Макрокосм и микрокосм

***

Макроко́см и микроко́см

1) боль­шой мир (от греч. μακρός — боль­шой, долгий; и κόσμος — космос, все­лен­ная, мир) и малый мир (от греч. μικρός — малый, незна­чи­тель­ный; и κόσμος — космос, все­лен­ная, мир);

2) пара поня­тий, упо­треб­ля­е­мая в фило­со­фии и бого­сло­вии при сопо­став­ле­нии чело­века с окру­жа­ю­щим миром; исполь­зу­ется в рамках раз­де­лов учений, опре­де­ля­ю­щих и рас­кры­ва­ю­щих место чело­века во все­лен­ной, как одной из важ­ней­ших её частей.

***

Почему тогда как философия представляет человека малым миром в большом, святоотеческое богословие допускает обратное?

Разные направ­ле­ния фило­со­фии, под­ходя к этому вопросу, обра­щали вни­ма­ние на гран­ди­оз­ность все­лен­ной, пора­жа­ю­щую чело­ве­че­ский разум и чув­ства кра­со­той и мас­шта­бами, тай­нами, чёткой урав­но­ве­шен­но­стью, сла­жен­ным, гар­мо­нич­ным вза­и­мо­дей­ствием одних частей с дру­гими. Чело­век же нередко рас­смат­ри­вался фило­со­фией, как мель­чай­шая частичка этого мира, цели­ком зави­ся­щая от него. Физи­че­ская жизнь чело­века в срав­не­нии с жизнью все­лен­ной почи­та­лась прак­ти­че­ски за ничто. Дохо­дило до обо­го­тво­ре­ния тех или иных частей кос­моса, физи­че­ских явле­ний, сил, пред­ме­тов, стихий (см.: Идо­ло­по­клон­ство).

Пра­во­слав­ные бого­словы смот­рели на чело­века прежде всего как на образ и подо­бие Творца, не забы­вая, что изна­чально чело­век хотя и зави­сел от усло­вий среды своего оби­та­ния, но всё же, при этом был постав­лен царём види­мого мира, при­зван вла­деть и управ­лять им в той мере, в кото­рой было угодно Богу (Быт.1:28). Утрата власти над при­ро­дой про­изо­шла лишь вслед­ствие гре­хо­па­де­ния (Быт.3:17).

К тому же, после Соше­ствия в мир Сына Божия и совер­ше­ния Им дела Искуп­ле­ния чело­век не только стал срод­ни­ком Самому Гос­поду Иисусу Христу (по чело­ве­че­скому есте­ству), но и был при­зван стать богом по бла­го­дати (2Пет.1:4). Это осу­ще­ствимо через бого­об­ще­ние и обо́жение, в лоне Церкви. В данном отно­ше­нии чело­век пре­вос­хо­дит любые объ­екты миро­зда­ния и всю все­лен­ную в целом.

***

Чело­век – малый мир. Он сосре­до­та­чи­вает в себе все твар­ные силы.
свт. Феофан Затвор­ник

Про­из­ведя из ничто­же­ства мир духов­ный и затем мир веще­ствен­ный, Гос­подь Бог, в заклю­че­ние тво­ре­ния, про­из­вел чело­века, кото­рый равно при­над­ле­жит и к миру духов­ному по своей душе, и к миру веще­ствен­ному по своему телу, а потому есть как бы сокра­ще­ние двух миров, и спра­вед­ливо назы­ва­ется малым миром.
митр. Мака­рий (Бул­га­ков)

Чело­век же есть малый мир. Ибо он обла­дает душою и телом и стоит посреди ума и веще­ства – потому он есть свя­зу­ю­щее звено между види­мым и неви­ди­мым, то есть чув­ствен­ным и умо­по­сти­га­е­мым тво­ре­нием.
прп. Иоанн Дамас­кин

Мир умо­по­сти­га­е­мый нахо­дится в чув­ствен­ном, как душа в теле, а чув­ствен­ный мир соеди­нен с умо­по­сти­га­е­мым, как тело соеди­нено с душой. И един мир, состо­я­щий из них обоих, как один чело­век, состо­я­щий из души и тела. Каждый из этих миров, сра­щен­ных в еди­не­нии, не отвер­гает и не отри­цает дру­гого, по закону Творца, соеди­нив­шего их.
прп. Максим Испо­вед­ник

Чело­век был сотво­рен, чтобы (быть) вели­ким миром в малом мире, види­мом, и поме­щен Богом на землю.
прп. Никита Стифат

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки