Сборник для оглашаемых

Сборник для оглашаемых


Для кре­ще­ния необ­хо­димо иметь истин­ную веру, рас­ка­я­ние в тех делах, за кото­рые ты бы сты­дился перед Гос­по­дом, и жела­ние жить по Запо­ве­дям Божиим.

 

Для кре­ще­ния необ­хо­димо иметь истин­ную веру, рас­ка­я­ние в тех делах, за кото­рые ты бы сты­дился перед Гос­по­дом, и жела­ние жить по Запо­ве­дям Божиим. «Покай­тесь, и да кре­стится каж­дый из вас во имя Иисуса Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чите дар Свя­того Духа» (Деян.2:38). Не может при­сту­пать к Таин­ству Кре­ще­ния чело­век, для кото­рого грех — образ жизни, кото­рый он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Мк.8:34).

Заповеди Божии

Запо­веди Божии – внеш­ний закон, дан­ный Богом в допол­не­ние к осла­бев­шему (вслед­ствие гре­хов­ной жизни) у чело­века внут­рен­нему ори­ен­тиру – совести.

Десять вет­хо­за­вет­ных Запо­ве­дей (Дека­лог) Бог дал на горе Синай через Мои­сея народу еврей­скому на двух камен­ных дос­ках (или скри­жа­лях). Пер­вые четыре запо­веди содер­жат в себе обя­зан­но­сти любви к Богу, послед­ние шесть заклю­чают в себе обя­зан­но­сти любви к ближ­нему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Божиих

(Исх. 20:2–17, Втор. 5:6–21)

  1. Я Гос­подь, Бог твой, да не будет у тебя дру­гих богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и ни какого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покло­няйся им и не служи им.
  3. Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога тво­его, напрасно.
  4. Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его; шесть дней рабо­тай и делай в них вся­кие дела твои, а день седь­мой — суб­бота Гос­поду, Богу тво­ему.(«Суб­бота» озна­чает «день покоя», сво­бод­ный от житей­ских забот. Для пра­во­слав­ных такой день – вос­кре­се­нье).
  5. Почи­тай отца тво­его и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы про­дли­лись дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.
  10. Не желай дома ближ­него тво­его; не желай жены ближ­него тво­его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ничего, что у ближ­него твоего.

Заповеди Блаженств

Запо­веди Бла­женств (Матф. 5:2–12) — декла­ра­ция хри­сти­ан­ских нрав­ствен­ных цен­но­стей. Здесь содер­жится все необ­хо­ди­мое для того, чтобы чело­веку войти в истин­ную пол­ноту жизни. Все Запо­веди бла­женств гово­рят о награ­дах, кото­рые те, кто верен Хри­сту, полу­чат в Цар­стве буду­щего века. Но уже сей­час, испол­няя запо­веди Хри­стовы, чело­век полу­чает уте­ше­ние и радость в пред­две­рии пол­ноты бытия – наступ­ле­ния Цар­ства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

1. Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небесное.
2. Бла­женны пла­чу­щие, ибо они утешатся.
3. Бла­женны крот­кие, ибо они насле­дуют землю.
4. Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды, ибо они насытятся.
5. Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут.
6. Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят.
7. Бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божиими.
8. Бла­женны изгнан­ные за правду, ибо их есть Цар­ство Небесное.
9. Бла­женны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­ведно зло­сло­вить за Меня.
Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо велика ваша награда на небесах …

“Иисус ска­зал…: кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы при­дем к нему и оби­тель у него сотво­рим. Нелю­бя­щий Меня не соблю­дает слов Моих” (Ин. 14:23–24).

Содер­жа­ние всех запо­ве­дей как Вет­хого, так и Нового Завета можно изло­жить в двух запо­ве­дях любви, дан­ных Хри­стом: “Воз­люби Гос­пода Бога тво­его всем серд­цем твоим, и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим… Вто­рая подоб­ная ей: воз­люби ближ­него тво­его, как самого себя. Иной боль­шей сих запо­веди нет.” (Мк.12:30–31).

И еще Гос­подь дал нам вер­ное руко­вод­ство, как посту­пать: “Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так и вы посту­пайте с ними, ибо в этом закон и про­роки” (Мф.7:12).

Символ веры

Есть мера веры необ­хо­ди­мая для кре­ще­ния. Эта мера – Сим­вол веры, кото­рый чита­ется наизусть кре­ща­е­мым перед самим Таинством.

Сим­во­лом веры назы­ва­ется крат­кое и точ­ное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, состав­лен­ное и утвер­жден­ное на 1‑м (325 г.) и 2‑м (381 г.) Все­лен­ских Соборах.

Весь Сим­вол Веры состоит из две­на­дцати чле­нов, и в каж­дом из них содер­жится осо­бая истина, дог­мат нашей пра­во­слав­ной веры.

1‑й член гово­рит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены гово­рят о Боге Сыне, 8‑й — о Боге Духе Свя­том, 9‑й — о Церкви, 10‑й — о кре­ще­нии, 11‑й и 12‑й — о вос­кре­се­нии мерт­вых и о веч­ной жизни.

Сим­вол веры про­из­но­сится при­ни­ма­ю­щим кре­ще­ние (огла­шен­ным). При кре­ще­нии мла­денца Сим­вол веры про­из­но­сится вос­при­ем­ни­ками. Кроме того, Сим­вол веры соборно поется веру­ю­щими в храме за литур­гией и чита­ется еже­дневно в составе утрен­него молит­вен­ного правила.

Свя­щен­ный Сим­вол надо при­нять серд­цем и хра­нить его до конца жизни своей:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и невидимым.
  2. И во еди­наго Гос­пода Иисуса Хри­ста, Сына Божия, Еди­нороднаго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несо­творенна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся быша;
  3. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшедшаго с небес, и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ловечшася;
  4. Распятаго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погребенна;
  5. И воскресшаго в тре­тий день, по Писанием;
  6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
  7. И паки грядущаго со сла­вою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.
  8. И в Духа Свя­таго, Гос­пода Живо­творящаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кланяема и сславима, гла­го­лав­шаго пророки.
  9. Во Едину, Святую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.
  10. Исповедую едино Кре­ще­ние во оставление гре­хов.
  11. Чаю вос­кресения мерт­вых.
  12. И жизни будущаго века. Аминь.

Объяснение Символа веры

1. Я верую во еди­ного Бога Отца, пер­вое Лицо Свя­той Тро­ицы: верю, что Бог – один, что Он всё содер­жит в своей вла­сти и всем управ­ляет, что Он сотво­рил Небо и землю, то есть види­мый и неви­ди­мый (мате­ри­аль­ный и духов­ный) мир.

2. Верую, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос – это Тот же Един­ствен­ный Бог, вто­рое Лицо Свя­той Тро­ицы. Он – Еди­но­род­ный Сын Бога Отца, рож­ден­ный до начала вре­мен, когда вре­мени еще не было. Он – Свет от Света: так же нераз­лу­чен с Богом Отцом, как сол­неч­ный свет нераз­лу­чен с солн­цем. Он – Истин­ный Бог, рож­ден­ный Истин­ным Богом. Он рож­ден Богом Отцом, а не сотво­рен, как сотво­рены люди и Ангелы; Еди­но­су­щен Отцу – имеет еди­ное суще­ство, еди­ную суть с Ним.

3. Верую, что Он для спа­се­ния рода чело­ве­че­ского явился на землю: наи­тием Духа Свя­того, вопло­тился (Бес­те­лес­ный, Неви­ди­мый Бог при­нял плоть) от Пре­чи­стой Девы Марии, и воче­ло­ве­чился – стал Чело­ве­ком. Он – Бого­че­ло­век, в Кото­ром Боже­ствен­ное соеди­ни­лось с чело­ве­че­ским, кроме греха.

4. Верую, что за нас, за наши грехи Гос­подь Иисус Хри­стос был рас­пят на Кре­сте при рим­ском пра­ви­теле Иудей­ской земли Пон­тии Пилате, и стра­дал, и умер, и был погребен.

5. Верую, что Он вос­крес в тре­тий день после Своей смерти, как о том пред­ска­зано в про­ро­че­ских писа­ниях Вет­хого Завета.

6. Верую, что Он в соро­ко­вой день поВос­кре­се­нии Своём воз­несся на Небеса и сел одес­ную – по пра­вую сто­рону – Бога Отца (Пс.109,1), то есть Гос­подь Иисус Хри­стос воз­вел чело­ве­че­ское есте­ство к Богу Отцу, тем самым удо­стоив его вели­кой чести.

7. Верую, что Гос­подь Иисус Хри­стос опять при­дет на землю, чтобы судить всех людей – как живых, так и умер­ших, кото­рые тогда вос­крес­нут. Он воз­даст каж­дому по делам его, отде­лит пра­вед­ных от греш­ных и из пра­вед­ных обра­зует Цар­ство Свое, кото­рому нико­гда не будет конца.

8. Верую, что тре­тье Лицо Свя­той Тро­ицы, Свя­той Дух, — такой же истин­ный Гос­подь Бог, как Отец и Сын; что Он дает всему жизнь, то есть Он, наравне с Отцом и Сыном, Тво­рец всего. Верую, что Дух Свя­той исхо­дит от Отца, что Ему сле­дует так же покло­няться, как покло­ня­емся мы Отцу и Сыну, и так же про­слав­лять Его. Верую и в то, что Свя­той Дух гово­рил через про­ро­ков и апо­сто­лов и по Его вдох­но­ве­нию напи­саны все книги Свя­щен­ного Писания.

9. Верую в Цер­ковь – еди­ную (одну, только Хри­стову), свя­тую, собор­ную (все­лен­скую, состав­ля­ю­щую един­ство веру­ю­щих с Гла­вой ее – Иису­сом Хри­стом) и апо­столь­скую (неиз­менно сохра­ня­ю­щую полу­чен­ные через апо­сто­лов уче­ние и дары Свя­того Духа).

10. Я открыто объ­яв­ляю, что для про­ще­ния гре­хов и спа­се­ния нужно один раз при­нять Таин­ство Крещения.

11. Я с надеж­дой и уве­рен­но­стью ожи­даю, что души умер­ших людей опять соеди­нятся со сво­ими телами и все умер­шие ожи­вут; вос­крес­шие тела будут бессмертны.

12. Я ожи­даю также, что, когда вос­крес­нут мерт­вые и совер­шится над всеми суд Хри­стов, для пра­вед­ни­ков нач­нется веч­ная бла­жен­ная жизнь, бес­ко­неч­ная радость бли­зо­сти к Богу.

Истинно, да будет так.

Молитва

Молитва есть беседа или раз­го­вор наш с Богом. Она необ­хо­дима для нас так же, как воз­дух и пища. У нас все от Бога и нет ничего сво­его: жизнь, спо­соб­но­сти, здо­ро­вье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радо­сти, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обра­щаться к Богу с молит­вою. (Закон Божий)

«Страх Божий рож­дает молитву и про­све­щает совесть». (Свт.Фео­фан Затвор­ник)

Во время под­го­товки к Кре­ще­нию надо усердно молиться. Необ­хо­димо как можно чаще посе­щать храм Божий. 

Некре­ще­ный может сто­ять за всем вечер­ним бого­слу­же­нием и утром, на Литур­гии, до слов, воз­гла­ша­е­мых дья­ко­ном или свя­щен­ни­ком: «Елицы огла­шен­нии изы­дите, Да никто из огла­шен­ных…». Огла­шен­ный не может при­сут­ство­вать также при дру­гих Таин­ствах – на чужих кре­сти­нах, при Вен­ча­нии, Собо­ро­ва­нии и Рукоположении.

Молитва мытаря

Боже, мило­стив буди мне грешному (Лк. 18:13).

Когда нам нужно про­из­но­сить эту молитву?
Нужно про­из­но­сить так же часто, как часто гре­шим. Как только согре­шим, должны тот­час же каяться пред Богом во грехе и про­из­но­сить эту молитву.

Молитва Иисусова

Гос­поди Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, поми­луй мя грешного.

(Эта молитва — основа молит­вен­ного дела­ния, креп­кая опора в духов­ной жизни вся­кого хри­сти­а­нина. Она, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце хри­сти­а­нина воз­можно чаще, потому что, посто­янно согре­шая перед Богом, посто­янно и должны обра­щаться к Нему с прось­бой о помиловании).

Молитва Святому Духу

(перед нача­лом вся­кого дела)

Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины, Иже везде сый и вся испол­няяй, Сокро­вище бла­гих и жизни Пода­телю, при­иди и все­лися в ны, и очи­сти ны от вся­кия скверны, и спаси Блаже, души наша.

Рус­ский пере­вод: Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух истины, Кото­рый везде нахо­дится и все напол­няет, Вме­сти­лище вся­кого добра и жизни Пода­тель, при­иди и оби­тай в нас, и очи­сти нас от вся­кой нечи­стоты, и спаси, Мило­сер­дый, наши души.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся

Бого­ро­дице Дево, радуйся, Бла­го­дат­ная Марие, Гос­подь с Тобою, Бла­го­сло­венна Ты в женах и бла­го­сло­вен плод чрева Тво­его, яко Спаса родила еси душ наших.

Рус­ский пере­вод: Бого­ро­дица Дева Мария, испол­нен­ная бла­го­дати Божией, радуйся! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­венна Ты между женами и бла­го­сло­вен плод, Тобою рож­ден­ный, потому что Ты родила Спа­си­теля душ наших.

Молитва осно­вана на при­вет­ствии Архан­гела Гав­ри­ила Деве Марии в момент Бла­го­ве­ще­ния (Лк. 1, 28–31; Мф. 1, 18–25).

Достойно есть

(по окон­ча­нии вся­кого дела)

Достойно есть яко воис­тинну бла­жити Тя, Бого­ро­дицу, Прис­нобла­жен­ную и Пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога нашего. Чест­ней­шую Херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Сера­фим, без истле­ния Бога Слова рожд­шую, сущую Бого­ро­дицу Тя величаем.

Рус­ский пере­вод: Достойно есть поис­тине вос­хва­лять Тебя, Бого­ро­дицу, вечно бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога нашего. Честью выс­шую Херу­ви­мов и несрав­ненно слав­ней­шую Сера­фи­мов, дев­ственно Бога-Слово родив­шую, истин­ную Бого­ро­дицу, Тебя прославляем.

Молитва Господня. Отче наш

(Бог ста­но­вится Отцом для чело­века в Крещении)

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да свя­тится имя Твое, да прии́дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущ­ный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы остав­ляем должнико́м нашим; и не введи нас во иску­ше­ние, но изба́ви нас от лукаваго.

«Читайте “Отче наш”, да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем.…» (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский).

Созда­тель дал роду чело­ве­че­скому две книги: в одной пока­зал Свое вели­чие, в дру­гой Свою волю. Пер­вая книга – види­мый мир, Им создан­ный, чтобы чело­век, смотря на вели­чие, кра­соту и строй­ность его частей, при­зна­вал Боже­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство, по мере даро­ван­ного ему поня­тия. Вто­рая книга – Свя­щен­ное Писа­ние. В ней пока­зано бла­го­во­ле­ние Спа­си­теля к нашему спа­се­нию… (М.В. Ломо­но­сов)

Жела­ю­щий покре­ститься дол­жен читать Свя­щен­ное Писа­ние. Необ­хо­димо про­чи­тать из Нового Завета хотя бы одно из Еван­ге­лий. Из Вет­хого Завета – про­честь Книгу Бытия, Исход, Притчи Соло­мона, Пре­муд­рость Иисуса сына Сира­хова и Пре­муд­рость Соломона.

Пра­во­слав­ному необ­хо­димо кроме Биб­лии, как мини­мум, иметь молит­во­слов, Закон Божий, пра­во­слав­ный кален­дарь, икону Спа­си­теля или Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Ста­раться еже­дневно читать Свя­щен­ное Писа­ние, Жития Свя­тых и свя­то­оте­че­скую литературу.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки