Приходское консультирование как форма катехизации – прот. Александр Зелененко

Приходское консультирование как форма катехизации – прот. Александр Зелененко


За послед­ние годы зна­чи­тельно уве­ли­чился при­ток людей в пра­во­слав­ные храмы, мно­гие теперь (при­мерно 80% Рос­сиян) кре­щены, неко­то­рые повен­ча­лись, но каче­ство их веры, уро­вень зна­ний, мера цер­ков­ного опыта и хри­сти­ан­ской жизни оста­ется пока на очень низ­ком, самом началь­ном уровне.

(Реко­мен­да­ции и опыт цер­ков­ных при­хо­дов Санкт-Петер­бург­ской Епархии)
Изда­ется по бла­го­сло­ве­нию Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шего Вла­ди­мира, Мит­ро­по­лита Санкт-Петер­бург­ского и Ладожского

1. Осо­бен­но­сти рели­ги­оз­ного ожив­ле­ния в совре­мен­ном нецер­ков­ном обществе

За послед­ние годы зна­чи­тельно уве­ли­чился при­ток людей в пра­во­слав­ные храмы, мно­гие теперь (при­мерно 80% Рос­сиян) кре­щены, неко­то­рые повен­ча­лись, но каче­ство их веры, уро­вень зна­ний, мера цер­ков­ного опыта и хри­сти­ан­ской жизни оста­ется пока на очень низ­ком, самом началь­ном уровне. По извест­ному выра­же­нию про­то­и­е­рея Геор­гия Фло­ров­ского: «Русь вновь кре­щена, но не про­све­щена и совсем (в мас­шта­бах страны) невоцерковлена».

Такое ожив­ле­ние рели­ги­оз­ной, но отнюдь не цер­ков­ной жизни тре­во­жит, и сви­де­тель­ствует ско­рее не столько о бого­угод­ной вере, как о поиске жиз­нен­ной опоры и неуве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне при кри­зис­ном состо­я­нии общества.

В резуль­тате в цер­ковь часто обра­ща­ются как к «ско­рой помощи», от жиз­нен­ных невзгод и потря­се­ний, люди, счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ными, но не име­ю­щие доста­точ­ного пред­став­ле­ния о Боге, о Церкви, Ее веро­уче­нии, бого­слу­же­нии, таин­ствах, про­слав­лен­ных свя­тых и связи Ее с лич­ной и обще­ствен­ной жиз­нью. Обычно у таких людей в раз­лич­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях при­хо­дя­щих в храм воз­ни­кает мно­же­ство вопро­сов, порой оста­ю­щихся не раз­ре­шен­ными, и воз­ни­кает боль­шая веро­ят­ность болез­нен­ного «ухода в себя», ухода к ино­слав­ным, ино­вер­ным или вовле­че­ния в оккульт­ные группы и деструк­тив­ные секты, кото­рые открыто, умело, и хватко про­па­ган­ди­руют себя.

 

1.1. Акту­аль­ность исполь­зо­ва­ния совре­мен­ных мето­дов в мис­си­о­нер­ской и кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти Церкви

На Епар­хи­аль­ном собра­нии города Москвы 2004 года свя­тей­ший пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий отме­тил, что перед нами откры­ва­ется необъ­ят­ное поле для мис­си­о­нер­ских тру­дов: «Во мно­гие храмы сто­лицы при­хо­дит огром­ное коли­че­ство людей нево­цер­ко­в­лен­ных – как моск­ви­чей, так и при­ез­жих. (Это харак­терно теперь для боль­шин­ства город­ских хра­мов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви) Боль­шин­ство из них пред­ста­ви­тели моло­дого поко­ле­ния. Они при­хо­дят из любо­пыт­ства и ухо­дят, быть может, навсе­гда, ничем не заин­те­ре­со­вав­шись все­рьез. Но если бы мы отно­си­лись к сво­ему храму как к мис­си­о­нер­ской тер­ри­то­рии, то сколько людей обрели бы веру и при­об­щи­лись ко Хри­сту! Очень часто нецер­ков­ные люди, объ­яс­няя свою отстра­нен­ность от Церкви, ссы­ла­ются на то, что их сму­щают и соблаз­няют стро­гие тре­бо­ва­ния (и при­дирки), предъ­яв­ля­е­мые к ним в храме.… Если мы не хотим поте­рять моло­дых людей для Церкви, то должны отно­ситься к ним с теп­ло­той и вни­ма­нием, стре­миться уви­деть за внеш­ней холод­но­стью и насто­ро­жен­но­стью живую душу, жаж­ду­щую теп­лого слова и обра­щен­ную к Богу. Сви­де­тель­ство миру о Хри­сте ста­но­вится нашей глав­ной зада­чей. Нужда в еван­гель­ской про­по­веди осо­бенно сильна в круп­ных горо­дах. При этом сле­дует иметь в виду, что мис­си­о­нер­ство на неко­гда пра­во­слав­ных тер­ри­то­риях, «вто­рич­ная хри­сти­а­ни­за­ция», тре­бует новых под­хо­дов и мето­дов и спе­ци­аль­ной под­го­товки про­по­вед­ни­ков (мис­си­о­не­ров, кате­хи­за­то­ров, педа­го­гов), кото­рым при­дется тру­диться в усло­виях совре­мен­ного мегаполиса».

О про­блеме необ­хо­ди­мой помощи при началь­ном воцер­ко­в­ле­нии мирян свя­тей­ший пат­ри­арх ска­зал: «90‑е годы про­шлого века были отме­чены живым инте­ре­сом рос­сий­ского обще­ства к Церкви, и моло­дые люди пер­выми при­шли в храм. Но кто их там встре­тил? Злые ста­рушки и стро­гие батюшки, кото­рые потре­бо­вали от них выпол­не­ния внеш­них форм бла­го­че­стия, часто без объ­яс­не­ния их внут­рен­него содер­жа­ния и смысла. По этой при­чине мно­гие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чая­ния и стремления.

Сле­дует стре­миться к такому устро­е­нию при­ход­ской жизни, чтобы вся­кий при­хо­дя­щий в храм мог хотя бы на мгно­ве­ние при­об­щиться к той радо­сти о Хри­сте Вос­крес­шем, кото­рой испол­нено Христианство».

О доб­ро­же­ла­тель­ной под­держке людей, дела­ю­щих пер­вые шаги в Церкви гово­рил в своем ито­го­вом выступ­ле­нии на цер­ковно-обще­ствен­ном форуме «Духовно-нрав­ствен­ные основы демо­гра­фи­че­ского раз­ви­тия Рос­сии» и про­то­и­е­рей Дмит­рий Смир­нов в октябре 2004 года.

О необ­хо­ди­мо­сти учре­жде­ния в хра­мах кон­суль­та­тив­ных пунк­тов в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни для пер­вич­ных кате­хи­зи­че­ских бесед с нево­цер­ко­в­лен­ными людьми, было реко­мен­до­вано и в ито­го­вом доку­менте мис­си­о­нер­ской кон­фе­рен­ции «Цер­ков­ные суе­ве­рия». (СПб. Цер­ков­ный вест­ник № 6–7, 2006г.), про­хо­див­шей 18 мая 2006 года в Свято-Тро­иц­кой Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре Санкт-Петер­бург­ской епархии.

В своей книге «Цер­ковь и моло­дежь: неиз­бе­жен ли кон­фликт?», диа­кон Андрей Кураев вновь под­твер­ждает важ­ность т.н. дежур­ных-помощ­ни­ков для ново­на­чаль­ных: «Мне кажется, было бы здо­рово, если бы в наших хра­мах были вве­дены послу­ша­ния «ака­лу­фов» – людей, сто­я­щих и встре­ча­ю­щих у две­рей в храм, как это было в древ­ней Церкви. Эти люди могли бы попарно дежу­рить у входа в храм, осо­бенно в такие дни, когда могут зайти «захо­жане», нуж­да­ю­щи­еся в под­сказке, кото­рые про­кла­ды­вают свою тро­почку в храм».

 

2. Обос­но­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти при­ход­ского консультирования

«…как могу разу­меть (чита­е­мое),

если кто не наста­вит меня? (Деян. 8, 31)

 

Основ­ная часть совре­мен­ных веру­ю­щих, кре­ще­ных людей, очень мало­цер­ковна и далеко не соот­вет­ствует тем тре­бо­ва­ниям, кото­рые предъ­яв­ля­лись к настав­ля­е­мым в вере – огла­шен­ным, перед кре­ще­нием, в древ­ней Церкви во вре­мена свя­ти­теля Кирилла Иеру­са­лим­ского, автора огла­си­тель­ных поуче­ний, жив­шего в IV веке.

В насто­я­щее время, когда в Вос­крес­ных шко­лах обу­ча­ется менее 1% из общего числа уча­щихся госу­дар­ствен­ных школ, где охват уча­щихся пре­по­да­ва­нием Основ Пра­во­слав­ной Куль­туры ката­стро­фи­че­ски мал и явно про­бук­со­вы­вает, вопрос кате­хи­за­ции, духов­ного про­све­ще­ния с целью воцер­ко­в­ле­ния ново­кре­ще­ных стоит как нико­гда остро.

Хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние в ХХ веке ока­за­лось прак­ти­че­ски раз­ру­шен­ным, воз­никла про­блема озна­ком­ле­ния и обу­че­ния основ­ной массы кре­ще­ных людей с осно­вами пра­во­слав­ного веро­уче­ния и миро­воз­зре­ния. В без­уклад­ных совре­мен­ных семьях без пре­ем­ства хри­сти­ан­ских тра­ди­ций это теперь не осу­ществ­ля­ется. Уже давно пере­стали дей­ство­вать тра­ди­ци­он­ные внут­ри­се­мей­ные рычаги вос­пи­та­ния детей в вере, и потому истин­ное вхож­де­ние их в цер­ков­ную жизнь, в пол­ноту бого­об­ще­ния стало более трудным.

Все это тре­бует со сто­роны Церкви новых под­хо­дов и форм помощи вновь при­хо­дя­щим, осо­бого вни­ма­ния, заботы, такта и любви, чтобы им стать на путь спасения.

Опыт совре­мен­ной при­ход­ской жизни пока­зал, что наи­бо­лее эффек­тив­ной фор­мой такой помощи при воцер­ко­в­ле­нии ново­на­чаль­ных хри­стиан явля­ется служба при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния, орга­ни­зо­ван­ная силами цер­ковно-гра­мот­ных, опыт­ных, бла­го­че­сти­вых мирян под руко­вод­ством духовенства.

Вот уже более 15 лет на пути к Богу кре­ще­ные люди от слу­чая к слу­чаю посе­щают пра­во­слав­ные храмы, но мно­гие так и не при­ви­ва­ются к Церкви, не обре­тают сво­его при­хода, духов­ного окорм­ле­ния, пол­но­кров­ной духов­ной жизни. Годами, деся­ти­ле­ти­ями, а порой и всю жизнь такие «пра­во­слав­ные» оста­ются в кате­го­рии «захо­жан».

С гру­стью при­хо­дится слы­шать от людей: «при­шел в храм с бедой и мно­же­ством недо­умен­ных вопро­сов: что делать, как посту­пить?, а встре­тили грубо, и долж­ного ответа не получил…».

Обыч­ные кре­ще­ные, но не цер­ков­ные люди при­хо­дят в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни в пере­пол­нен­ный храм (осо­бенно в густо­на­се­лен­ных, т.н. «спаль­ных» рай­о­нах города), когда свя­щен­ни­кам неко­гда выслу­шать и отве­тить на насущ­ные вопросы таких «при­хо­жан». В такие пере­гру­жен­ные для храма дни, его слу­жа­щим и работ­ни­кам фак­ти­че­ски и физи­че­ски трудно отве­тить всем. А по дороге домой таких людей могут встре­тить бап­ти­сты, адвен­ти­сты, иего­ви­сты…, и отве­тить на все их вопросы, при­чем куль­турно и «ком­пе­тентно».

Поль­зу­ясь недо­ста­точ­но­стью духов­ного про­све­ще­ния обще­ства в рели­ги­оз­ных вопро­сах и нашим нера­де­нием в этом, непро­шен­ные про­по­вед­ники раз­ных мастей сеют пле­велы своих уче­ний, стре­мясь отторг­нуть от Пра­во­сла­вия как можно больше людей, в том числе и кре­ще­ных. Можно ли при этом оста­вить без вни­ма­ния и чело­ве­че­ского обще­ния, только что потя­нув­ше­гося в Божий храм? Как не встре­тить, не отве­тить, не выслу­шать, не уте­шить, если за этим чело­век и шел в храм; ведь девиз Церкви: «…при­хо­дя­щего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37).

За послед­ние годы все более мощ­ный, все­о­хват­ный и деструк­тив­ный харак­тер вли­я­ния на нрав­ствен­ное состо­я­ние обще­ства имеют СМИ. Это насто­я­щая «инду­стрия зла», явно или заву­а­ли­ро­вано про­па­ган­ди­ру­ю­щие без­нрав­ствен­ные не тра­ди­ци­он­ные для Рос­сиян цен­но­сти, нехри­сти­ан­ский образ мыш­ле­ния, отно­ше­ний и жизни. Все это дей­ствует духовно-дез­ори­ен­ти­ру­юще и повре­жда­юще, при утра­чен­ной у боль­шин­ства людей за совет­ский период пра­во­слав­ной веры, отсут­ствии хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, куль­тур­ных тра­ди­ций, зна­ния и опыта цер­ков­ной жизни.

Цер­ковь обя­зана нахо­дить дей­ствен­ные пути и формы воцер­ко­в­ле­ния кре­ще­ной части обще­ства, одной из них должно быть при­ход­ское консультирование.

Мно­го­лет­ний опыт при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния пока­зал необы­чай­ную важ­ность и вос­тре­бо­ван­ность таких служб. Это – серьез­ная помощь Церкви людям, дела­ю­щим пер­вые шаги к храму.

 

3. При­ход­ское консультирование

Его цель заклю­ча­ется в ока­за­нии необ­хо­ди­мой помощи при началь­ном воцер­ко­в­ле­нии мирян. Глав­ный смысл в про­яв­ле­нии живого чело­ве­че­ского уча­стия в ответ­ствен­ный момент дви­же­ния души к Богу. При этом перед кон­суль­тан­том стоит ряд задач:

– ока­зать при­хо­дя­щим доб­ро­же­ла­тель­ный радуш­ный прием, и рас­по­ло­жить к общению;

– по суще­ству отве­тить на зада­ва­е­мые вопросы;

– ука­зать, где и что рас­по­ла­га­ется в храме;

– сори­ен­ти­ро­вать в дей­ствиях и пове­де­нии в храме;

– дать необ­хо­ди­мые советы;

– заин­те­ре­со­вать и пред­ло­жить необ­хо­ди­мую помощь по нуж­дам человека;

– поре­ко­мен­до­вать регу­лярно читать духов­ную лите­ра­туру, молиться, посе­щать храм, испо­ве­до­ваться и причащаться;

 

3.1. Кате­го­рии людей нуж­да­ю­щихся в кон­суль­та­тив­ной помощи 

«И вы – тело Хри­стово, а порознь – члены.

…Но Бог сораз­ме­рил тело, вну­шив о менее совер­шен­ном боль­шее попе­че­ние, дабы не было раз­де­ле­ния в теле, а все члены оди­на­ково забо­ти­лись друг о друге.»

(1Кор. 12, 27; 24–25)

 

Нуж­да­ю­щи­еся в кон­суль­та­тив­ной помощи чаще всего кре­щены, но не настав­лен­ные в вере (не огла­шен­ные долж­ным обра­зом, а их боль­шин­ство), не при­об­щены к цер­ков­ной жизни, т.н. «захо­жане», дела­ю­щие пер­вые шаги на пути к Богу и Церкви. Посе­ще­ние храма этими людьми бывает непред­ска­зу­емо, от слу­чая к слу­чаю, т.к. духов­ная жизнь их не устроена.

Име­ется мно­же­ство все­воз­мож­ных при­чин их при­хода в храм. Одни идут от жиз­нен­ных невзгод, скор­бей и неуря­диц, а кто-то по просьбе дру­гих людей, нуж­дам и болез­ням своих ближ­них. Дру­гие при­хо­дят в храм ради Кре­ще­ния, Вен­ча­ния или отпе­ва­ния род­ных и близ­ких. Ино­гда посе­щают храм в силу еще не угас­ших народ­ных тра­ди­ций: на Рож­де­ство Хри­стово, на Пасху, Свя­тую Тро­ицу, и часто за ком­па­нию. А так же, набрать свя­той, осо­бенно кре­щен­ской воды, освя­тить натель­ный кре­стик, иконку, куличи и яйца, или помя­нуть своих усоп­ших род­ствен­ни­ков в годов­щину или роди­тель­скую суб­боту. Довольно частое явле­ние теперь, когда люди при­хо­дят в храм раз в 3–4 месяца, на 10 – 15 минут, как пра­вило, перед какими-то ответ­ствен­ными делами: перед поле­том на само­лете, перед пред­сто­я­щей опе­ра­цией, перед экза­ме­ном или собе­се­до­ва­нием при при­еме на работу и т.д.

В мас­шта­бах всей страны, десятки и сотни тысяч таких людей из года в год посе­щают пра­во­слав­ные храмы пока как «захо­жане», и не имеют воз­мож­но­сти полу­чить ком­пе­тент­ным ответы на свои насущ­ные вопросы. Трудно непод­го­тов­лен­ному чело­веку разо­браться и в огром­ном коли­че­стве хри­сти­ан­ской и око­ло­хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, самого раз­ного уровня, толка и качества .

Очень важно, чтобы эти люди, при­хо­дя­щие в храм, полу­чали ком­пе­тент­ные, свое­вре­мен­ные ответы и разъ­яс­не­ния по инте­ре­су­ю­щим их вопро­сам, осо­бенно по азам и пра­ви­лам веры в начале пути воцер­ко­в­ле­ния, иначе их дорога в Храм нико­гда не ста­нет радост­ной и осо­знан­ной, и охла­жде­ние к Церкви будет все более очевидным.

 

3.2. Основ­ная тема­тика и клас­си­фи­ка­ция типич­ных вопро­сов при консультировании

Опыт и ана­лиз семи­лет­него при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния в ряде хра­мов нашей епар­хии, поз­во­лил выявить и клас­си­фи­ци­ро­вать раз­лич­ные вопросы, нужды и потреб­но­сти новоначальных.

3.2.1. Основ­ные темы вопросов

– Таин­ства Церкви:

Наи­боль­ший инте­рес и вопросы каса­ются таин­ства Кре­ще­ния и Вен­ча­ния, также повто­ря­ю­щихся таинств Испо­веди и Причащения.

а) Кре­ще­ние: для чего нужно кре­ститься; в каком воз­расте лучше кре­ститься; что необ­хо­димо, чтобы покре­ститься взрос­лому чело­веку, или покре­стить ребенка. Как по цер­ков­ной тра­ди­ции избрать имя ново­рож­ден­ному; Что дол­жен знать взрос­лый перед кре­ще­нием, какие он дает обеты, и каковы его обя­зан­но­сти; кто может быть крест­ным, сколько должно быть крест­ных и кому нельзя быть крест­ным; какие обя­зан­но­сти воз­ла­га­ются на крестных?

б) Испо­ведь: что такое Испо­ведь, что зна­чит испо­ве­до­ваться?, для чего и как нужно испо­ве­до­ваться; как пра­вильно под­го­то­виться к испо­веди, что почи­тать об испо­веди и на что обра­тить вни­ма­ние испо­ве­ду­ясь?; о чем не нужно гово­рить на испо­веди; можно-ли испо­ве­до­ваться не натощак?

в) При­ча­стие: почему чело­век дол­жен при­ча­щаться? Кем и когда уста­нов­лено это таин­ство?; что озна­чает слово Евха­ри­стия? Как пра­вильно под­го­то­виться к таин­ству При­ча­ще­ния; сколько дней необ­хо­димо поститься и как часто нужно причащаться?

г) Вен­ча­ние: для чего нужно вен­чаться; почему хри­сти­а­нину нельзя жить в невен­чан­ном браке?; как под­го­то­виться, и что необ­хо­димо, чтобы повен­чаться? Какие супру­же­ские обеты дают вен­ча­ю­щи­еся, и какие обя­зан­но­сти воз­ла­гает на них свя­тая Церковь?

– Совер­ше­ние цер­ков­ных треб:

а) осве­ще­ние: воды, натель­ных кре­сти­ков, икон, закладки стро­я­ще­гося дома, квар­тиры, машины и т. д…

б) молитвы и молебны за здра­вие живых, и по раз­лич­ным нуж­дам: о боля­щих, путе­ше­ству­ю­щих, уча­щихся, труж­да­ю­щихся, враж­ду­ю­щих, бла­го­да­ря­щих и т. д.; Каким свя­тым нужно молиться в тех или иных нуж­дах и слу­чаях?; Куда нужно ста­вить свечи о здра­вии и за упокой?

в) службы по усоп­шим: в какое время и когда совер­ша­ются в храме пани­хиды, отпе­ва­ния, поми­наль­ные роди­тель­ские суб­боты?; что озна­чают 3‑й, 9‑й, и 40‑й дни после смерти чело­века?; как мы можем помочь усоп­шим, и какие поми­наль­ные службы суще­ствует?; как молиться за некре­ще­ного чело­века, какие молитвы читать об уми­ра­ю­щем человеке?

– Храм:

а) исто­рия его воз­ник­но­ве­ния: в связи с чем, когда и кем был построен и кому посвя­щен и т.д.

б) архи­тек­тур­ный стиль и устрой­ство храма: сколько в нем при­де­лов и пре­сто­лов; кому и в связи с чем, они посвя­щены; сколько у храма купо­лов и т.д.

в) внут­рен­нее убран­ство: сколько ярус­ный ико­но­стас; где и какие иконы име­ются в храме; если среди них наи­бо­лее чти­мые или чудо­твор­ные и т.д.

г) бого­слу­жеб­ное рас­пи­са­ние: по буд­ням, празд­ни­кам, в пери­оды постов и в вос­крес­ные дни и т.д.

д) пове­де­ние в храме: как пра­вильно вхо­дить в храм, и кре­ститься; в какие моменты службы нужно кре­ститься; почему муж­чины с откры­той, а жен­щины с покры­той голо­вой; можно ли: при­хо­дить в храм бере­мен­ным, в кри­ти­че­ские для жен­щин дни, сидеть или выхо­дить из храма во время службы и т.д.

3.2.2 Общие темы вопросов

– При­об­ре­те­ние в храме кре­сти­ков, икон, цер­ков­ной литературы;

– Пра­виль­ное напи­са­ние запи­сок о здра­вии и о упокоении;

– Труд­ные места и сюжеты Библии;

– Бого­слу­же­ние и цер­ков­ный календарь;

– Обу­че­ние в Вос­крес­ной школе при храме;

– Устро­е­ние улуч­ше­ние лич­ной или семей­ной духов­ной жизни;

– Про­блемы вза­и­мо­от­но­ше­ний в семье, с род­ствен­ни­ками, с сосе­дями и на работе.

– Ока­за­ние помощи со сто­роны Церкви, людям:

а) с раз­лич­ными забо­ле­ва­ни­ями, и перед смертью;

б) нахо­дя­щимся в алко­голь­ной, нар­ко­ти­че­ской, игро­вой и дру­гой зависимости;

в) людям, попав­шим в ава­рию, в секту, в заклю­че­ние, или после психотравмы.

Воз­можны дру­гие самые раз­но­об­раз­ные вопросы.

3.3. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции по орга­ни­за­ции кон­суль­та­тив­ной службы

3.3.1. Орга­ни­за­ция места

Исходя из осо­бен­но­стей и воз­мож­но­стей при­хода, устро­е­ние кон­суль­та­тив­ной службы может быть реа­ли­зо­вано по-разному.

При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с таб­лич­кой «кон­суль­тант», за кото­рым стоит или сидит кон­суль­ти­ру­ю­щий, с нагруд­ной бир­кой «кон­суль­тант».

На столе раз­ло­жена необ­хо­ди­мая цер­ков­ная лите­ра­тура для ново­на­чаль­ных: бук­лет о храме, Закон Божий, кате­хи­зис, цер­ков­ный кален­дарь, листочки «мой небес­ный покро­ви­тель», бро­шюры по азам и осно­вам веры, помо­га­ю­щие в ори­ен­та­ции чело­веку в «пер­вых шагах» в храме, при­ход­ской и духов­ной жизни; о бого­слу­же­нии, о под­го­товке к Кре­ще­нию; к Таин­ству Испо­веди, Свя­того При­ча­ще­ния или Венчания.

Дан­ная лите­ра­тура чаще слу­жит нагляд­ным при­ме­ром озна­ком­ле­ния, и того, что она име­ется в цер­ков­ной лавке или при­об­ре­та­ется у консультанта.

Тут могут быть раз­лич­ные объ­яв­ле­ния: о наборе в Вос­крес­ную школу, в группы огла­ше­ния и кате­хи­за­ции, в раз­лич­ные кружки и сек­ции; о празд­ни­ках, выстав­ках, кон­кур­сах, памят­ных датах, встре­чах с инте­рес­ными людьми и дру­гие, умест­ные при консультировании.

Кон­суль­танты, помимо отве­тов на вопросы, сове­туют запи­саться в Вос­крес­ную школу, раз­лич­ные группы, кружки, пояс­няют все, что с этим свя­зано; побуж­дают ново­на­чаль­ных к регу­ляр­ному посе­ще­нию храма, уча­стию в Таин­ствах Церкви, объ­яс­няют, когда удоб­нее подойти с труд­ными вопро­сами к священнику.

Работа кон­суль­танта осо­бенно акту­альна в дву­на­де­ся­тые, вели­кие, пре­столь­ные празд­ники, в суб­бот­ние, вос­крес­ные дни и поми­наль­ные роди­тель­ские субботы.

3.3.2. Выбор кон­суль­танта на приходе

За послед­ние годы на при­хо­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, осо­бенно в горо­дах, име­ется доста­точ­ный потен­циал в лице цер­ковно-гра­мот­ных, обра­зо­ван­ных и бла­го­че­сти­вых мирян, муж­чин и жен­щин, кото­рым можно пору­чить кон­суль­ти­ро­ва­ние по типич­ным вопро­сам вновь при­хо­дя­щих к Церкви. В числе таких кон­суль­тан­тов на при­ходе могут быть миряне, успешно окон­чив­шие доста­точ­ного обра­зо­ва­тель­ного уровня Вос­крес­ную школу (сро­ком от 2‑х до 5‑ти лет) или мис­си­о­нер­ские, кате­хи­за­тор­ские, бого­слов­ско-педа­го­ги­че­ские курсы, (не менее 2‑х лет). Духов­ное учи­лище или семи­на­рию и более того, Свято-Тихо­нов­ский Уни­вер­си­тет и подоб­ные учеб­ные заве­де­ния, даю­щие доста­точ­ную ори­ен­та­цию в вопро­сах цер­ков­ной жизни.

Хорошо, если в числе кон­суль­тан­тов будут под­го­тов­лен­ные моло­дые люди. С одной сто­роны, это помо­жет обще­нию их со сверст­ни­ками и моло­де­жью, а с дру­гой – будет духовно раз­ви­вать их, напол­няя цер­ков­ную жизнь слу­же­нию ближним.

Выяв­ляя наи­бо­лее спо­соб­ных в этом деле, по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма, духов­ника или ответ­ствен­ных за кон­суль­та­тив­ную службу лиц, (часто бла­го­слов­лен­ного на то, дья­кона или пса­лом­щика храма), важно направ­лять их на при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние под руко­вод­ством наи­бо­лее опытных.

3.3.3.Обязанности и тре­бо­ва­ния к консультанту

Каче­ства, кото­рыми дол­жен обла­дать консультирующий

Бес­ко­рыст­ная само­от­вер­жен­ная любовь к людям, нрав­ствен­ная чистота, обра­зо­ван­ность и ком­пе­тент­ность в кон­суль­ти­ро­ва­нии, доста­точ­ный опыт цер­ков­ной жизни.

 

Характер общения

К при­хо­дя­щему чело­веку необ­хо­димо отне­стись с любо­вью и вни­ма­нием, ока­зав радуш­ный прием. Поста­раться почув­ство­вать как дорог этот чело­век Гос­поду, в чем осо­бенно он нуж­да­ется и стре­миться уте­шить, если делится сво­ими скор­бями. Ста­раться отве­тить на недо­умен­ные вопросы, понять всю ответ­ствен­ность за свое отно­ше­ние в обще­нии, пове­де­ние и слова. Исходя из этого, беседу сле­дует вести ясно и вра­зу­ми­тельно, сооб­разно опыту вопро­ша­е­мого, ста­ра­ясь не иска­зить в отве­тах дух уче­ния Пра­во­слав­ной Церкви.

Важна искрен­ность раз­го­вора с чело­ве­ком, мир­ность и доб­ро­же­ла­тель­ность по апо­столь­скому совету: «…будьте все­гда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему от вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» (1Пет. 3, 15). При этом не сле­дует всту­пать в сло­во­пре­ния как настав­ляет апо­стол Павел: «От глу­пых и неве­же­ствен­ных состя­за­ний укло­няйся, зная, что они рож­дают ссоры; Рабу же Гос­пода не должно ссо­риться, но быть при­вет­ли­вым ко всем, учи­тель­ным, незло­би­вым, с кро­то­стью настав­лять (даже) про­тив­ни­ков, не даст ли им Бог пока­я­ния к позна­нию истины, чтобы они осво­бо­ди­лись от сети диа­вола, кото­рый уло­вил их в свою волю» (2Тим. 2, 23–26).

3.3.4. Тре­бо­ва­ния к консультанту:

– не пере­оце­ни­вать свои воз­мож­но­сти, не под­ме­нять собою свя­щен­ника, не брать на себя роль духов­ника-испо­вед­ника, учи­тель­ство­вать, над­ме­ваться или само­утвер­ждаться перед людьми;

– четко дей­ство­вать согласно инструк­тажу руко­во­дя­щих кон­суль­ти­ро­ва­нием лиц, не выходя за рамки опре­де­лен­ных пол­но­мо­чий и своей компетенции;

– пра­вильно отве­чать на зада­ва­е­мые типич­ные вопросы; ори­ен­ти­ро­ваться в лите­ра­туре для новоначальных;

– пони­мать, в каких слу­чаях направ­лять людей к свеш­нице, к свя­щен­нику или насто­я­телю храма, а в каких – к дирек­тору или кон­крет­ному пре­по­да­ва­телю Вос­крес­ной школы, в при­ход­скую биб­лио­теку и т. д.

3.3.5. Под­бор и под­го­товка кон­суль­тан­тов (кри­те­рии оценки готовности)

а) лич­ный духов­ный опыт и сте­пень их воцерковленности;

б) пси­хи­че­ское здо­ро­вье, доб­ро­же­ла­тель­ность, уравновешенность;

в) спо­соб­ность к нена­вяз­чи­вому, откры­тому, кон­струк­тив­ному общению;

г) цер­ков­ная гра­мот­ность и бого­слов­ская под­го­товка необ­хо­ди­мого для кон­суль­ти­ро­ва­ния уровня в пере­чис­лен­ных выше учеб­ных заведениях;

д) прак­ти­че­ское овла­де­ние кате­хи­за­тор­ским делом и навы­ками при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния под руко­вод­ством опыт­ных наставников.

 

Орга­ни­за­ция при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния в храме свя­того про­рока Ильи на Пороховых:

Служба при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния при храме Ильи про­рока дей­ствует по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма, мит­ро­фор­ного про­то­и­е­рея Алек­сандра Буд­ни­кова более 7 лет. Руко­вод­ство кон­суль­та­тив­ной служ­бой пору­чено штат­ному диа­кону храма Кон­стан­тину Гор­бу­нову. Он же, на базе при­ход­ской Вос­крес­ной школы, как пре­по­да­ва­тель взрос­лой группы уча­щихся, луч­ших из них после 2‑х лет обу­че­ния и сдаче экза­мена, направ­ляет на кон­суль­ти­ро­ва­ние. При сдаче экза­мена, вопрос­ник на при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние для экза­ме­ну­е­мых состоит более чем из двух­сот вопро­сов. Перед кон­суль­ти­ро­ва­нием про­хо­дит инструк­таж, и начи­на­ю­щие кури­ру­ются более опыт­ными, а затем вме­сте с руко­во­ди­те­лем обсуж­дают воз­ни­ка­ю­щие вопросы.

Кон­суль­тан­тами явля­ются также биб­лио­те­кари хра­мо­вой биб­лио­теки, пре­по­да­ва­тели цер­ковно-при­ход­ской Вос­крес­ной школы, выпуск­ники и уча­щи­еся епар­хи­аль­ных бого­слов­ско-педа­го­ги­че­ских кур­сов и луч­шие уча­щи­еся, и выпуск­ники Вос­крес­ной школы, сдав­шие экза­мен на консультирование.

Плоды дея­тель­но­сти при­ход­ского кон­суль­ти­ро­ва­ния выра­зи­лись в том, что Ильин­ский при­ход стал одним из самых мно­го­чис­лен­ных в Санкт-Петер­бурге. В при­ход­ской Вос­крес­ной школе зани­ма­ется наи­боль­шее число дет­ских и взрос­лых групп уча­щихся, чем в дру­гих шко­лах епар­хии. Насто­я­тель, духо­вен­ство и сотруд­ники храма еди­но­душно счи­тают важ­ным, свое­вре­мен­ным и полез­ным делом при­ход­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние силами обра­зо­ван­ных мирян и реко­мен­дуют заим­ство­вать име­ю­щийся опыт.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Димит­рий, 20.08.2017

    Утра­тил я инте­рес, при­стра­стился к алко­голю, таба­ко­ку­ре­нию, про­гу­ли­ваю работу, сквер­но­словлю, блу­до­дей­ствую и помыслы допус­каю, как я могу спа­стись, если даже не вен­чаны. Не Бог меня оста­вил, а я утра­тил (поте­рял) связь с Богом. Я даже не имею права на при­ча­стие в невен­ча­ном браке. Я заблу­дился, как овца поте­рян­ная. Гос­поди, взыщи меня…

    Ответить »
    • Андрей, 04.03.2018

      Здрав­ствуйте Дмит­рий!      “Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось цар­ствие небес­ное !” — так гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние! Пока­я­ние  — един­ственно вер­ный путь к тво­ему  вос­ста­нов­ле­нию! И запомни никто не помо­жет тебе , только ты сам, осо­зна­ние своих  оши­бок и при­ло­же­ние мини­мума уси­лия на началь­ном этапе!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки