Об устроении катехизации – диакон Георгий Максимов

Об устроении катехизации – диакон Георгий Максимов


Искон­ная прак­тика и каноны Церкви пред­по­ла­гают, что кре­ще­ние должно свер­шаться только над уве­ро­вав­шими во Хри­ста и дове­ря­ю­щими Церкви людьми после изу­че­ния ими основ пра­во­слав­ной веры (78‑е пра­вило Трулль­ского Собора: «Гото­вя­щимся ко кре­ще­нию над­ле­жит обу­чаться вере, и в пятый день сед­мицы давать ответ епи­скопу, или пресвитерам»).

Оглав­ле­ние

 

  1. Мысли об устро­е­нии кате­хи­за­ции среди при­хо­дя­щих впер­вые к цер­ков­ным Таинствам
  2. Кре­ще­ние: критерии
  3. Про­дол­жи­тель­ность, форма и содер­жа­ние оглашения
  4. Прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции по совер­ше­нию катехизации

 


Мысли об устроении катехизации среди приходящих впервые к церковным Таинствам

Искон­ная прак­тика и каноны Церкви пред­по­ла­гают, что кре­ще­ние должно свер­шаться только над уве­ро­вав­шими во Хри­ста и дове­ря­ю­щими Церкви людьми после изу­че­ния ими основ пра­во­слав­ной веры (78‑е пра­вило Трулль­ского Собора: «Гото­вя­щимся ко кре­ще­нию над­ле­жит обу­чаться вере, и в пятый день сед­мицы давать ответ епи­скопу, или пре­сви­те­рам»). Совер­ше­ние кре­ще­ния взрос­лых людей без мини­мально необ­хо­ди­мой под­го­товки должно стать, со вре­ме­нем, исклю­че­нием, напри­мер, при серьез­ной болезни. Но и тогда, в слу­чае выздо­ров­ле­ния, кре­щё­ный дол­жен всё равно пройти огла­ше­ние (47‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора: «В болезни при­яв­шим кре­ще­ние, и потом полу­чив­шим здра­вие, подо­бает изу­чати веру»).

В силу объ­ек­тив­ных обсто­я­тельств в совет­ское время и в годы воз­рож­де­ния Рус­ской Церкви почти все кре­ще­ния совер­ша­лись без огла­ше­ния и долж­ной под­го­товки. В резуль­тате зна­чи­тель­ная часть ново­кре­щё­ных так и не воцер­ко­ви­лась, а неко­то­рые, к сожа­ле­нию, отпали от веры и Церкви. Дру­гим резуль­та­том явля­ется рели­ги­оз­ное неве­же­ство прихожан.

В послед­ние несколько лет ситу­а­ция изме­ни­лась. Прак­тика огла­ше­ния перед кре­ще­нием была вве­дена во мно­гих отдель­ных при­хо­дах, есть при­меры, когда это коор­ди­ни­ро­ванно про­ис­хо­дило сразу в рам­ках целой епар­хии. В тех местах, где кате­хи­за­ция про­во­дится более-менее систе­ма­ти­че­ски, она уже пока­зала свои бла­гие плоды.

На дан­ный момент накоп­лен неко­то­рый поло­жи­тель­ный опыт и стали понятны труд­но­сти и недо­статки при­ход­ского огла­ше­ния. В числе тако­вых можно ука­зать бес­си­стем­ность, несо­гла­со­ван­ность, отсут­ствие (за ред­кими исклю­че­ни­ями) повсе­мест­но­сти кате­хи­зи­че­ской под­го­товки, что дает воз­мож­ность неже­ла­ю­щим гото­виться нахо­дить храмы, где нет прак­тики оглашения.

Для корен­ного улуч­ше­ния ситу­а­ции необ­хо­димо рас­про­стра­не­ние прак­тики огла­ше­ния на все при­ходы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, про­из­во­ди­мое цен­тра­ли­зо­ванно и систе­ма­ти­че­ски. Под­го­товка необ­хо­дима не только перед Таин­ством Кре­ще­ния, но и Таин­ством Вен­ча­ния, а также во время Вели­кого водо­освя­ще­ния на Бого­яв­ле­ние, поскольку ради всего упо­мя­ну­того в храм при­хо­дит мно­же­ство нево­цер­ко­в­лён­ных людей. Разу­ме­ется, в каж­дом из упо­мя­ну­тых слу­чаев име­ется своя спе­ци­фика, кото­рую необ­хо­димо учи­ты­вать при выра­ботке реко­мен­да­ций по оглашению.

На этом пути прежде всего сле­дует четко опре­де­лить кри­те­рии, по кото­рым чело­век может быть допу­щен к Таин­ству, закре­пить про­дол­жи­тель­ность, форму и содер­жа­ние огла­ше­ния, пред­ло­жить прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции по совер­ше­нию кате­хи­за­ции, ука­зать поря­док кон­троля за исполнением.

Крещение: критерии

Пер­вым необ­хо­ди­мым усло­вием для допуска ко кре­ще­нию явля­ется вера во Хри­ста. На это ука­зы­вал Сам Гос­подь (ср. Мк. 16, 16), это под­ра­зу­ме­ва­ется и чином кре­ще­ния, в кото­ром кре­ща­е­мый испо­ве­дует свою веру Ему «яко Царю и Богу».

Отсюда сле­дует, что ко кре­ще­нию не могут быть допу­щены неве­ру­ю­щие люди, а также жела­ю­щие совер­шить кре­ще­ние «по тра­ди­ции», или ради суе­вер­ных при­чин. В осо­бен­но­сти это каса­ется тех, кто увле­ка­ется оккультизмом.

Кано­ни­че­ское право знает пре­це­денты, когда кре­ще­ние, совер­шен­ное по суе­вер­ным побуж­де­ниям, при­зна­ва­лось Цер­ко­вью недей­стви­тель­ным (Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор 1162 года, см. «Алфа­вит­ную Син­тагму» Мат­фея Вла­старя).

Вера во Хри­ста под­ра­зу­ме­вает при­ня­тие Свя­щен­ного Писа­ния как Слова Божия, как живого сви­де­тель­ства о воле Божьей и Его запо­ве­дях. Пра­во­слав­ная вера обя­зы­вает хри­сти­а­нина дове­рять дог­ма­ти­че­ским опре­де­ле­ниям Церкви и кано­ни­че­скому строю цер­ков­ной жизни. Поэтому не может быть допу­щен ко кре­ще­нию тот, кто созна­тельно отвер­гает те или иные дог­маты Церкви или испо­ве­дует про­ти­во­ре­ча­щие Пра­во­сла­вию идеи (реин­кар­на­ции, кармы и т. д.).

Хри­сти­ан­ская вера под­ра­зу­ме­вает также лич­ное отно­ше­ние к Богу, выра­жа­ю­ще­еся в молитве. Поэтому пред­став­ля­ется, что ко кре­ще­нию не может быть допу­щен и чело­век, кото­рый, даже согла­ша­ясь с осно­вами пра­во­слав­ной веры, не молится и не желает молиться регу­лярно (хотя бы кратко и хотя бы сво­ими сло­вами), говоря шире — кото­рый декла­ри­рует, что после кре­ще­ния не соби­ра­ется вести цер­ков­ную жизнь.

Вто­рым необ­хо­ди­мым усло­вием для допуска ко кре­ще­нию явля­ется пока­я­ние, то есть остав­ле­ние смерт­ных гре­хов и искрен­нее жела­ние отка­заться от совер­ше­ния всего про­тив­ного воле Божией, выра­жен­ной в Свя­щен­ном Писа­нии. На это ука­зы­вает при­зыв апо­стола Петра: Покай­тесь, и да кре­стится каж­дый из вас во имя Иисуса Хри­ста (Деян. 2, 38)), а также чино­по­сле­до­ва­ние кре­ще­ния, в кото­ром кре­ща­е­мый отре­ка­ется «от сатаны и всех дел его».

Сле­до­ва­тельно, ко кре­ще­нию не могут быть допу­щены люди, не жела­ю­щие изме­нять свою жизнь в соот­вет­ствии с Еван­ге­лием и про­ти­во­сто­ять греху. Чело­веку, кото­рый созна­тельно про­ти­вится исправ­ле­нию жизни и при­ве­де­нию ее в соот­вет­ствие с хри­сти­ан­скими нор­мами, нужно реко­мен­до­вать отло­жить кре­ще­ние и обду­мать серьез­ность этого шага. С древ­но­сти в Церкви был обы­чай, что если при­хо­дя­щий ко кре­ще­нию имел работу или заня­тия, несов­ме­сти­мые с хри­сти­ан­ской верой, то он дол­жен был оста­вить их за время оглашения.

Стоит доба­вить, что в соот­вет­ствии с древ­ней прак­ти­кой Церкви, закреп­лен­ной 8‑м пра­ви­лом VII Все­лен­ского Собора, чело­век, обра­ща­ю­щийся из дру­гой веры, дол­жен прежде кре­ще­ния засви­де­тель­ство­вать искрен­нее остав­ле­ние преж­них взгля­дов, про­ти­во­ре­ча­щих Пра­во­сла­вию. Для этого еще с IX века были уста­нов­лены осо­бые чины для пере­хо­дя­щих из иуда­изма и ислама. Они нахо­дятся доныне в бого­слу­жеб­ных кни­гах Церкви (см. допол­ни­тель­ную часть треб­ника), но исполь­зу­ются далеко не все­гда. Пред­став­ля­ется, однако, целе­со­об­раз­ным, чтобы даже в тех слу­чаях, когда сами эти чины не исполь­зу­ются или когда речь идет о рели­гии, для кото­рой не состав­лено чина,— обра­тив­шийся засви­де­тель­ство­вал бы в беседе со свя­щен­ни­ком, что осо­знает отли­чие Пра­во­сла­вия от своих преж­них убеж­де­ний и несов­ме­сти­мость того и дру­гого, что он созна­тельно и доб­ро­вольно сде­лал выбор в пользу веры Хри­сто­вой по любви к истине.

Это же сле­дует соблю­дать и в отно­ше­нии кре­щё­ных, но отпав­ших в секты и лже­уче­ния людей, кото­рые желают при­со­еди­ниться к Церкви. Необ­хо­димо, чтобы они, при­ходя в Цер­ковь, отре­ка­лись от преж­них заблуж­де­ний и при­но­сили покаяние.

Того, кто отка­зы­ва­ется про­хо­дить огла­ше­ние, не должно крестить.

Поскольку вос­при­ем­ник берет на себя ответ­ствен­ность за хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние кре­ща­е­мых мла­ден­цев и в знак этого от имени ребенка про­из­но­сит обеты и испо­ве­да­ние веры, то всё ска­зан­ное выше отно­сится и к тре­бо­ва­ниям, отно­си­мым к восприемникам.

Продолжительность, форма и содержание оглашения

Жела­ю­щие при­нять кре­ще­ние в созна­тель­ном воз­расте должны лично пройти огла­ше­ние, что же каса­ется запи­сы­ва­е­мых на кре­ще­ние мла­ден­цев, то, поскольку в насто­я­щее время уча­стие вос­при­ем­ни­ков в вос­пи­та­нии крест­ни­ков крайне незна­чи­тельно, более важ­ной пред­став­ля­ется кате­хи­зи­че­ская работа с роди­те­лями. Поэтому пред­по­чти­тельно, чтобы хотя бы один из роди­те­лей про­шел огла­ше­ние. Исклю­че­ние (кре­ще­ние мла­денца без огла­ше­ния род­ных) можно сде­лать только в том слу­чае, если оба роди­теля явля­ются воцер­ко­в­лён­ными людьми.

Совре­мен­ный опыт кате­хи­за­ции под­ска­зы­вает, что огла­ше­ние опти­мально про­во­дить в виде бесед чис­лом от 3 до 5, с тем, чтобы под­го­товка заняла не менее месяца, чтобы чело­век смог глубже осо­знать и про­чув­ство­вать свой выбор. Лучше всего про­во­дить встречи раз в неделю.

При пер­вой встрече сле­дует кратко озна­ко­мить слу­ша­те­лей с содер­жа­нием всех бесед, вре­ме­нем их про­ве­де­ния и продолжительностью.

Огла­ше­ние дол­жен про­во­дить под­го­тов­лен­ный чело­век — свя­щен­ник либо миря­нин-кате­хи­за­тор. В любом слу­чае над­ле­жит, чтобы именно свя­щен­ник про­вел одну из встреч, а после огла­си­тель­ных бесед — испо­ве­дально-дове­ри­тель­ную беседу о своей жизни и пути к вере.

В пер­вой беседе с запи­сав­шимся на кре­ще­ние стоит узнать о моти­вах обра­ще­ния за Таин­ством, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти попро­сить чело­века отло­жить кре­ще­ние (напри­мер, при кре­ще­нии ради сохра­не­ния здоровья).

Вся­кий кате­хи­за­тор обя­зан пере­да­вать огла­ша­е­мым не свои идеи и пред­по­чте­ния, а основы пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ской веры и нрав­ствен­но­сти — то, чему, по слову св. Викен­тия Лирин­ского, «сле­до­вали все­гда, все и всюду». Недо­пу­стимо заме­ще­ние или сме­ше­ние уче­ния Хри­стова с какими-либо чело­ве­че­скими идео­ло­ги­ями, част­ными мне­ни­ями, «новыми вея­ни­ями», мест­ными тра­ди­ци­ями, поли­ти­че­скими, куль­тур­ными и др. взгля­дами. Про­по­ве­до­вать нужно именно Хри­ста, а не свои вкусы и пред­по­чте­ния, так, чтобы кате­хи­за­тор мог бы ска­зать, как и апо­стол: от Гос­пода при­нял то, что и вам пере­дал (1 Кор. 11, 23), памя­туя, что «хри­сти­ан­ской скром­но­сти и досто­ин­ству свой­ственно не свое пере­да­вать потом­кам, но хра­нить при­ня­тое от пред­ков» (прп. Викентий).

При огла­ше­нии нужно уде­лять вни­ма­ние глав­ному и не увле­каться изло­же­нием вто­ро­сте­пен­ных вопро­сов, част­но­стей и, в осо­бен­но­сти, мне­ний, кото­рые не имеют еди­но­глас­ного и явного сви­де­тель­ства у древ­них свя­тых отцов и явля­ются спор­ными, по слову апо­столь­скому: Немощ­ного в вере при­ни­майте без спо­ров о мне­ниях (Рим. 14, 1).

При огла­ше­нии стоит учи­ты­вать воз­раст­ные осо­бен­но­сти, соци­аль­ный ста­тус, уро­вень обра­зо­ва­ния, пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, а также нрав­ствен­ное и куль­тур­ное раз­ви­тие чело­века. Истины веры будут доступны слу­ша­те­лям, если изла­га­ются про­стым язы­ком, не пере­гру­жен­ным спе­ци­аль­ной лек­си­кой, снаб­жены при­ме­рами из жизни.

Важно вести беседу в форме диа­лога, это спо­соб­ствует луч­шему усво­е­нию слу­ша­те­лями мате­ри­ала, а кате­хи­за­тору помо­гает понять, чему больше уде­лить вни­ма­ния при обще­нии с кон­крет­ными людьми, как помочь им соот­не­сти их жиз­нен­ный опыт с биб­лей­скими понятиями.

В бесе­дах рас­кры­ва­ются сле­ду­ю­щие темы:

  1. Вера и неве­рие, пра­виль­ное пони­ма­ние Бога. Смысл жизни чело­века в свете веры.
  2. Грех и покаяние.
  3. Хри­стос — Спа­си­тель. Про­мы­сел Божий.
  4. Запо­веди и молитва.
  5. Цер­ковь и Таинства.

Чело­век, про­шед­ший кате­хи­за­цию и жела­ю­щий при­сту­пить к Таин­ствам Церкви, дол­жен как минимум:

  1. Иметь живую веру в Бога, знать основ­ные пра­во­слав­ные дог­маты (в объ­еме Сим­вола веры) и при­ни­мать их как истину. Пони­мать, каковы глав­ные источ­ники веры (Писа­ние и Предание).
  2. Знать основ­ные запо­веди Божии и иметь твер­дое наме­ре­ние жить в соот­вет­ствии с ними. Хотя бы в общих чер­тах пони­мать, что такое грех, стра­сти, как с ними бороться, что такое свя­тость и доб­ро­де­тели, как их стяжать.
  3. Регу­лярно молиться, знать основ­ные молитвы (хотя бы «Отче наш», «Три­свя­тое», «Царю Небес­ный» и «Достойно есть», их смысл). Иметь пони­ма­ние о Церкви как о Теле Хри­сто­вом и о своем месте в ней.
  4. Про­чи­тать хотя бы одно Еван­ге­лие и стре­миться осмыс­лять свою жизнь в его свете. Узнать житие свя­того, кото­рый после кре­ще­ния ста­нет его небес­ным покровителем.
  5. Пони­мать духов­ный смысл Таин­ства Кре­ще­ния (как соче­та­ния со Хри­стом и вве­ре­ния своей воли в руки Божии), зара­нее позна­ко­миться с его чино­по­сле­до­ва­нием. Иметь пред­став­ле­ние об основ­ных бого­слу­же­ниях и Таин­ствах Церкви.

Практические рекомендации по совершению катехизации

Вве­де­ние огла­си­тель­ной системы прой­дет успеш­нее, если будет сопро­вож­даться мак­си­маль­ной доступ­но­стью инфор­ма­ции о необ­хо­ди­мой под­го­товке. Для этого, во-пер­вых, еще при входе в храм сле­дует раз­ме­стить опи­са­ние порядка про­хож­де­ния огла­ше­ния перед кре­ще­нием, его обя­за­тель­ность и смысл.

Во-вто­рых, у хра­мо­вого дежур­ного про­давца цер­ков­ной лавки должна быть подроб­ная инструк­ция с опи­са­нием того, как напра­вить и запи­сать чело­века на огла­си­тель­ные беседы. Время про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед должно быть фик­си­ро­вано и неиз­ме­ня­емо. Будет полезно, если дежур­ный смо­жет раз­да­вать запи­сы­ва­ю­щимся на огла­ше­ние людям визитки с ука­за­нием места и вре­мени про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед.

Все жела­ю­щие при­нять кре­ще­ние запи­сы­ва­ются в спе­ци­аль­ном жур­нале (с Ф.И.О. и кон­такт­ными теле­фо­нами самих огла­ша­е­мых, если взрос­лые, и роди­те­лей, если мла­денцы). В этом же жур­нале отме­ча­ется про­хож­де­ние огла­си­тель­ных бесед и дата совер­шен­ного кре­ще­ния (либо при­чина отказа в крещении).

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным либо выда­вать огла­ша­е­мым спе­ци­аль­ные сви­де­тель­ства о про­хож­де­нии кате­хи­за­ции (и, соот­вет­ственно, допуска к Таин­ствам), либо вста­вить строку о про­хож­де­нии огла­ше­ния в стан­дарт­ный бланк сви­де­тель­ства о кре­ще­нии — при этом удо­сто­ве­рять своей под­пи­сью огла­ше­ние дол­жен именно тот, кто его проводил.

Тем людям, кото­рые искренне желают кре­ще­ния, но объ­ек­тивно не имеют воз­мож­но­сти посе­щать огла­си­тель­ные беседы в уста­нов­лен­ное время, сле­дует обес­пе­чить инди­ви­ду­аль­ные собе­се­до­ва­ния в удоб­ное для них время. Эти собе­се­до­ва­ния имеют тот же план и содер­жа­ние, что и общие беседы. В исклю­чи­тель­ных слу­чаях допу­стимо предо­ста­вить чело­веку воз­мож­ность изу­чить основы веры заочно, выбрав кате­хи­зи­че­скую бро­шюру или книгу, по резуль­та­там чте­ния кото­рой про­ве­сти с ним экза­мен на пред­мет усво­е­ния содержания.

Помимо бесед кате­хи­за­ция должна вклю­чать и «домаш­ние зада­ния». Кроме чте­ния Еван­ге­лия (хотя бы одного) за период огла­ше­ния чело­веку необ­хо­димо при­кос­нуться к свя­то­оте­че­скому насле­дию через чте­ние крат­ких отрыв­ков из тво­ре­ний свя­тых отцов. Такого рода хре­сто­ма­тии должны быть под­го­тов­лены цен­тра­ли­зо­ванно в рам­ках всей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Для того чтобы, с одной сто­роны, помочь кате­хи­за­то­рам, а с дру­гой сто­роны, обез­опа­сить огла­ша­е­мых от ука­зан­ных выше под­мен в про­по­веди веры, необ­хо­дима раз­ра­ботка обще­цер­ков­ных кате­хи­зи­че­ских про­грамм, посо­бий и мето­ди­че­ских реко­мен­да­ций, крат­ких бро­шюр и хре­сто­ма­тий для огла­ша­е­мых, созда­ние их аудио­вер­сий и корот­ких филь­мов кате­хи­зи­че­ского содержания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Сер­гий, 06.12.2020

    Пре­красно напи­сано, доступно, понятно. Спасибо.

    Ответить »
  • Ана­то­лий, 20.10.2020

    Я хотел бы узнать как стать хри­сти­а­ни­ном если меня в дет­стве кре­стили люте­ран­ской вере и всё на этом деле, а теперь я вот уже около года как читаю утром и вече­ром читаю молитвы выучил отче наш и читаю Еван­ге­лие а так же верю в бога

    Ответить »
    • Кирилл, 25.10.2020

      Ана­то­лий, Вам сле­дует зайти в любой пра­во­слав­ный храм и обра­титься к священнику.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки