Отпав­шие

***

Отпа́вшие – кре­щё­ные хри­сти­ане, вольно или невольно пре­рвав­шие свою связь с Цер­ко­вью, отпав­шие от бла­го­дат­ного обще­ния с Богом.

Согласно 80-му пра­вилу VI Все­лен­ского Собора, чело­век, избе­га­ю­щий цер­ков­ного обще­ния, отпа­дает от Церкви. Три вос­крес­ных бого­слу­же­ния, про­пу­щен­ных без серьез­ной при­чины, явля­ются таким рубе­жом.

Перед Богом будет отве­чать также тот, кто кре­стил чело­века, но не поза­бо­тился о его про­све­ще­нии. Вос­при­ня­тое недолж­ным обра­зом Таин­ство Кре­ще­ния дей­ствует в осуж­де­ние чело­веку (Мф.12:43–45). То есть душа, вос­при­няв­шая бла­го­дать и дерзко поправ­шая ее, духовно раз­ру­ша­ется. Ответ­ствен­ность за кре­щё­ных в мла­ден­че­стве ложится на их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков. Убеж­де­ние, что бла­го­дать, полу­чен­ная чело­ве­ком в Кре­ще­нии, должна при­во­дить его к созна­тель­ной цер­ков­ной жизни против жела­ния – губи­тель­ное заблуж­де­ние. Оно про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­ной дог­ма­тике и кано­нам Церкви.

***

Кре­ще­ные хри­сти­ане, кото­рые совер­шили какой-либо тяжкий грех, вре­менно исклю­ча­лись из общины. Их братья скор­бели о них как об умер­ших для Бога. Для воз­вра­ще­ния в Цер­ковь каю­щимся тре­бо­ва­лось пройти более дли­тель­ный испра­ви­тель­ный срок, чем катеху­ме­нам. Хри­сти­ане радо­ва­лись рас­ка­яв­ше­муся и воз­вра­тив­ше­муся брату, как если бы тот вос­крес из мерт­вых. В общем собра­нии катеху­мены и каю­щи­еся зани­мали место позади верных. И катеху­мены, и каю­щи­еся не могли при­сут­ство­вать на евха­ри­стии. Они могли нахо­диться в церкви во время чтения Свя­щен­ного Писа­ния и сле­до­вав­шей за ним про­по­веди.
диакон Павел Гав­ри­люк

***

Воз­вра­ще­ние отпав­ших

иерей Тигрий Хачатрян

Каждый Божий день я вижу людей. Они встре­ча­ются мне на улице, в обще­ствен­ном транс­порте, в мага­зи­нах, в раз­лич­ных орга­ни­за­циях. Почти все они кре­щены. Но их лица ничего об этом не гово­рят. После эпи­зо­дич­ного обще­ния с основ­ной частью кре­ще­ного насе­ле­ния в упо­мя­ну­тых местах ста­но­вится грустно… Основ­ные пове­ден­че­ские реак­ции рядо­вого попут­чика или пер­вого встреч­ного, мягко говоря, не сви­де­тель­ствуют о его жизни во Христе. Каждый раз, стал­ки­ва­ясь с озлоб­лен­но­стью и замкну­то­стью, я отдаю себе отчет в том, что, как пас­тырь Церкви Хри­сто­вой, несу полную ответ­ствен­ность за то, какой дорогой жизни и куда идут эти люди. Мера ответ­ствен­но­сти за спа­се­ние душ людей, о кото­рых меня спро­сит Пас­ты­ре­на­чаль­ник Хри­стос, тре­бует пря­мого ответа на вопрос: что я делаю для их спа­се­ния?

Может, кому-то и пока­жется, что все это дема­го­гия, потому что и так, вроде, ясно, что делать и как про­по­ве­до­вать. Но чтобы понять, насколько все печально, пусть каждый чита­ю­щий эту статью пра­во­слав­ный батюшка пред­ста­вит себе неболь­шой сюжет из жизни. Перед нача­лом, соб­ственно, чино­по­сле­до­ва­ния Кре­ще­ния крест­ный и крест­ная (в наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ном сего­дня вари­анте Кре­ще­ния мла­ден­цев) должны про­из­не­сти отре­че­ние от сатаны, обеты Кре­ще­ния и Символ веры. Сюжет до боли зна­ко­мый каж­дому при­ход­скому батюшке. Давайте посмот­рим на него с точки зрения СУТИ про­ис­хо­дя­щего: 1) кто про­из­но­сит, 2) что про­из­но­сит и 3) как про­из­но­сит.

1. Следуя неумо­ли­мой логике «теории пас­сив­ного член­ства в Церкви», кото­рая по умол­ча­нию при­нята в свя­щен­ни­че­ской среде, крест­ными ста­но­вятся люди, кото­рых согласно этой теории назы­вают «нево­цер­ко­в­лен­ными хри­сти­а­нами». Конечно, можно понять, что не все зна­комы с 80‑м пра­ви­лом VI Все­лен­ского Собора, кото­рое ясно гово­рит, что чело­век, избе­га­ю­щий цер­ков­ного обще­ния, должен быть отлу­чен от Церкви, потому что три про­пу­щен­ных вос­крес­ных бого­слу­же­ния – это ниже про­жи­точ­ного мини­мума и есть осно­ва­ние для отлу­че­ния от Церкви, так как мы – кре­ще­ные – в Завете с Богом и не можем не участ­во­вать в про­дол­жа­ю­щейся Тайной Вечере – сов­мест­ной Тра­пезе. Но от этого незна­ния ни кре­ща­ю­щему свя­щен­нику, ни крест­ным, ни мла­денцу легче не ста­но­вится. Каков же истин­ный кано­ни­че­ский статус нево­цер­ко­в­лен­ных хри­стиан, став­ших крест­ными? По кано­нам, они – отпав­шие. Это не оскорб­ле­ние или уни­же­ние лич­ного досто­ин­ства, это кано­ни­че­ский статус чело­века, кото­рый при этом может быть хоро­шим чело­ве­ком, добрым семья­ни­ном и т.п. Просто такая кон­ста­та­ция факта исхо­дит из того, что евха­ри­сти­че­ский прин­цип при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой еще никто не отме­нял, как и поста­нов­ле­ния Все­лен­ских Собо­ров! Поэтому ни в одном учеб­нике по кони­че­скому праву, как и в самих кано­нах, нет поня­тия нево­цер­ко­в­лен­ных хри­стиан.

Неко­то­рые батюшки (мне при­хо­ди­лось вести слож­ные раз­го­воры с такими свя­щен­ни­ками) свое «без­гра­нич­ное снис­хож­де­ние» к этим людям объ­яс­няют любо­вью. Но где логика такой любви в после­до­ва­тель­но­сти слов Иисуса Христа: «…научите все народы, крестя их…» или словах ап. Павла: «ибо Хри­стос послал меня не кре­стить, а бла­го­вест­во­вать…»? Из кон­тек­ста 1 главы 1 посла­ния к Корин­фя­нам ясно: не кре­стить так, чтобы появ­ля­лись рас­коль­ники Пав­ловы, Кифины, Апо­ло­совы. Совер­шенно оче­видно, что апо­стол Павел сле­дует логике, зало­жен­ной в запо­ведь о Кре­ще­нии Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом: сна­чала научить, а потом кре­стить, но не наобо­рот.

2. А дальше все про­дол­жа­ется по извест­ному опре­де­ле­нию: лишь бы никого не оби­деть и все про­из­не­сти пра­вильно. Кто из нынеш­них свя­щен­ни­ков (от них же первый есмь аз), положа руку на сердце, уве­ренно может ска­зать, что каждый раз, когда он совер­шает таин­ство Кре­ще­ния, крест­ные именно испо­ве­дуют, ощущая и осо­зна­вая свое пред­сто­я­ние перед Богом, а не про­из­но­сят (потому что так сейчас надо) завет­ные слова? Мне неод­но­кратно при­хо­ди­лось спра­ши­вать крест­ных и плот­ских роди­те­лей перед нача­лом собе­се­до­ва­ния о том, зачем нужно Кре­ще­ние. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев ответы в обла­сти сию­ми­нут­ных телес­ных и душев­ных потреб­но­стей: от сглаза и порчи, чтобы был ангел-хра­ни­тель, чтобы поку­миться, чтобы не болел, чтобы имел защиту. И крайне редко можно было услы­шать ответ, пере­сту­пав­ший порог веч­но­сти: чтобы стал наслед­ни­ком Цар­ства Небес­ного!!!

3. Вопрос: с какими зна­ни­ями при­хо­дят эти люди и какого Бога они будут испо­ве­до­вать в Сим­воле веры? Они отдают себе отчет в том, что есть их сло­вес­ное отре­че­ние от сатаны, насколько это страшно и ответ­ственно?! А если мы, пас­тыри, не отдаем себе отчета и сво­бодно фор­ма­ли­зуем своим попу­сти­тель­ством этот важный момент духов­ной жизни мла­денца и крест­ных, то не есть ли это прямое над­ру­га­тель­ство над Хри­стом, Про­лив­шим кровь, чтобы мы дей­стви­тельно не жили под вла­стью сатаны? Как-то жут­ко­вато ста­но­вится при виде того, с какой бес­печ­но­стью отно­симся мы, свя­щен­ники, к этим вещам.

При­веду пример из соб­ствен­ной прак­тики. В нашем храме совер­ша­лось Кре­ще­ние. Насту­пил ответ­ствен­ный момент, когда крест­ные должны были тор­же­ственно про­из­не­сти: «Верую Ему (т.е. Иисусу Христу) яко Царю и Богу». Алтар­ник нашего храма, сто­яв­ший у купели лицом ко мне и крест­ным (он и про­во­дил послед­нюю беседу с ними), вдруг неожи­данно пре­рвал плав­ный ход бого­слу­же­ния резким вопро­сом к одному из них: «Почему Вы мол­чите?» Второй раз этот вопрос задал крест­ному я.

– Я не верю, что Он Бог.
– Тогда Вы не можете участ­во­вать в таин­стве в каче­стве крест­ного и должны поки­нуть это поме­ще­ние.
– Я скажу все, как надо, – после секунд­ной паузы взвол­но­ванно сказал он.
– Нет, так не нужно, ухо­дите.

Как потом ока­за­лось (если верить этому муж­чине), одна­жды его попро­сили быть крест­ным мла­денца в одной из сосед­них епар­хий. И когда он чисто­сер­дечно пове­дал свя­щен­нику о том, что не имеет веры в Иисуса Христа как Бога, тот пре­спо­койно отве­тил, что это не мешает ему быть крест­ным… Поэтому мое пове­де­ние пока­за­лось ему неадек­ват­ным.

Доро­гие батюшки! Давайте честно спро­сим себя, сколько людей оста­ется после Кре­ще­ния и Вен­ча­ния в наших храмах? При­мерно 2–5%. Что это, как не пара­докс? Эти пара­доксы, не побо­юсь этого слова, совре­мен­ной пороч­ной прак­тики, воз­ве­ден­ной неко­то­рыми в ранг дог­мата и канона, имеют самое прямое отно­ше­ние к заяв­лен­ной теме и мере ответ­ствен­но­сти за спа­се­ние душ людей, о кото­рых нас спро­сит Пас­ты­ре­на­чаль­ник Хри­стос. Эта про­блема, кото­рая стала перед нами СЕГО­ДНЯ во весь рост, так и назы­ва­ется: ВОЗ­ВРА­ЩЕ­НИЕ ОТПАВ­ШИХ. Она гораздо шире, чем про­блема пред­кре­щаль­ного огла­ше­ния, хотя и тесно свя­зана с ней. Про­блема эта появи­лась не сего­дня, но именно в наши дни она стала вос­при­ни­маться так остро, потому что спустя 20 лет сти­хий­ной прак­тики совер­ше­ния цер­ков­ных таинств (без пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки) так и не слу­чи­лось чуда: Русь не стала пра­во­слав­ной.

Основ­ной вопрос – нерв этой про­блемы, – на кото­рый мы должны отве­тить честно: куда идут люди, при­ходя в наши храмы? В цер­ков­ные лавки, похо­рон­ные и кре­щаль­ные бюро, места душев­ного отдох­но­ве­ния, запо­вед­ники и хра­ни­лища цер­ков­ных древ­но­стей и оте­че­ствен­ной куль­туры? Или они при­хо­дят в собра­ние веру­ю­щих во имя Иисуса Христа для уча­стия в сов­мест­ной Тра­пезе при­об­ще­ния Святых Таин? Послед­нее пред­став­ля­ется наи­ме­нее акту­аль­ным… для основ­ной части при­хо­дя­щих, захо­дя­щих, про­хо­дя­щих.

В связи со ска­зан­ным одной из пред­по­сы­лок нынеш­него духов­ного кри­зиса в кон­тек­сте воз­вра­ще­ния отпав­ших можно смело назвать поли­тику орга­ни­за­ции при­ход­ской жизни в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Вопрос стоит так: по какому прин­ципу сфор­ми­ро­ва­лись при­ходы РПЦ за про­шед­шие 20 лет? Огром­ное число воцер­ко­в­лен­ных при­хо­жан, отве­чая на этот вопрос, гово­рят, что их при­вело в храм какое-то горе, несча­стье – личное или семей­ное. Не то, что они уви­дели свет духов­ного маяка в бурном море житей­ских волн или каких-то любя­щих до само­заб­ве­ния членов при­ход­ской общины. НЕТ! Я не утвер­ждаю, что все нынеш­ние при­хо­жане именно так и пришли в храм, но таких очень много. Сего­дня, спустя много лет, они так и стоят где-то в углу, осо­бенно не вникая в про­блемы и беды при­ход­ской жизни, и поти­хоньку воз­нося к Пре­столу Божию свои скорби и воз­ды­ха­ния. Одним словом, боль­ница: «…се бо во вра­чеб­ницу пришел еси…». Они так и ходят в боль­ницу. Но в таком каче­стве эти при­хо­жане не спо­собны к работе на благо Церкви, не спо­собны дать при­хо­дя­щим свет и тепло, поскольку сами ищут его. Такими людьми полна наша Цер­ковь.

Но мы-то, пас­тыри, знаем, что это лишь одно из пости­га­е­мых в духов­ном опыте изме­ре­ний Церкви Хри­сто­вой, кото­рой она не огра­ни­чи­ва­ется. А заду­мы­вался кто-либо из нас, что нор­маль­ный приход – это, в первую оче­редь, община, осно­ва­нием кото­рой явля­ется един­ство Святой Троицы: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – чтобы мир уве­ро­вал, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21) (т.е. когда они будут в том обще­нии любви, как Мы с Тобой, гово­рит Хри­стос, тогда мир уве­рует)? Что это за обще­ние? Это обще­ние любви, а не ста­тич­ное сосу­ще­ство­ва­ние Трех Ипо­ста­сей. Любовь – вещь абсо­лютно прак­ти­че­ская, и апо­стол Иоанн Бого­слов, чтобы раз и навсе­гда отнять право рас­суж­дать о любви у тех, кто не имеет ее на деле, фор­му­ли­рует вполне прак­ти­че­ский кри­те­рий любви: «Кто гово­рит: «я люблю Бога», а своего брата нена­ви­дит, тот лжец: ибо не любя­щий своего брата, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит» (1Ин. 4:20)?

Чтобы не ухо­дить в туман­ные дали спе­ку­ля­тив­ного бого­сло­вия, при­веду про­стой пример. Пред­ста­вим себе, что чело­век пол­но­стью про­слу­шал один из курсов совре­мен­ной кате­хи­за­ции, напри­мер, в Ека­те­рин­бурге, где согласно послед­нему рас­по­ря­же­нию вла­дыки Викен­тия должно про­во­дить не меньше 12 бесед перед Кре­ще­нием. Он при­хо­дит в храм после кра­соч­ных опи­са­ний бого­слу­же­ния и пони­мает 10% про­ис­хо­дя­щего. Ладно, про­блема цер­ков­но­сла­вян­ского языка. Он не пони­мает самого глав­ного: а где же та любовь, о кото­рой вещали кате­хи­за­торы, где она на прак­тике. Даже если бабуля не толк­нет локтем в бок, и никто не насту­пит на ногу, все равно чело­век так и не поймет, что про­ис­хо­дит в этой церкви, где люди молча совер­шают какие-то тело­дви­же­ния, куда-то идут (име­ется в виду к Чаше) и после окон­ча­ния молча рас­хо­дятся в неиз­вест­ном направ­ле­нии. Скла­ды­ва­ется ощу­ще­ние, что любовь зави­сает где-то под купо­лом, куда не дотя­нуться без спе­ци­аль­ной лест­ницы МЧС…

А ведь Сам Хри­стос ставит един­ство общины, по образу Своего един­ства с Отцом, усло­вием и зало­гом рас­про­стра­не­ния веры. Он хотел бы видеть общину именно такой: «как МЫ с ТОБОЙ едины»! То есть люди уве­руют, если увидят эту самую общину! Чем она для них явля­ется? Светом во тьме и якорем спа­се­ния. А если общины нет, тогда налицо отсут­ствие важ­ней­шего прин­ципа орга­ни­за­ции цер­ковно-при­ход­ской жизни. Это прин­цип един­ства веры и жизни по любви. Смею утвер­ждать, что пока этого един­ства не будет, основ­ная часть кре­ще­ных так и будет идти в наши храмы как в бюро риту­аль­ных услуг…

Суще­ствует опас­ная игра циф­рами. У нас в стране 80 про­цен­тов пра­во­слав­ного насе­ле­ния, гово­рим мы. И что есть их пра­во­сла­вие? Может быть, они просто в поиске куль­тур­ной иден­тич­но­сти? А если они начи­нают утро не с молитвы Богу, а внимая и следуя аст­ро­ло­ги­че­ским про­гно­зам? Если образ жизни основ­ной массы кре­ще­ных людей про­дол­жает оста­ваться язы­че­ским по сути, дале­ким от молитвы и При­ча­ще­ния, может быть, стоит отка­заться от пере­чис­ле­ния резуль­та­тов социо­ло­ги­че­ских опро­сов для леги­ти­ми­за­ции вхож­де­ния Церкви в школу – и так уже впус­кают!

Тот факт, что в стан­дарте годо­вого епар­хи­аль­ного отчета, пред­ло­жен­ного Пат­ри­ар­хией, в раз­деле кате­хи­за­ции весь упор дела­ется на ОПК, крас­но­ре­чиво гово­рит, что про­блема воз­вра­ще­ния отпав­ших еще не осмыс­лена в мас­шта­бах как отдельно взятой епар­хии, так и всей Рус­ской Церкви. И вла­дыка Мер­ку­рий, все­лив­ший в нас надежду своими сло­вами об обще­обя­за­тель­ной пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции, впер­вые про­зву­чав­шими с высо­кой три­буны в его про­грамм­ном выступ­ле­нии на XVIII Рож­де­ствен­ских чте­ниях, тем не менее, ничего не сказал о воз­вра­ще­нии мил­ли­о­нов кре­ще­ных и, – про­стите за откро­вен­ность! – выбро­шен­ных нами за борт цер­ков­ной жизни наших сооте­че­ствен­ни­ков.

Мало кто пове­рит, что впер­вые о про­блеме воз­вра­ще­ния отпав­ших в Цер­ковь нам пове­дали… англи­кане. Именно они на обще­цер­ков­ной Мис­си­о­нер­ской кон­фе­рен­ции в Москве в 2006 году поде­ли­лись с нами – пра­во­слав­ными мис­си­о­не­рами – опытом реа­ли­за­ции зна­ме­ни­того «Альфа-курса». Не хочется вспо­ми­нать те груст­ные дни… Как откро­вен­ный про­тив­ник дан­ного про­те­стант­ского про­екта с его неотъ­ем­ле­мыми «уик эндами со Святым Духом» могу ска­зать, что лишь в неко­то­рых дета­лях этого курса, заим­ство­ван­ных из прак­тики ран­не­хри­сти­ан­ских общин, я увидел свет в конце тон­неля про­блемы воз­вра­ще­ния отпав­ших.

Поскольку речь, по боль­шому счету, идет о кате­хи­за­ции, только направ­лен­ной на воз­вра­ще­ние отпав­ших от Церкви, кратко укажу на основ­ные недо­статки, при­су­щие почти всем совре­мен­ным про­ек­там по воз­рож­де­нию кате­хи­за­ции как тако­вой.

Ущерб­ность совре­мен­ной кате­хи­за­ции в том, что она осно­вана на ретранс­ля­ции све­де­ний из Свя­щен­ного Пре­да­ния Церкви. Эти знания не могут пол­но­ценно усва­и­ваться совре­мен­ным чело­ве­ком по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

  1. во-первых, потому что гово­ря­щий, то есть кате­хи­за­тор, должен гово­рить от опыта, что неча­сто встре­ча­ется в наших храмах, иначе в лучшем случае рабоче-кре­стьян­ская ауди­то­рия будет иметь «на ужин» неплохо про­чи­тан­ную лекцию – несколько утом­ля­ю­щее усло­вие допуска к Кре­ще­нию;
  2. отсут­ствуют пред­по­сылки для пере­жи­ва­ния истин веры самими слу­ша­те­лями: а) отсут­ствие диа­лога; б) отчуж­ден­ность слу­ша­те­лей по отно­ше­нию к жизни дан­ного при­хода со всеми его радо­стями и скор­бями. На выходе – недо­вольно утом­лен­ные лица отси­дев­ших лек­ци­он­ную пару крест­ных и роди­те­лей, но самое непри­ят­ное – после такой беседы, все­воз­мож­ных пояс­не­ний во время совер­ше­ния Кре­ще­ния, уве­ще­ва­тель­ной про­по­веди по воцер­ко­в­ле­нии – исчез­но­ве­ние всех купно сто­я­щих… до наступ­ле­ния ката­стро­фи­че­ских ситу­а­ций в семье, до начала про­блем со здо­ро­вьем ребенка или до вен­ча­ния и… погре­бе­ния по пра­во­слав­ному обряду. Значит, все про­ис­хо­див­шее сердце не тро­нуло…

Во избе­жа­ние подоб­ных недо­ра­зу­ме­ний такое ответ­ствен­ное слу­же­ние, как кате­хи­за­цию по воз­вра­ще­нию отпав­ших от при­ход­ской жизни было бы неплохо стро­ить в соче­та­нии с:

  • сов­мест­ной тра­пе­зой;
  • диа­ло­гич­но­стью обще­ния, кото­рое может и должно сопро­вож­даться сооб­ще­нием истин веры и, может быть, даже сов­мест­ным про­ве­де­нием досуга;
  • при­вле­че­нием к какой-то неслож­ной работе в храме, цер­ков­ной ограде, под­го­товке тра­пезы, других слу­же­ниях, будь-то под­го­товка бап­ти­сте­рия и т.п.

Такая кате­хи­за­ция может и должна закан­чи­ваться искрен­ним Пока­я­нием за жизнь, про­жи­тую без Бога, и первым ответ­ствен­ным При­ча­ще­нием!

Речь в данном случае не идет о слепом копи­ро­ва­нии каких-то про­те­стант­ских образ­цов общин­ной жизни, а о вос­со­зда­нии общин­ной духов­ной жизни в русле пра­во­слав­ной Тра­ди­ции, и здесь, конечно, не обой­тись без помощи опыт­ного духов­ника, но это уже тема дру­гого раз­го­вора.

Самое глав­ное сего­дня – люди! Люди, кре­щен­ные нами без под­го­товки к жизни в ограде Церкви, должны уви­деть, что они нам, пас­ты­рям, нужны, нужны просто так, как нужен ребе­нок роди­те­лям, кото­рые любят его за то, что он есть. Вот тогда-то нач­нется истин­ное про­буж­де­ние, когда чело­век поймет, что он рас­смат­ри­ва­ется не через свой коше­лек или лишнюю квар­тиру, как бывает в сектах, а просто потому, что он сотво­рен Богом как чело­век и может быть любим.

Источ­ник: Богослов.Ru

***

См. ВОЦЕР­КО­В­ЛЕ­НИЕ, КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки