Подготовка к венчанию на Кубани

Подготовка к венчанию на Кубани


“Брак есть Таин­ство, в кото­ром, при сво­бод­ном пред Свя­щен­ни­ком и Цер­ко­вью обе­ща­нии жени­хом и неве­стою вза­им­ной их супру­же­ской вер­но­сти, бла­го­слов­ля­ется их супру­же­ский союз, во образ духов­ного союза Хри­ста с Цер­ко­вию, и испра­ши­ва­ется им бла­го­дать чистого еди­но­ду­шия, к бла­го­сло­вен­ному рож­де­нию и хри­сти­ан­скому вос­пи­та­нию детей”.

 

Оглав­ле­ние

 

Таинство брака

“Брак есть Таин­ство, в кото­ром, при сво­бод­ном пред Свя­щен­ни­ком и Цер­ко­вью обе­ща­нии жени­хом и неве­стою вза­им­ной их супру­же­ской вер­но­сти, бла­го­слов­ля­ется их супру­же­ский союз, во образ духов­ного союза Хри­ста с Цер­ко­вию, и испра­ши­ва­ется им бла­го­дать чистого еди­но­ду­шия, к бла­го­сло­вен­ному рож­де­нию и хри­сти­ан­скому вос­пи­та­нию детей”. О том, что брак дей­стви­тельно явля­ется Таин­ством, сви­де­тель­ствует ап. Павел:
“… оста­вит чело­век отца сво­его и матерь и при­ле­пится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” (Еф. 5, 31—32) В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии брак не есть сред­ство для дости­же­ния неко­то­рых целей, напри­мер, про­дол­же­ния чело­ве­че­ского рода, но цель в себе. Брак в хри­сти­ан­стве имеет и осо­бое рели­ги­оз­ное изме­ре­ние. По воле Творца чело­ве­че­ская при­рода раз­де­лена на два пола, две поло­вины, ни одна из кото­рых в отдель­но­сти не обла­дает пол­но­той совер­шен­ства. В браке супруги вза­имно обо­га­щают друг друга свой­ствами и каче­ствами, при­су­щими сво­ему полу, и таким обра­зом обе сто­роны брач­ного союза, ста­но­вясь “одной пло­тью” (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5–6), то есть еди­ным духовно-телес­ным суще­ством, дости­гают совершенства.

Хри­сти­ан­скую семью назы­вают “малой Цер­ко­вью”, и это не про­сто мета­фора, но выра­же­ние самой сущ­но­сти вещей, ибо в браке имеет место тот же тип един­ства людей, что и в Церкви, “боль­шой семье”, — еди­не­ние в любви по образу Лиц Пре­свя­той Троицы.

Основ­ная цель жизни чело­века — услы­шать обра­щен­ный к нему при­зыв Божий и отве­тить на него. Но для того чтобы отве­тить на этот зов, чело­век дол­жен совер­шить акт само­от­ре­че­ния, отверг­нуться сво­его эго­изма, научиться жить ради дру­гих. Этой цели и слу­жит хри­сти­ан­ский брак, в кото­ром супруги пре­одо­ле­вают свою гре­хов­ность и при­род­ную огра­ни­чен­ность “ради того, чтобы жизнь могла осу­ще­ствиться как любовь и само­от­дача”. Поэтому хри­сти­ан­ский брак не уда­ляет чело­века от Бога, а при­бли­жает к Нему. Брак в хри­сти­ан­стве рас­смат­ри­ва­ется как сов­мест­ный путь супру­гов в Цар­ствие Божие.

Но хри­сти­ан­ство, кото­рое высоко ценит брак, в то же время осво­бож­дает чело­века и от необ­хо­ди­мо­сти брач­ной жизни. В хри­сти­ан­стве суще­ствует и аль­тер­на­тив­ный путь в Цар­ство Божие — дев­ство, пред­став­ля­ю­щее собой отказ от есте­ствен­ного само­от­ре­че­ния в любви, како­вым явля­ется брак, и выбор более ради­каль­ного пути через послу­ша­ние и аскезу, на кото­ром обра­щен­ный к чело­веку при­зыв Божий ста­но­вится для него един­ствен­ным источ­ни­ком существования.

“Дев­ство лучше супру­же­ства, если кто может в чистоте сохра­нить оное”. Однако путь дев­ства досту­пен не для всех, ибо тре­бует осо­бого избранничества:
“… не все вме­щают слово сие, но кому дано… Кто может вме­стить, да вме­стит” (Мф. 19, 11—12). При этом дев­ство и брак в хри­сти­ан­стве нрав­ственно не про­ти­во­по­став­ля­ются. Дев­ство выше брака не потому, что брак как тако­вой заклю­чает в себе нечто гре­хов­ное, а в силу того, что в суще­ству­ю­щих усло­виях жизни чело­века путь дев­ства откры­вает боль­шие воз­мож­но­сти для все­це­лой отдачи себя Богу:
“Неже­на­тый забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду; а жена­тый забо­тится о мир­ском, как уго­дить жене” (1 Кор. 7, 32—33). Цер­ков­ные каноны (пра­вила 1,4, 13 Ган­гр­ского Собора, IV в.) пред­по­ла­гают стро­гие пре­ще­ния но отно­ше­нию к тем, кто гну­ша­ется бра­ком, то есть отка­зы­ва­ется от брач­ной жизни не ради подвига, а потому, что счи­тает брак недо­стой­ным хри­сти­а­нина. В хри­сти­ан­стве и дев­ство, и брак равно при­зна­ются и почи­та­ются как два пути, веду­щие к одной цели.

Катехизаторские занятия перед Таинством Венчания

Пред­ла­га­е­мые темы занятий:

1 заня­тие:

  1. Изло­же­ние пра­во­слав­ного вероучения.
  2. Пре­пят­ствия к Вен­ча­нию (При­ло­же­ние 3).
  3. Три этапа ста­нов­ле­ния креп­кой семьи (жених и неве­ста, муж и жена, отцов­ство и мате­рин­ство). (книга свящ. Илии Шуга­ева «Один раз и на всю жизнь. Беседы со стар­ше­класс­ни­ками о браке, семье и детях.
    Стр. 34–38).
  4. Роди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние на брак (учеб­ное посо­бие «Куль­тура семьи» — г. Кострома, стр. 51–56).

2 заня­тие:

  1. Таин­ство Вен­ча­ния. Как под­го­то­виться к таин­ству? Настав­ле­ния пра­во­слав­ным супру­гам (учеб­ное посо­бие «Куль­тура семьи» — г. Кострома, стр. 57–62).
  2. Кто глава семьи? Хри­сти­ан­ская антро­по­ло­гия полов. Раз­ные, вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щие свой­ства муж­чин и жен­щин, ответ­ствен­ность мужа в т. ч. и за аборт (книга свящ. Илии Шуга­ева «Один раз и на всю жизнь. Беседы со стар­ше­класс­ни­ками о браке, семье и детях. Стр. 117–128).
  3. Сек­реты семей­ного сча­стья. Семей­ные доб­ро­де­тели (учеб­ное посо­бие «Куль­тура семьи» — г. Кострома, стр. 191–198 и стр. 177–181).

3 заня­тие:

  1. Грехи про­тив семьи. Сожи­тель­ство до брака. Аборты. (книга свящ. Илии Шуга­ева «Один раз и на всю жизнь. Беседы со стар­ше­класс­ни­ками о браке, семье и детях. Стр. 61–80).
  2. Кон­фликты в семье и пути их пре­одо­ле­ния (учеб­ное посо­бие «Куль­тура семьи» — г. Кострома, стр. 80–89).
  3. Свя­тые покро­ви­тели семьи. (учеб­ное посо­бие «Куль­тура семьи» — г. Кострома, стр. 97–105).

 

Анкета для желающих совершить Таинство Венчания

Вопросы для жениха

1. Ф.И.О. ___________________________________________________________________
2. Дата рож­де­ния ____________________________________________________________
3. Адрес про­жи­ва­ния, теле­фон ________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Ф.И.О. сви­де­те­лей _________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Све­де­ния о госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции брака (номер сви­де­тель­ства, дата и место реги­стра­ции) ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Какой по счету брак? ________________________________________________________
7. Если брак не пер­вый, оформ­лен ли раз­вод? ____________________________________
8. Были ли вен­чаны в пер­вом браке? ____________________________________________
9. Сколько раз в тече­ние послед­него года при­сту­пали к Таин­ствам Испо­веди и Свя­того Причастия?________________________________________________________________
10. Как часто посе­ща­ете храм?___________________________________________________
11. Име­ются ли кано­ни­че­ские пре­пят­ствия для вступ­ле­ния в брак (кров­ное или духов­ное род­ство и т.п.)?_____________________________________________________________
12. Готовы ли посе­щать под­го­то­ви­тель­ные заня­тия перед вен­ча­нием? ________________
13. Пред­по­ла­га­е­мая дата Вашего вен­ча­ния ________________________________________

«____»_______________________ 20___ г.

___________________________________
(Ф.И.О. и под­пись жениха)

Вопросы для невесты

1. Ф.И.О. ________________________________________________________________________
2. Дата рож­де­ния ________________________________________________________________
3. Адрес про­жи­ва­ния, теле­фон _____________________________________________________
______________________________________________________________________________
4. Какой по счету брак?____________________________________________________________
5. Если брак не пер­вый, оформ­лен ли раз­вод? ________________________________________
6. Были ли вен­чаны в пер­вом браке? _______________________________________________
7. Сколько раз в тече­ние послед­него года при­сту­пали к Таин­ствам Испо­веди и Свя­того Причастия?___________________________________________________________________
8. Как часто посе­ща­ете храм?______________________________________________________
9. Име­ются ли кано­ни­че­ские пре­пят­ствия для вступ­ле­ния в брак (кров­ное или духов­ное род­ство и т.п.)? _______________________________________________________________
10. Готовы ли посе­щать под­го­то­ви­тель­ные заня­тия перед венчанием?___________________

«____»_______________________ 20___ г.

___________________________________
(Ф.И.О. и под­пись невесты)

 

Прошение на совершение Таинства Венчания и подготовки к Таинству

Насто­я­телю храма
________________________________
________________________________

________________________________

Про­ше­ние на совер­ше­ние Таин­ства Вен­ча­ния и под­го­товки к Таинству

Прошу Вашего бла­го­сло­ве­ния на про­хож­де­ние под­го­товки и совер­ше­ние Таин­ства Венчания

___________________________________________________
(Ф.И.О. жениха)

с неве­стой  __________________________________________________________
(Ф.И.О. невесты)

в Вашем храме «____» _______________ 20___ года.

Зная, что Бог в Свя­щен­ном Писа­нии учит супру­гов сохра­нять пожиз­нен­ную вер­ность и нерас­тор­жи­мость пра­во­слав­ного брака, осно­вы­ва­ясь на сло­вах Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает» (Еван­ге­лие от Мат­фея 19:6), а также что раз­вод осуж­да­ется Цер­ко­вью как грех, ибо он при­но­сит тяж­кие душев­ные стра­да­ния супру­гам и детям, готовы вме­сте с буду­щей супру­гой пройти соот­вет­ству­ю­щие под­го­то­ви­тель­ные заня­тия в тече­ние одного месяца перед Таин­ством Венчания.

«____» __________________20__ г.

____________________________________            ___________________________________
Ф.И.О. и под­пись жениха                                                  Ф.И.О. и под­пись невесты

 

О мерах по повышению ответственности вступления в церковный брак

По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­лита Ека­те­ри­но­дар­ского и Кубан­ского Иси­дора во всех хра­мах Кубани орга­ни­зо­ваны под­го­то­ви­тель­ные беседы свя­щен­ни­ков с моло­дыми парами, гото­вя­щи­мися к таин­ству вен­ча­ния. В связи с этим бра­чу­ю­щи­еся должны за месяц до вен­ча­ния обра­титься в храм и в тече­ние этого вре­мени посе­тить под­го­то­ви­тель­ные занятия.

Дан­ное опре­де­ле­ние было при­нято на осно­ва­нии уче­ния Нового Завета о том, что цер­ков­ные таин­ства дей­ствуют на чело­века не сами по себе, а в зави­си­мо­сти от соб­ствен­ной веры чело­века («По вере вашей да будет вам» (Мф.3,29), «без веры уго­дить Богу невоз­можно» (Евр.11,6) и др.), а также во испол­не­ние реше­ния Архи­ерей­ского Собора РПЦ 2008 года, кото­рый при­звал всех вер­ных чад рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «сви­де­тель­ство­вать о гре­хов­ной при­роде “граж­дан­ских бра­ков” и защи­щать хри­сти­ан­скую семью».

Меры по уси­ле­нию под­го­товки жела­ю­щих всту­пить в цер­ков­ный брак пред­при­няты неслу­чайно. Сей­час, когда рушатся все обще­ствен­ные устои, и народ страж­дет под гне­том соб­ствен­ной без­нрав­ствен­но­сти и без­ду­хов­но­сти, мы не имеем права обхо­дить вни­ма­нием край­нюю ослаб­лен­ность совре­мен­ной семьи. Либе­раль­ный под­ход к семье, кото­рый выра­жа­ется в добрач­ных и вне­брач­ных поло­вых свя­зях, абор­тах, кон­тра­цеп­ции и как след­ствие в отказе от рож­де­ния детей, вся эта пагуб­ная совре­мен­ная прак­тика, неми­ну­емо при­во­дит не только к умень­ше­нию чис­лен­но­сти насе­ле­ния страны, но и к её нрав­ствен­ной дегра­да­ции. В резуль­тате без­ду­хов­но­сти мы выми­раем как нация: насе­ле­ние сокра­ща­ется на два мил­ли­она в год.

Пора­жает ста­ти­стика раз­во­дов — в Рос­сии из пяти бра­ков три раз­вода; рас­тет число так назы­ва­е­мых «граж­дан­ских бра­ков», а по сути блуд­ных сожи­тельств, и как резуль­тат: наме­рен­ное пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти и убий­ство ребенка, посред­ством кото­рых уни­что­жа­ется семья. Чтобы изме­нить ситу­а­цию к луч­шему, всем здо­ро­вым силам обще­ства необ­хо­димо очень глу­боко осо­знать дан­ную про­блему и как можно ско­рее начать актив­ную работу по духовно-нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию и рели­ги­оз­ному про­све­ще­нию совре­мен­ной семьи.

Поже­лав­шим всту­пить в цер­ков­ный брак теперь необ­хо­димо забла­го­вре­менно подать соот­вет­ству­ю­щее про­ше­ние на имя насто­я­теля при­ход­ского храма, в кото­ром они решили обвен­чаться, и запол­нить соот­вет­ству­ю­щие анкеты. В анке­тах жениху и неве­сте нужно будет пись­менно под­твер­дить свою реши­мость со всей серьез­но­стью подойти к пред­сто­я­щим заня­тиям и рели­ги­озно-про­све­ти­тель­ским беседам.

В содер­жа­ние про­во­ди­мых бесед будет вхо­дить: объ­яс­не­ние основ пра­во­слав­ного веро­уче­ния, сущ­но­сти вен­ча­ния, разъ­яс­не­ние ответ­ствен­но­сти моло­дых супру­гов перед Богом и друг перед дру­гом, о недопустимости
раз­вода, о зна­чи­мо­сти полу­чен­ной бла­го­дати Божией, необ­хо­ди­мо­сти хра­нить и воз­гре­вать её посред­ством регу­ляр­ной рели­ги­оз­ной жизни через молитву дома и в храме, уча­стие в дру­гих таин­ствах Церкви, чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния и духов­ной лите­ра­туры. Во время под­го­то­ви­тель­ных бесед бра­чу­ю­щимся будет ука­зано на типич­ные ошибки в семей­ной жизни, а также методы их раз­ре­ше­ния и профилактики.

В тече­ние всего срока под­го­товки свя­щен­ники кубан­ской епар­хии будут уде­лять осо­бое вни­ма­ние и заботу жениху и неве­сте, разъ­яс­нять непо­нят­ные вопросы, гото­вить моло­дых к испо­веди и Св. При­ча­стию перед вен­ча­нием, а также ука­зы­вать на пре­пят­ствия к совер­ше­нию Вен­ча­ния, кото­рыми явля­ется: отсут­ствие реги­стра­ции в ЗАГСе, духов­ное род­ство, про­ис­хо­дя­щее через вос­при­я­тие кем-либо кре­ща­е­мого при Свя­том Кре­ще­нии, кров­ное род­ство и др.

Цир­ку­ля­ром Мит­ро­по­лита Иси­дора в исклю­чи­тель­ных слу­чаях пред­по­ла­га­ется сокра­ще­ние срока под­го­товки к таин­ству вен­ча­ния (напри­мер, отправка жениха на воен­ные дей­ствия, пере­езд в дру­гую страну, где отсут­ствует Пра­во­слав­ная Цер­ковь и т. п.). В этих и им подоб­ным слу­чаях насто­я­телю храма предо­став­лено право сокра­тить месяч­ный срок под­го­товки всту­па­ю­щих в цер­ков­ный брак и сде­лать об этом подроб­ную запись в соот­вет­ству­ю­щем жур­нале. Однако при всех выше­ука­зан­ных слу­чаях по бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щего Мит­ро­по­лита сокра­ще­ние коли­че­ства под­го­то­ви­тель­ных бесед с вен­ча­ю­щи­мися, счи­та­ется недопустимым.

Перед нами стоит общая задача: всеми доступ­ными для нас сред­ствами учить под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние тому, что в этом меня­ю­щемся мире, можно не только создать, но и сохра­нить насто­я­щую счаст­ли­вую семью. Семью, где после заклю­че­ния брака, пер­вые и глав­ней­шие обя­зан­но­сти мужа и жены заклю­ча­ются в том, что они двое должны жить друг для друга, и что это больше уже не две жизни, а одна, где каж­дый до конца своей жизни несет свя­щен­ную ответ­ствен­ность за сча­стье и выс­шее благо дру­гого и своих детей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки