

И во утрии же день при­спевшу вре­мени боже­ствен­ныя службы тво­рится после­до­ва­ние свя­таго кре­ще­ния в 40 день в субботу.

И аще достиг­нет время свя­тыя и вели­кия сед­мицы, самых стра­стей Хри­ста Бога нашего, то огла­ше­ниям постив­шийся совер­шенно всю свя­тую и вели­кую четы­ре­де­сят­ницу, и во свя­тую и вели­кую суб­боту да спо­до­бятся боже­ствен­ного про­све­ще­ния или в самую свя­тую и вели­кую неделю Пасхи.

Преже убо дей­ство­ва­х­уся сия в суб­боту вели­кую во время чте­ния вто­рыя паре­мии, еже есть: Све­тися све­тися новыи Иеру­са­лим. Ныне же како слу­чится и в кое время изво­лит святитель.

При­хо­дят к церкви хотя­щии бла­го­укра­ша­тися, свя­ти­телю сущу на пре­столе свя­ти­тель­ском или пре­з­ви­теру сущу в церкви, и пове­лит им раз­ре­ша­тися вне церкви или на реце, и сов­ле­щися от одеждь своих. И абие схо­дит свя­ти­тель со пре­стола, исхо­дит сосу­до­хра­ниль­ни­цею вне церкви или на реце во Иер­дане вели­кия кре­стиль­ницы, и оде­ва­ется в белыя ризы и обуве­ния белая обу­ва­ется, воде же преди при­не­сене и вли­яне в купель, и пока­див ея округ, зна­ме­нав све­щею три­жды [33], гла­го­лющу диякону:

Бла­го­слови, Вла­дыко, свя­ти­тель же:

Бла­го­сло­венно Цар­ство… Дия­кон гла­го­лет над водою: Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире...

Бла­го­у­троб­ныи и мило­сти­выи Боже, испы­тая и сердца...

Велыи еси Гос­поди и чюдна дела твоя… [34]

Главы ваша… И пре­кло­няет свя­ти­тель главу над сосу­дом мас­ле­ном дер­жиму от кума и дунет на него три­жды и зна­ме­нает рукою нань кре­сто­об­разно три­жды и гла­го­лет молитву сию:

Вла­дыко Гос­поди Боже отец наших, иже сущим...

Таже: Вон­мем: И при­емля свя­ти­тель спичку сущую в сосуде мас­ле­ном и тво­рит тою в воде три кре­сты поя: Алли­луйя три­жды с сущим ту [35].

8. Крещение и помазание

ПОТРЕБНИК (38 v):

Таже воз­гла­шает се: Бла­го­сло­вен Бог про­све­щая и освя­щая… [36]

И при­во­дим бывает кре­ща­е­мыи или попом инем или дия­ко­ном, и взем­лет свя­ти­тель от свя­таго масла пер­стом своим и тво­рит кре­ста зна­ме­ние на челе, и на пер­сех, и на пле­чех кре­ща­е­мому, гла­голя: Пома­зу­ется раб божии ИМЯРЕК елеом воз­ра­до­ва­ния во имя Отца и Сына и свя­таго Духа. И тогда пома­зу­ется дия­ко­ном или инем слу­жи­те­лем неко­то­рым по всем соста­вом [37].

Вне­гда же пома­за­тися кре­ща­е­мому, воз­ла­гает рукавы свя­ти­тель, и вме­сто син­дона чехол бел нов воз­ла­гает на выю куму, хотяи же кре­сти­тися пере­кре­сти­вся рукою своею, вхо­дит в купель или в реку, воде сущи до пер­сей, свя­ти­тель же руку воз­ло­жит на кре­ща­е­маго и гла­го­лет: Бла­го­сло­вен Бог про­све­щая и освя­щая...

И тако кре­щает его свя­ти­тель рукою своею, погру­жая три­жды и возводя.

Пер­вое погру­жая глаголет:

Кре­ща­ется раб божий ИМЯРЕК во имя Отца, аминь.

И вто­рое погру­жая гла­го­лет: И Сына, аминь.

Тре­тие погру­жая гла­го­лет: И свя­таго Духа, аминь [38].

Аще ли же слу­чится на глу­боце реце, то кре­ща­е­мыи вме­сто син­дона полот­ном белым объ­ем­лется под пазусе по пер­сем, крепко дер­жаще нецыи за оба конца полотна того. Свя­ти­тель же по преже ука­зан­ному погру­жает его рукою своею три­жды како выше писано.

И абие по кре­ще­нии при­ем­лем бывает кре­сти­вы­ися рукама от кума. Вме­сто же син­дона при­кры­ва­ется преже уго­то­ван­ным чех­лом белым в нем же пре­бу­дет до осмаго дне. И тако свя­ти­тель умы­вая руце и рукавы отла­гая, воз­гла­шает дия­кон: Вон­мем. И сему воз­гла­ше­нию бывшу, поем стиха сего: Бла­жени им же отпу­сти­шася без­за­ко­ния, и им же при­кры­шася греси. Сие же гла­го­лется три­жды. Посем дия­кон­ства малая [39]:

Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире… О мире всего… О пат­ри­арсе… О обле­щися силою… пома­зу­е­мому… О быти ему сосуду… О спо­до­би­тися… О изба­ви­тися… Заступи… Пре­свя­тую...

Бла­го­сло­вен еси Гос­поди Боже все­дер­жи­телю источ­ниче… [40]

И по сем пою: Елицы во Хри­ста кре­сти­стеся, во Хри­ста обле­ко­стеся, алли­луйя.

ПОТРЕБНИК (40 v):

Таже пома­зует свя­ти­тель кре­стив­ша­гося свя­тым миром творя образ кре­ста: на челе — и на очию — и на нозд­рию — и на устех — и на обе уши — и на гру­дех — и на руках — и на сердце:

гла­голя на коеждо помазание:

на челе: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да гонзнет студа его же пер­вие пре­сту­пив чело­век всюду ношаше.

на лице: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да откро­вен­ном лицем славу гос­подню зрит.

на очию: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да зрит очима свет свя­тыя Тро­ица sic пер­выя доб­роты образ.

на ушию: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да при­и­мет ушима слы­ша­ние таинь­ства духов­наго Еван­ге­лия Хри­стова яко же рече Хри­стос: «Имеяй уши слы­шати да слы­шит», да не при­ло­жится ему злое слы­ша­ние.

по ноздрем: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да обо­ня­вает боже­ствен­ных таин, яко да и той будет в миро Хри­стова бла­го­уха­ния и в доб­ро­вонь­ство спа­са­е­мых, да не обо­ня­вает про­чее смрад­ныя пер­выя льсти.

по устом: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да пер­ваго вкуса вто­рым загра­дит сиречь, телом и кро­вью Хри­сто­вою.

на пер­сех: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да обол­кеся во броня правды про­тиву художъ­ству вра­жию ста­нет яко побе­ди­тель непо­бе­дим.

на руках: Печать дара свя­таго Духа, аминь. Да будут готовы на про­стер­тие во бла­го­тво­ре­ние и на отгре­ба­ние вся­каго зла.

И паки гла­го­лют пса­лом 31 весь до конца: Бла­жени им же отпу­сти­шася греси.

Веро­ятно, при кре­ще­нии пер­вых рус­ских хри­стиан упо­треб­лялся про­стой кон­стан­ти­но­поль­ский обряд, состо­я­щий из пяти пома­за­ний на голове (на челе, оче­сех, нозд­рех, устех и обоих уше­сех); при этом еди­но­жды про­из­но­си­лись слова: «Печать дара Духа свя­таго» [41].

9. Одевание после миропомазания

ПОТРЕБНИК (41 v):

И воз­ла­гают на кре­стив­ше­гося крест с гой­та­ном, яко же истин­нии хри­сти­яне имут обы­чай еже носити на себе зна­ме­ние спа­си­тель­ных хри­сто­вых стра­стей на про­гна­ние вся­кия непри­яз­не­ныя детели, себе же на сохра­не­ние души и телу [42].

И тако оде­вает того в сра­чицу гла­голя: Оде­ва­ется раб божии ИМЯРЕК оде­я­нием весе­лия… Да воз­ра­ду­ется душа моя о Гос­поде… Вла­дыко Гос­поди Боже наш иже обра­зом своим… [43]

10. Пострижение сразу после миропомазания

В древ­нем Евхо­ло­гии суще­ство­вали раз­ные чины постри­же­ния волос и бороды; между ними — и постри­же­ние мла­денца, но оно не было свя­зано с кре­ще­нием. В совре­мен­ном гре­че­ском Евхо­ло­гии, так же как и в Треб­нике, постри­же­ние имеет место после омо­ве­ния в вось­мой день после кре­ще­ния. По сви­де­тель­ству Симеона Солун­ского (см. ниже), обы­чай стричь волосы сразу после кре­ще­ния, не дожи­да­ясь вось­мого дня, суще­ство­вал и в Византии.

ПОТРЕБНИК (42 v):

И посем постри­гает его кре­сто­об­разно гла­голя: Постри­гает раб божий ИМЯРЕК вла­сов главы своея во имя Отца… Рецем еси зань: Гос­поди поми­луй: три­жды ко вся­кому пострижению.

И прием мало воску теплаго и влеп­ляет в онь власы отре­зан­ные и тако сохра­нит их в стену цер­ков­ную аще будет каменна церкви, аще ли дре­вяна, то за олта­рем вко­пают в землю…

Мир всем… Главы ваша...

Гос­поди Боже наш, иже от испол­не­ния купель­наго твоея бла­го­сти… [44]

ПОТРЕБНИК (43):

Таже воз­ла­гает нань кукол гла­голя: Оде­ва­ется раб божий ИМЯРЕК в кукол незло­вия во имя Отца… [45]

11. Хождение вокруг купели

Древ­ний чин тор­же­ствен­ного входа ново­кре­щен­ных в храм вме­сте с Пат­ри­ар­хом для совер­ше­ния боже­ствен­ной литур­гии здесь заме­ня­ется мало­зна­чи­тель­ным ходом вокруг купели, воз­мож­ным, между про­чим, только при малом числе неофитов.

Посем же обхо­дит свя­ти­тель свя­тую купель три­жды, после­ду­ющу ему и вос­при­ем­нику с ново­кре­щен­ным. И при­ем­лет его вос­при­ем­ник за дес­ную руку, и син­дону воз­ло­жену быти на выях их свя­зу­ему, пою­щим всем три­жды: Елицы во Хри­ста кре­сти­стеся, во Хри­ста обле­ко­стеся, алли­луия.

12. Воцерковление после крещения

Здесь ПОТРЕБНИК поме­щает чин воцер­ко­в­ле­ния, кото­рый в Евхо­ло­гии слу­жил нача­лом пер­вого огла­ше­ния в 40‑й день после рож­де­ния для детей, кото­рые должны были еще на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени ожи­дать крещения.

Свя­ти­тель же ведет ново­кре­щен­наго ко свя­тому олтарю и пове­лит ему покло­нится три­жды и цело­вати уст­нами по обема стра­нами свя­тых две­рей. Аще будет муже­ский пол, то вво­дит его во свя­тыи олтарь север­ными дверми и при­ло­жит ко свя­тому пре­столу устама его по подо­бью цело­ва­ния и покло­ня­ется с ним. Аще ли же будет кре­ща­емо жен­скии пол, то не вво­дит во свя­тыи олтарь, но при­кла­ды­вает ко свя­тым обра­зом на свя­тых две­рех. И сему быва­ющу гла­го­лет к себе свя­ти­тель: Ныне отпу­ща­еши… [46]

Поуче­ние вос­при­ем­нику и ново­про­све­щен­ному: По сем иерей постав­ляет ново­про­све­щен­наго близ свя­тых цар­ских две­рей и вдаст того куму, сиречь вос­при­ем­нику, пред­ла­гая поуче­ние: Яко же его приял от свя­тыя купели очи­щена боже­ствен­ным поро­же­нием от всех преж­них пре­гре­ше­ниих...

Ново­про­све­щен­наго же… гла­го­лет: О чадо, вни­май же гла­голю ти: Во Хри­ста кре­стился еси, во Хри­ста обле­чеся. Ему же буди все­гда угод­ная творя во вся дни живота тво­его, в пра­во­слав­ной вере твердо пре­бы­вая, в доб­ро­де­те­лех житие совер­шая, к духов­ному отцу послу­ша­ние и пови­но­ве­ние имея. Нико­гда же отлу­чайся цер­ков­наго пра­вила кроме вели­кия нужда, но при­леж­ным тща­нием буди все­гда упраж­ня­яся в молит­вах и воз­дер­жа­нии, и во время поще­ния не уны­вай. Руце про­сти­рай к мило­стыни тре­бу­ю­щим и ко свя­тым церк­вам и ко убо­гой чади елика сила. Правду и любовь имей ко всем чело­ве­ком. Но имей никако же в сердцы своем ни гор­дыни ни тще­сла­вия, но все бла­гое твори в сми­рен­но­муд­рии и в чистоте телес­ней и в пока­я­нии. Все­гда во уме имей смерт­ныи час и вос­кре­се­ние мерт­вых и страш­ное вто­рое хри­стово при­ше­ствие и воз­да­ние комуждо по делом: греш­ни­ком огнь неуга­си­мыи и чер­вие неусы­па­ю­щие и тма кро­меш­ная и иныя мно­го­раз­лич­ные муки неимущи конца. А пра­вед­ни­ков цар­ствие небес­ное и про­чая бла­гая в бес­ко­неч­ней жизни. Их же уста чело­ве­че­ская не могут изпещи, яже уго­това Бог любя­щим его.

И по поуче­нии довольне. Бывает екте­ния: в ней же поми­нают царя и свя­ти­теля и вос­при­ем­ника с ново­кре­щен­ным. По сих же и отпуст.

13. (Литургия и) неделя по крещению

Литур­гия и после­ду­ю­щее при­ча­ще­ние ново­кре­щен­ных — это один из необ­хо­ди­мых эле­мен­тов таин­ства про­све­ще­ния вме­сте с кре­ще­нием и миро­по­ма­за­нием. В эпоху ПОТРЕБНИКА связь между этими тремя таин­ствами стала сла­бее. Веро­ят­нее всего, при кре­ще­нии пер­вых рус­ских хри­стиан еще соблю­да­лась древ­няя практика.

ПОТРЕБНИК (44 v):

Достоит же ведати яко аще будет тогда Литур­гия, пред­хо­дит ново­про­све­щен­ныи на вели­ком пере­носе держа бо обеих руках по свеще, и при­ча­ща­ется свя­тых таин Хри­ста Бога нашего.

И по отпу­сту исхо­дит к дому тако же держа свещи про­во­жа­ю­щим его своим ему, и на вся­кий день при­хо­дит к церкви тако же держа свеща горящи, на вечерню и на утреню и на литур­гию, даже до осмаго дне, во всех сед­мих днех, в молит­вах и бла­го­да­ре­нии и в воз­дер­жа­нии пре­бы­вая, и мяс не ядыи ни лица измы­вая [47].

14. Омовение в 8‑й день

ПОТРЕБНИК (45):

После­до­ва­ние омо­ве­нию свя­таго мира: во осмыи же день при­хо­дит вос­при­ем­ник с ново­кре­щен­ным в цер­ковь к свя­щен­нику и бывает иссле­до­ва­ние омо­ве­нию свя­таго мира. Свя­щен­ник же преже раз­ре­шит иже вме­сто син­дона чехол его же имать на себе ново­кре­щен­ный. И начи­нает иерей: Бла­го­сло­вен Бог наш… Царю небес­ный… тро­парь...

Иже избав­ле­ние согре­ше­ние… [48]

И прием губу чистую или бумагу новую и намо­чив от воды отмы­вает… оти­рает чело, уши, очи, и про­чая уды его идеже пома­зано бысть свя­тое миро, гла­голя: Кре­стился еси, про­све­тился еси, освя­тился еси, омылся еси, во имя Отца… [49]

Бла­го­сло­вен Бог про­све­щая и освя­щая вся­каго чело­века… [50]

Вла­дыко Гос­поди все­дер­жи­телю Боже наш, иже ради купели… [51]

Мир всем… Главы ваша...

Оде­я­вы­ися в тебе Хри­ста Бога нашего… [52]

Таже бывает отпуст.

При­ло­же­ние: Из чина свя­щен­ного вен­ча­ния на цар­ство пер­вого рус­ского царя Иоанна Васи­лье­вича IV

(из цер­ков­ного Устава XVI в.)

И тогда сни­мает со главы цар­скии венец

и постав­ляет его на зла­том блюде и велит дер­жати братю ж своею…

И потом при­хо­дит царь хотяи пома­за­тися, вне две­рей стоя,

и свя­ти­тель его похриз­мить, сиречь пома­зюет свя­тым миром:

на челе, и на обою оушиию, а на пер­сех, и на плещю,

и на обою рюкю — на дла­нех и от дрю­гия страны, —

гла­голя на коеждо помазание:

Печать и дар свя­таго духа. Аминь.

И потом свя­ти­тель при­ем­лет вам­бак чист,

и оти­рает свя­тая она помазания,

да не како что от сего на землю падет,

и съжи­зает к месте съкро­венне во олтаре.

И тако пре­бы­вает до осмаго дне не омывен.

Та же глаголет:

При­стюпи царю, аще достоин, пома­зан­ныи при­ча­сти­тися.

И абие при­ча­стит его.

И тогда при­име цар­скии свои венец воз­ла­гает его на главю.

И при­ем­лет ски­петро в дес­нюю рюкоу.

Отхо­дит раду­яся и бла­го­даря Бога,

спо­добль­шаго его тако­вои страш­нои боже­ствен­нои таине,

по томю ж пути на цар­ское свое место к дес­неи стране.

И имее оу собю царь руч­ник пла­тянъ чистъ

и сим обры­со­ва­тися, сиречь оути­ра­тися, или ясть или пиеть.

Не омы­вати никако же до осмаго дне.

В осмыи ж день оку­пався якож и преж,

нала­гает дрю­гая оде­я­ния на ся.

Пер­вое ж в немъ же бе испи­рает, сиречь омы­вает в реце,

со вся­кимъ стра­хом, яко да ничто от сих,

от не вни­ма­ния попи­ра­емо бюдет ногами или инем нечим.

Сия дозде. Свя­ти­тель же совер­шивъ боже­стве­нюю слюжбю… [53]

15. Заключение

В заклю­че­ние пред­ла­гаем гипо­те­ти­че­ский кален­дарь кре­ще­ния Свя­того Владимира:

а) Если кре­ще­ние Вла­ди­мира имело место в Бого­яв­ле­ние 988 года: Отри­ца­ние Сатаны и соче­та­ние ко Хри­сту — 5 января; начало 2‑го огла­ше­ния — Рож­де­ство 987 (2‑е огла­ше­ние про­дол­жа­лось по край­ней мере 10 дней, так как закли­на­ния чита­лись 10 раз);

1‑е огла­ше­ние (в про­дол­же­ние 40 дней) — с 15 ноября (Типи­кон Вели­кой Церкви XI-го века не гово­рит о рож­де­ствен­ском посте, но, веро­ятно, он уже соблю­дался мона­хами Сту­дий­ского монастыря).

б) Если Вла­ди­мир кре­стился в ночь на Пасху 7/8 апреля 988 г.: Отри­ца­ние-соче­та­ние имело место нака­нуне — в Вели­кую пятницу;

2‑е огла­ше­ние нача­лось, согласно пра­вилу, в поне­дель­ник 4‑й сед­мицы Вели­кого поста — 12 марта,

1‑е огла­ше­ние нача­лось при­бли­зи­тельно 40 днями ранее, быть может с мясо­пуст­ного вос­кре­се­нья — 12 фев­раля; или с вос­кре­се­нья Блуд­ного сына — 5 фев­раля 988 г.

Рим, 26 января 1988.

Примечания

[1] Се пове­сти вре­мян­ных лет. Лав­рен­ти­ев­ская лето­пись (древ­ний текст лето­писи Нестора). Пол­ное собра­ние рус­ских лето­пи­сей (PSRL). Спб., 1846. Т. 1 (LET).

[2] Зимин А. Память и похвала Якова Мниха и житие князя Вла­ди­мира по древ­нему списку // Крат­кие сооб­ще­ния Инсти­тута сла­вя­но­ве­де­ния (KrSoobInstSlav), 1963, 37, 66—73 (РАМ).

[3] Рорре А. The Political Background to the Baptism of Rus. Byzantine-Russian Relations between 986—89. Dumbarton Oaks Papers, 1976, 30, 195—244 (POP).

[4] Как пра­вило, гре­че­ский Евхо­ло­гий вклю­чает сла­вян­ские Слу­жеб­ник, Треб­ник и Чиновник.

[5] Цити­ру­е­мые здесь гре­че­ские рукописи:

[6] См. также наше опи­са­ние этих и дру­гих руко­пи­сей в: Арранц М. Как моли­лись Богу древ­ние визан­тийцы. Суточ­ный круг бого­слу­же­ния по древним спис­кам Визан­тий­ского Евхо­ло­гия. ЛДА, 1979 (КАК).

[7] Потреб­ник Пат­ри­арха Фила­рета Рома­нова. Москва, 1623—1625 (пере­из­да­ние Типо­гра­фии еди­но­вер­цев — Москва, 1877) (РОТ).

[8] Треб­ник. М., 1956 (ТЕВ = IST: ЕМ).

[9] Один­цов Н. Поря­док обще­ствен­ного и част­ного бого­слу­же­ния в древ­ней Рос­сии до XVI века. Спб., 1881 (ODI).

[10] Migne. PG, 36, 400.

[11] Мит­ро­по­лит Иоанн (+ 1080) на вопрос: «Можно ли кре­стить ново­рож­ден­ное дитя, если оно больно?..» — отве­чает утвер­ди­тельно, но при­бав­ляет: «…отно­си­тельно здо­ро­ваго дитяти Отцы пове­лели ожи­дать трех и более лет…» (Рус­ская исто­ри­че­ская биб­лио­тека. VI. Пра­вила мит­ро­по­лита Иоанна, I. Спб., 1880. 1—2: DMI-B16 265, ALM 62).

[12] Потреб­ник (гл. 71, л. 17 v): «И про­чее про­кли­на­выи бывает „хри­сти­я­нин”, и тако имеет („имеем” в гре­че­ском Евхо­ло­гий. — М. А.) того яко некре­щена хри­сти­я­нина, яковы же суть хрн­сти­янь­ския дети хотя­ща­яся кре­стити («ся» в гре­че­ском Евхо­ло­гии. — М. А.).

[13] B1/IV: «Oratio ad faciendum ethnicum catechumenum»: IST 29; OCP 49, 82: BES COI (DMI-OP2 1027), etc; GOA 283.

[14] Cf.: C1: admissio Arianorum: IST 22; OCP 49, 56;

[15] Еп. Нифонт (+ 1156): «Огла­шен­ным не дава­лось ни мяса, ни молока» (Рус. ист. биб., 7, 1, Спб., 1833, 33) (ALM 101).
[16] КАК 266; ОСР 44(1978) 120: BAR BES etc; GOA 35.

[17] B1/III:1: OCP 49(1983) 66.

[18] Cf.: «christiani non-baptizati» sicut pueri christianorum:

[19] Cf.: ingressus in (sесиndum) catechumenatum:

[20] IST 45; B2:l: OCP 50(1984) 51—2: BAR 174, BES 49, etc; cf. этот чин в совре­мен­ной, обыч­ной, форме в самом РОТ: гл. №6, л. 104; ТЕВ 13; GOA 275; ZER 130, etc.

[21] VES XIII: молитва огла­шен­ных на Пес­нен­ной вечерни: КАК 268; ОСР 44(1978) 123; GOA 36.

[22] Молитвы вер­ных на Пес­нен­ной вечерни: КАК 269; ОСР 44, 124; GOA 37.

[23] Каж­дая из закли­на­тель­ных молитв в Древ­ней Руси чита­лась во время огла­ше­ния не еди­но­жды, а десять раз: Рус­ская исто­ри­че­ская биб­лио­тека. Спб., 1880. Т. 6. С. 26: руко­писи Соф. № 1176, л. 153; № 1173, л. 353; Синод. 132, л. 520; Солов. 476, л. 373 (ALM 184).

[24] См.: ТЕВ 14; IST 46; В2: 2, 3, 4 ВЗ: ОСР 50(1984) 55; ср. обыч­ный чин: РОТ гл. 16, л. 104 v; GOA 275; ZE4 131.

[25] ORT XII: молитва огла­шен­ных на Пес­нен­ной утрени: ОСР 47(1981) 130; GOA 45.

[26] ОСР 47, 131; GОА 45.

[27] Cf.: B1/III bis: admissio Manichaeorum: IST 25; OCP 49 1983 67.

[28] To, что ста­рые литур­ги­сты оши­бочно при­пи­сы­вали запад­ному вли­я­нию. См.: Рус­ская исто­ри­че­ская биб­лио­тека, 6, 35: руко­писи Синод. 132, л. 527; Солов. 476, л. 373 (ALM 208).
[29] Cf.: B4/II: ОСР 50(1984) 372…; IST 49…; KRA-PRI 121–5; cf. обыч­ный крат­кий чин в РОТ: гл. 16, л. 107 v.

[30] См. Три­то­екти в Вели­кую пят­ницу: КАК 236, ОСР 43(1977) 88.

[31] Пре­ждео­свя­щен­ные в Вели­кую пят­ницу: ОСР 47(1981) 368; см. КАК 304.

[32] См. молитвы литии в сосу­до­хра­ни­лище и в вели­кую кре­стиль­ницу после Пес­нен­ной вечерни: КАК 270, ОСР 44(1978) 125.

[33] Cf.: IST 56; ОСР 51(1985) 74; cf. ТЕВ 21; cf. обыч­ный чин: РОТ гл. 16, л. 109.

[34] ТЕВ 23 v; IST 58; В5:1: ОСР 51, 79.

[35] IST 62; В5:3: ОСР 51, 85; с вари­ан­тами: РОТ гл. 16, л. 12 v; ТЕВ 26 v.

[36] ТЕВ 26 v; IST 62; ОСР 53(1987) 65.

[37] ТЕВ 26 v; IST 62; ОСР 53, 65 & 67; дру­гой чин с 17 пома­за­ни­ями: РОТ гл. 16, л. 113: ОСР 53, 67: сноска 7.

[38] IST 63; ОСР 53, 70 & 72; cf. ТЕВ 27.

[39] IST 63; ОСР 53, 79; в ТЕВ нет ектении.

[40] IST 63; В5:4: ОСР 53, 79; ТЕВ 28.

[41] Об этом кон­стан­ти­но­поль­ском чине см.: IST 63; ОСР 53, 78 & 84 & 89. О более слож­ном рус­ском чине см.: ОСР 53, 87—8. Совре­мен­ный же чин, вве­ден­ный Пат­ри­ар­хом Нико­ном по гре­че­ским изда­ниям: ТЕВ 29; ОСР 53, 85.

[42] Этого чина нет ни в Евхо­ло­гии, ни в ТЕВ, ни в гл. 16 самого РОТ.

[43] РОТ гл. 16, л. 115 v. См. дру­гие тек­сты в ТЕВ 28, где оде­ва­ние бывает перед пома­за­нием. Чин оде­ва­ния отсут­ствует в древ­нем Евхологии.

[44] РОТ гл. 16, л. 116. См. подоб­ные чины и тек­сты после омо­ве­ния и перед постри­же­нием в 8‑й день после кре­ще­ния: ТЕВ 33 v; IST 68; В7:2а: ОСР (в печати): Les Sacrements…9. Так же и в РОТ гл. 16, л. 118: омо­ве­ние в 8‑й день после кре­ще­ния, без пострижения.

[45] РОТ гл. 16, л. 16 v. Этого чина нет ни в ТЕВ, ни в древ­нем Евхо­ло­гии; однако см.: «Раз­го­вор…» Симеона Солун­ского: Migne, PC, 155; ОСР: Les Sacrements… 9.

[46] РОТ гл. 16, л. 117. См.: Чин воцер­ко­в­ле­ния на 40‑й день после рож­де­ния мла­денца, быва­ю­щий все­гда перед кре­ще­нием — по древ­нему Кон­стан­ти­но­поль­скому Евхо­ло­гию, согласно кото­рому девочки тоже вво­ди­лись в алтарь: IST 43; ОСР 49(1983), 294; cf. ТЕВ 10 v и РОТ гл. 16, л. 119 v.

[47] Ср. РОТ гл. 16, л. 117 v; ОСР 53, 100.

[48] РОТ гл. 16, л. 118 v; ТЕВ 31; IST 68; В6:1: ОСР Les Sacrements… 9.

[49] РОТ гл. 16, л. 118 v; ТЕВ 32 v; нет в древ­нем Евхологии.

[50] РОТ гл. 16, л. 115 v; IST 68; ОСР Les Sacrements… 9; нет в ТЕВ.

[51] РОТ гл. 16, л. 119; ТЕВ 32 v; IST 69; В6:3: ОСР Les Sacrements… 9.

[52] РОТ гл. 16, л. 119; ТЕВ 32; IST 69; В6:4а: ОСР Les Sacrements… 9.

[53] Бар­сов Е. Древ­не­рус­ские памят­ники свя­щен­ного вен­ча­ния царей на цар­ство. М., 1883. С. 63.
См.: Покров­ский Н. Чин коро­но­ва­ния госу­да­рей в его исто­рии // Цер­ков­ный вест­ник. 1896. № 19. С. 600—608.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки