С чего нужно начинать катехизацию

С чего нужно начинать катехизацию


На вопросы отве­чают свя­щен­ники и катехизаторы
С чего, на Ваш взгляд, нужно начи­нать кате­хи­за­цию? Что при этом важно не упустить?

 

На вопросы отве­чают свя­щен­ники и катехизаторы

С чего, на Ваш взгляд, нужно начи­нать кате­хи­за­цию? Что при этом важно не упустить?

Прот. Евге­ний Горя­чев, Санкт-Петер­бург­ская епар­хия: Мне кажется, что в первую оче­редь кате­хи­за­тор обя­зан выяс­нить, что за люди вошли в его огла­си­тель­ную группу; кто они такие, почему при­шли, что думают о вере, о кре­ще­нии, о церкви, почему оста­лись на кате­хи­за­цию, а не пошли в храм, где кре­стят «и так». Исходя из этого пред­ва­ри­тель­ного обще­ния и нужно, на мой взгляд, стро­ить все даль­ней­шие огла­си­тель­ные встречи.

Свя­щен­ник Тиг­рий Хачатрян, руко­во­ди­тель Мис­си­о­нер­ского отдела Кур­ской епар­хии: С вопроса, кото­рый пред­ше­ствует любой кате­хи­за­ции: зачем Вы при­шли? Без этого вопроса мы рис­куем начать пого­лов­ное доб­ро­вольно-при­ну­ди­тель­ное «обра­ще­ние». Это уже было, и лучше к этому не воз­вра­щаться! Чело­век дол­жен сам хотеть спа­се­ния! Важно не упу­стить «момент истины»: рас­по­знать, а готов ли чело­век после всей работы Церкви к тому, чтобы его крестили.

Игум. Арсе­ний (Соко­лов), Лис­са­бон: С лич­ной встречи с чело­ве­ком. Пред­ва­ря­ю­щая огла­си­тель­ный цикл беседа необ­хо­дима, чтобы позна­ко­миться с людьми, решив­шими при­нять кре­ще­ние или кре­стить сво­его ребенка. К сожа­ле­нию, в боль­шин­стве слу­чаев их моти­ва­ция совсем не цер­ковна. На вопрос, почему вы решили покре­стить сво­его ребенка, нередко услы­шишь ответ: «плохо спит», «сосочку выпле­вы­вает», «едем в отпуск, не лететь же на само­лете с некре­ще­ным» и т.п. За такими отве­тами стоит, конечно же, непра­виль­ное, иска­жен­ное пред­став­ле­ние о Боге. Мно­гие люди, осо­бенно нико­гда не читав­шие Еван­ге­лие, думают, что Бог – такой же злой и жесто­кий, как они сами, в их пред­став­ле­нии образ Бога сфаб­ри­ко­ван по чело­ве­че­скому «образу и подо­бию», явля­ется дале­ким от хри­сти­ан­ства. Те, кому не зна­ком еван­гель­ский образ Бога, пред­став­лен­ный нам чело­ве­че­ской жиз­нью Хри­ста и Его уче­нием, не знают, что Бог любит некре­ще­ных детей точно так же, как и кре­ще­ных, что когда у кре­ще­ных режутся зубы, они пла­чут точно так же, как некре­ще­ные, что отно­ше­ние мла­денца к соске никак не зави­сит от того, кре­щен он или нет.

Часто бывает так, что люди впер­вые пере­сту­пают цер­ков­ный порог лишь тогда, когда у них рож­да­ется ребе­нок. В пер­вой беседе очень важно поста­раться поме­нять моти­ва­цию роди­те­лей, заин­те­ре­со­вать их Свя­щен­ным Писа­нием, бого­слу­же­нием, цер­ков­ной жиз­нью. Убе­дить, что глав­ное для них – не кре­ще­ние их ребенка, а их соб­ствен­ное про­буж­де­ние от духов­ного летар­ги­че­ского сна, их соб­ствен­ное воцер­ко­в­ле­ние. Боль­шин­ство нецер­ков­ных роди­те­лей стре­мится покре­стить свое чадо поско­рей, и кате­хи­за­ция для них – горь­кая пилюля, кото­рую при­хо­дится выпить, чтобы добиться-таки сво­его – кре­ще­ния ребенка. Дело кате­хи­за­тора – увлечь огла­ша­е­мых, пере­ве­сти их вни­ма­ние с кре­ще­ния на цер­ков­ную жизнь вообще, опро­верг­нуть маги­че­ское пред­став­ле­ние о таин­стве. Если кате­хи­за­тор этого не делает и пота­кает быто­вым суе­ве­риям, то чем он в таком слу­чае отли­ча­ется от шамана? Итак, задача кате­хи­за­тора – не ребенка покре­стить, а роди­те­лей его воцерковить.

Алек­сей Нау­мов, кате­хи­за­тор, Москва: Я думаю, что здесь важны две вещи. Во-пер­вых, готов­ность чело­века огла­шаться. Это выра­жа­ется в нали­чии веры (или хотя бы в начат­ках веры) и в жела­нии изме­нять свою жизнь по вере. Во-вто­рых, важна готов­ность кате­хи­за­тора, кото­рая состоит прежде всего в его цер­ков­но­сти и про­сто в уровне его под­го­товки, свя­зан­ной с обра­зо­ва­нием и т.д.

Вряд ли воз­можно тре­бо­вать от огла­ша­е­мых, чтобы они про­чи­тали всю Биб­лию. А что можно и нужно тре­бо­вать? Без каких книг Вет­хого и Нового завета (и в какой после­до­ва­тель­но­сти) невоз­можно пред­ста­вить катехизацию?

О. Евге­ний Горя­чев: Тре­бо­вать все­гда опасно, осо­бенно в самом начале (как при­шли к нам, так и уйдут, а мы уга­сим «лен куря­щийся» и доло­маем «над­лом­лен­ную трость»), но можно заин­те­ре­со­вать, объ­яс­нить, почему именно эта Книга явля­ется для хри­стиан свя­щен­ной. Затем можно зачи­тать вслух несколько ярких биб­лей­ских сюже­тов и дать им необ­хо­ди­мую, лучше семан­ти­че­ски раз­но­уров­не­вую, интер­пре­та­цию. Такая мето­дика, во-пер­вых, «при­тя­нет» слу­ша­ю­щих к Божьему Слову и, в то же время, даст им понять, что Биб­лия намного глубже, чем может пока­заться на пер­вый взгляд.

Педа­го­ги­че­ский мате­риал, отби­ра­е­мый кате­хи­за­то­ром, может быть самым раз­ным (напри­мер: тво­ре­ние и назна­че­ние чело­века, гре­хо­па­де­ние, избра­ние Авра­ама, Дека­лог, рели­ги­оз­ные взлеты и паде­ния Давида, неко­то­рые псалмы и про­ро­че­ства, Бла­го­ве­ще­ние, иску­ше­ние Иисуса в пустыне, фраг­менты Нагор­ной про­по­веди, отдель­ные Еван­гель­ские притчи и чудеса и т.д.; даже родо­сло­вие Хри­ста, при извест­ном навыке, может быть пре­по­дано как суще­ствен­ный огла­си­тель­ный текст). Глав­ное, чтобы чело­век этим мате­ри­а­лом вла­дел и вла­дел творчески.

О. Тиг­рий Хачатрян: Я бы поста­вил вопрос по-дру­гому: какие изме­не­ния должны про­изойти в душе после про­чте­ния Еван­ге­лия, а то ведь можно по сотне раз все Еван­ге­лия про­шту­ди­ро­вать, и будет хуже, чем было…

О. Арсе­ний (Соко­лов): Огла­ша­е­мый дол­жен понять: в Биб­лии содер­жится слово Божие и оно для него акту­ально и спа­си­тельно. Если читать Писа­ние вдум­чиво, молит­венно, усердно – это слово Божие про­зву­чит для тебя сего­дня, ты услы­шишь его сквозь шум повсе­днев­но­сти. Огла­шен­ный учится читать Биб­лию вме­сте с цер­ко­вью. Задача кате­хи­за­тора – помочь огла­шен­ному рас­слы­шать слово Божие, зву­ча­щее в Писа­нии, и когда оно огла­шен­ным услы­шано – убе­дить при­нять его.

Всюду, конечно, по-раз­ному, а у меня с сибир­ских вре­мен – 7 узло­вых тем, изу­ча­е­мых с огла­ша­е­мыми с Биб­лией в руках: 1) Про­ис­хож­де­ние мира и чело­века. Гре­хо­па­де­ние. 2) 10 запо­ве­дей (1‑я скри­жаль). 3) 10 запо­ве­дей (2‑я скри­жаль). 4) Хри­стос-Спа­си­тель. 5) Цер­ковь. 6) Кре­ще­ние и дру­гие таин­ства Церкви. 7) Сим­вол веры. В зави­си­мо­сти от ауди­то­рии темы могут варьи­ро­ваться. Кроме того, каж­дому огла­ша­е­мому пред­ла­га­ется про­честь само­сто­я­тельно одно из синоп­ти­че­ских Еван­ге­лий, по лич­ному выбору каж­дого. Воз­ни­ка­ю­щие вопросы обсуж­даем отдельно, при лич­ной встрече или по элек­трон­ной почте.

В древ­но­сти, осо­бенно в Алек­сан­дрий­ской Церкви, катеху­ме­нам пред­ла­гался для изу­че­ния довольно широ­кий набор биб­лей­ских книг, прежде всего учи­тель­ных книг Вет­хого Завета. Это пра­вильно, когда чело­век зна­ко­мится не с «Зако­ном Божиим», не со «Свя­щен­ной исто­рией» и не с «Дет­ской Биб­лией», а с самими тек­стами Писа­ния, ведь именно в Писа­нии, а не в школь­ных посо­биях по нему содер­жится слово Божие.

Име­ется в Пор­ту­га­лии и Испа­нии своя спе­ци­фика: не все люди могут регу­лярно посе­щать огла­си­тель­ные заня­тия. Неко­то­рые живут за сотни кило­мет­ров от тех мест, где соби­ра­ются цер­ков­ные общины. Дру­гие живут на далё­ких ост­ро­вах, рас­по­ло­жен­ных за тысячи кило­мет­ров от кон­ти­нента. Для огла­ше­ния тако­вых при­хо­дится частично пере­хо­дить на заоч­ную форму кате­хи­за­ции, через пере­писку по e‑mail. Но и в этом слу­чае важны очные беседы, хотя бы несколько лич­ных встреч. Наши свя­щен­ники ста­ра­ются наве­щать ото­рван­ных от цер­ков­ных цен­тров катеху­ме­нов и про­во­дить беседы с ними там, где они живут.

Алек­сей Нау­мов: На огла­ше­нии нужно читать парал­лельно и Новый, и Вет­хий заветы. Но прин­ци­пи­ально важна после­до­ва­тель­ность чте­ния, кото­рая опре­де­ля­ется тем, что вера, молитва и жизнь у вся­кого веру­ю­щего должны быть вза­и­мо­свя­заны. Поэтому по мере вхож­де­ния в опыт лич­ной и цер­ков­ной молитвы, по мере изме­не­ния жизни чело­век может адек­ватно вос­при­ни­мать те биб­лей­ские книги, кото­рые трудно понять, не имея соот­вет­ству­ю­щего опыта.

После­до­ва­тель­ность чте­ния может быть сле­ду­ю­щая. Сна­чала катеху­мен читает книги Пре­муд­ро­сти и синоп­ти­че­ские (пер­вые три) Еван­ге­лия, затем книги Закона, потом про­ро­ков и далее (после кре­ще­ния) Еван­ге­лие от Иоанна, книгу Дея­ний, апо­столь­ские послания.

Какова норма уча­стия огла­ша­е­мых в бого­слу­же­нии? Что Вы тре­бу­ете от гото­вя­щихся к кре­ще­нию: как часто (два раза в неделю, раз в неделю, реже)? В каком объ­еме (пол­но­стью всю службу, обя­за­тельно на чте­нии Писа­ния и про­по­веди, сколько смо­жет и что сможет)?

О. Евге­ний Горя­чев: В ситу­а­ции с крат­ко­сроч­ной кате­хи­за­цией (а в моем при­ходе она, к сожа­ле­нию, пока что именно такая) о бого­слу­же­нии, точ­нее, о его сути, можно только рас­ска­зы­вать. Я делаю это в раз­деле бесед, посвя­щен­ных молитве. Но если огла­ше­ние дли­тель­ное, то я думаю, что задолго до самого кре­ще­ния буду­щие члены Церкви, конечно же, должны хоть как-то озна­ко­миться и с убран­ством храма, и с обще­ствен­ной молитвой.

О. Тиг­рий Хачатрян: В усло­виях жизни боль­шин­ства епар­хий как мини­мум нужно тре­бо­вать при­ми­ре­ния с Богом. Т.е. если это крест­ные – чтобы осо­знанно испо­ве­до­ва­лись и при­ча­сти­лись. Если не кре­щен­ные, то это должна быть целост­ная под­го­товка к Новой жизни во Хри­сте, и она должна идти по всем пара­мет­рам: бого­слу­же­ние, Еван­ге­лие, молитва дома и в храме. И вряд ли можно навя­зать даже всем чле­нам одной и той же группы одни и те же пра­вила. Глав­ное – результат!

О. Арсе­ний (Соко­лов): Огла­ша­е­мые обя­заны участ­во­вать в вос­крес­ном бого­слу­же­нии, в литур­гии Слова, дру­гое назва­ние кото­рой – литур­гия огла­шен­ных. Апо­стол и Еван­ге­лие у нас на бого­слу­же­нии зву­чат по-рус­ски, а не по-цер­ков­но­сла­вян­ски и чита­ются лицом к людям. После чте­ний про­из­но­сится про­по­ведь для объ­яс­не­ния про­чи­тан­ного. Это все очень важно для огла­ша­е­мых. Так же как и екте­нья об огла­шен­ных, в кото­рой про­из­но­сятся их имена, в кото­рой огла­ша­е­мые активно участ­вуют: они и только они гово­рят на этой екте­нье «Гос­поди, поми­луй», «Тебе, Гос­поди», скло­няют головы.

 

Совре­мен­ные «слу­ша­ю­щие». Одна из огла­си­тель­ных встреч, про­во­див­шихся в мае 2010 г. сов­местно с участ­ни­ками кон­фе­рен­ции «Тра­ди­ция свя­то­оте­че­ской катехизации»

Кстати, чин огла­ше­ния у нас раз­де­лен с кре­ще­нием и совер­ша­ется за месяц-пол­тора до кре­ще­ния, вос­крес­ным утром, перед литур­гией, с уча­стием всех вер­ных. Вся община участ­вует потом и в кре­ще­нии, поскольку у нас оно про­ис­хо­дит на вос­крес­ной литур­гии, кото­рая в таком слу­чае явля­ется кре­щаль­ной (исполь­зуем чино­по­сле­до­ва­ние, издан­ное Свято-Тихо­нов­ским институтом).

Алек­сей Нау­мов: Здесь опять же важна после­до­ва­тель­ность. Есть цер­ков­ные, кано­ни­че­ские нормы, к кото­рым чело­век дол­жен прийти. Но начи­нать можно с малого. В начале огла­ше­ния можно хотя бы при­сут­ство­вать на «фоне» бого­слу­же­ния. Но посте­пенно нужно все больше вхо­дить в дух и смысл пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. Тем более что в самом бого­слу­же­нии есть вещи, кото­рые сугубо помо­гают огла­ша­е­мым. Это и молитва о них, и, конечно, проповедь.

Известно, что «вычи­ты­ва­ние» какого бы то ни было пра­вила может и не быть молит­вой. Можно ли от огла­ша­е­мых тре­бо­вать лич­ного «пра­вила молитвы»? Если да, то какого?

О. Евге­ний Горя­чев: Опять-таки: не тре­бо­вать, а убеж­дать огла­ша­е­мых в том, что неуме­ю­щий или неже­ла­ю­щий молиться чело­век в каком-то смысле без­бож­ник. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним ника­кой связи… Нужно «зара­зить» огла­ша­е­мых жела­нием молиться, при­водя при­меры глу­бо­ких и кра­си­вых молитв, суще­ству­ю­щих в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Даже пре­по­дан­ные только как учеб­ный мате­риал, эти молитвы не могут не потря­сать: «Гос­поди, дай мне с душев­ным спо­кой­ствием…», «Гос­поди, имя Тебе Любовь – не отвергни меня заблуж­да­ю­ще­гося…», «Я Свет, – а вы не видите Меня…», «Гос­поди, соде­лай нас ору­ди­ями мира Тво­его…» и т.д.

О. Тиг­рий Хачатрян: Может быть, для начала доста­точно «Отче наш» и инди­ви­ду­аль­ного обра­ще­ния к Богу сво­ими сло­вами, а дальше можно нагру­жать, но по мере потреб­но­сти души огла­ша­е­мого, а то если пере­гру­зить, то можно и вполне при­лич­ного цер­ков­ного фари­сея подготовить. 

О. Арсе­ний (Соко­лов): Ника­кое «вычи­ты­ва­ние» молитве не научит. Мит­ро­по­лит Анто­ний Сурож­ский в своем уче­нии о молитве наста­и­вает, что каж­дое слово молитвы, неза­ви­симо от того, книж­ная ли она или импро­ви­зи­ро­ван­ная, должно пол­но­стью захва­ты­вать ум и сердце моля­ще­гося, только тогда эти слова будут дей­стви­тельно молит­вой, обра­ще­нием чело­века к Богу. В книж­ной молитве это осо­бенно трудно, ведь надо сде­лать слова дру­гого чело­века, жив­шего много веков, а то и тыся­че­ле­тий тому назад, тво­ими соб­ствен­ными, про­из­но­сить их как выра­же­ние не его, а твоих соб­ствен­ных чувств и жела­ний, всего тво­его существа.

Луч­ший учеб­ник молитвы – это, конечно, Псал­тирь, глав­ный «молит­вен­ник» Церкви. Нет такого настро­е­ния и состо­я­ния, кото­рым нельзя было бы отыс­кать соот­вет­ствия в псал­мах. Молясь псал­мами, мы молимся вме­сте с Цер­ко­вью, и что еще важ­нее – со Хри­стом. Псал­тирь – молит­вен­ник Хри­ста, это видно из Еван­ге­лия. Кроме того, мно­го­ве­ко­вой хри­сти­ан­ский опыт молитвы псал­мами учит нас, что «Хри­стос – истин­ный моля­щийся псал­мов» (блаж. Авгу­стин). Поэтому, как одна­жды ска­зал мой друг, ита­льян­ский монах Лучано Мани­карди, «насколько мы можем сде­лать слова псал­мов сво­ими молит­вами, настолько мы воз­рас­таем во Христе».

Не все могут читать псалмы в древ­не­ев­рей­ском ори­ги­нале, но, к сча­стью, суще­ствует более десятка пере­во­дов Псал­тири на совре­мен­ный рус­ский язык, и любой чело­век может выбрать для себя такой пере­вод, кото­рый ему более поня­тен и при­я­тен. И хотя катеху­мену, да и ново­на­чаль­ному вер­ному трудно начать поль­зо­ваться псал­мами как своей молит­вой, нужно с усер­дием вни­кать, пытаться вхо­дить в этот мир, упо­треб­лять уси­лие. Посте­пенно тот, кто молится псал­мами, начи­нает пони­мать: псалмы – не только сбор­ник древ­них молитв, но и школа молитвы. Да и школа жизни, в общем-то. В них – зер­кало чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния, вся жизнь чело­века пред Богом. Важно читать с огла­ша­е­мыми избран­ные псалмы, пред­ла­гать им самим дома начать молиться псал­мами. И не забы­вать о пра­виле прп. Ева­грия Пон­тий­ского: «Совер­шен­ство молитвы – не в коли­че­стве, а в качестве».

Дру­гая сто­рона молитвы – это готов­ность слу­шать, что тебе ска­жет Тот, к Кому ты обра­ща­ешь молитву. Вот почему важны не только слова молитвы, но и пери­оды внут­рен­него мол­ча­ния. Именно мол­ча­ние поз­во­ляет настро­ить внут­рен­ний слух на слы­ша­ние слов Гос­под­них, выра­жает готов­ность слу­шать Бога и слу­шаться Его. «Говори, Гос­поди, ибо слы­шит раб Твой» (1 Цар.3:10) – как часто мы молимся такой молит­вой? Не чаще ли у нас бывает наобо­рот: «Послу­шай, Гос­поди, что сей­час ска­жет Тебе раб Твой»? Псалмы диа­ло­гичны, в них зву­чит не только молитва чело­века Богу, но при­сут­ствует и боже­ствен­ный ответ.

Алек­сей Нау­мов: Молитва должна быть живой. Поэтому необ­хо­димо, осо­бенно в начале огла­ше­ния, учиться молиться сво­ими сло­вами. Не должно быть формы без духа и смысла. Важно, чтобы «вычи­ты­ва­ния» не стали такой пустой формой.

Бывает, что чело­век, при­ходя в цер­ковь, наде­вает «уни­форму» (напри­мер, осо­бые пла­ток и юбку), меняет режим пита­ния, а больше ничего в жизни не изме­няет. Что нужно изме­нить огла­ша­е­мому в первую оче­редь? Что Вы сами тре­бу­ете от гото­вя­щихся к крещению?

О. Евге­ний Горя­чев: При крат­кой кате­хи­за­ции пого­во­рить на эти темы стоит после пока­ян­ной беседы, кото­рая должна непо­сред­ственно пред­ше­ство­вать кре­ще­нию. А дальше про­сто наблю­дать за воцер­ко­в­ле­нием, удер­жи­вая нео­фита от воз­мож­ных в цер­ков­ной среде «аске­ти­че­ских» край­но­стей. Если же огла­ше­ние дли­тель­ное, то можно что-то под­ска­зы­вать и по ходу самой под­го­товки к Таин­ству, исходя из того, что этих людей кате­хи­за­тор уже немного знает. Ну, и нако­нец: каков учи­тель, таковы и уче­ники. Даже если чело­век, «рож­да­ю­щий» новых чле­нов для Церкви и не гово­рит: «под­ра­жайте мне, как я Хри­сту», то все равно люди, про­во­дя­щие с ним так много вре­мени, осо­знанно или неосо­знанно под­ра­жают именно ему. Так что не только к буду­щим кли­ри­кам, но и к кате­хи­за­то­рам из мирян вполне отно­сятся слова Апо­стола: «образ будь вер­ным: сло­вом, житием, любовью…»

О. Тиг­рий Хачатрян: «Уни­форма» изме­нится, когда чело­век «обле­чется» во Хри­ста, а на пер­вых порах самое глав­ное – помочь чело­веку понять, почему его жизнь без Хри­ста – пусть даже правильная/праведная – Богу не угодна.

О. Арсе­ний (Соко­лов): Только тот, кто изме­нил направ­ле­ние своей жизни, может быть готов дать кре­щаль­ные обеты. Для нас в Запад­ной Европе сей­час акту­альна про­блема так назы­ва­е­мых «граж­дан­ских бра­ков», а попро­сту ска­зать, блуд­ного сожи­тель­ства. Люди схо­дятся, живут нерас­пи­сан­ными, назы­вают друг друга мужем и женой, а госу­дар­ство вну­шает им, что это и есть брак. Есте­ственно, испра­вить свою жизнь в этом отно­ше­нии в соот­вет­ствии с Еван­ге­лием и уче­нием Церкви – задача катеху­ме­нов, иначе они не могут быть допу­щены до кре­ще­ния, кото­рое, как гово­рит апо­стол Петр – «обе­ща­ние Богу доб­рой сове­сти» (1 Пет.3:21). Него­тов­ность всту­пить в закон­ный брак («рас­пи­саться») гово­рит о боязни брать на себя ответ­ствен­ность, обя­за­тель­ства. Тому, кто соби­ра­ется стать хри­сти­а­ни­ном, такая боязнь не к лицу.

Огла­ша­е­мые должны пока­яться. И дело здесь не в пере­чис­ле­нии гре­хов и не в раз­ре­ши­тель­ной молитве (ее, понятно, для них еще нет), а – в реши­тель­ном исправ­ле­нии сво­его пове­де­ния. «Покай­тесь, и да кре­стится каж­дый из вас» (Деян.2:38). И пока­я­ние – это ведь не про­сто пере­чис­ле­ние гре­хов. Бог о наших гре­хах лучше нас знает, ничего нового мы Ему не можем открыть. Еврей­ское слово «тшува» озна­чает «воз­вра­ще­ние», а гре­че­ское «мета­нойя» – «изме­не­ние ума». Под­лин­ное пока­я­ние сопря­жено с реши­мо­стью вер­нуться к Богу, изме­нить жизнь, оно есть обра­ще­ние. Если с кем-то из ближ­них пре­бы­ва­ешь во вражде и не дела­ешь шагов к при­ми­ре­нию, как Богу при­ми­риться с тобой? Ведь тво­его ближ­него Он любит не меньше, чем тебя. От этого зави­сит готов­ность или него­тов­ность всту­пить в Цер­ковь, ведь кре­ще­ние (как и пока­я­ние после отпа­де­ния от Церкви) – это таин­ство вступ­ле­ния в Церковь.

Об «уни­форме». Мне непо­нятна эта борьба с жен­скими шта­нами в Рос­сии. Штаны – не муж­ская одежда, на ико­нах мы нигде не видим свя­тых мужей в шта­нах. Запре­щать жен­щи­нам носить брюки и раз­ре­шать носить их муж­чи­нам – непо­сле­до­ва­тельно. Муж­чины в таком слу­чае должны носить каф­таны. Ну, а жен­щины? Даже в таких тра­ди­ци­он­ных обще­ствах, как таджик­ское и афган­ское, жен­щины ходят в шаро­ва­рах. Или и с тех надо шаро­вары стащить?

Алек­сей Нау­мов: Прежде всего тре­бу­ется пока­я­ние в своем пря­мом зна­че­нии слова – как изме­не­ние жизни в соот­вет­ствии с верой, в соот­вет­ствии с волей Божьей, кото­рая откры­ва­ется и в заповедях.

Известно, что в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции люди, начи­нав­шие огла­ше­ние, в тече­ние 2–3 лет назы­ва­лись «слу­ша­ю­щими», а потом пере­хо­дили в раз­ряд «про­све­ща­е­мых». Как Вам кажется, что может соот­вет­ство­вать этому в совре­мен­ной прак­тике катехизации?

О. Евге­ний Горя­чев: Я уже много раз гово­рил, что достой­ное буду­щее нашей Церкви воз­можно только в связи с дли­тель­ной, и при­том обще­обя­за­тель­ной, кате­хи­за­цией. Если тако­вая нач­нет осу­ществ­ляться прак­ти­че­ски, то тогда, в зави­си­мо­сти от реги­она, чело­ве­че­ской состав­ля­ю­щей (духов­ного и обра­зо­ва­тель­ного уровня как огла­ша­е­мых, так и огла­ша­ю­щих) можно будет варьи­ро­вать отдель­ные мето­дики, в том числе, исполь­зо­вать и такую, как эта – «свя­то­оте­че­ская».

О. Тиг­рий Хачатрян: Не знаю.

О. Арсе­ний (Соко­лов): На самом деле, не важно, сколько меся­цев или лет чело­век гото­вится ко кре­ще­нию и как его при этом назы­вать. Можно ведь и 30 лет гото­виться и не быть гото­вым (кстати, в древ­ней Церкви так часто и бывало: мно­гие всю жизнь ходили в «огла­шен­ных»). А можно, как об этом сви­де­тель­ствует книга Дея­ний Апо­столь­ских, и после чте­ния одной-един­ствен­ной про­ро­че­ской книги да уча­стия в одной-един­ствен­ной огла­си­тель­ной беседе «уве­ро­вать от всего сердца» во Хри­ста (Деян.8:37). Кате­хи­за­тор дол­жен уметь опре­де­лить, уве­ро­вал ли катеху­мен от всего сердца, а также цер­ковна ли его вера.

В древ­но­сти была заме­ча­тель­ная прак­тика: всех про­шед­ших огла­ше­ние кан­ди­да­тов ко кре­ще­нию экза­ме­но­вал мест­ный епи­скоп. Хочется наде­яться, что когда-нибудь эта прак­тика будет возрождена.

Поз­вольте напо­сле­док при­ве­сти слова сибир­ского про­то­и­е­рея Ген­на­дия Фаста, с 70‑х гг. XX века зани­ма­ю­ще­гося пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­цией, из недав­него интер­вью с ним: «Вопрос в том, куда мы при­ве­дем ново­об­ра­щен­ного. Если в храме бла­го­го­вейно совер­ша­ется бого­слу­же­ние, есть друж­ная община, спло­чен­ная вокруг Боже­ствен­ной литур­гии и таинств, объ­еди­нен­ная сов­мест­ными делами, в том числе делами мило­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти, то есть если чело­век смо­жет уви­деть цер­ков­ную жизнь во всей ее пол­ноте, он с гораздо боль­шей долей веро­ят­но­сти оста­нется в этом храме. Если нет – его ничто не задер­жит в Церкви, даже если он про­слу­шал цикл пре­крас­ных лекций».

Вопросы зада­вали
Алек­сандра Колымагина,
Мак­сим Дементьев,
Ана­ста­сия Наконечная

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Вика, 23.05.2016

    Хоро­ший мате­риал, но жаль что он только рас­по­ло­жен в интер­нете, а не в печат­ных бро­шю­рах для прихода.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки