Родители

(6 голосов: 4.33 из 5)

См. раздел: ЗАЧЕМ ВЕРА ДЕТЯМ

 

Роди́тели — 1) родные отец и мать по отношению к детям (в Священном Писании отцом и матерью иногда именуются даже и отдаленные предки по крови); 2) отец и мать по отношению к усыновленным детям (приемные родители); 3) восприемники (крестные родители; отец и мать по духовному родству). Родители — кроме отца и матери в русской народной традиции – предки или почившие предки. Согласно 5-й заповеди Декалога:
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Для родителей руководитель в воспитании детей – любовь. Но эта родительская любовь должна быть истинная, трезвенная, управляемая разумом, а не пристрастная и поблажающая.

***

Преподобный Силуан Афонский: «Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском Монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».

И в другом месте этот старец как бы изображает разговор человечества с ветхозаветным Адамом. Люди говорят Адаму: «О Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля и люди забыли горе свое…»; Адам отвечает: «Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов. Пойте Богу в любви и смирении духа, ибо Господь радуется этому… А меня не трогайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже потерянный мною рай, ибо вижу славу Господню и славу святых, которые от света Лица Божия и сами сияют, подобно Ему».

Должны ли православные родители приобщать детей к вере с младенчества?

В наше время вопрос об уместности приобщения младенцев к Церкви нередко ставится под сомнение. Немалую распространенность приобрела точка зрения, согласно которой, поскольку малые дети, в силу незрелости, лишены способности осмысленного, добровольного религиозного выбора, постольку вовлечение их в Церковную жизнь, по воле родителей, является своего рода насилием над личностью. Религиозный выбор является судьбоносным, влияющим на всю последующую жизнь ребёнка. Следовательно, его нужно делать осознанно, а это возможно только тогда, когда ребёнок достигнет более или менее зрелого возраста.

Помимо этого психологического аргумента в пользу идеи о неуместности крещения младенцев приводятся и другие, в том числе будто бы основанные на Священном Писании, на историческом опыте Церкви. Среди них можно выделить несколько наиболее типичных:
—отсутствие в Писании ясных безоговорочных указаний, на то, что младенцев нужно крестить;
—вера подразумевает наличие религиозного знания, твёрдость убеждений в истинности вероучения (что не достижимо в младенчестве);
—Сам Христос крестился только в тридцатилетнем возрасте;
—даже дети в некоторых святых семействах, даже некоторые (будущие) святые отцы крестились в достаточно взрослом возрасте.

Что можно на это сказать? Воспитание своего чада родители начинают с первых же дней от его рождения. Выбирая ту или иную модель воспитания, они не спрашивают у него соизволения. И это не удивительно, ведь ребёнок ещё слишком мал, чтобы высказывать «за» или «против». Но даже и по мере взросления ребёнка главное право на выбор методов воспитания остаётся за его родителями. Такая практика не считается априори насилием над личностью. Следовательно, не должно определяться как насилие и христианское воспитание, подразумевающее приобщение к Церкви через Крещение. В противном случае насилием над личностью можно было бы назвать и атеистическое воспитание, и воспитание, основанное на любых религиозных традициях вообще.

Желая ребёнку исключительно только добра, православные родители вправе приобщать сына или дочь к тому образу жизни, который одобрен Самим Богом и испытан в опыте миллионов христианских семей на протяжении двух тысяч лет (при этом, кстати, он не запрещён законодательством РФ).

Что касается библейских аргументов, они, при правильном их понимании, не только не противоречат практике крещения младенцев, но и напротив, указывают на обратное. Во-первых, Христос, напутствуя апостолов перед Своим Вознесением, повелел им крестить все народы, не отмечая, при этом, каких-либо возрастных ограничений (Мф.28:19). Во-вторых, Он лично запретил препятствовать приводить к Нему детей (Лк.18:15-16) (а дети, собственно, и приводятся к Нему через приобщение к Церкви). Наконец, Писание прямо указывает, что обетование спасения принадлежит не только взрослым, но и детям (Деян.2:38-39) (см. подробнее: Нужно ли крестить новорожденных младенцев?).

Относительно же того исторического факта, что Христос крестился в возрасте 30 лет, следует знать: Его Крещение было связано не с необходимостью Его очищения от греха (Он был безгрешным), и не с необходимостью благодатного усыновления Богу (Он — Сына Отца по естеству), а с установлением самого Таинства Крещения.

Пример с поздним принятием Крещения некоторыми святыми отцами тоже не может служить подтверждением правильности мнения о неуместности крещения младенцев. Из опыта жизни отцов нам необходимо заимствовать лучшее, а не то, что не согласуется с Евангельской проповедью.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru