Крёстный

Литература по теме

Крёстный (восприемник) в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

krestnyj - Крёстный

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

^ Обязанности крестных

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

  1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом, благодарить Творца и просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах.
  2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.
  3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания. (Если вы сами не достаточно осведомлены, то появится повод пройти как минимум огласительные беседы (катехизацию).

^Кто может быть крестным

  • Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.
  • Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.
  • По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 года и от 27 августа 1837 года, крестными не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия — 15 лет для мужчин и 13 для женщин.
  • После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.
  • Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.
  • У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного является лишь благочестивой традицией.
  • Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.
  • Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников.
  • Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

***

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.

Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.

Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы  крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям  походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).

Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211‑й статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В настоящее время 211‑я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».

В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ “О канонических аспектах церковного брака”, в котором указано: “Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?

Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.

С какого возраста не нужен крёстный?

Согласно документу «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» обязательное наличие крестного предполагается только для детей до 7‑ми лет.

Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?

Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

***

архимандрит Епифаний (Феодоропулос)

«Восприемник действует по поручению, выступая как доверенное лицо несущего ответственность пастыря. Он представляет его и является его доверенным лицом. Но само собой разумеется, что для любой «доверенности» требуются определенные предпосылки. Недостаточно, чтобы кто-то имел полную правоспособность, чтобы быть назначенным представителем и доверенным лицом того или иного человека в том или ином деле или во всех порученных делах. <…>

Мы, разумеется не отрицаем, что и родители имеют право на выбор восприемника, и знаем также, что восприемника почти всегда ищут родители, а не священник (епископ), но подразумевается, что на это дается его молчаливое согласие, что неким образом он дает им разрешение самостоятельно искать кандидатуру его представителя и доверенного лица в деле должного просвещения младенца. Однако это никак не означает, что священник лишается своих прав и должен волей-неволей принять в качестве восприемника (то есть своего доверенного лица) всякого, кого приведут родители, тем более, если тот не отвечает элементарным требованиям для выполнения этой задачи. Пастырь (епископ или священник) имеет полное право сказать родителям: Господа, я не доверяю представлять меня, не доверяю мое дело, за которое я несу огромную ответственность перед Богом, первому встречному только потому, что в его паспорте написано, что он православный христианин. Этого человека я не принимаю, так как он – богохульник. Другого я не принимаю, так как он – пьяница. Третьего я не принимаю, так как он заключил гражданский брак и тем самым на деле отверг одно из Таинств Церкви. Пятого я не принимаю, так как в представлениях о Православной Вере у него царит полный хаос. Шестого я не принимаю, так как он болтун и сквернослов, и т.д. и т.п. Я не могу доверить им замещать меня в деле научения православным догматам и православной нравственности. <…>

Потому я прошу и требую, чтобы вы привели восприемника, который бы внушал доверие не только вам, но и мне. Я признаю, что и вы имеете право на выбор восприемника, так как поручаете ему часть духовного воспитания вашего ребенка. Но и я имею это право, и даже в большей степени, потому что я возлагаю на него большую часть моих обязанностей по отношению к младенцу. Потому надо, чтобы это был человек, которого одобряют и которому доверяют все. Восприемник – это не свидетель, присутствующий при сделке купли-продажи, чтобы предложения и предпочтения в выборе того или иного кандидата могли принадлежать исключительно вам. Восприемник – это и мой представитель, мой заместитель, мое доверенное лицо, мой сотрудник».

Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты. Сборник статей.

Цитаты о крёстном

«Если поручители в денежных делах подвергают себя ответственности, то тем более те, кто ручается за других в духовных делах, где речь идет о добродетели, должны проявлять великое бодрствование, назидая и советуя, исправляя и проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что это пустяк, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. Ибо если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны мы исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Итак, вы, восприемники, узнали, что вам грозит большая опасность в случае вашего нерадения».
свт. Иоанн Златоуст

«Я прошу, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, воспринявшие детей от святой купели, припоминали, что они суть споручники веры, и потому должны всегда поддерживать в воспринятых ими заботливость об истинной любви, увещевали бы их беречь чистоту, сохранять девство до брака, удерживать свой язык от злословия и клятвопреступления, не произносить устами соблазнительных песен, и не питать в сердце злобы и ненависти, убегать гаданий и чародеев и всех служителей дьявола, требовали бы, чтобы они содержали веру православную, чаще ходили в церковь, и, оставив рассеянность, внимательно слушали божественные чтения, чтобы принимали странников… жили дружелюбно, священникам и родителям оказывали почтение с любовью».
блж. Августин

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки