День Святой Троицы
7 Июн

День Святой Троицы

Елена Тростникова
(35 голосов4.3 из 5)

С начала Триоди постной прошло так много насыщенных дней, — и все они нужны были для вызревания этого чуда, для роста души и приобщения к высоте этого праздника. Вот — чаша наполнилась, проповедь, распятие, Воскресение, Вознесение — всё возводило нас сюда, чтобы мы могли поклониться Святой Троице.

Вникнем в главные песнопения и чтения этого праздника.

Пятидесятница — день рождения Церкви

Пятидесятый день от Пасхи.

От нашей Пасхи — Воскресения Христова.

А в дни жизни Спасителя — от Пасхи ветхозаветной. Один из трех ветхозаветных праздников.

В этот праздник во времена Спасителя отмечалось принятие Синайского законодательства при пророке Моисее. За полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. Это было рождением Церкви ветхозаветной.

Моисей
Фрагмент картины «Моисей с десятью заповедями». Рембрандт

По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому дню прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество к Храму — единственному храму ветхозаветной Церкви, в Иерусалим.

И вот там-то, в год распятия, Воскресения и Вознесения Христа Спасителя, совершилась Новозаветная Пятидесятница — новозаветное рождение Церкви.

Это был уже прямой союз с Богом: Богом-Троицей.

Сошествие Святого Духа

В день великого праздника Пятидесятницы происходит ожидаемое, предреченное Христом и совершенно непредставимое событие, единственное в истории мира. Вот как описывает его Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов (этот текст и читается за Литургией):

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (и бысть внеза́пу с небесе́ шум, я́ко носи́му дыха́нию бу́рну), и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием (Деян.2:1–6).

Апостол Петр выходит к этому множеству народа и произносит сильнейшую проповедь — первую апостольскую проповедь в истории! — после которой охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деян.2:41). Простой неученый рыбак, проповедуя о Господе Иисусе Христе Воскресшем, находит исполненные мощи слова для глубоких богословских истин. Он — уже иной, преображенный не только созерцанием и учением Спасителя, но и прямым действием Святого Духа.

Тропарь праздника

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Не только Петр, но и прочие апостолы, рыбаки (ловцы), преображены. Ниспослание Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную.

А еще тропарь может напомнить нам обещание Спасителя Своим будущим ученикам — Симону-Петру и Андрею: Я сделаю вас ловцами человеков (Мф.4:19; ср. Мк.1:17).

Сбылось предреченное пророком Иезекиилем, осуществились слова Господа: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез.36:26)

Уловлена и преображена и вселенная. В греческом тексте тропаря — ойкумена (экумена), то есть населенный мир, долго понимавшийся как мир народов Империи. Но и наше представление о вселенной как обо всём по меньшей мере материальном мире (греческое «космос») здесь совершенно уместно, и оно отражается в иконографии праздника.

Пятидесятница
https://azbyka.ru/days/storage/images/icons-of-holidays/13/6479ef8041a85066631063.jpg

Вот собранные вместе апостолы, на каждом из которых почил огненный язык Святого Духа. А внизу, в темной нише — некий старец в короне. Нередко — с подписью «Космос».

Но там же может быть изображена и вселенная-ойкумена: разные народы.

икона
Пятидесятница. Монастырь Ватопед, Афон. Фото: pravoslavie.ru

Троицын день — именины Бога

У греков этот праздник назывался и называется Пятидесятницей (Πεντηκοστή —Пентикости), и только у нас на Руси он стал именоваться праздником Троицы, Троицыным днем. Однако служба, возникшая в Византии значительно раньше, вся дышит Троичностью: исполнилась полнота времен, Дух Святой действует в Церкви, и дело нашего спасения, и вся история уже явно свершается как дело Святой Троицы, Нераздельного Божества держава. На великой вечерне звучит изумительная стихира, изъясняющая догмат о Святой Троице, Единосущной и Нераздельной:

Прииди́те, людие, Триипостасному Божеству поклони́мся,
Сыну во Отце, со Святым Духом:
Отец бо безле́тно роди́ Сына соприсносущна и сопрестольна,
и Дух Святы́й бе во Отце с Сыном прославляемь:
едина сила, едино существо, едино Божество.
Ему́же покланя́ющеся вси глаголем:
Святы́й Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа;
Святы́й Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прии́де в мир;
Святы́й Безсмертный, уте́шительный Душе, от Отца исходя́й, и в Сыне почива́яй, —
Троице Святая, слава Тебе!

В этом песнопении кратко изложены все основные христианские догматы: о триипостасности Бога, о предвечном рождении Сына, о равенстве, единосущии и божественности Отца, Сына и Святого Духа, о сотворении мира Отцом через Сына при содействии Духа, об исхождении Святого Духа в мир через Сына, об исхождении Духа от Отца и «почивании» в Сыне.

В этот день, и в эти дни, мы приобщаемся к Царству Святой Троицы, мы живём и дышим Ею, и Она — с нами. Если мы хотим — по-настоящему! — быть с Богом, то сегодня, сейчас это таинственное происходит.

Это праздник переживания, осмысления (не голым умом, а всем существом, «умными очами» и всею крепостию жизни) Тро́ичности Божества, Тайны Пресвятой Троицы, Которая непостижима и… и так близка нам!

Храм
Фотография 2013 г. из архива храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва)

Третье лицо Троицы, Дух Святой, вошёл в историю, оттого и празднуем этот день как день Троицы.

Но вот еще великая и важная вещь, тоже отраженная в этой неземной, невероятной, очень сложной и возвышенной службе. Ведь непостижимое, священное, сущностное имя Бога-Троицы — Отец, Сын и Дух Святой — мы (и вселенная, тот самый Космос, что изображен внизу в центре иконы) могли постичь только Духом Святым. Земным разумом, самой высокой философией Троичность Божества непостижима.

От преподобного Сергия, игумена земли Русской, пошло принятие этого праздника на Руси как главного дня Троицы Святой, как праздника Самому, Лично Триединому Богу.

И рублёвская «Троица» — духовное осмысление Нераздельного Божества в Трех лицах. Ведь сам образ «Троицы Ветхозаветной», трех Ангелов, явившихся праотцу Аврааму, существовал и до преподобного Сергия и до Андрея Рублёва, и не только в виде «Гостеприимства Авраамова», где изображены и праотцы Авраам и Сарра, и сопутствующие атрибуты, но и в виде трех Ангелов. Но только на Троице письма преподобного Андрея Рублёва с символической мощью «богословия в красках» было передано гармоническое единство этих Трех Лиц в Предвечном Совете, до создания мира.

И теперь в этот день в центре храма на аналое в Лавре, в Московском её подворье, в сотнях храмов России — именно рублёвская Троица и её списки.

День рождения Церкви, но еще и Именины Бога — празднуйте, люди, и радуйтесь!

Кондак праздника

Егда́ снизше́д язы́ки слия́, / разделя́ше язы́ки Вы́шний, / егда же о́гненныя язы́ки раздая́ше, / в соедине́ние вся призва́, / и согласно славим Всесвята́го Духа.

Егда — когда. Снише́д — сойдя. Язы́ки слия — смешал языки. Разделяше язы́ки — (этим) разделил народы. Раздая́ше — раздал. В соединение вся призва́ — всё призвал к единству.

Кондак построен на важнейшем богословском образе — сопоставлении «вавилонского смешения» языков и народов и противоположного ему события Пятидесятницы.

Обратимся к Священному Писанию.

Егда́ снише́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний: здесь речь идет о построении Вавилонской башни:

На всей земле был один язык и одно наречие… И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:1–9).

Егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́шеПри наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2:1–4).

Идея единства, соединения, упразднения розни пронизывает и кондак, и всю службу праздника.

Славим Всесвятаго Духа с самого начала службы

Напомним еще и еще раз: служба праздника начинается со всенощного бдения накануне, вечером в субботу.

И первая же стихира праздника говорит о нём в целом:

Пятдеся́тницу пра́зднуим, / и Духа прише́ствие, / и предложе́ние обещания, / и наде́жди исполне́ние, / и та́инство ели́ко, / я́ко вели́ко же и че́стно. / Темже вопие́м Ти: / Содете́лю всех Господи, слава Тебе.

Таинство ели́ко, я́ко вели́ко же и че́стно, — то есть: настолько же тайна, насколько великое и чтимое событие.

Непостижима тайна Святой Троицы, непостижима тайна Церкви, и действие Духа Святого — непостижимо! И чем больше восходить и приобщаться к нему, тем больше ощущается эта непостижность, неизреченность и неизглаголанность. Таинство!

Песнописцы действием Самого Духа Святого неизреченное — изрекают, как изрекали древние пророки; находят такие слова и образы, которые возрождают в нас, в Церкви, полноту Боговедения — а что мы эту полноту лишь «как сквозь тусклое стекло» улавливаем, то — по общей нашей скудости.

И вскоре звучит стихира, которую мы поем на каждой Литургии:

Ви́дехом свет истинный, / прия́хом Духа Небеснаго, / обрето́хом веру истинную, / неразде́льней Троице покланя́емся: / Та бо нас спасла есть.

Здесь, в начале службы праздника, она звучит так весомо, глубоко и сильно! На вечерне празднования Троицы мы можем воспринять это особенно глубоко, чтобы потом каждую Евхаристию принимать как Сошествие Святого Духа к нам, как «личную Пятидесятницу».

Следующая стихира:

Во проро́цех возвести́л еси нам путь спасения, / и во апо́столех возсия́ Спасе наш, благода́ть Духа Твоего: / Ты еси́ Бог первый, Ты и по сих, / и во веки Ты еси Бог наш.

Ты еси Бог первый, Ты и по сих, / и во веки Ты еси Бог наш… Нужен ли перевод? Ты — Бог изначальный, ты — и потом, и впоследствии, и вовеки Ты — Бог наш… А назавтра зазвучат громовые, пренебесные, «небесных, земных и преисподних» пронизывающие молитвы коленопреклонения, и первая начинается эпитетами Божества:

Пречи́сте, нескве́рне, безначальне, неви́диме непостижи́ме, неизсле́диме, непреме́нне, непобеди́ме, неизче́тне, незло́биве Господи, Един име́яй безсмертие, во свете живы́й непристу́пном: сотвори́вый небо и землю, и море, и вся созданная на них, прежде е́же просити, всем прошения подаваяй…

— и далее славословие делу спасения нашего и Промысла Божия…

Сбываются чаяния

На службе Троицы мы насыщаемся тем, по чему истосковалась душа — ведь даже в пасхальной радости душа уже ждала пришествия Духа-Уте́шителя, Его близости, взывания к Нему. И вот наконец (перед самым концом вечерни) мы воспоем молитву — призывание Святого Духа, которая была исключена из всех богослужений и из келейного правила на все 50 дней:

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сы́й, и вся́ исполня́яй, Сокро́вище благи́х, и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны́, и очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, и спаси́ Бла́же ду́шы на́ша.

Греческое слово Пара́клитос (Уте́шитель) означает также — и в первую очередь! — и Хода́тай, Заступник, Учитель. Уте́шитель покрывает, защищает, взывает ко Отцу о нас и научает нас, о чем поют нынешние стихиры…

А храмы наши украшаются зеленью и цветами именно в честь «Жизни Подателя», Святого Духа.

Троицкая вечерня коленопреклонения

В сам день праздника, после Литургии, по обычаю, неотрывно от нее, совершается уже другая вечерня, единственная в богослужебном году, когда читаются обращенные к Святой Троице молитвы, а мы все слушаем их коленопреклонно. Это тоже «сбывающееся чаяние» — коленопреклонения и земные поклоны были запрещены Уставом с самой Пасхи.

Фото: vera-eskom.ru

Теперь мы слушаем эти невероятной силы, глубины, дерзновения к Богу молитвы, склонясь перед их мощью — невозможно их «просто» слушать, стоя или тем более сидя, они как гром с Неба. Да, невозможно и ухватить ухом и умом всё их содержание, войти в это дерзновение к Богу, — но они пронизывают нас, входят в нас.

Протоиерей Сергий Правдолюбов (1950–2024), кажется вслед за старцем Иоанном (Крестьянкиным), говорил, что после этих молитв лица у всех людей преображаются и «каждая простая бабка смотрит как Василий Великий».

Приход храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) после службы с коленопреклонными молитвами. Троица 2013 г. Фото из архива автора.

Потому что Дух Святой реально живет в Церкви, и в этот день, в этом богослужении ощутимо касается и нас с вами.

Только бы не потерять эту благодать!

Комментировать

Загрузка формы комментариев...