Роди­тели

См. раздел: ЗАЧЕМ ВЕРА ДЕТЯМ

***

Роди́тели — 1) родные отец и мать по отно­ше­нию к детям (в Свя­щен­ном Писа­нии отцом и мате­рью иногда име­ну­ются даже и отда­лен­ные предки по крови); 2) отец и мать по отно­ше­нию к усы­нов­лен­ным детям (при­ем­ные роди­тели); 3) вос­при­ем­ники (крест­ные роди­тели; отец и мать по духов­ному род­ству).

Роди­тели — кроме отца и матери в рус­ской народ­ной тра­ди­ции – предки или почив­шие предки. Согласно 5‑й запо­веди Дека­лога:

Почи­тай отца твоего и мать, да будешь бла­го­сло­вен на земле и дол­го­ле­тен.

Для роди­те­лей руко­во­ди­тель в вос­пи­та­нии детей – любовь. Но эта роди­тель­ская любовь должна быть истин­ная, трез­вен­ная, управ­ля­е­мая разу­мом, а не при­страст­ная и побла­жа­ю­щая.

***

Должны ли пра­во­слав­ные роди­тели при­об­щать детей к вере с мла­ден­че­ства?

В наше время вопрос об умест­но­сти при­об­ще­ния мла­ден­цев к Церкви нередко ста­вится под сомне­ние. Нема­лую рас­про­стра­нен­ность при­об­рела точка зрения, согласно кото­рой, поскольку малые дети, в силу незре­ло­сти, лишены спо­соб­но­сти осмыс­лен­ного, доб­ро­воль­ного рели­ги­оз­ного выбора, постольку вовле­че­ние их в Цер­ков­ную жизнь, по воле роди­те­лей, явля­ется своего рода наси­лием над лич­но­стью. Рели­ги­оз­ный выбор явля­ется судь­бо­нос­ным, вли­я­ю­щим на всю после­ду­ю­щую жизнь ребёнка. Сле­до­ва­тельно, его нужно делать осо­знанно, а это воз­можно только тогда, когда ребё­нок достиг­нет более или менее зре­лого воз­раста.

Помимо этого пси­хо­ло­ги­че­ского аргу­мента в пользу идеи о неумест­но­сти кре­ще­ния мла­ден­цев при­во­дятся и другие, в том числе будто бы осно­ван­ные на Свя­щен­ном Писа­нии, на исто­ри­че­ском опыте Церкви. Среди них можно выде­лить несколько наи­бо­лее типич­ных:

  • отсут­ствие в Писа­нии ясных без­ого­во­роч­ных ука­за­ний, на то, что мла­ден­цев нужно кре­стить;
  • вера под­ра­зу­ме­вает нали­чие рели­ги­оз­ного знания, твёр­дость убеж­де­ний в истин­но­сти веро­уче­ния (что не дости­жимо в мла­ден­че­стве);
  • Сам Хри­стос кре­стился только в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте;
  • даже дети в неко­то­рых святых семей­ствах, даже неко­то­рые (буду­щие) святые отцы кре­сти­лись в доста­точно взрос­лом воз­расте.

Что можно на это ска­зать? Вос­пи­та­ние своего чада роди­тели начи­нают с первых же дней от его рож­де­ния. Выби­рая ту или иную модель вос­пи­та­ния, они не спра­ши­вают у него соиз­во­ле­ния. И это не уди­ви­тельно, ведь ребё­нок ещё слиш­ком мал, чтобы выска­зы­вать «за» или «против». Но даже и по мере взрос­ле­ния ребёнка глав­ное право на выбор мето­дов вос­пи­та­ния оста­ётся за его роди­те­лями. Такая прак­тика не счи­та­ется апри­ори наси­лием над лич­но­стью. Сле­до­ва­тельно, не должно опре­де­ляться как наси­лие и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее при­об­ще­ние к Церкви через Кре­ще­ние. В про­тив­ном случае наси­лием над лич­но­стью можно было бы назвать и ате­и­сти­че­ское вос­пи­та­ние, и вос­пи­та­ние, осно­ван­ное на любых рели­ги­оз­ных тра­ди­циях вообще.

Желая ребёнку исклю­чи­тельно только добра, пра­во­слав­ные роди­тели вправе при­об­щать сына или дочь к тому образу жизни, кото­рый одоб­рен Самим Богом и испы­тан в опыте мил­ли­о­нов хри­сти­ан­ских семей на про­тя­же­нии двух тысяч лет (при этом, кстати, он не запре­щён зако­но­да­тель­ством РФ).

Что каса­ется биб­лей­ских аргу­мен­тов, они, при пра­виль­ном их пони­ма­нии, не только не про­ти­во­ре­чат прак­тике кре­ще­ния мла­ден­цев, но и напро­тив, ука­зы­вают на обрат­ное. Во-первых, Хри­стос, напут­ствуя апо­сто­лов перед Своим Воз­не­се­нием, пове­лел им кре­стить все народы, не отме­чая, при этом, каких-либо воз­раст­ных огра­ни­че­ний (Мф.28:19). Во-вторых, Он лично запре­тил пре­пят­ство­вать при­во­дить к Нему детей (Лк.18:15–16) (а дети, соб­ственно, и при­во­дятся к Нему через при­об­ще­ние к Церкви). Нако­нец, Писа­ние прямо ука­зы­вает, что обе­то­ва­ние спа­се­ния при­над­ле­жит не только взрос­лым, но и детям (Деян.2:38–39) (см. подроб­нее: Нужно ли кре­стить ново­рож­ден­ных мла­ден­цев?).

Отно­си­тельно же того исто­ри­че­ского факта, что Хри­стос кре­стился в воз­расте 30 лет, сле­дует знать: Его Кре­ще­ние было свя­зано не с необ­хо­ди­мо­стью Его очи­ще­ния от греха (Он был без­греш­ным), и не с необ­хо­ди­мо­стью бла­го­дат­ного усы­нов­ле­ния Богу (Он — Сына Отца по есте­ству), а с уста­нов­ле­нием самого Таин­ства Кре­ще­ния.

Пример с позд­ним при­ня­тием Кре­ще­ния неко­то­рыми свя­тыми отцами тоже не может слу­жить под­твер­жде­нием пра­виль­но­сти мнения о неумест­но­сти кре­ще­ния мла­ден­цев. Из опыта жизни отцов нам необ­хо­димо заим­ство­вать лучшее, а не то, что не согла­су­ется с Еван­гель­ской про­по­ве­дью.

***

пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский:
“Один послуш­ник у нас на Афоне, в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­нов­ском Мона­стыре привык непре­станно молиться Богу, дабы про­стил ему грехи. И стал он рас­суж­дать о Цар­ствии Небес­ном, и думал: «Я, быть может, спа­сусь, если буду усердно про­сить Бога, чтобы про­стил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих роди­те­лей, то буду о них скор­беть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скор­беть за своих родных, кото­рые, быть может, нахо­дятся во аде?». Сей греш­ный послуш­ник думал о Цар­стве Небес­ном: «как на земле не весел бывает празд­ник, если нет роди­те­лей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, кото­рых я люблю, то буду скор­беть». Так думал он с пол­года. И в один день, во время вечерни, послуш­ник возвел глаза свои на икону Спа­си­теля, и немного молился, пять слов: «Гос­поди, Иисусе Христе, поми­луй мя греш­ного», и видит икона стала живым Спа­си­те­лем, и напол­ни­лась душа и тело послуш­ника неиз­ре­чен­ной сла­до­сти, и душа Духом Святым познала Гос­пода нашего Иисуса Христа, и Гос­подь мило­стив, и кра­соты и кро­то­сти неиз­ре­чен­ной, и вра­зу­ми­лась душа, что от любви Божией не может чело­век пом­нить ни про кого, и с тех пор горит душа его любо­вью ко Гос­поду”.

И в другом месте этот старец как бы изоб­ра­жает раз­го­вор чело­ве­че­ства с вет­хо­за­вет­ным Адамом. Люди гово­рят Адаму: “О Адам, ску­чают души наши, и скорби отя­го­тили нас. Скажи нам слово уте­ше­ния. Пропой нам от песней, кото­рые ты слы­шишь на небе­сах, дабы слы­шала их вся земля и люди забыли горе свое…”; Адам отве­чает: “Не троньте меня. Время моих скор­бей прошло. От кра­соты рая и сла­до­сти Духа Свя­того я не могу уже пом­нить землю. Но скажу вам: любит вас Гос­подь, и вы живите в любви, будьте послушны вла­стям, сми­ряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он при­хо­дит в душу тихо, и дает ей мир, и сви­де­тель­ствует спа­се­ние без слов. Пойте Богу в любви и сми­ре­нии духа, ибо Гос­подь раду­ется этому… А меня не тро­гайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже поте­рян­ный мною рай, ибо вижу славу Гос­подню и славу святых, кото­рые от света Лица Божия и сами сияют, подобно Ему”.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки