Лик Божий

***

Лик Бо́жий (лицо Божие) — 1) биб­лей­ское поня­тие, обо­зна­ча­ю­щее Самого Бога (Быт.6:11), (3Цар.13:6); 2) место осо­бого Божьего при­сут­ствия (1Пар.17:16); 3) дей­ствие Божие, Боже­ствен­ный свет, бла­го­дать Божия (Пс.26:9), (Пс.67:3); 4) очи Божьи (Еккл.2:26); 5) Слава Божия; 6) образ Божий, пред­став­лен­ный на иконах, фрес­ках и пр., 7) образ, лицо Бого­че­ло­века, Иисуса Христа.

***

Если Бог Дух, то почему в Свя­щен­ном Писа­нии гово­рится о Его лице?

Свя­щен­ное Писа­ние нередко исполь­зует все­воз­мож­ные сопо­став­ле­ния Бога с чело­ве­ком (см.: Антро­по­мор­физмы в Библии). Это свя­зано с тем, в мире в прин­ципе нет и не может быть ничего, иден­тично отоб­ра­жа­ю­щего Отца и Сына и Свя­того Духа (ведь Бог бес­ко­не­чен, а мир коне­чен), и поэтому для опи­са­ния Бога исполь­зу­ются такие извест­ные чело­веку поня­тия, кото­рые хотя и не точно, но с доста­точ­ной сте­пе­нью при­бли­же­ния воз­вы­шают чело­ве­че­ский разум до пра­виль­ного пред­став­ле­ния о Творце (см.: Что такое ката­фа­ти­че­ское и апо­фа­ти­че­ское бого­сло­вие?).

Поскольку чело­век — образ и подо­бие Божие (Быт.1:27), услов­ное сопо­став­ле­ние Гос­пода с чело­ве­ком поз­во­ляет лучше рас­крыть те Боже­ствен­ные совер­шен­ства и дей­ствия, о кото­рых сооб­ща­ется в Писа­нии посред­ством этих сопо­став­ле­ний (см.: Образ и подо­бие Божии).

Что каса­ется сим­вола лика или лица, через это яснее очер­чи­ва­ется мысль о воз­мож­но­сти и необ­хо­ди­мо­сти лич­ност­ного обще­ния Бога и чело­века. Как обща­ясь с собе­сед­ни­ком, чело­век видит перед собой его лицо, так и обща­ясь с Богом, он пред­стает перед ним как бы лицом к лицу. В Ветхом Завете выра­же­ние «лицом к лицу» неод­но­кратно исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния особой бли­зо­сти пра­вед­ника к Богу, осо­бого уровня его обще­ния с Ним (Исх.33:11).

Кроме того, ука­за­ние на нахож­де­ние чело­века перед лицом Божьим может иметь зада­чей обост­рить мысль о том, что любое чело­ве­че­ское деяние, в том числе гре­хов­ное и очень гре­хов­ное, не оста­ётся неве­до­мым для Бога, совер­ша­ется как бы непо­сред­ственно перед Его все­про­ни­ка­ю­щим взором, перед Его лицом.

Для чего демоны при­ни­мают на себя Божье обли­чье?

Пред­став­ля­ясь чело­веку под обра­зом Все­дер­жи­теля, бес может пой­мать его на дове­рии. Имея это в виду, святые подвиж­ники обра­щали вни­ма­ние и наста­и­вали на необ­хо­ди­мо­сти трез­вого, взве­шен­ного, осто­рож­ного отно­ше­ния к «откро­ве­ниям» (см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?).

Аске­ти­че­ская и цер­ковно-исто­ри­че­ская лите­ра­тура имеет мно­же­ство сви­де­тельств о том, как обма­ну­тые лож­ными виде­ни­ями не только покло­ня­лись явив­ше­муся демону словно Богу, но и ста­но­ви­лись послуш­ными испол­ни­те­лями злой воли. Кроме того, бес может пой­мать дове­рив­ше­гося ему чело­века и через гор­дость: слу­ча­лось, что обма­ну­тые таким обра­зом люди начи­нали почи­тать себя за вели­ких пра­вед­ни­ков или про­ро­ков.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки