Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике — Ольга Сушкова

Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике — Ольга Сушкова


Дан­ные, кото­рые будут при­ве­дены в этом сооб­ще­нии, полу­чены в основ­ном в резуль­тате про­смотра дей­ству­ю­щих като­ли­че­ских и про­те­стант­ских сай­тов США и Канады. На основе этих све­де­ний поста­ра­емся про­ана­ли­зи­ро­вать, какова дли­тель­ность кате­хи­за­ции в совре­мен­ной непра­во­слав­ной практике.

Доклад на международной богословско-практической конференции “Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения” (Москва, 17–19 мая 2010 г.).*

Дан­ные, кото­рые будут при­ве­дены в этом сооб­ще­нии, полу­чены в основ­ном в резуль­тате про­смотра дей­ству­ю­щих като­ли­че­ских и про­те­стант­ских сай­тов США и Канады. На основе этих све­де­ний поста­ра­емся про­ана­ли­зи­ро­вать, какова дли­тель­ность кате­хи­за­ции в совре­мен­ной непра­во­слав­ной прак­тике – у като­ли­ков и неко­то­рых тра­ди­ци­он­ных про­те­стант­ских кон­фес­сий (люте­ран, пре­сви­те­риан и рефор­ма­тов). Дан­ный выбор, однако, не озна­чает, что кате­хи­зи­че­ская прак­тика отсут­ствует у аме­ри­кан­ских пра­во­слав­ных, прежде всего, в Пра­во­слав­ной церкви Аме­рики (ОСА). Но эта тема оста­лась за рам­ками доклада.

Поста­вим сна­чала вопрос в целом: почему те, кто зани­ма­ется рас­смат­ри­ва­е­мой кате­хи­зи­че­ской прак­ти­кой, счи­тают, что кате­хи­за­ция все­гда дли­тельна, т.е. зани­мает зна­чи­тель­ное по своей про­дол­жи­тель­но­сти время?

На общем сайте Еван­ге­ли­че­ской люте­ран­ской церкви в Канаде мы обна­ру­жили инте­рес­ный раз­дел под назва­нием «Воз­не­сем сердца», посвя­щен­ный кате­хи­за­ции [1]. В нем содер­жатся крат­кие живые сви­де­тель­ства людей, непо­сред­ственно заня­тых в кате­хи­за­ции или в кон­фир­ма­ции (при­ня­той в этой кон­фес­сии), между кото­рыми авто­рам видится много парал­ле­лей. В числе этих сви­де­тельств – рас­сказ пас­тора Эндрю Хар­тера. Он срав­ни­вает кате­хи­за­цию с англи­кан­ским мис­си­о­нер­ским кур­сом «Альфа», кото­рый ему также дово­ди­лось вести в годы слу­же­ния в Вели­ко­бри­та­нии. Основ­ной вывод сле­ду­ю­щий: кате­хи­за­ция неиз­бежно ока­зы­ва­ется гораздо дли­тель­нее! «Хотя внешне они похожи и в рав­ной мере осно­ваны на Биб­лии, акценты совер­шенно раз­ные: клю­че­вой момент на кате­хи­за­ции – не столько гово­ре­ние, сколько слу­ша­ние… В то время как курс “Альфа” может завер­шиться за 6 недель, за это время огла­си­тель­ная группа едва фор­ми­ру­ется. Огла­ше­ние – не только более мед­лен­ный про­цесс; оно по опре­де­ле­нию гораздо менее пред­ска­зу­емо». На кате­хи­за­ции ста­вят вопросы огла­ша­е­мые, а не веду­щие, про­дол­жает Э. Хар­тер, а сле­до­ва­тельно, невоз­можно под­го­то­виться зара­нее к раз­вер­ну­тому рас­сказу о том, чего пока не спро­сили. Кроме того, с мало­зна­ко­мыми людьми не ста­нут делиться такими сокро­вен­ными вещами, как внут­рен­няя рели­ги­оз­ная жизнь. Поэтому все пер­вые шесть недель могут уйти на зна­ком­ство и обсуж­де­ние «тем, не пред­став­ля­ю­щих риска». Веду­щие в даль­ней­шем ока­зы­ва­ются столь же внут­ренне обна­жены, как и спра­ши­ва­ю­щие, и это рож­дает сми­ре­ние и про­стран­ство для дей­ствия Свя­того Духа, рож­дает любовь, «кото­рая про­дол­жа­ется в чле­нах группы и после кре­ще­ния и кон­фир­ма­ции». Таково сви­де­тель­ство прак­тика – канад­ского лютеранина.

Конец минув­шего ХХ сто­ле­тия и начало XXI в. дает нам при­меры насто­я­щего воз­рож­де­ния катеху­ме­ната [2]. В целом необ­хо­ди­мость кате­хи­за­ции уже не ста­вится под сомне­ние. Даже в изда­ниях спра­воч­ного харак­тера, типа «Окс­форд­ского сло­варя хри­сти­ан­ской церкви», гово­рится, что «вос­ста­нов­лен­ный катеху­ме­нат стал необ­хо­ди­мой пре­лю­дией ко всем взрос­лым кре­ще­ниям», при­чем он «может быть дли­тель­ным» [3].

Как обстоят дела у аме­ри­кан­ских като­ли­ков?

В интер­нете можно обна­ру­жить много сай­тов, стра­ни­чек, фору­мов на тему кате­хи­за­ции в като­ли­че­ских при­хо­дах США, например:

  • «Lumen Catechetical Consultants: Life after Sunday» – неком­мер­че­ская обра­зо­ва­тельно-кон­суль­та­ци­он­ная орга­ни­за­ция в помощь кате­хи­зи­ру­ю­щим, кото­рая пред­ла­гает бро­шюры и мето­ди­че­ские раз­ра­ботки к ним для обсуж­де­ния в малых группах.
  • «TEAM RCIA: Prepare to initiate. Resourses to start and sustain your catechumenate» [4].

Кате­хи­за­ция на аме­ри­кан­ском кон­ти­ненте суще­ствует давно, и като­ли­че­ская цер­ковь явля­ется тут пио­не­ром. Рим­ско-като­ли­че­ская цер­ковь тща­тельно раз­ра­бо­тала свою систему под назва­нием «De Initiatione Christiana Adultorum» [5] (1972 г.), с вос­ста­нов­ле­нием литур­ги­че­ского оформ­ле­ния катеху­ме­ната и его сту­пе­ней. У като­ли­ков, согласно этому доку­менту, катеху­ме­нат имеет сле­ду­ю­щие пять этапов:

1. пре­ка­теху­ме­нат (пре­до­гла­ше­ние): от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет, при необходимости;

2. катеху­ме­нат (соб­ственно огла­ше­ние): также от несколь­ких меся­цев до несколь­ких лет; для некре­ще­ного – в нор­маль­ном слу­чае не менее 12 месяцев;

3. очи­ще­ние и про­све­ще­ние – 6 недель, в тече­ние Вели­кого поста;

4. «таин­ства посвя­ще­ния», т.е. чины Вели­кой Суб­боты, кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние и Евха­ри­стия – на вечерне Вели­кой Суб­боты и в Пас­халь­ное воскресенье;

5. мис­та­го­гия (от пас­халь­ного вос­кре­се­нья до вос­кре­се­нья Пяти­де­сят­ницы); но счи­та­ется, что на самом деле она «длится всю жизнь» [6].

Однако в реаль­ной жизни бывает не все так гладко. Тут воз­ни­кают про­блемы, выявив­ши­еся в усто­яв­шейся уже прак­тике като­ли­че­ской церкви более отчет­ливо, чем у тех, кто отно­си­тельно недавно начал воз­рож­дать кате­хи­за­цию. Неко­то­рые из этих про­блем пере­чис­лены ниже.

1. Дли­тель­ность пре­до­гла­ше­ния четко не опре­де­лена. Пре­ка­теху­ме­нат может быть бес­си­стемно сокра­щен, его может не быть совсем.

2. Соб­ственно кате­хи­за­ция имеет в основе набор тем, кото­рые нужно «пройти», и слиш­ком часто пре­вра­ща­ется в оче­ред­ную обра­зо­ва­тель­ную программу.

3. Очи­ще­ние и про­све­ще­ние не при­во­дят к глу­бо­кому пере­смотру всей жизни.

4. Реду­ци­ро­ван­ный чин кре­ще­ния в виде кроп­ле­ния лба кре­ща­е­мого неболь­шим коли­че­ством воды менее всего ощу­ща­ется как «уми­ра­ние со Хри­стом», как раз­де­ле­ние с Ним пас­халь­ной тайны Смерти и Воскресения.

5. Мис­та­го­гия по дли­тель­но­сти также четко не опре­де­лена, не имеет про­ду­ман­ной про­граммы. Огла­ша­е­мые далеко не все­гда вхо­дят в глу­бину опыта цер­ков­ных таинств. Отсут­ствие необ­хо­ди­мого зна­ния о литур­ги­че­ском и эккле­зио­ло­ги­че­ском обнов­ле­нии, при­не­сен­ном II Вати­кан­ским собо­ром, огра­ни­чен­ность соб­ствен­ного опыта хри­стиан, кре­щен­ных в мла­ден­че­стве и, по сути, не знав­ших лич­ного обра­ще­ния, при­во­дит к тому, что кате­хи­за­то­рам тол­ком нечего ска­зать о той новой жизни, в кото­рую они ввели новокрещенных.

В связи с этим инте­ресна беседа с Бил­лом Хьюб­шем (Bill Huebsch), авто­ром чрез­вы­чайно попу­ляр­ной у аме­ри­кан­ских като­ли­ков книги на тему кате­хи­за­ции, насто­я­щего «като­ли­че­ского бест­сел­лера», под назва­нием “Whole Community Catechumenate in Plain English” [7]» [8]. В этой беседе жур­на­лист спра­ши­вает мне­ние автора в связи с тем, что «мно­гие по-преж­нему видят в “Порядке хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых” (RCIA) ско­рее обра­зо­ва­тель­ную про­грамму, чем осно­ван­ный на литур­ги­че­ском лек­ци­о­на­рии про­цесс фор­ми­ро­ва­ния веры». Билл Хьюбш согла­ша­ется: «Быть во Хри­сте, войти в смерть Гос­пода – это то, к чему прямо при­зы­вает кре­ще­ние, и, тем не менее, так мало сего­дняш­них като­ли­ков пере­жили это». Он счи­тает необ­хо­ди­мым уйти от «пре­по­да­ва­ния о вере», от «обу­че­ния детей», и прийти к «кате­хи­за­ции дли­ною в целую жизнь», в кото­рую вовле­чен весь при­ход, име­ю­щей целью «встречу со Хри­стом на глу­бине, за кото­рой сле­дует ответ веры».

Осо­бенно много вопро­сов вызы­вает период мис­та­го­гии. В боль­шин­стве като­ли­че­ских при­хо­дов США, гово­рит Билл Хьюбш в той же беседе, после­кре­щаль­ной мис­та­го­гии нет. Однако «Наци­о­наль­ный устав катеху­ме­ната» (п. 24) пред­пи­сы­вает «допол­ни­тель­ные собра­ния» катеху­ме­нов в период Пасхи и затем «их про­дол­же­ние в тече­ние года после хри­сти­ан­ской ини­ци­а­ции», по край­ней мере, с еже­ме­сяч­ными собра­ни­ями нео­фи­тов для их более глу­бо­кого хри­сти­ан­ского про­све­ще­ния и вклю­че­ния в пол­ноту жизни хри­сти­ан­ского сооб­ще­ства. И все равно чет­кого пони­ма­ния содер­жа­ния пери­ода мис­та­го­гии, в отли­чие от дру­гих эта­пов кате­хи­за­ции, не дает ни доку­мент, ни суще­ству­ю­щая прак­тика. Пред­по­ла­га­ется посе­ще­ние вос­крес­ной литур­гии в период Пасхи и месса с пред­сто­я­тель­ством епи­скопа, но у нео­фи­тов нет тут своей ясной роли, и после «интен­сив­ных чинов Вели­кого поста и Страст­ной сед­мицы это может вос­при­ни­маться как спад». Мис­та­го­гия мно­гими ощу­ща­ется как нечто не столь уж важ­ное, потому что целью кате­хи­за­ции видится пер­вое при­ня­тие свя­тых таинств на Пасху.

По самым опти­ми­стич­ным под­сче­там, не менее поло­вины нео­фи­тов в тече­ние двух лет после своей Вечерни Вели­кой суб­боты пере­стают ходить на вос­крес­ные литур­гии. Одна из пред­по­ла­га­е­мых при­чин – то, что «цер­ковь, кото­рую они пере­жили на опыте во время своей ини­ци­а­ции, цер­ковь малых групп, собран­ных вокруг Писа­ния, деля­щихся своей верой, пере­стает для них суще­ство­вать». Между тем, по мне­нию Б. Хьюбша, эта цер­ковь нужна им – и в период мис­та­го­гии, и в даль­ней­шем – для воз­рас­та­ния в вере и жизни, для про­ти­во­сто­я­ния цен­но­стям секу­ля­ри­зо­ван­ной Аме­рики, кото­рые слиш­ком часто идут враз­рез с еван­гель­скими ценностями.

Насколько можно судить, на прак­тике полу­ча­ется, что все пять эта­пов като­ли­че­ской кате­хи­за­ции мно­гие кате­хи­за­торы пыта­ются втис­нуть в 9 меся­цев, сво­его рода один учеб­ный год – с осени до Пасхи. Сей­час интер­нет напол­нен дис­кус­си­ями на эту тему. Боль­шую роль тут сыг­рала вышед­шая в 2001 году и впо­след­ствии пере­из­да­вав­ша­яся книга Мэри Бир­мин­гем «Круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат» [9]. Суть книги [10] состоит в сле­ду­ю­щем. Катеху­ме­нат – не набор лек­ци­он­ных тем, кото­рые надо пройти в уста­нов­лен­ные сроки, а «посте­пен­ный про­цесс, совер­ша­ю­щийся внутри общины вер­ных». Этот про­цесс «соот­вет­ствует духов­ному пути взрос­лых людей, кото­рый ока­зы­ва­ется раз­ным – в соот­вет­ствии с мно­го­об­ра­зием про­яв­ле­ний Божьей бла­го­дати». В основе катеху­ме­ната – четыре изме­ре­ния: литур­гия, слово, общин­ность и жизнь как слу­же­ние. Чтобы войти в это про­стран­ство, огла­ша­е­мый дол­жен не менее одного кален­дар­ного года про­жить вме­сте с цер­ко­вью. Девя­ти­ме­сяч­ной про­граммы, сильно сма­хи­ва­ю­щей на школь­ную, для этого недо­ста­точно. Тем более что огла­ша­е­мые бывают раз­ные – некре­ще­ные и ничего о церкви и вере не зна­ю­щие; или кре­ще­ные, но не прак­ти­ку­ю­щие като­лики; или кре­ще­ные и в про­шлом прак­ти­ко­вав­шие, но не като­лики, и т.д. Воз­можно много дру­гих вари­ан­тов. На прак­тике некре­ще­ные катеху­мены будут огла­шаться больше года: начав в октябре, они ни в коем слу­чае не могут быть кре­щены на Пасху.

Поэтому нужен круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат. Каж­дый новый ищу­щий не дол­жен ждать в тече­ние полу­года, а то и больше, до начала осени: он может при­со­еди­ниться к посто­янно иду­щим бесе­дам на хри­сти­ан­ские темы (пре­ка­теху­ме­нат, не име­ю­щий жест­кой про­граммы). Затем он нач­нет кате­хи­за­цию, кото­рая не обя­за­тельно должна стар­то­вать в пер­вое вос­кре­се­нье Адвента и фини­ши­ро­вать в Вели­кую суб­боту. Каж­дый катеху­мен или кан­ди­дат (так, в отли­чие от некре­ще­ных, назы­ва­ются кре­ще­ные като­лики или хри­сти­ане дру­гих кон­фес­сий), в зави­си­мо­сти от сво­его духов­ного состо­я­ния, сле­дует своей инди­ви­ду­аль­ной про­грамме. По мере его готов­но­сти его пере­во­дят на сле­ду­ю­щий этап [11].

Сле­дует отме­тить оче­вид­ные поло­жи­тель­ные моменты круг­ло­го­дич­ной кате­хи­за­ции. Во-пер­вых, при­ход имеет сти­мул про­яв­лять мис­си­о­нер­скую актив­ность не раз в году, а посто­янно. Во-вто­рых, ищу­щий может начать свой путь к хри­сти­ан­ству сразу, как только его при­зо­вет Дух Свя­той (тот же прин­цип дей­ствует при пере­ходе на сле­ду­ю­щий уро­вень). Реко­мен­ду­ется даже выде­лить спе­ци­аль­ного ambassador of welcome [12]– того, кто не позд­нее чем через два–три дня встре­тится с появив­шимся на гори­зонте новым ищу­щим и в даль­ней­шем будет с ним и с дру­гими новень­кими регу­лярно общаться не менее 45 минут в месяц, вплоть до начала кате­хи­за­ции [13]. В‑третьих, круг­ло­го­дич­ный катеху­ме­нат тре­бует вклю­чен­но­сти не одного только кате­хи­за­тора (один он не спра­вится), а боль­шой команды.

Полу­ча­ется, образно говоря, «кастрюля с пель­ме­нями», или даже система «кастрюль»: гото­вые, всплыв­шие «пель­мени» – немед­ленно вылав­ли­ва­ются и пере­кла­ды­ва­ются в дру­гую «кастрюлю», а недо­ва­рен­ные оста­ются, и к ним добав­ля­ются новые, сырые. Но воз­ни­кает вопрос: как быть с той общ­но­стью, с той груп­пой, кото­рая фор­ми­ру­ется в про­цессе кате­хи­за­ции? Ведь такая инди­ви­ду­а­ли­за­ция огла­ше­ния неиз­бежно раз­ру­шит зарож­да­ю­щу­юся хри­сти­ан­скую общ­ность. Невоз­можно не зада­ваться вопро­сом и о кри­те­риях инди­ви­ду­аль­ной готов­но­сти каж­дого огла­ша­е­мого к пере­ходу на новый этап.

Теперь обра­тимся к опыту кате­хи­за­ции в про­те­стант­ских дено­ми­на­циях США и Канады. В основ­ном най­ден­ные мате­ри­алы каса­ются канад­ских и аме­ри­кан­ских люте­ран, рефор­мат­ской церкви в Аме­рике и пресвитериан.

Суще­ствует общий сайт, посвя­щен­ный кате­хи­за­ции, при­над­ле­жа­щий Севе­ро­аме­ри­кан­ской ассо­ци­а­ции катеху­ме­ната (NAAC, North American Assiciation of Catechumenate) [14], объ­еди­ня­ю­щей раз­ные кон­фес­сии. Есть и спе­ци­аль­ные сайты раз­ных церквей.

1. Рефор­мат­ская цер­ковь в Аме­рике (РЦА) посвя­щает взрос­лому катеху­ме­нату спе­ци­аль­ную стра­ницу на своем сайте [15]. Кон­гре­га­циям, заин­те­ре­со­вав­шимся кате­хи­за­цией, пред­ла­га­ются семи­нары по орга­ни­за­ции катеху­ме­ната для неболь­ших команд буду­щих кате­хи­за­то­ров и даже сред­ства для покры­тия транс­порт­ных рас­хо­дов на поездку на семинар.

Клю­че­вое слово здесь – «уче­ни­че­ство». Объ­яс­ня­ется, что катеху­ме­нат имеет древ­нюю тра­ди­цию, что РЦА при­спо­со­била ее к совре­мен­ным усло­виям, что это «не столько пере­дача инфор­ма­ции, сколько помощь чело­веку в нахож­де­нии пути, с целью под­дер­жать его лич­ное путешествие».

Каж­дый ищу­щий полу­чает спут­ника-сопро­вож­да­ю­щего на своем пути (ана­лог пору­чи­теля? – О.С.) из числа прак­ти­ку­ю­щих чле­нов конгрегации.

Про­цесс кате­хи­за­ции длится 6 меся­цев. Начав­шись с пери­ода вопро­ша­ния, он ведет к жизни во Хри­сте. Или, как ска­зано в дру­гом месте, катеху­ме­нат дает ищу­щим место для вопро­сов и вовле­кает в общину.

Ищу­щие и их спут­ники встре­ча­ются в неболь­ших груп­пах для «духов­ного раз­ли­че­ния», изу­че­ния Писа­ния, молитвы и раз­мыш­ле­ния. Это под­го­тав­ли­вает ищу­щих к испо­ве­да­нию веры и кре­ще­нию, кото­рое совер­ша­ется на все­нощ­ном бде­нии в Вели­кую суб­боту, нака­нуне Пасхи. «После этого ищу­щие готовы к тому, чтобы быть посланы как хри­сти­ане на слу­же­ние в своей повсе­днев­ной жизни».

Инте­ре­сен этот акцент на немед­лен­ной готов­но­сти к хри­сти­ан­скому слу­же­нию в повсе­днев­ной жизни.

Кате­хи­за­ция рас­счи­тана как на некре­ще­ных, так и на кре­ще­ных взрос­лых, «воз­вра­ща­ю­щихся к прак­тике веры».

2. Еван­ге­ли­че­ская люте­ран­ская цер­ковь в Аме­рике [16]

Кате­хи­за­ция имеет четыре стадии:

1. ста­дия вопро­сов («ищу­щие»);

2. катеху­ме­нат;

3. кре­щаль­ная подготовка;

4. жизнь в кре­ще­нии (т. е. мистагогия).

Кате­хи­за­ция длится 9 месяцев.

3. Пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь в Аме­рике [17]

На сайте аме­ри­кан­ских пре­сви­те­риан есть мате­ри­алы, посвя­щен­ные кате­хи­за­ции. Авторы ссы­ла­ются на то, что их кон­фе­рен­ция 1999 г. объ­явила США мис­си­о­нер­ской тер­ри­то­рией. Взяв на воору­же­ние опыт като­ли­ков, пре­сви­те­ри­ане ведут – по их модели и в соот­вет­ствии с прак­ти­кой древ­него катеху­ме­ната – кате­хи­за­цию в проб­ных кон­гре­га­циях. Кате­го­рии огла­ша­е­мых следующие:

  • роди­тели кре­ща­е­мых детей (иначе, если кре­стить их мла­ден­цев, а самих роди­те­лей оста­вить без огла­ше­ния, они не обес­пе­чи­вают хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. – О.С.);
  • кре­ще­ные нека­те­хи­зи­ро­ван­ные взрос­лые – пресвитериане;
  • некре­ще­ные взрослые;
  • про­хо­дя­щие кон­фир­ма­цию под­ростки (про­блема: кон­фир­ма­ция не вос­при­ни­ма­ется как под­твер­жде­ние обе­тов кре­ще­ния. – О.С.).

О дли­тель­но­сти кате­хи­за­ции не гово­рится. Она, веро­ятно, соот­вет­ствует като­ли­че­ской практике.

4. Еван­ге­ли­че­ская Люте­ран­ская цер­ковь в Канаде [18]

На сайте канад­ских люте­ран рас­ска­зы­ва­ется о кон­фир­ма­ции под­рост­ков и под­го­товке роди­те­лей, при­шед­ших кре­стить ребенка. Далее речь идет о соб­ственно катехуменате.

Кли­мент Мель­ман пола­гает, что начи­нать кате­хи­за­цию сле­дует с под­го­товки к ней самого при­хода, на что потре­бу­ется один–два года: тот, кто сам не про­шел кате­хи­за­ции, не смо­жет кате­хи­зи­ро­вать. Самим вер­ным сле­дует задать себе сле­ду­ю­щие вопросы, пред­ше­ству­ю­щие началу кате­хи­за­ции: в чем состоит наше путе­ше­ствие веры? в какой точке нашего пути мы сей­час нахо­димся? и куда он нас ведет дальше? кто мы такие – как христиане?

В тече­ние обыч­ного срока огла­ше­ния (но пока без огла­ша­е­мых) члены этого при­хода изу­чали веро­уче­ние и давали свои жиз­нен­ные ответы на вопросы, свя­зан­ные с ним, сами совер­шали чины, зна­ме­ну­ю­щие этапы обнов­ле­ния своей веры. Вели­кий пост был посвя­щен «обра­ще­нию». Таким обра­зом, при­хо­жане позна­ко­ми­лись с систе­мой огла­ше­ния, пройдя и про­жив его вна­чале сами.

Мона Джон­сон, в кате­хи­за­ции участ­во­вала впервые:

По ее сло­вам, кате­хи­за­ция у них пред­ла­га­лась трем категориям:

  • некре­ще­ным взрослым;
  • взрос­лым, при­шед­шим, чтобы кре­стить детей;
  • кре­ще­ным, но утра­тив­шим связь с цер­ков­ной жизнью.

Группа встре­ча­лась каж­дое вос­крес­ное утро с 9.45 до 10.45 и состо­яла из огла­ша­е­мых, каж­дый – со своим пору­чи­те­лем (sponsor), кото­рого он выбрал сам или, если у него не было зна­ко­мых в кон­гре­га­ции, ему пред­ло­жили кого-то из числа посто­ян­ных чле­нов, плюс два кате­хи­за­тора (может быть, по оче­реди). Закон­чив огла­ше­ние, группа про­дол­жала встре­чаться по вос­кре­се­ньям для изу­че­ния Биб­лии. Кроме того, когда в их неболь­шом при­ходе на сле­ду­ю­щее огла­ше­ние запи­сался только один новый чело­век, закон­чив­шие огла­ше­ние тоже стали туда приходить.

Джен­ни­фер Хар­рис, из Монреаля:

Встречи огла­си­тель­ной группы нача­лись осе­нью. Состав группы – три чело­века, все кре­ще­ные, из них один люте­ра­нин, двое из дру­гих конфессий.

Кате­хи­за­ция про­хо­дила в виде встреч огла­ша­е­мых, пору­чи­те­лей и кате­хи­за­то­ров по обсуж­де­нию еже­вос­крес­ного лек­ци­о­на­рия, с акцен­том на вопро­сах из жизни. Было сов­мест­ное молит­вен­ное чте­ние Писа­ния (collatio), уча­стие в бого­слу­же­нии, со спе­ци­аль­ными чинами, зна­ме­ну­ю­щими пере­ход на каж­дый новый этап кате­хи­за­ции. Эти бого­слу­жеб­ные чины «слу­жили пуб­лич­ным сви­де­тель­ством о про­хож­де­нии в осталь­ном сокро­вен­ного духов­ного пути» кате­хи­за­ции. На вечер­ней службе Вели­кой суб­боты они «под­твер­дили свое кре­ще­ние и были при­няты в члены Свято-Иоан­нов­ской церкви». Спе­ци­аль­ной программы–продолжения не было, но огла­ша­е­мые стали активно участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, а для кон­гре­га­ции в целом огла­ше­ние и при­ход новых чле­нов стали насто­я­щим вдохновением.

Харак­терна оза­бо­чен­ность по поводу воз­вра­ще­ния в Цер­ковь тех, кто по каким-либо при­чи­нам в свое время из нее ушел.

Хиль­де­горд Томп­сон пола­гает, что слу­же­ние этим людям тоже можно рас­смат­ри­вать как сво­его рода катеху­ме­нат. По-англий­ски полу­ча­ется игра слов: «Re-Membering Church» озна­чает: 1) «воз­вра­ще­ние в члены церкви»; 2) «цер­ковь пом­ня­щая». Так назы­вался четы­рех­днев­ный «инсти­тут», орга­ни­зо­ван­ный като­ли­ками, на кото­ром, в явном мень­шин­стве, ока­за­лись и два люте­ра­нина, в том числе и сам автор ста­тьи на сайте.

У людей, ото­шед­ших от церкви, гово­рится в ста­тье, – свои вопросы, свои пре­тен­зии, отлич­ные от вопро­сов обыч­ных катеху­ме­нов Однако и им нужна атмо­сфера при­вет­ли­во­сти, нужны вни­ма­тель­ные слу­ша­тели и спут­ники в их пути, веру­ю­щие кате­хи­за­торы и хоро­шие пред­сто­я­тели за бого­слу­же­нием. Как и при нор­маль­ном огла­ше­нии некре­ще­ных взрос­лых, этих людей на пути их воз­вра­ще­ния в Цер­ковь должны сопро­вож­дать спе­ци­аль­ные общие молитвы, отме­ча­ю­щие клю­че­вые этапы и пере­ходы с этапа на этап. Их кате­хи­за­ция также длится в тече­ние литур­ги­че­ского года, к Пасхе дости­гая своей куль­ми­на­ции в чине нового под­твер­жде­ния сво­его кре­ще­ния (можно было бы назвать это, поль­зу­ясь биб­лей­ской тер­ми­но­ло­гией, обнов­ле­нием Завета). За этим сле­дует этап мис­та­го­гии – до Пяти­де­сят­ницы, «гото­вя­щий к слу­же­нию миссии».

Как пишет автор, про­цесс такой кате­хи­за­ции осо­бого рода свя­зан с избав­ле­нием от боли разо­ча­ро­ва­ний, с рас­кры­тием сер­дец и увра­че­ва­нием ран через слово Божие, с воз­вра­ще­нием и новым обре­те­нием сво­его места в общине народа Божьего. На про­тя­же­нии встречи участ­ники делятся своей жиз­нен­ной исто­рией. Кате­хи­за­тор активно слу­шает, но не выно­сит сво­его суж­де­ния. Он и сам рас­ска­зы­вает свою исто­рию, делясь пере­жи­тым опы­том момен­тов отчуж­де­ния и охла­жде­ния по отно­ше­нию к церкви. Кате­хи­за­тор может пред­ло­жить также духов­ное руко­вод­ство или напра­вить за про­фес­си­о­наль­ным сове­том к пси­хо­логу или пси­хи­атру. Дол­жен быть опре­де­лен­ный час, опре­де­лен­ный день недели, когда кто-то все­гда ждет, – даже если никто не при­хо­дит, счи­тает автор.

Несколько авто­ров под­ни­мают – как и в дру­гих прак­ти­ках, по-види­мому, слабо раз­ра­бо­тан­ный – вопрос о мистагогии.

Кли­мент Мель­ман назы­вает мис­та­го­гию вре­ме­нем «про­жи­ва­ния хри­сти­ан­ской тайны и нахож­де­ния сво­его при­зва­ния – нашего свя­щен­ства – в мире. Это время, начи­на­ясь с Пасхи, течет, уходя за пре­делы Пяти­де­сят­ницы, в будущее».

Мис­та­го­гии как «соро­ка­днев­ному пери­оду после кре­ще­ния, чет­вер­тому этапу катеху­ме­ната» посвя­щена опуб­ли­ко­ван­ная здесь же лек­ция на еже­год­ной кон­фе­рен­ции NAAC Джона Хилла, англи­кан­ского свя­щен­ника в Торонто. К люте­ран­скому акценту на при­зва­нии хри­сти­а­нина – как свя­щен­ства, кото­рое все вер­ные раз­де­ляют во Хри­сте, – он добав­ляет акцент на мис­та­го­гии как воз­рож­де­нии спо­соб­но­сти вни­кать в таин­ства и вдох­нов­ляться ими. Он гово­рит, что мно­гие на опыте зна­комы с «обу­че­нием таин­ствам», когда люди сна­чала заучи­вали, что озна­чает таин­ство, и только потом имели воз­мож­ность лично пере­жить, напри­мер, свя­тое при­ча­стие. Сего­дня раз­го­вору о при­ча­стии обычно пред­ше­ствует само при­ча­стие. Однако, по сло­вам Дж. Хилла, этот раз­го­вор не дол­жен обры­ваться вскоре после пер­вого при­ча­стия. По древ­ней хри­сти­ан­ской тра­ди­ции , все про­по­веди в после­пас­халь­ный период были вре­ме­нем, когда каж­дый мог на опыте пере­жить кате­хи­за­цию, для­щу­юся всю жизнь. Сорок дней после кре­ще­ния даны новым хри­сти­а­нам для того, чтобы проснуться и в пол­ной мере осо­знать, участ­ни­ками чего они стали, и почув­ство­вать вкус к таtин­ствен­ной жизни, изба­вив­шись от сво­его рода литур­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти, при­су­щей сего­дня мно­гим хри­сти­а­нам. Нужно быть таtин­ствен­ной общи­ной, а не про­сто людьми, при­хо­дя­щими в поло­жен­ное время на таин­ства, нужно начи­нать про­па­ган­ди­ро­вать такую общину, в кото­рой мис­та­го­гия воз­можна. Автор пред­ла­гает вме­сте с ново­во­цер­ко­в­лен­ными раз­мыш­лять о литур­гии и литур­ги­че­ских чте­ниях, пла­ни­ро­вать дру­гие, аль­тер­на­тив­ные формы бого­слу­же­ния и даже, «поскольку мы живем в сво­боде Духа, учиться самим адап­ти­ро­вать бого­слу­жеб­ные книги».

Кон­крет­ное смыс­ло­вое напол­не­ние хри­сти­ан­ского при­зва­ния ино­гда пони­ма­ется довольно наивно, но основ­ной импульс поня­тен. Он состоит в том, что ново­кре­ще­ный не может про­дол­жать жить по-ста­рому, его жизнь должна изме­ниться. Так, Майкл Миллс рас­ска­зы­вает о чине пуб­лич­ного при­ня­тия на себя ново­во­цер­ко­в­лен­ными кон­крет­ных обе­тов хри­сти­ан­ского при­зва­ния в церкви и мире (что и явля­ется окон­ча­нием кате­хи­за­ции). Обеты – самые про­стые и буд­нич­ные. Напри­мер, гото­вить ужин вме­сто жены, чтобы она, несмотря на серьез­ную работу, успе­вала побыть с годо­ва­лым ребен­ком. Или: про­яв­лять вни­ма­ние к каж­дому незна­ко­мому чело­веку , кото­рый появится в при­ходе на вос­крес­ной литур­гии. Или: меньше потреб­лять и меньше тра­тить на хозяй­ство и т. п. Это, по мне­нию автора, свя­зы­вает веру, кото­рую мы испо­ве­дуем по вос­кре­се­ньям, с нашей повсе­днев­ной буд­нич­ной жиз­нью. При этом обя­за­тель­ства зачи­ты­ва­ются пору­чи­те­лями, на каж­дого ново­во­цер­ко­в­лен­ного воз­ла­га­ются руки, а потом сле­дуют апло­дис­менты и поце­луй мира от всех чле­нов общины.

Роб Хоф­стад в своей опуб­ли­ко­ван­ной на сайте лек­ции гово­рит о мис­та­го­гии как о пяти­де­ся­ти­днев­ном (от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы) этапе после кре­ще­ния огла­ша­е­мого, когда таин­ства для него рас­кры­ва­ются во всей пол­ноте. После­кре­щаль­ное время пред­на­зна­чено не для того, чтобы пич­кать ново­кре­ще­ного исклю­чи­тельно «пищей для моз­гов» – его орга­низм все равно ее не при­ни­мает. Нет, в это время ново­во­цер­ко­в­лен­ный не только ста­ра­ется выявить свое кон­крет­ное при­зва­ние в церкви, но и раз­де­ляет общее со всеми хри­сти­а­нами слу­же­ние любви к Богу и слу­же­ния ближнему.

Таким обра­зом, насколько можно судить по сви­де­тель­ствам, при­во­ди­мым на сайте Еван­ге­ли­че­ской люте­ран­ской церкви в Канаде, кате­хи­за­ция у них длится в тече­ние года и завер­ша­ется на вечерне Вели­кой суб­боты, далее сле­дует мис­та­го­гия, до Пятидесятницы.

Почему катеху­ме­нат воз­вра­ща­ется именно сегодня?

Боб Уайт, пас­тор неболь­шого люте­ран­ского при­хода неда­леко от гра­ницы США и Канады, очень хорошо и ярко пишет на том же сайте о необ­хо­ди­мо­сти катеху­ме­ната. Сего­дняш­ние дети – ате­и­сты уже в чет­вер­том поко­ле­нии. Если раньше можно было наде­яться на само­сто­я­тель­ное воз­вра­ще­ние чело­века к его дет­ской вере, но уже на дру­гом, взрос­лом уровне, то теперь мир и цер­ковь раз­де­ляет почти глу­хая стена. Поэтому всем: как некре­ще­ным, так и кре­ще­ным, – тре­бу­ется обра­ще­ние. А зна­чит, надо отне­стись все­рьез к «вели­кому пору­че­нию» «сде­лать уче­ни­ками» все народы.

Цер­ковь, счи­тает этот люте­ран­ский пас­тор, дол­гое время вся­че­ски ста­ра­лась поменьше тре­бо­вать от своих чле­нов, пред­ла­гая им раз­но­об­раз­ные послаб­ле­ния и льготы – 45-минут­ные службы и няню для детей на это время, «дру­же­люб­ный при­ход», «весе­лую бого­слу­жеб­ную музыку» и т.д. «Я же, – пишет автор, – пред­ла­гаю взять свой крест, отдать себя, посвя­тить – вовсе не 45 минут в неделю, а много больше – воз­рас­та­нию в уче­ни­че­стве у Хри­ста, Кото­рый ради нас отдал все». Самое уди­ви­тель­ное, что в кро­хот­ном при­ходе нахо­дятся люди, гото­вые не только пройти годич­ную кате­хи­за­цию, но и тер­пе­ливо ждать ее начала. Сил на огла­ше­ние в при­ходе явно недо­ста­точно, но, как заклю­чает автор ста­тьи, «может быть, настало время пове­рить, что Бог в силах умно­жить то скуд­ное коли­че­ство хле­бов и рыбок, кото­рое может при­не­сти мой при­ход. Может быть, пора пове­рить Богу».

Ему вто­рит и Дон Джон­сон, кото­рый пишет о необ­хо­ди­мо­сти обра­ще­ния – поня­тия, редко исполь­зу­ю­ще­гося в люте­ран­ской церкви, как и в дру­гих доми­ни­ру­ю­щих тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сиях. «Мы – вос­пи­та­тели и учи­теля. Мы пред­по­ла­гаем, что люди и так уже в церкви, и что им в основ­ном нужно только рас­ши­рить свои зна­ния о хри­сти­ан­ской вере. Но сей­час, когда мы столк­ну­лись с пост­хри­сти­ан­ской эрой, мы при­званы вос­ста­но­вить обра­ще­ние как центр бого­слов­ской и пас­тор­ской прак­тики». Автор пишет, что в боль­шом городе, в рай­оне, где он живет, – только 20% насе­ле­ния кре­ще­ные, т.е. осталь­ные 1,200,000 – некре­ще­ные. Можно ли здесь, спра­ши­вает он, огра­ни­читься функ­цией учи­теля? Можно ли все надежды воз­ло­жить на «удоб­ные для поль­зо­ва­теля» новые бого­слу­жеб­ные чины, рас­счи­тан­ные на зама­ни­ва­ние обратно в цер­ковь отпав­ших ее чле­нов? Кате­хи­за­ция – это дру­гое, она «при­гла­шает, уже посмот­рев на иных богов века сего, обра­титься к Богу живому». Она свя­зана с уче­ни­че­ством и дис­ци­пли­ной [19] – крайне непо­пу­ляр­ным сего­дня, едва ли «удоб­ным для поль­зо­ва­теля» сло­вом. Катеху­ме­нат «при­гла­шает всту­пить в дис­ци­пли­ни­ро­ван­ную хри­сти­ан­скую жизнь: еже­дневно молиться, регу­лярно при­хо­дить для слу­ша­ния слова Божия, на встречи – для раз­го­вора лицом к лицу о своей вере, зада­вая важ­ные для себя вопросы, а также пред­ло­жить себя в жертву, служа Богу и дру­гим людям».

Джеф­фри Сил­лек, люте­ран­ский пас­тор из аме­ри­кан­ского штата Огайо, также отме­чает, что сего­дняш­ний мир пере­стал быть хри­сти­ан­ским. «Образ Церкви фор­ми­ру­ется ско­рее Гол­ли­ву­дом и мас­сме­диа, нежели роди­те­лями и лич­ным опы­том. Сочув­ствен­ное пони­ма­ние и про­ник­но­ве­ние в собы­тия, свя­зан­ные со Хри­стом, сего­дня встре­ча­ются реже, чем можно было бы поду­мать. Хоро­шие люди. При­ят­ные люди. Однако неве­же­ствен­ные, лишен­ные хри­сти­ан­ского пони­ма­ния». «Этому язы­че­скому миру Цер­ковь может отве­тить только катеху­ме­на­том. В такое время и в таком месте, когда хри­сти­ан­ство стал­ки­ва­ется с куль­ту­рой иной, чем оно само, гово­ря­щей об авто­ри­те­тах, нача­лах и конеч­ных целях иных, чем живой Бог, нужда в мощ­ном и систе­ма­ти­че­ском пред­став­ле­нии аль­тер­на­тив­ного образа жизни (Culture of Life‑2) реани­ми­ро­вала древ­нюю форму катеху­ме­ната. Если бы для этой попытки инкуль­ту­ра­ции языч­ника… име­лись иные, луч­шие сред­ства, они были бы нам даны. Вновь настало время для катеху­ме­ната. Исполь­зуйте все, что он может дать».

Как видно из мате­ри­а­лов, выло­жен­ных на сайте канад­ских люте­ран, кате­хи­за­ция нужна всем – некре­ще­ным и кре­ще­ным; детям и взрос­лым; в церк­вах, тра­ди­ци­онно при­дер­жи­ва­ю­щихся прак­тики мла­ден­че­ского и дет­ского кре­ще­ния, и в тех дено­ми­на­циях, в кото­рых кре­стят только взрос­лых верующих.

Лоуренс Денеф фор­му­ли­рует сход­ную мысль так: «В слу­чае детей, науче­ние (усво­е­ние) сле­дует за кре­ще­нием и про­дол­жа­ется всю жизнь. В слу­чае взрос­лых, науче­ние пред­ше­ствует кре­ще­нию и про­дол­жа­ется всю жизнь».

Неко­то­рые итоги:

1. В като­ли­че­ской церкви, а также во мно­гих про­те­стант­ских дено­ми­на­циях Канады и Аме­рики (не без вли­я­ния като­ли­ков, но не только) сего­дня наблю­да­ется явное воз­рож­де­ние катеху­ме­ната. Он видится как един­ствен­ная аль­тер­на­тива пост­хри­сти­ан­ской ситу­а­ции, новому язы­че­ству и секуляризму.

2. Обыч­ная дли­тель­ность кате­хи­за­ции – с осени по Пасху. Однако в като­ли­че­ской прак­тике есть тен­ден­ция пере­хода на более дли­тель­ное огла­ше­ние (не менее одного кален­дар­ного года), со сколь­зя­щим круг­ло­го­дич­ным его нача­лом. Вхож­де­ние в члены дан­ной кон­крет­ной церкви про­ис­хо­дит, пред­по­чти­тельно, на вечерне Вели­кой суб­боты (но у като­ли­ков здесь также сей­час про­ис­хо­дят изме­не­ния). Период кате­хи­за­ции состоит из регу­ляр­ных, обычно еже­вос­крес­ных встреч огла­ша­е­мых с кате­хи­за­то­рами и пору­чи­те­лями – для ответа на вопросы, чте­ния Писа­ния, молитвы, а также совер­ше­ния раз­ного рода «чинов», зна­ме­ну­ю­щих этапы кате­хи­за­ции, в при­сут­ствии всего при­хода («церкви»). Чис­лен­ность кате­хи­зи­че­ских групп в неболь­ших про­те­стант­ских при­хо­дах, по-види­мому, совсем неве­лика, что поз­во­ляет при­сут­ство­вать на встре­чах и пору­чи­те­лям (у каж­дого катеху­мена име­ется свой пору­чи­тель; если же его нет, он под­би­ра­ется из числа вер­ных). Внутри такой группы воз­ни­кает тес­ное лич­ное общение.

3. Во мно­гих слу­чаях на кате­хи­за­цию при­хо­дят уже кре­ще­ные люди. Это могут быть пред­ста­ви­тели дру­гих кон­фес­сий, а также «оби­жен­ные», ото­шед­шие от дан­ного при­хода, или те, кто нико­гда «прак­ти­ку­ю­щим хри­сти­а­ни­ном» не был. Кате­хи­за­ция пред­ла­га­ется также роди­те­лям, при­шед­шим кре­стить сво­его мла­денца. Как кате­хи­за­цию можно рас­смат­ри­вать и кон­фир­ма­цию кре­ще­ных в мла­ден­че­стве или в дет­стве под­рост­ков. Прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между «насто­я­щими», некре­ще­ными катеху­ме­нами, и подоб­ными огла­ша­е­мыми, назы­ва­е­мыми ино­гда «кан­ди­да­тами», насколько можно судить, не дела­ется. Дли­тель­ность при­мерно та же – шесть меся­цев, год. Като­лики, правда, наста­и­вают на том, что кате­хи­за­ция не может длиться менее литур­ги­че­ского года, осо­бенно если речь идет о некре­ще­ных, и во всех слу­чаях должна опре­де­ляться инди­ви­ду­ально. Кате­хи­за­ция роди­те­лей кре­ща­е­мых мла­ден­цев, видимо, менее продолжительна.

4. Как осо­бый период катеху­ме­ната выде­ля­ется мис­та­го­гия (с Пасхи по Пяти­де­сят­ницу). Но на прак­тике нередко ее вообще нет – может быть, потому, что это наи­бо­лее слож­ный этап как для ново­во­цер­ко­в­лен­ных, так и для кате­хи­за­то­ров, и тео­ре­ти­че­ски наи­ме­нее раз­ра­бо­тан­ный. Ее цели – вве­де­ние в таин­ства и нахож­де­ние сво­его кон­крет­ного слу­же­ния – порой под­ме­ня­ются зада­чами сугубо учеб­ного харак­тера. Кроме того, поскольку чело­век уже вве­ден в цер­ков­ную жизнь, он нередко оста­ется без помощи кате­хи­за­тора и хри­сти­ан­ского сооб­ще­ства, а сло­жив­ша­яся ранее регу­лярно встре­чав­ша­яся «огла­си­тель­ная группа» из огла­ша­е­мых, пору­чи­те­лей и кате­хи­за­то­ров фор­мально пере­стает суще­ство­вать. Раз­ру­ше­ние этого заро­дыша общины, по-види­мому, наи­бо­лее пагубно отра­жа­ется на даль­ней­шей судьбе ново­во­цер­ко­в­лен­ных, и они нередко ухо­дят. Ино­гда они вли­ва­ются в новую огла­си­тель­ную группу, но это вряд ли может рас­смат­ри­ваться как реше­ние про­блемы. Ряд кате­хи­за­то­ров одно­значно сви­де­тель­ствуют, что сфор­ми­ро­вав­ша­яся в ходе кате­хи­за­ции группа не должна упразд­няться. Более того, для насто­я­щей мис­та­го­гии нужна насто­я­щая хри­сти­ан­ская жизнь насто­я­щей хри­сти­ан­ской общности.

5. С точки зре­ния как содер­жа­ния кате­хи­за­ции, так и ее дли­тель­но­сти для като­ли­че­ской и про­те­стант­ских церк­вей пред­став­ля­ется не слиш­ком суще­ствен­ным, имеет ли место кате­хи­за­ция до или после кре­ще­ния, так как таин­ство Кре­ще­ния все чаще рас­смат­ри­ва­ется в широ­ком смысле слова как таин­ство Про­све­ще­ния, т.е. как цело­жиз­нен­ный про­цесс воз­рас­та­ния во Христе.

 

Источ­ник: kateheo.ru

Примечания

* В автор­ской редак­ции для пор­тала “Идите, научите все народы”

[1] Lift Up Your Hearts. Worship & Spirituality Site of the Evangelical Lutheran Church in Canada [Элек­трон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.worship.ca. — Май 2010 г.

[2] У като­ли­ков и про­те­стан­тов при­нято назы­вать суще­ству­ю­щую прак­тику катеху­ме­на­том; видимо, они ясно осо­знают свое воз­вра­ще­ние к инсти­туту катеху­ме­ната, суще­ство­вав­шего в кафо­ли­че­ской тра­ди­ции при­мерно до V в. Выяс­не­ние вопроса, насколько бого­слов­ское осно­ва­ние и прак­ти­че­ское содер­жа­ние этих систем кате­хи­за­ции во всей пол­ноте соот­вет­ствует тер­мину катеху­ме­нат, не вхо­дит в задачи дан­ного иссле­до­ва­ния. Два дру­гих поня­тия – кате­хи­за­ция и огла­ше­ние – также рас­смат­ри­ва­ются здесь как синонимичные.

[3] Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. Cross F. D. andLivingstoneE.A.OxfordUniversity Press, 1997.

[4] «Готовь­тесь начать посвя­ще­ние. Ресурсы для начала и под­дер­жа­ния катеху­ме­ната» (англ.).

[5] «Поря­док хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых» (лат.).

[6] Режим доступа: www.catholic-church.org/holyname/rcia.htm.

[7] «Кате­хи­за­ция всей общи­ной, изло­жен­ная на про­стом англий­ском» (англ.)

[8] Nelson M. Becoming ‘a catechizing community of faith’ [Элек­трон. Ресурс] Режим доступа: www.the-tidings.com/2005/0218/huebsch_text.htm. Май 2010.

[9] Birmingam M. The Year-Round Catechumenate.Chicago: Liturgy Training Publications, 2002.

[10] См., напри­мер, мне­ния ее сто­рон­ни­ков: Режим доступа: www.dioceseoflansing.org/worship/reflections.pdf.

[11] Там же.

[12] «Посол для при­вет­ствия новых чле­нов» (англ.).

[13] Режим доступа: wiki.answers.com/Q/User:TeamRCIA.com.

[14] Режим доступа: catechumenate.org.

[15] Режим доступа: www.rca.org.

[16] Режим доступа: http://www.elca.org/worship/catechumenate.

[17] Режим доступа: www.pcusa.org/theologyandworship.

[18] Режим доступа: www.worship.ca.

[19] Disciplinae – лат.: «уче­ни­че­ство». Апо­столы в еван­ге­лиях названы «дис­ци­плами» – Прим. ред.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки