О катехизации

Кате­хи­за­ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις – поуче­ние, настав­ле­ние) – настав­ле­ние ново­на­чаль­ных в хри­сти­ан­ской вере, обу­че­ние исти­нам пра­во­слав­ной веры и чину цер­ков­ной жизни для уго­жде­ния Богу и спа­се­ния души.

Кате­хи­за­ция – это не про­сто под­го­товка к кре­ще­нию, это под­го­товка к пока­я­нию и после­ду­ю­щему воцер­ко­в­ле­нию, одним из эта­пов кото­рого явля­ется крещение.

Слово «кате­хи­за­ция» воз­никло от гре­че­ского слова «кате­хи­зис», про­ис­хо­дя­щего от гре­че­ского гла­гола katecheo, что зна­чит «гово­рить кому-то», «устно настав­лять», «огла­шать». Именно во встрече или диа­логе, заклю­ча­ется смысл слова «кате­хи­за­ция». Такое зна­че­ние поня­тия «кате­хи­за­ция» сле­дует из мно­гих мест Нового Завета, а затем и из тру­дов отцов Церкви. Поэтому кате­хи­за­ция осу­ществ­ля­ется в виде диа­лога, собеседования.

Свт. Фео­фан Затвор­ник: «Таким обра­зом, пол­ное пра­вило веры нашей начи­на­ется зна­нием, про­хо­дит чрез чув­ство и завер­ша­ется жиз­нью, овла­де­вая чрез это всеми силами суще­ства нашего и уко­ре­ня­ясь в осно­вах его.»
В нашей прак­тике, к сожа­ле­нию ровно наобо­рот. Так один свя­щен­ник очень тонко под­ме­тил, что на при­ходе вера начи­на­ется с ног – т.е. пойду отстою службу. Потом вера под­ни­ма­ется до живота – т.е. чело­век начи­нает поститься. Потом вера под­ни­ма­ется до сердца. А у неко­то­рых вера дохо­дит и до головы.

Никому не поз­во­лено в хри­сти­ан­стве быть вовсе не уче­ным и оста­ваться невеж­дой. Сам Гос­подь не нарек ли Себя Учи­те­лем и Своих после­до­ва­те­лей уче­ни­ками. Неужели это празд­ные имена, ничего не зна­ча­щие? И зачем послал Гос­подь в мир Апо­сто­лов? – Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки… Если ты не хочешь учить и вра­зум­лять себя в хри­сти­ан­стве, то ты не уче­ник и не после­до­ва­тель Хри­ста, – не для тебя посланы Апо­столы, – ты не то, чем были все хри­сти­ане с самого начала хри­сти­ан­ства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.
свт. Фила­рет Московский

«Не должно ни у кого и спра­ши­вать, нужно ли рас­про­стра­нять славу Божию пишу­щею рукою или сло­весно, или доб­рыми делами. Это мы обя­заны делать по мере сил своих и воз­мож­но­сти. Таланты надо упо­треб­лять в дело. Коли будешь заду­мы­ваться об этом про­стом деле, то дья­вол, пожа­луй, вну­шит тебе неле­пость, что тебе надо иметь только внут­рен­нее делание.»
Прав. Иоанн Кронштадтский


Три глав­ных при­чины необ­хо­ди­мо­сти кате­хи­за­ции
:
1) Твёр­дость веры. Если у нашей веры нет интел­лек­ту­аль­ного осно­ва­ния, то велика веро­ят­ность её поте­рять, укло­нив­шись в заблуж­де­ние или раскол.
2) Плоды веры. Как мы – право-слав­ные — будем пра­вильно сла­вить Бога своей жиз­нью, если имеем о Нём доста­точно смут­ные пред­став­ле­ния? Не зная Его мы не смо­жем ясно понять и наших отно­ше­ний с Ним, и цели нашей духов­ной жизни, и спо­со­бов её дости­же­ния. Ино­гда чело­век счи­тает себя хри­сти­а­ни­ном, но его бого­слов­ские пред­став­ле­ния  языческие.
3) Мис­сия. Мы живём не в ваку­уме, запо­ведь Хри­ста «идите, научите все народы» отно­сится не только к апо­сто­лам, но и к каж­дому из нас. Если окру­жа­ю­щие нам задают вопросы, а мы не можем внятно объ­яс­нить суть нашей веры, то зна­чит, мы не только не при­ве­дём их к истине, а вве­дём в соблазн. Внеш­ние видят только наши лише­ния, но мы должны объ­яс­нить смысл наших действий.

Из чего выте­кает необ­хо­ди­мость кате­хи­за­ции в исто­рии Церкви?
1. Кате­хи­за­ция – это запо­ведь Бога: Идите, научите все народы, кре­стя их…. Т.е. сна­чала научите, а затем крестите.
2. Исходя из этой Запо­веди — кате­хи­за­ция — искон­ная прак­тика под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния (ранее она состав­ляла 2–3 года).
3. Кре­ще­ние без кате­хи­за­ции вне пред­смерт­ного состо­я­ния запре­щено кано­нами Церкви. «Кате­хи­за­ция перед Кре­ще­нием должна давать чело­веку время на осо­зна­ние важ­но­сти пред­при­ни­ма­е­мого им шага и испы­та­ние твер­до­сти наме­ре­ний» (2 Пра­вило 1 Все­лен­ского собора).
4. Обра­тим вни­ма­ние, что кате­хи­за­ция – не про­сто одно­сто­рон­нее церкви к жела­ю­щим войти в неё. В свою оче­редь цер­ковь орга­ни­зует доступ­ную всем и бес­плат­ную систему духов­ного просвещения.

Воцер­ко­вить – зна­чит вве­сти в орга­низм Церкви, усво­ить чело­века бла­го­дат­ному духу жизни Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные свя­зями с осталь­ными людьми цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по сво­ему духу, нраву, отно­ше­ниям, и через это – живой кле­точ­кой бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.
См. Воцер­ко­в­ле­ние

«Не будь стро­гим судиею тех, кото­рые сло­вами учат о вели­ких доб­ро­де­те­лях, когда видишь, что сами они к бла­гому дела­нию ленивы, ибо недо­ста­ток дела часто вос­пол­ня­ется поль­зою оного уче­ния. Мы не все стя­жали всё в рав­ной мере: неко­то­рые имеют пре­вос­ход­ство более в слове, чем в деле, а в дру­гих, напро­тив, дело силь­нее слова.»
прп. Иоанн Лествич­ник

«Вопрос в том, куда мы при­ве­дем ново­об­ра­щен­ного. Если в храме бла­го­го­вейно совер­ша­ется бого­слу­же­ние, есть друж­ная община, спло­чен­ная вокруг Боже­ствен­ной литур­гии и таинств, объ­еди­нен­ная сов­мест­ными делами, в том числе делами мило­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти, то есть если чело­век смо­жет уви­деть цер­ков­ную жизнь во всей ее пол­ноте, он с гораздо боль­шей долей веро­ят­но­сти оста­нется в этом храме. Если нет – его ничто не задер­жит в Церкви, даже если он про­слу­шал цикл пре­крас­ных лекций.»
прот. Ген­на­дий Фаст

Я хорошо пони­маю, что необ­хо­димо было вос­ста­но­вить Храм Хри­ста Спа­си­теля; надо вос­ста­нав­ли­вать храмы в горо­дах. Но зачем в селе, где живут три чело­века, вос­ста­нав­ли­вать двух­этаж­ный пяти­ку­поль­ный храм? На эти сред­ства можно было постро­ить десятки кате­хи­за­тор­ских школ с при­вле­че­нием спе­ци­а­ли­стов, кото­рых перед этим можно еще обра­зо­вать. Я пони­маю, что каж­дый хри­сти­а­нин скор­бит по раз­ру­шен­ным хра­мам и хотел бы, чтобы их вос­ста­но­вили. Но все-таки дело цер­ков­ное – это не рестав­ра­ция утра­чен­ных соору­же­ний, а прежде всего дру­гое: забота о людях. Эпоха вос­ста­нов­ле­ния хра­мов завер­ша­ется и начи­на­ется новая эпоха – эпоха работы с людьми, эпоха вос­пи­та­ния людей, кото­рая тре­бует от Церкви актив­ных, колос­саль­ней­ших усилий.
прот. Димит­рий Смирнов

Вся­кий кате­хи­за­тор дол­жен быть чут­ким апо­ло­ге­том. Подобно искус­ному врачу, он дол­жен выбрать то лече­ние, кото­рое помо­жет выздо­ро­веть кон­крет­ному чело­веку. Не при­ни­ма­ю­щие Хри­ста заблуж­да­ются по-раз­ному. Ате­и­сты нуж­да­ются в одних дово­дах, поли­те­и­сты – в дру­гих, оккуль­ти­сты – в тре­тьих, ино­верцы – в чет­вер­тых, ере­тики – в пятых.

См. Кате­хи­за­ция

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки