Как обратить крещеных, но не просвещенных? — диакон Георгий Максимов

Как обратить крещеных, но не просвещенных? — диакон Георгий Максимов


В насто­я­щее время нема­лое коли­че­ство людей, кре­ще­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, не участ­вует в цер­ков­ной жизни. Во мно­гом такое поло­же­ние вызвано исто­ри­че­скими обсто­я­тель­ствами послед­них деся­ти­ле­тий, когда Цер­ковь еще про­хо­дила период вос­ста­нов­ле­ния после гоне­ний совет­ского времени.

Как обратить крещеных, но не просвещенных?

В насто­я­щее время нема­лое коли­че­ство людей, кре­ще­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, не участ­вует в цер­ков­ной жизни. Во мно­гом такое поло­же­ние вызвано исто­ри­че­скими обсто­я­тель­ствами послед­них деся­ти­ле­тий, когда Цер­ковь еще про­хо­дила период вос­ста­нов­ле­ния после гоне­ний совет­ского времени.

Мно­гие из этих «кре­щен­ных, но не про­све­ще­ных» за минув­шие годы вошли в цер­ков­ную ограду и искренне обра­ти­лись к Хри­сто­вой вере. Их при­мер дает осно­ва­ние наде­яться, что и дру­гие могут уве­ро­вать. Но для этого тре­бу­ются уси­лия со сто­роны уже воцер­ко­в­лен­ных людей, ком­плекс мер, направ­лен­ных на то, чтобы и те наши сооте­че­ствен­ники, кото­рые пока далеки от веры, могли бы открыть для себя радость жизни во Христе.

Среди них есть люди более близ­кие и менее близ­кие к Церкви, зача­стую они сильно отли­ча­ются друг от друга, раз­личны и при­чины их нецер­ков­но­сти. Поэтому мис­си­о­нер­ская работа среди ука­зан­ной группы пред­по­ла­гает исполь­зо­ва­ние самого широ­кого спек­тра форм и методов.

Мно­гое уже дела­ется в этом направ­ле­нии. Напри­мер, уси­ле­нию мис­сии среди людей кре­ще­ных, но не участ­ву­ю­щих в цер­ков­ной жизни должны послу­жить меры, пред­пи­сан­ные в доку­менте «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Цекрви». А именно, реше­ния о необ­хо­ди­мо­сти кате­хи­зи­че­ской под­го­товки перед таин­ствами кре­ще­ния и вен­ча­ния, реко­мен­да­ции по устро­е­нию про­све­ти­тель­ской работы на при­ходе – про­ве­де­ние биб­лей­ских и веро­учи­тель­ных бесед, откры­тие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных кон­суль­та­ций и другое.

Пред­став­ля­ется, что к этим мерам можно было бы доба­вить еще неко­то­рые. Например:

1. Уси­ле­ние пас­тыр­ского попе­че­ния над людьми, поте­ряв­шими близ­ких. Нередко именно смерть близ­ких ока­зы­ва­ется тем потря­се­нием, кото­рое застав­ляет чело­века пере­осмыс­лить свою жизнь. В этот момент мно­гие нуж­да­ются в осо­бой под­держке и вме­сте с тем ока­зы­ва­ются наи­бо­лее вос­при­им­чивы к слову о жизни веч­ной. Мно­гие только в этом слу­чае пере­сту­пают порог храма. Чтобы посе­ще­ние церкви могло при­не­сти им пользу, необ­хо­димо повсе­местно воз­ро­дить древ­нюю цер­ков­ную тра­ди­цию про­из­не­се­ния над­гроб­ных речей. Перед чином отпе­ва­ния свя­щен­ни­ком должно быть ска­зано несколько слов о смысле этого цер­ков­ного обряда, а после отпе­ва­ния — крат­кая про­по­ведь, в кото­рой, помимо слов уте­ше­ния о поне­сен­ной утрате, содер­жа­лось бы напо­ми­на­ние о важ­но­сти жизни в вере. Должна быть раз­ра­бо­тана и издана обще­цер­ков­ная бро­шюра о поми­но­ве­нии умер­ших, в кото­рой помимо настав­ле­ний о смысле и порядке хри­сти­ан­ских про­во­дов умер­шего, содер­жа­лись бы крат­кие све­де­ния о вере и бла­го­че­стии. Такую бро­шюру свя­щен­ник мог бы дарить после отпе­ва­ния близ­ким род­ствен­ни­кам усоп­шего, кото­рые зача­стую испы­ты­вают боль­шую потреб­ность узнать, как пра­вильно осу­ще­ствить все то, что может помочь душе, ото­шед­шей в иной мир.

2. Целе­на­прав­лен­ная мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность в дни Бого­яв­ле­ния и Пасхи. В эти дни к храму при­хо­дит зна­чи­тель­ное число людей кре­ще­ных, но не участ­ву­ю­щих в цер­ков­ной жизни. С помо­щью актив­ных и бого­слов­ски гра­мот­ных мирян над­ле­жит орга­ни­зо­вать раз­дачу листо­вок, при­чем не только посвя­щен­ных празд­нику, но и содер­жа­щих изло­же­ние основ­ных поло­же­ний пра­во­слав­ной веры и прин­ци­пов духов­ной жизни. Нужно обес­пе­чить при­шед­шим воз­мож­ность при­об­ре­сти лите­ра­туру кате­хи­зи­че­ского содер­жа­ния, а также в кор­рект­ной форме доне­сти до них инфор­ма­цию о при­ход­ской дея­тель­но­сти (бесе­дах, круж­ках, кон­суль­та­циях и т. п.). Целе­со­об­разно орга­ни­зо­вать в храме в эти дни дежур­ство свя­щен­ника или кате­хи­за­тора, на беседу с кото­рым при­гла­шать сто­я­щих в оче­реди. Все это уже опро­бо­вано на прак­тике в неко­то­рых мос­ков­ских хра­мах и дока­зало свою эффективность.

3. Уве­ли­че­ние вне­бо­го­слу­жеб­ной при­ход­ской актив­но­сти. Важно создать на при­ходе среду обще­ния, обу­че­ния и твор­че­ского раз­ви­тия, в кото­рой могли бы нахо­дить свое место люди, еще не веду­щие пол­но­цен­ной хри­сти­ан­ской жизни. Речь идет не только о биб­лей­ских бесе­дах или лек­то­риях на цер­ков­ные темы, но и о дру­гих фор­мах, более откры­тых для нецер­ков­ного чело­века, напри­мер, устро­е­ние кинок­лу­бов, волон­тер­ских групп социль­ного слу­же­ния, и вообще раз­но­об­раз­ных семей­ных, моло­деж­ных, под­рост­ко­вых и дет­ских клу­бов, круж­ков и досу­го­вых цен­тров, школ моло­дой семьи. При этом важно пом­нить, что при­вле­че­ние людей на при­ход не явля­ется само­це­лью, все мис­си­о­нер­ские формы должны быть ори­ен­ти­ро­ваны на обре­те­ние чело­ве­ком искрен­ней веры и посте­пен­ное вве­де­ние его в литур­ги­че­скую при­ход­скую жизнь. Поэтому дея­тель­ность всех меро­при­я­тий на при­ходе нужно орга­ни­зо­вать таким обра­зом, чтобы они слу­жили этой цели.

4. Про­ве­де­ние «Дня Церкви». Хотя двери хра­мов открыты все­гда, но для облег­че­ния зна­ком­ства с Цер­ко­вью людей нецер­ков­ных, можно было бы уста­но­вить осо­бый день в году, когда все при­ходы ста­нут про­во­дить меро­при­я­тия, ори­ен­ти­ро­ван­ные на тех, кто еще далек от веры. В этот день силами при­хода могут быть орга­ни­зо­ваны выступ­ле­ния хора, пре­зен­та­ции дея­тель­но­сти круж­ков и клу­бов, экс­кур­сии по храму, худо­же­ствен­ные и фото­вы­ставки, музей­ные экс­по­зи­ции, семи­нары, уго­ще­ние для гостей и др. Инфор­ма­ция о пред­сто­я­щем «дне Церкви» и запла­ни­ро­ван­ных меро­при­я­тиях должна забла­го­вре­менно пуб­ли­ко­ваться в СМИ, а также на интер­нет-ресур­сах, чтобы достичь мас­ки­мально широ­кого круга людей, дале­ких от Церкви. Для опо­ве­ще­ния можно исполь­зо­вать, помимо СМИ и интер­нета также и дру­гие формы, в част­но­сти, рас­клейку объ­яв­ле­ний, улич­ную мис­сию и т. д. Хорошо было бы поза­бо­титься и об осве­ще­нии в СМИ того, как про­шел «день откры­тых две­рей» в епар­хии или на кон­крет­ных при­хо­дах. К этому дню можно при­уро­чить экс­кур­сии школь­ни­ков и дру­гие формы сотруд­ни­че­ства с госу­дар­ствен­ными и обще­ствен­ными орга­ни­за­ци­ями, с тем, чтобы в буду­щем это стало доб­рой традицией.

Важно обес­пе­чить доступ­ность инфор­ма­ции о Пра­во­слав­ной Церкви, ее соци­аль­ных ини­ци­а­ти­вах и духов­ном насле­дии для самого широ­кого круга людей, чтобы охва­тить даже тех, кто пока еще нико­гда не пере­се­кал порог храма. Для этого можно актив­нее исполь­зо­вать СМИ, в том числе и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные, напри­мер, для транс­порта (на авиа­рей­сах, в поез­дах, марш­рут­ных такси, метро), уста­нав­ли­вать стенды на внеш­ней ограде хра­мов и монастырей.

Помню, одна­жды я летел в зару­беж­ную поездку рей­сом авиа­ком­па­нии «Etihad». При выборе в меню инди­ви­ду­аль­ных ком­пью­те­ров в салоне была воз­мож­ность для жела­ю­щих про­чи­тать Коран, про­слу­шать ауди­за­писи чте­ния, дру­гие рели­ги­оз­ные про­граммы – помимо про­чих книг, филь­мов и ауди­о­за­пи­сей. А когда я обратно летел рей­сом «Аэро­флота», то содер­жа­ние меню было совер­шенно свет­ским. Почему бы глав­ной рос­сий­ской авиа­ком­па­нии не доба­вить в спи­сок и Биб­лию и свя­то­оте­че­ские труды, и ауди­за­писи цер­ков­ной музыки – здесь нет ника­кого навя­зы­ва­ния, это про­сто послу­жило бы к богат­ству выбора. Думаю, я далеко не един­ствен­ный пас­са­жир, кому бы это при­шлось по нраву. Или, допу­стим, почему бы в состав газет, кото­рые бес­платно раз­да­ются пас­са­жи­рам перед каж­дым рей­сом не вклю­чить и одну цер­ков­ную? Воз­можно, и руко­вод­ство авиа­ком­па­нии не про­тив, нужен диа­лог с нею, и с дру­гими авиа­ком­па­ни­ями, и не только с ними. Нужно изу­чать воз­мож­но­сти для широ­кого цер­ков­ного свидетельства.

Вообще нужно при­знать, что, к сожа­ле­нию, Цер­ковь сей­час ока­за­лась в сво­его рода инфор­ма­ци­он­ной изо­ля­ции. Свет­ские СМИ сооб­щают крайне редко что-то поло­жи­тель­ное о Церкви. Осве­ща­ются только какие-то скан­даль­ные темы или же то, что спо­собно создать или под­дер­жи­вать нега­тив­ный образ Церкви в обще­стве. Не полу­чают пол­но­цен­ного осве­ще­ния в свет­ских СМИ цер­ков­ные ини­ци­а­тивы, направ­лен­ные на пользу обще­ства, помощь нуж­да­ю­щимся и вообще любые пози­тив­ные ново­сти из цер­ков­ной жизни. И полу­ча­ется так, что в гла­зах чело­века кре­щен­ного, но нецер­ков­ного рисуют иска­жен­ный образ Церкви, кото­рая будто бы ничего не делает для людей, а только ввя­зы­ва­ется в раз­ного рода скан­далы и пыта­ется уста­но­вить дик­тат над обществом.

Я не знаю, кто дол­жен решать эту про­блему, и под силу ли одному Инфор­ма­ци­он­ному отделу спра­виться с ней, но без ее реше­ния мис­сия среди людей кре­ще­ных, но нево­цер­ко­в­лен­ных не будет эффек­тив­ной настолько, насколько должна. Нам будет трудно досту­чаться до обще­ства, кото­рое нас не замечает.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки