Отпавшие

Аудио-версия статьи

***

Отпа́вшие – кре­ще­ные, хри­сти­ане, вольно или невольно пре­рвав­шие свою связь с Цер­ко­вью, отпав­шие от бла­го­датно-спа­си­тель­ного обще­ния с Богом.

***

Каковы при­чины отпа­де­ния от Церкви?

Нрав­ствен­ное паде­ние, зако­сте­не­ние в грехах, сомне­ние, отча­я­ние, духов­ное рав­но­ду­шие, неуме­ние или неже­ла­ние про­ти­во­сто­ять соблаз­нам. Базо­вая при­чина мен­таль­ных причин состоит в отсут­ствии систем­ного и дли­тель­ного духов­ного обра­зо­ва­ния (кате­хи­за­ции) и тра­ди­ции хри­сти­ан­ской жизни в семье.
Печально, когда цер­ков­ные люди ста­но­вятся источ­ни­ком соблазна, однако нужно пом­нить, что Цер­ковь — это лечеб­ница и оче­видно, что сте­пень пора­же­ния грехом у всех людей разная.

Можно ли отпасть от Церкви неза­метно?

Порой чело­век даже не осо­знаёт, что он лишь умо­зри­тельно при­над­ле­жит к Церкви, а на самом деле давно от неё отпал. Таких поня­тий как веру­ю­щий в душе, нево­цер­ко­в­лён­ный хри­сти­а­нин в Церкви не суще­ствует и не суще­ство­вало.
И грехи выво­дят чело­века из орга­низма спа­се­ния. Не слу­чайно во время каждой испо­веди свя­щен­ник читает молитву: «При­мири и соедини его Святой Твоей Церкви…» Т. е. каждый грех, в той или иной мере, спо­соб­ствует оттор­же­нию нас от Тела Цер­ков­ного, от Бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма.

Счи­та­ется ли отпав­шим тот, кто не отри­цает цер­ков­ные дог­маты (откры­тые Богом веро­учи­тель­ные акси­омы), счи­тает себя пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, однако избе­гает цер­ков­ного обще­ния?

Согласно 80-му пра­вилу VI Все­лен­ского Собора, чело­век, избе­га­ю­щий цер­ков­ного обще­ния, отпа­дает от Церкви. Три вос­крес­ных бого­слу­же­ния, про­пу­щен­ных без серьез­ной при­чины, явля­ются таким рубе­жом.
Разу­ме­ется, это не лишает чело­века воз­мож­но­сти пока­я­ния и воз­об­нов­ле­ния цер­ков­ного обще­ния.

Кто несёт ответ­ствен­ность за отпа­де­ние чело­века от Церкви – Корабля спа­се­ния?

  • Без­условно сам отпав­ший, так как это его личный выбор – при­нять даро­ван­ное Богом спа­се­ние или отверг­нуть его.
  • Перед Богом будет отве­чать также тот, кто кре­стил чело­века, но не поза­бо­тился о его про­све­ще­нии.
  • Ответ­ствен­ность за духов­ное вос­пи­та­ние кре­щё­ных в мла­ден­че­стве ложится на их роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков (крест­ных).

Может ли отпав­ший в наши дни вер­нуться в Цер­ковь? И как это сде­лать?

Может. Отпа­дая от Церкви, чело­век лишает себя тех бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств, кото­рыми наде­лена Цер­ковь. Однако, он не лиша­ется прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти обра­титься, при­не­сти пока­я­ние и вос­со­еди­ниться, вновь стать единым целым с Цер­ко­вью как с Телом Хри­сто­вым.

Какими бывают сте­пени отда­ле­ния чело­века от Церкви?

Встре­ча­ются разные сте­пени отда­ле­ния чело­века от Церкви. Кто-то пере­стал участ­во­вать в цер­ков­ных Таин­ствах, кто-то зако­ле­бался в вере, кто-то отри­цает дог­маты. Для колеб­лю­щихся в вере и/или отри­ца­ю­щих те или иные цер­ков­ные дог­маты воз­можны пере­ходы в ино­слав­ные (ере­ти­че­ские) рели­ги­оз­ные общины, в том числе в тота­ли­тар­ные секты. Слу­ча­ются пере­ходы к оккуль­тизму, сата­низму, мате­ри­а­лизму, ате­изму.

Может ли быть отпав­шим от Церкви некре­ще­ный чело­век?

Чело­век не может отпасть от того, членом чего он не явля­ется.

Счи­та­ются ли отпав­шими те, кто отсту­пил от Церкви по при­чине гоне­ний на Цер­ковь? И что гово­рится о них в кано­нах?

Согласно пра­вилу 73-му свт. Васи­лия Вели­кого, за отре­че­ние от Христа пола­га­ется пожиз­нен­ное пока­я­ние с доз­во­ле­нием при­об­щиться перед смер­тью Святых Таин. Это же пола­га­ется сооб­разно пра­вилу 2 свя­ти­теля Гри­го­рия Нис­ского, правда, с ого­вор­кой: «Аще про­из­вольно устре­мился на сие зло». I Все­лен­ский Собор назна­чил по отно­ше­нию к отсту­пив­шим от веры не по при­нуж­де­нию и не под особым дав­ле­нием, но затем истинно пока­яв­шимся, сле­ду­ю­щую меру: «Три лета про­ве­дут между слу­ша­ю­щими чтение Писа­ний, яко верные: и седмь лет да при­па­дают в церкви, прося про­ще­ния: два же лета будут участ­во­вать с наро­дом в молит­вах, кроме при­ча­ще­ния святых Таин», см. пра­вило 11.
Те, кто отсту­пил от Церкви по при­нуж­де­нию (под дав­ле­нием) также счи­та­ются отпав­шими. Скажем, по 81-му пра­вилу свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, «Те, кото­рые пре­тер­пев тяжкое изну­ре­ние муче­ни­ями, и не вытер­пев стра­да­ния, дове­дены были до отре­че­ния от Христа, три лета да не будут при­ня­тыми в цер­ковь, по исте­че­нии коих, два лета да слу­шают писа­ния, три лета при­па­дают, и тогда могут при­няты быти к обще­нию. Без вели­кия же нужды веру в Бога пре­дав­шие, и кос­нув­ши­еся тра­пезы бесов­ския, и кляв­ши­еся язы­че­скими клят­вами, три лета да будут извер­жен­ными из церкви, два слу­ша­ю­щими Писа­ния, три лета да молятся в при­па­да­нии, другия три да стоят во время молитвы с вер­ными, и тогда уже могут быти при­няты к при­об­ще­нию Святых Тайн».

Почему мысль о мас­со­вом отпа­де­нии людей от Церкви иногда осо­бенно свя­зы­вают с «послед­ними вре­ме­нами»?

Хри­сти­ан­ская тра­ди­ция вос­при­ни­мать гря­ду­щее мас­со­вое отпа­де­ние хри­стиан от Христа, от Церкви как один из наи­бо­лее зна­чи­мых при­зна­ков послед­них времен имеет древ­нее про­ис­хож­де­ние. Этот при­знак отме­чен в Свя­щен­ном Писа­нии, как то: «Сын Чело­ве­че­ский, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8); «Молим вас, братия, о при­ше­ствии Гос­пода нашего Иисуса Христа и нашем собра­нии к Нему, не спе­шить коле­баться умом и сму­щаться ни от духа, ни от слова, ни от посла­ния, как бы нами послан­ного, будто уже насту­пает день Хри­стов. Да не обо­льстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступ­ле­ние и не откро­ется чело­век греха, сын поги­бели, про­ти­вя­щийся и пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» (2Фес.2:1-4).

***

Кре­ще­ные хри­сти­ане, кото­рые совер­шили какой-либо тяжкий грех, вре­менно исклю­ча­лись из общины. Их братья скор­бели о них как об умер­ших для Бога. Для воз­вра­ще­ния в Цер­ковь каю­щимся тре­бо­ва­лось пройти более дли­тель­ный испра­ви­тель­ный срок, чем катеху­ме­нам. Хри­сти­ане радо­ва­лись рас­ка­яв­ше­муся и воз­вра­тив­ше­муся брату, как если бы тот вос­крес из мерт­вых. В общем собра­нии катеху­мены и каю­щи­еся зани­мали место позади верных. И катеху­мены, и каю­щи­еся не могли при­сут­ство­вать на евха­ри­стии. Они могли нахо­диться в церкви во время чтения Свя­щен­ного Писа­ния и сле­до­вав­шей за ним про­по­веди.
диакон Павел Гав­ри­люк

***

См. ВОЦЕР­КО­В­ЛЕ­НИЕ, КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки