• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 

О катехизации

Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) – наставление новоначальных в христианской вере, обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация – это не просто подготовка к крещению, это подготовка к покаянию и последующему воцерковлению, одним из этапов которого является крещение.

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

Свт. Феофан Затворник: «Таким образом, полное правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его.»
В нашей практике, к сожалению ровно наоборот. Так один священник очень тонко подметил, что на приходе вера начинается с ног – т.е. пойду отстою службу. Потом вера поднимается до живота – т.е. человек начинает поститься. Потом вера поднимается до сердца. А у некоторых вера доходит и до головы.

Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? – Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы Апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.
свт. Филарет Московский

«Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.»
Прав. Иоанн Кронштадтский


Три главных причины необходимости катехизации
:
1) Твёрдость веры. Если у нашей веры нет интеллектуального основания, то велика вероятность её потерять, уклонившись в заблуждение или раскол.
2) Плоды веры. Как мы – право-славные — будем правильно славить Бога своей жизнью, если имеем о Нём достаточно смутные представления? Не зная Его мы не сможем ясно понять и наших отношений с Ним, и цели нашей духовной жизни, и способов её достижения. Иногда человек считает себя христианином, но его богословские представления  языческие.
3) Миссия. Мы живём не в вакууме, заповедь Христа «идите, научите все народы» относится не только к апостолам, но и к каждому из нас. Если окружающие нам задают вопросы, а мы не можем внятно объяснить суть нашей веры, то значит, мы не только не приведём их к истине, а введём в соблазн. Внешние видят только наши лишения, но мы должны объяснить смысл наших действий.

Из чего вытекает необходимость катехизации в истории Церкви?
1. Катехизация – это заповедь Бога: Идите, научите все народы, крестя их…. Т.е. сначала научите, а затем крестите.
2. Исходя из этой Заповеди — катехизация — исконная практика подготовки к Таинству Крещения (ранее она составляла 2-3 года).
3. Крещение без катехизации вне предсмертного состояния запрещено канонами Церкви. «Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений» (2 Правило 1 Вселенского собора).
4. Обратим внимание, что катехизация – не просто одностороннее церкви к желающим войти в неё. В свою очередь церковь организует доступную всем и бесплатную систему духовного просвещения.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связями с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.
См. Воцерковление

«Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы, ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали всё в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле, а в других, напротив, дело сильнее слова.»
прп. Иоанн Лествичник

«Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет – его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций.»
прот. Геннадий Фаст

Я хорошо понимаю, что необходимо было восстановить Храм Христа Спасителя; надо восстанавливать храмы в городах. Но зачем в селе, где живут три человека, восстанавливать двухэтажный пятикупольный храм? На эти средства можно было построить десятки катехизаторских школ с привлечением специалистов, которых перед этим можно еще образовать. Я понимаю, что каждый христианин скорбит по разрушенным храмам и хотел бы, чтобы их восстановили. Но все-таки дело церковное – это не реставрация утраченных сооружений, а прежде всего другое: забота о людях. Эпоха восстановления храмов завершается и начинается новая эпоха – эпоха работы с людьми, эпоха воспитания людей, которая требует от Церкви активных, колоссальнейших усилий.
прот. Димитрий Смирнов

Всякий катехизатор должен быть чутким апологетом. Подобно искусному врачу, он должен выбрать то лечение, которое поможет выздороветь конкретному человеку. Не принимающие Христа заблуждаются по-разному. Атеисты нуждаются в одних доводах, политеисты – в других, оккультисты – в третьих, иноверцы – в четвертых, еретики – в пятых.

См. Катехизация

Оставить комментарий » 2 комментария
  • Мария, 04.09.2015

    Слава Богу! Я не так давно крестилась, перед этим ответственным делом я прошла огласительные занятия. Если бы я была воспитана в христианской семье, то, возможно, не сделала бы много ошибок. Веру надо воспитывать с детства. В детских садах и школах надо вводить уроки религии. Услышанное детьми остается в их сердце. Храни вас Бог!

    Ответить »
  • Виталий, 11.09.2015

    //Так один священник очень тонко подметил, что на приходе вера начинается с ног – т.е. пойду отстою службу. Потом вера поднимается до живота…// — этим священником является о.Иоанн Привалов. Я с большим удовольствием много раз приводил эти слова сказанные им более чем семидесяти нововоцерковлённым за трапезой после литургии в Заостровском храме.

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)