Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах — епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах — епископ Саратовский и Вольский Лонгин


Выступ­ле­ние на пле­нар­ном засе­да­нии I направ­ле­ния «Кате­хи­за­ция и таин­ства Церкви» XIX Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чтений.

Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах

Выступ­ле­ние епи­скопа Сара­тов­ского и Воль­ского Лон­гина на пле­нар­ном засе­да­нии I направ­ле­ния «Кате­хи­за­ция и таин­ства Церкви» XIX Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чтений

В наше время бес­спор­ным явля­ется утвер­жде­ние о том, что кате­хи­за­тор­ская и про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность Церкви не только явля­ются необ­хо­ди­мой и неотъ­ем­ле­мой частью цер­ков­ной жизни, но и при­о­ри­тет­ным направ­ле­нием на совре­мен­ном ее этапе. Более того — сего­дня эту задачу можно назвать жиз­ненно важ­ной. Все мы знаем, что до 80% наших сограж­дан кре­щены в Пра­во­слав­ной Церкви и счи­тают себя пра­во­слав­ными. Но про­стые под­счеты, про­из­во­ди­мые в наших хра­мах, пока­жут, что даже в празд­нич­ные дни, когда, каза­лось бы, храмы запол­нены людьми, в цер­ковь при­хо­дит всего около 1–2 % жите­лей горо­дов и сел. Любой свя­щен­ник, про­слу­жив­ший на при­ходе несколько лет, ска­жет, что покре­стил несколько сотен, если не тысяч чело­век. И каж­дый батюшка, если он честно отно­сится к сво­ему слу­же­нию, вынуж­ден со скор­бью зада­вать себе вопросы — где все эти люди? почему они не в храме? — не находя на них ответа.

В Сара­тов­ской епар­хии отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции дей­ствует с 2003 г. За это время было реа­ли­зо­вано мно­же­ство про­ек­тов — разо­вых и систе­ма­ти­че­ских, удач­ных и не очень, но весьма полез­ных при этом для обре­те­ния необ­хо­ди­мого опыта. Уже в тече­ние несколь­ких лет в епар­хии ведется работа по орга­ни­за­ции кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти на при­хо­дах, с целью науче­ния вере не только наших посто­ян­ных при­хо­жан (кото­рые также в этом нуж­да­ются), но и тех, кто при­хо­дит в Цер­ковь впер­вые с прось­бой совер­шить над ними таин­ства Кре­ще­ния и Венчания.

В этом отно­ше­нии минув­ший, 2010 год, был очень насы­щен­ным. Епар­хи­аль­ным сове­том было при­нято реше­ние о вве­де­нии во всех бла­го­чи­ниях Сара­тов­ской епар­хии штат­ной долж­но­сти помощ­ника бла­го­чин­ного по рели­ги­оз­ному обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, в город­ских хра­мах — штат­ного кате­хи­за­тора. Реко­мен­да­ции и инструк­ции об орга­ни­за­ции кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти, направ­лен­ные в епар­хии Сино­даль­ным отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния, рас­смат­ри­ва­лись и обсуж­да­лись на Епар­хи­аль­ном совете и были при­няты к испол­не­нию на боль­шин­стве при­хо­дов. На епар­хи­аль­ном уровне про­шло несколько встреч, на кото­рых духо­вен­ство могло поде­литься опы­том с сослу­жа­щими собра­тьями и задать свои вопросы Пра­вя­щему Архи­ерею и лицам, ответ­ствен­ным за это направ­ле­ние работы. Поэтому, с одной сто­роны, можно гово­рить о том, что система обя­за­тель­ной кате­хи­за­ции на при­хо­дах в целом сло­жи­лась и начала дей­ство­вать, с дру­гой — что в этой дея­тель­но­сти мы по-преж­нему стал­ки­ва­емся со мно­же­ством про­блем как объ­ек­тив­ного, так и субъ­ек­тив­ного харак­тера. Я рас­скажу о несколь­ких кон­крет­ных слу­чаях и тех выво­дах, кото­рые были сделаны.

Одним из самых замет­ных и радост­ных собы­тий этого года в епар­хи­аль­ной жизни стало кре­ще­ние группы огла­шен­ных в Вели­кую Суб­боту. Это кре­ще­ние было попыт­кой вос­про­из­ве­сти древ­нюю прак­тику, когда науче­ние огла­шен­ных осно­вам веры про­ис­хо­дило в тече­ние Вели­кого поста, а Кре­ще­ние совер­ша­лось на осо­бой кре­щаль­ной Литургии.

Огла­си­тель­ные заня­тия для этой группы про­во­ди­лись отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции. Перед нача­лом Вели­кого поста была набрана группа из 20 чело­век, желав­ших кре­ститься. Состав группы был раз­но­род­ным: в ней были люди раз­ного воз­раста и с раз­ным уров­нем обра­зо­ва­ния — от стар­ших школь­ни­ков до пен­си­о­не­ров. Пер­во­на­чально заня­тия заду­мы­ва­лись в виде цикла лек­ций, но раз­но­род­ность состава группы заста­вила искать дру­гой под­ход. По реко­мен­да­ции Сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции был исполь­зо­ван цикл огла­си­тель­ных бесед, состав­лен­ный свя­щен­ни­ком Дани­и­лом Сысо­е­вым. Осо­бен­ность его под­хода в том, что огла­ше­ние постро­ено как цикл живых бесед. Кате­хи­за­тор ста­ра­ется выяс­нить, какого мне­ния по тому или иному вопросу при­дер­жи­ва­ется чело­век. Если у него лож­ные пред­став­ле­ния, то кате­хи­за­тор ста­ра­ется дать ему вер­ное направ­ле­ние, чтобы огла­ша­е­мый сам с его помо­щью при­шел к пра­виль­ному пони­ма­нию веро­учи­тель­ных истин.

К моменту кре­ще­ния из два­дцати чело­век в группе оста­лось сем­на­дцать. Три чело­века, посе­тив началь­ные беседы, при­няли реше­ние отло­жить свое Кре­ще­ние на неко­то­рое время (именно отло­жить, а не отка­заться совсем).

Кре­ще­ние группы было совер­шено на Архи­ерей­ском бого­слу­же­нии в Вели­кую Суб­боту Страст­ной сед­мицы, когда Литур­гия пред­ва­ря­ется Вели­кой вечер­ней. Бого­слу­жеб­ное после­до­ва­ние чина огла­ше­ния было совер­шено пред­ва­ри­тельно, за неделю, в Верб­ное вос­кре­се­ние. Нака­нуне Кре­ще­ния была про­ве­дена испо­ве­даль­ная беседа. Само Кре­ще­ние про­ис­хо­дило во время чте­ния паре­мий, как это преду­смот­рено Уста­вом. Затем кре­щен­ные в белых одеж­дах, с горя­щими све­чами в руках, были тор­же­ственно вве­дены в храм, моли­лись за литур­гией и причащались.

Духо­вен­ство и в даль­ней­шем не остав­ляло кре­стив­шихся без вни­ма­ния, инте­ре­су­ясь, как скла­ды­ва­ется их цер­ков­ная жизнь. Боль­шин­ство из них стали при­хо­жа­нами того храма, где состо­я­лось их Крещение.

Несмотря на то, что опыт ока­зался в целом удач­ным, было несколько спор­ных момен­тов. В ходе работы сотруд­ники отдела при­шли к убеж­де­нию, что подоб­ную дея­тель­ность сле­дует про­во­дить только в храме, на при­хо­дах, при­чем при дея­тель­ном уча­стии духо­вен­ства, потому что огла­ша­е­мые – это, прежде всего, «гото­вя­щи­еся к рож­де­нию» при­хо­жане того храма, где будет совер­шено таин­ство Кре­ще­ния. Если лич­ный кон­такт у огла­ша­е­мого уста­но­вился в первую оче­редь с при­ход­ским свя­щен­ни­ком, а не с кате­хи­за­то­ром-миря­ни­ном, то это будет слу­жить опре­де­лен­ной гаран­тией все­це­лого вовле­че­ния кре­ща­е­мого в при­ход­скую жизнь.

Знаю, что во мно­гих епар­хиях при­хо­дят к дру­гим выво­дам, и на долж­но­сти при­ход­ских кате­хи­за­то­ров назна­ча­ются именно миряне, так как духо­вен­ство сильно загружено.

Рож­де­ствен­ским постом заня­тия для групп огла­шен­ных были орга­ни­зо­ваны в трех хра­мах Сара­това, а само Кре­ще­ние также было совер­шено на Архи­ерей­ском бого­слу­же­нии в Кре­щен­ский сочель­ник в Покров­ском храме. Подроб­нее об этом опыте рас­ска­жет руко­во­ди­тель отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Сара­тов­ской епар­хии свя­щен­ник Сер­гий Штур­ба­бин на одном из сек­ци­он­ных засе­да­ний 26 января.

Хотя на мно­гих при­хо­дах епар­хии кате­хи­за­ция ново­на­чаль­ных осу­ществ­ля­ется уже в тече­ние несколь­ких лет, обя­за­тель­ная под­го­товка к таин­ствам на всех при­хо­дах вве­дена с сере­дины 2010 г. Она про­во­дится на осно­ва­нии опыта, уже накоп­лен­ного в епар­хии, и подроб­ных инструк­ций Сино­даль­ного отдела. В боль­шин­стве хра­мов со взрос­лыми и под­рост­ками, жела­ю­щими кре­ститься, роди­те­лями и вос­при­ем­ни­ками детей, про­во­дится по 2 беседы. В мно­го­клир­ных при­хо­дах област­ного цен­тра и цен­траль­ных хра­мах бла­го­чи­ний огла­шен­ные посе­щают 4–5 занятий.

Так, в Покров­ском храме Сара­това, одном из круп­ней­ших при­хо­дов, не только мно­го­клир­ном, но и име­ю­щем допол­ни­тель­ные поме­ще­ния для заня­тий, все, кто про­хо­дит огла­ше­ние, раз­де­лены на две группы: пер­вая — это взрос­лые (от 14-ти лет и старше), вто­рая — крест­ные и роди­тели, кото­рые желают кре­стить своих детей. Огла­ше­ние для взрос­лых состоит из четы­рех бесед, кото­рые про­хо­дят раз в неделю в тече­ние месяца. Темы подо­браны так, что каж­дый жела­ю­щий может прийти на любую по счету беседу и, пройдя их в тече­ние месяца, окон­чить пол­ный курс. Как допол­ни­тель­ное под­спо­рье для зна­ком­ства с веро­уче­нием исполь­зу­ются фильмы, интер­нет-ресурсы, под­би­ра­ется необ­хо­ди­мая лите­ра­тура. Кре­ще­ние взрос­лых совер­ша­ется до позд­ней Литур­гии по вос­кре­се­ньям, за позд­ней Литур­гией ново­кре­щен­ные при­ча­ща­ются Свя­тых Хри­сто­вых Таин. Непо­сред­ственно перед Кре­ще­нием совер­ша­ется испо­ведь (без раз­ре­ши­тель­ной молитвы).

Для рай­он­ных цен­тров мы сочли опти­маль­ным опыт при­хода во имя вели­ко­му­че­ницы Ека­те­рины г. Ново­узен­ска, где с жела­ю­щими кре­ститься про­во­дят две разъ­яс­ня­ю­щие беседы, кото­рые про­хо­дят вече­ром в пят­ницу, чтобы на них могли прийти рабо­та­ю­щие люди. Так, одна беседа посвя­щена запо­ве­дям Божиим и запо­ве­дям бла­женств, молитве, устрой­ству храма, бого­слу­же­нию и таин­ствам Церкви. Темы вто­рой беседы — Сим­вол веры, таин­ство Кре­ще­ния, поря­док его совер­ше­ния, зна­че­ние и смысл. Дома огла­ша­е­мые про­чи­ты­вают Еван­ге­лие, учат наизусть основ­ные молитвы и Сим­вол веры, чтобы во время Кре­ще­ния про­из­не­сти его само­сто­я­тельно. Им выда­ются для само­сто­я­тель­ного изу­че­ния книги и при­ход­ские мис­си­о­нер­ские листки.

Конечно, невоз­можно уме­стить в две или даже четыре беседы систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние хри­сти­ан­ской веры. Но и за это время можно кос­нуться сердца чело­века, помочь ему понять, что он нуж­да­ется в спа­се­нии и спо­двиг­нуть к про­дол­же­нию хри­сти­ан­ской цер­ков­ной жизни — вот к этому сле­дует стре­миться, такую задачу должны ста­вить перед собой свя­щен­ники и катехизаторы-миряне.

При­меры этих и мно­гих дру­гих при­хо­дов пока­зы­вают, что обя­за­тель­ная кате­хи­за­ция на при­хо­дах не только необ­хо­дима, но и воз­можна, и что люди в боль­шин­стве своем с пони­ма­нием и заин­те­ре­со­ван­но­стью откли­ка­ются на пред­ло­же­ние свя­щен­ника позна­ко­миться с пра­во­слав­ной верой и с цер­ков­ной жизнью.

Есть несколько выво­дов, к кото­рым неиз­бежно при­хо­дит каж­дый, име­ю­щий опыт такой работы. Пер­вый из них — необ­хо­ди­мость испо­ве­даль­ной беседы перед Кре­ще­нием. Можно отме­тить, что испо­ведь ста­но­вится для мно­гих ново­кре­щен­ных наи­луч­шим сред­ством, спо­соб­ству­ю­щим дей­стви­тель­ному воцер­ко­в­ле­нию, нача­лом их цер­ков­ной жизни. Кате­хи­зи­че­ские беседы порой вос­при­ни­ма­ются как нечто отвле­чен­ное, а когда чело­век испо­ве­ду­ется, начи­на­ется его соб­ствен­ная работа на пути к Богу.

Вто­рой вывод таков: работа по обя­за­тель­ной кате­хи­за­ции нераз­рывно свя­зана с тру­дами свя­щен­ника по сози­да­нию пол­но­цен­ной при­ход­ской жизни. Воцер­ко­в­ле­ние чело­века во мно­гом зави­сит от того, что он уви­дит в храме: почув­ствует ли, что «тео­рия» хри­сти­ан­ской жизни на этом при­ходе не рас­хо­дится с «прак­ти­кой». Вопрос в том, куда мы при­ве­дем ново­об­ра­щен­ного? Если в храме бла­го­го­вейно совер­ша­ется бого­слу­же­ние, есть друж­ная община, спло­чен­ная вокруг Боже­ствен­ной литур­гии и таинств, объ­еди­нен­ная сов­мест­ными делами, в том числе делами мило­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти,— то есть если чело­век смо­жет уви­деть цер­ков­ную жизнь во всей ее пол­ноте, он с гораздо боль­шей долей веро­ят­но­сти оста­нется в этом храме. Если нет — его ничто не задер­жит в Церкви, даже если он про­слу­шал цикл пре­крас­ных лекций.

И, конечно, глав­ное, что необ­хо­димо — искрен­нее, заин­те­ре­со­ван­ное уча­стие свя­щен­ника в тру­дах по кате­хи­за­ции огла­шен­ных, его доб­рое вни­ма­ние ко всем при­хо­дя­щим людям. Мно­гие батюшки, про­слу­жив­шие на при­ходе не один год, отме­чают, что совер­ше­ние Кре­ще­ния над людьми, не под­го­тов­лен­ными к Таин­ству, не пони­ма­ю­щими его сути, остав­ляет боль в душе свя­щен­ника. Напро­тив: опыт живого обще­ния, воз­мож­ность видеть, как все­ва­ются в душу чело­века семена слова Божия, а затем при­ча­щаться с ними от одной Чаши, дают внут­рен­нее удо­вле­тво­ре­ние от про­де­лан­ной работы. Радость, кото­рую испы­ты­вает свя­щен­ник от таких тру­дов, с избыт­ком покры­вает труд­но­сти, кото­рые неиз­бежны в его слу­же­нии при уве­ли­че­нии его нагрузки.

Про­блемы, с кото­рыми стал­ки­ва­ется свя­щен­ник при про­ве­де­нии огла­ше­ния, типичны и для город­ских, и для сель­ских при­хо­дов. Во- пер­вых, низ­кий обра­зо­ва­тель­ный уро­вень людей, отсут­ствия навыка и потреб­но­сти читать книги, так назы­ва­е­мое, разо­рван­ное, «кли­по­вое» созна­ние, когда чело­веку трудно сосре­до­то­читься. В част­но­сти, поэтому кате­хи­за­торы ста­ра­ются при­ме­нять при огла­ше­нии видео­про­граммы и интер­ак­тив­ные пре­зен­та­ции, сде­лать инфор­ма­цию наглядной.

Про­блема, с кото­рой нам пред­стоит стал­ки­ваться еще дол­гое время — потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Таин­ствам, жела­ние кре­ститься «по обы­чаю» или «для здо­ро­вья», «для защиты от злых сил», отно­ше­ние к Таин­ству как к некой услуге, кото­рую за деньги должны ока­зать в церкви. К сожа­ле­нию, мы сами, духо­вен­ство много поспо­соб­ство­вали рас­про­стра­не­нию такого отно­ше­ния к Кре­ще­нию, да и к дру­гим Таин­ствам и тре­бам, в преды­ду­щие годы.

Бывают ли слу­чаи, когда чело­век не желает про­хо­дить кате­хи­за­цию и ищет храм, где ему «не будут предъ­яв­лять ника­ких усло­вий»? Бывают. Однако здесь мно­гое зави­сит от свя­щен­ника и того, кто ему помо­гает – то есть людей, кото­рые встре­чают в храме жела­ю­щего креститься.

И к нам в епар­хию, и в Пат­ри­ар­хию посту­пило несколько жалоб на духо­вен­ство, свя­зан­ных с новой практикой.

Так, по-види­мому, по-офи­цер­ски четко вос­при­нял раз­го­вор со свя­щен­ни­ком офи­цер запаса, кото­рый напра­вил в Пат­ри­ар­хию письмо сле­ду­ю­щего содер­жа­ния: «Наме­ре­ва­лись кре­стить ребенка в эту суб­боту, свя­щен­ник не отка­зал, но ска­зал, что на тер­ри­то­рии Сара­тов­ской обла­сти дей­ствует новый поря­док по допуску к обряду Кре­ще­ния, кото­рый под­ра­зу­ме­вает для крест­ных роди­те­лей 4 при­ча­ще­ния в год, 4 испо­ве­да­ния, зна­ние наизусть не менее 15 молитв со сда­чей пись­мен­ного экза­мена и необя­за­тель­ное, но доб­ро­воль­ное пожерт­во­ва­ние на нужды храма. С его слов, пока эти усло­вия не будут выпол­нены, крест­ные роди­тели не могут быть допу­щены к кре­ще­нию ребенка».

Или вот еще письмо: «Мы в вос­кре­се­нье хотели покре­стить мла­денца, но нам отка­зали. Ска­зали, что кре­ще­ние мла­денца без при­ча­ще­ния и испо­ве­да­ния роди­те­лей, а также без их уча­стия в делах дан­ной церкви – это кре­ще­ние на смерть»

Насто­я­тели хра­мов, о кото­рых идет речь в этих пись­мах, утвер­ждали, что неко­то­рые слова ими не про­из­но­си­лись вовсе, а что-то было вырвано из кон­тек­ста или непра­вильно понято. И все же я все­гда прошу духо­вен­ство пом­нить о том, что, когда нас пони­мают, как нам кажется, неверно, воз­можно, виной тому жест­кий, учи­тель­ный тон свя­щен­ника. А вме­сте с теми «допол­ни­тель­ными све­де­ни­ями», кото­рые при­шед­ший в храм чело­век полу­чает из уст наших свеч­ниц — инфор­ма­ция и в самом деле при­ни­мает в созна­нии людей, пока дале­ких от Церкви, совер­шенно искрив­лен­ное содержание.

Вопрос, кото­рый неиз­менно зада­ется духо­вен­ством на наших епар­хи­аль­ных встре­чах: кому все-таки сле­дует отка­зать в совер­ше­нии Таинств? Самая ост­рая про­блема — в том, что сего­дня самые гру­бые плот­ские грехи стали частью «нор­маль­ного образа жизни». Таким людям нужно поста­раться объ­яс­нить, почему эти грехи несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством. Ино­гда, если свя­щен­ник видит со сто­роны чело­века пол­ное непо­ни­ма­ние, неже­ла­ние пони­мать смысл Таин­ства, совер­шенно извра­щен­ные поня­тия о вере — дей­стви­тельно, надо отка­зать, но этот отказ не дол­жен быть отка­зом в пол­ном смысле этого слова, то есть запре­ще­нием. Чело­веку ни в коем слу­чае нельзя гово­рить: «Ты недо­стоин того, чтобы кре­ститься». Нужно пред­ло­жить ему подо­ждать, лучше обду­мать тот шаг, кото­рый он соби­ра­ется сде­лать. Реше­ние о том, кре­стить ли чело­века и насколько скоро, свя­щен­ник дол­жен при­ни­мать не столько на осно­ва­нии нали­чия или отсут­ствия тяж­ких гре­хов у этого чело­века, сколько на осно­ва­нии того, насколько созна­тельно и ответ­ственно он отно­сится к таин­ству Кре­ще­ния. А отка­зать в совер­ше­нии таин­ства, именно отка­зать, я думаю, можно только в том слу­чае, если чело­век выра­жает свое пре­не­бре­же­ние к Церкви, кощун­ствует. Навер­ное, каж­дый свя­щен­ник с такими слу­ча­ями встречался.

Я уже гово­рил, что зна­чи­тель­ную помощь в орга­ни­за­ции систе­ма­ти­че­ской работы на при­хо­дах по под­го­товке людей к Таин­ствам нам ока­зали подроб­ные инструк­ции Сино­даль­ного отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции. Но было в них и то, с чем мы не смогли согла­ситься, в част­но­сти, пред­ло­же­ние об уста­нов­ле­нии двух­ме­сяч­ного испы­та­тель­ного срока перед таин­ством вен­ча­ния и подачи пред­ва­ри­тель­ного заяв­ле­ния по образцу того, кото­рое пода­ется в органы ЗАГСа. Мы должны учи­ты­вать, что наш народ страшно устал от вся­кого рода фор­маль­но­стей. Прак­ти­че­ски любое дело в наше стране, в том числе и вступ­ле­ние в брак, и так свя­зано с оформ­ле­нием огром­ного коли­че­ства доку­мен­тов и хож­де­нием по инстан­циям. Душев­ная уста­лость людей от этого при­во­дит к их озлоб­ле­нию. И если в Церкви они уви­дят хотя бы подо­бие того же фор­ма­лизма, они про­сто «взры­ва­ются», разо­ча­ро­вы­ва­ются и ухо­дят. Конечно, свя­щен­нику нужно про­во­дить беседы с людьми, жела­ю­щими вен­чаться (кстати, сего­дня их очень немного), нужно объ­яс­нять им, что такое хри­сти­ан­ский брак, и что такое таин­ство вен­ча­ния — что это не про­сто кра­си­вый обряд, на кото­рый можно прийти в пере­рыве между засто­льем. Но двух­ме­сяч­ный испы­та­тель­ный срок — на мой взгляд, уже «бре­мена неудобоносимые».

Может быть, надо честно отве­тить для себя на такие вопросы. Желаем ли мы от сердца, чтобы как можно больше наших совре­мен­ни­ков узнали свою веру, стали по-насто­я­щему людьми Церкви — да, конечно. Ста­вим ли мы своей целью, по образцу ста­ро­об­ряд­цев, пол­но­стью пре­кра­тить совер­ше­ние Таинств над людьми, пока еще нево­цер­ко­в­лен­ными или отно­ся­щи­мися к вере неглу­боко? Навер­ное, нет. Поэтому надо ста­раться под­хо­дить к этой работе взве­шенно и не допус­кать кон­фликт­ных ситу­а­ций. Не воз­ла­гать на людей «неудо­бо­но­си­мые бре­мена», иначе они будут ходить из одного храма в дру­гой в поис­ках более лег­ких, удоб­ных путей, даже ездить кре­ститься и вен­чаться в дру­гие города и села, как это было в Совет­ском Союзе, когда для того, чтобы кре­стить ребенка, люди ездили из горо­дов в глу­хие деревни, где можно было не предъ­яв­лять пас­пор­тов и не бояться, что о кре­сти­нах узнают в парт­коме или проф­коме. Но и духо­вен­ству ни в коем слу­чае не сле­дует пре­не­бре­гать сво­ими обязанностями.

К сожа­ле­нию, я вынуж­ден ска­зать и о том, что сего­дня мы не можем добиться одно­вре­мен­ного испол­не­ния духо­вен­ством реко­мен­да­ций свя­щен­но­на­ча­лия о про­ве­де­нии обя­за­тель­ной кате­хи­за­ции. Это очень плохо, но это так, и виной тому – низ­кая испол­ни­тель­ская дис­ци­плина нашего духо­вен­ства. Все еще встре­ча­ются слу­чаи, когда люди, кото­рым пред­ло­жили посе­тить ряд заня­тий, направ­ля­лись в дру­гой храм, где их кре­стили «по факту оплаты».

Однако я убеж­ден, что если мы, всей Цер­ко­вью, будем про­дол­жать систе­ма­ти­че­скую работу по под­го­товке к таин­ствам наших при­хо­жан, про­явим посто­ян­ство, неко­то­рую неот­ступ­ность, то нам удастся изме­нить ситу­а­цию к лучшему.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки