Триодь Постная: перед началом поста мы смотрим на Рай
1 Мар

Триодь Постная: перед началом поста мы смотрим на Рай

(16 голосов4.7 из 5)

В завершение Сырной седмицы — масленицы Триодь приводит нас к созерцанию Рая. Мы должны вспомнить, что утратило человечество грехопадением и к чему призван вернуться человек благодаря жертве и подвигу Спасителя.

Суббота сырная: Преподобные — деревья рая

В конце Сырной седмицы, в субботу (а в основном в пятницу вечером) служба Триоди посвящена всем преподобным отцам, в подвиге просиявшим.

В синаксаре (поучении, предназначенном для чтения после 6-й песни канона) сырной субботы говорится:

«Как воеводы поощряют своих воинов, вооруженных и уже стоящих в строю, речами, знаменами и воспоминанием храбро и доблестно воевавших предков, — так ныне премудро творят и богоносные отцы: примером духовных подвигов преподобных мужей и жен подводят к постному поприщу, чтобы мы, взирая на их достойное подражания, безгрешное житие, совершали многообразные и различные добродетели, каждый по силам, — а преимущественно любовь и сознательное уклонение от неправедных дел и поступков. И пост — это не только диета, но воздержание и языка, и глаз, и от гнева, и от всякого зла удаление».

Первая же стихира вечерни приглашает нам мысленно пройти подобие сладостного рая, в котором насаждены Христом дивные деревья — преподобные мужи:

«…Сия́ древеса́ я́же насади́ Бог наш: / сия́ плоды́ нетле́нныя жизни процве́тшая, / принесо́ша Христу́, пита́юще на́ша ду́ши».

Преподобные – древа райского сада, насажденные на земле Богом уже после грехопадения; они принесли плоды вечной жизни Христу, и этими плодами мы можем питать наши души.

Так нас подводят к следующему дню – воспоминанию рая, воспоминанию Адамова изгнания (всё — на всенощной!).

А после уже на утрене снова прозвучит этот образ. Мы обходим цветущий райский сад добродетелей и исполняемся ароматом благоухания произрастающих там «богоносных постников»:

«Я́коже в раи́ доброде́телей цвету́щем, / богоно́сных по́стников обходя́ще, / вони́ исполня́емся сладкоуха́ния: / страда́ньми бо наостри́вшеся искуше́ний, / те́ло воздержа́нием раболе́пно покори́ша ду́ху, / а́нгельское на земли́ житие́ пожи́вше. / Те́мже сла́вы сподо́бишася».

Итак, мы обходим этот дивный сад, где растут благоуханные «древеса, яже насади Бог наш» — преподобные отцы и матери…

«Раболепно» в выражении «тело воздержанием раболепно покори́ша ду́ху» — означает, что тело стало у них рабом духа, как и пристало ему (в ином случае дух легко становится рабом тела). В этом весь смысл науки аскетики: чтобы дух безраздельно мог управлять телом.

Мы в этом саду просто любуемся и радуемся. Но плоды его («сия́ плоды́ нетле́нныя жизни процве́тшая») — они и для нас. Они питают наши души.

Отсюда мой личный совет многим и многим — о чтении постом. Есть удивительный род книг, который открыт не всеми: патерики — рассказы о монахах древности. Сюда относятся Древний Патерик и Алфавитные патерики, «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, «Луг духовный» Иоанна Мосха, «Жизнь пустынных отцев» Руфина Пресвитера, «Лавсаик»…

Эти книги сейчас доступны в сети, они широко издаются и продаются. Увлекательные и неисчерпаемые по духовной глубине, они открывают возможность постоянно питаться «плодами рая сладости». Попробуйте в Пост прильнуть к этому чистому роднику!

Бог в помощь!

Изгнание из Рая
«Изгнание из Рая». Коул Томас

Воскресенье — память о рае

В субботу на всенощной — воспоминание Адамова изгнанияЦерковь оплакивает потерю рая и начертывает путь, на который мы вступим — сорокадневное странствие.

В песнопениях этого дня порой героем выступает Адам (Он), но порой, с самого начала вечерни, со стихир на «Господи, воззвах» — это «Я». Это я, а не кто иной, совлек с себя сотканную Богом одежду — преслушав Твое, Господи, Божественное повеление, поддавшись совету врага! Это я «смоковным листием (фиговым листком!) и кожными ризами» облекся, я осужден в поте лица есть хлеб свой, и проклятая за меня земля приносит мне волчцы и тернии:

«Оде́жды боготка́нныя совлеко́хся окая́нный, / Твое́ Боже́ственное повеле́ние преслу́шав, Го́споди, сове́том врага́, / и смоко́вным ли́ствием, и ко́жными ри́зами ны́не облеко́хся: / по́том бо осужде́н бых хлеб тру́дный сне́сти: / те́рние же и волче́ц мне принести́, / земля́ проклята́ бысть».

И заключается стихира призывом к Богу: воззови меня, Господи, и снова введи в Рай! —

«Но в после́дняя ле́та воплоти́выйся от Де́вы, / воззва́в мя введи́ па́ки в рай».

Канон обращается к моей душе: Приди, несчастная, страстная моя душа, оплакивай тобою содеянное, вспоминая то древнее обнажение во Эдеме, твоё изгнание из места наслаждения и непрестанной радости:

«Гряди́, душе́ моя́ стра́стная, пла́чи твоя́ дея́ния днесь, / помина́ющи пе́рвое обнаже́ние во Еде́ме, / и́мже изгна́на еси́ от сла́дости, и непреста́нныя ра́дости».

Душа — моя! И она — помнит! Для нее это изгнание — реальность, и в глубинах своих помнит она и сладость со-бытия с Богом, которой лишилась…

Это она, душа моя, была «владычица гадам и зверям» — и собеседовала «гаду душетленному», забыв об этом своем господстве и приняв его, лживого, за правдивого советника (канон, песнь 8). Это я «рыда́ю, стеню́ и пла́чу, херуви́мы с пла́менным ору́жием зря (видя)» (песнь 9).

И еще герой этих песнопений — рай. К нему, одушевленному, живому, неравнодушному к участи изгнанного человека, обращаюсь я — человек — человечество — Адам. Служба пронизана этими воплями-плачами Адама, обращенными к раю. Он сидит «прямо рая» — напротив недоступного уже ему рая! И плачет, «свою наготу рыдая» и обращаясь к раю: увы мне, рай, я больше не смогу наслаждаться твоей сладостью, я больше не увижу моего Господа и Создателя, а пойду в землю, из которой взят:

«Се́де Ада́м пря́мо рая́, / и свою́ наготу́ рыда́я пла́каше: / увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу / и окра́дену и сла́вы удале́ну! / Увы́ мне, простото́ю на́гу, ны́не же недоуме́нну! / Но о раю́, ктому́ твоея́ сла́дости не наслажду́ся: / ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля: / в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых. / Ми́лостиве ще́дрый, вопию́ Ти: / поми́луй мя па́дшаго». (Великая вечерня, «Слава» на «Господи, воззвах»)

Адам взывает к раю, чтобы тот умолил Создателя вернуть человека в рай:

«…Ра́ю святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв, / и Е́вы ра́ди затворе́нный, / моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго, / я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся!»

Умоли, о прекрасный рай, Создателя шумом твоих листьев:

«Ра́ю всечестны́й, красне́йшая добро́то, / богозда́нное селе́ние, / весе́лие неконча́емое и наслажде́ние, / сла́во пра́ведных, проро́ков красото́, / и святы́х жили́ще, / шу́мом ли́ствий твои́х Соде́теля всех моли́, / врата́ отве́рсти ми, я́же преступле́нием затвори́х, / и сподо́битися дре́ва живо́тнаго [Древа жизни… это, как вспомнится позже, в Крестопоклонную – Крест!] прия́ти, и ра́дости, / ея́же пре́жде в тебе́ наслади́хся».

И снова:

«Изгна́н бысть Ада́м из рая́ сне́дию, / те́мже и седя́ пря́мо сего́ рыда́ше, / стеня́ умили́тельным гла́сом, и глаго́лаше: / увы́ мне, что пострада́х окая́нный аз: / еди́ну за́поведь преступи́х Влады́чню, / и благи́х вся́ческих лиши́хся! / Раю́ святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв, / и Е́вы ра́ди затворе́нный, / моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго, / я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся!» (Славник на стиховне)

Но стихира завершается ответом — не Рай, но Сам Спаситель отвечает Адаму:

«… Те́мже и к нему́ Спас: / Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути, / но хощу́ сему́ спасти́ся, / и в позна́ние и́стины приити́, / я́ко гряду́щаго ко Мне не изгоня́ю вон».

Плач Адама из церковного богослужения перешел в духовные стихи — благочестивый жанр фольклора:

Плакася Адамо пред раем седя:

Раю мой, раю, прекрасный мой раю!

Мене бо ради раю сотворен бысть,

А Евы ради раю заключен бысть.

Раю мой, раю, прекрасный мой раю!

Раю мой, раю, прекрасный мой раю!

Изгнание из рая. Мозаика Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII в.
Изгнание из рая. Мозаика Палатинской капеллы, Палермо, Сицилия, XII в.

Человек был изгнан из Рая, но теперь, Крестом Господним и Страстями, он снова вводится в него:

«Изгна́на бы́вша Го́споди рая́ пе́рвее сне́дию дре́ва, / ввел еси́ па́ки Кресто́м и стра́стию Твое́ю, Спа́се и Бо́же мой, / и́мже нас утверди́ пост соверши́ти чистоле́пно, / и Боже́ственному воста́нию поклони́тися, Па́сце спаси́тельней, / Тя ро́ждшия моли́твами..

Крестом, Господи, и нас укрепи пост совершить в подобающей чистоте, и Божественному воскресению поклониться, Пасхе спасительной, по молитвам Родившей Тебя.

А пост — путь к возвращению рая для нас:

… Те́мже потщи́мся вси вре́мя подъя́ти поста́, / послу́шающе Ева́нгельских преда́ний: / да си́ми благоуго́дни бы́вше Христу́, / рая́ жили́ще па́ки восприи́мем.

Приспе́ (подоспело) вре́мя, духо́вных подвиго́в нача́ло, / на де́моны побе́да, всеору́жное воздержа́ние, / а́нгельское благоле́пие, к Бо́гу дерзнове́ние: / тем бо Моисе́й бысть Зижди́телю собесе́дник (ибо благодаря ему, посту, Моисей был собеседником Создателя), и глас неви́димо в слу́хи прия́т (воспринял слухом). / Го́споди, тем сподо́би и нас поклони́тися / Твои́м страсте́м, и свято́му Воскресе́нию, / я́ко Человеколю́бец.

Недаром вспоминается Моисей: нам предлагается путь к Боговидению. Но и тем, кто не в силах подъять на себя «духовные подвиги», предстоит путь к родной обетованной земле, сорокадневный путь к духовной отчизне.

Синаксарь приводит «из святых отец» суждение о том, что поскольку мы согрешаем в течение всего года, то и освящать постом должны каждое из времен года.

Но именно святая Четыредесятница – «десятина всего лета» — главная десятина, которую мы отдаем Богу, десятая часть нашего года, которую мы живем не для себя, а Ему, для Него.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...