Вселенная

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (1 голос: 5,00 из 5)

 

Вселе́нная – многозначный термин, представляющий собой церковнославянский перевод греческого слова ойкумена («населяю, обитаю»), характеризующий мир как место обитания (вселения) человека. В этом термине отражено христианское видение человека, когда сотворенный Богом человек вселяется  в мир в качестве образа Божьего и венца творения.

Слово «вселенная» пришло в русский язык как церковно-славянский перевод определенных мест библейских,  святоотеческих и  литургических текстов, описывающих земную среду обитания человека, все мироздание  или его материальную сторону. Это слово имеет фундаментальный богословский смысл. Следуя этому смыслу, человек является образом Божьим и венцом мироздания, а потому вселяется Богом в мир как завершение и украшение мира.
Неся в себе динамичный глагол «вселять», слово «вселенная» выделяет человека из мироздания, указывает на его превосходство над миром, полагает высшую цель человеческого бытия, которая внеположена самой вселенной, надмирна. Вместе с тем, слово «вселенная» говорит и о пребывании человека в мире, о его сопричастности всему мирозданию. Поэтому осуществление высшей цели человека значимо и для самой вселенной, непременно отразится на ее судьбах – человек имеет свою вселенскую миссию.

Цель существования человека заключается в благодатном обожении  – в приобщении к нетварной жизни Бога, в теснейшем соединении со своим Создателем как Источником всем мыслимых и немыслимых совершенств. Через это соединение человек призван преобразить и обожить весь мир, распространить благодатную жизнь на всю вселенную, сделать ее проницаемой для действия благодати, исполнив тем самым свою вселенскую миссию и предназначение. Подобно тому, как он сам вселен в мир, человек призван вселить в мир и особое благодатное действие, сделать Божественное присутствие в мире более ощутимым.

«Уже не человек спасается вселенной, а вселенная человеком, потому что человек есть ипостась всего космоса, который причастен его природе. И земля обретает свой личностный, ипостасный смысл в человеке. Человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом». (В.Н. Лосский. Догматическое богословие. Образ и подобие).

В православном богословии слово «вселенная» имеет два основных значения:
1. Среда обитания людей (культурная ойкумена, освоенная человечеством часть мироздания).
2. Весь сотворенный Богом мир (все мироздание).

Вселенная как земная среда обитания людей есть освоенная человечеством часть мира, то есть то культурное пространство, где присутствует человек.  В этом смысле православное богословие говорит о Вселенских Соборах, вселенских учителях, проповеди апостолов во вселенной. «Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами» (Пространный Православный Катeхизис. Святитель Филарет (Дроздов))

Вселенная как весь сотворенный Богом мир не исчерпывается одним лишь видимым, чувственно воспринимаемым миром, а включает в себя и невидимый ангельский мир.
В Ветхом Завете вселенная как вся совокупность творения, раскрывается через библейское понятие «небо и земля»: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В данном случае имеется в виду все творение, все, что создано Богом. Как отмечает архиепископ Филарет (Гумилевский), в тех местах Писания, где предмет творения Божьего именуется небом и землей надо понимать весь состав вещей, существующих отдельно от Бога. В Новом Завете вселенная как совокупность творения обозначается греческим словом космос (напр., Ин. 17: 5; Еф. 1:24; Деян. 17:24). Следуя архиепископу Филарету, в Новом Завете слово космос означат не просто гармоничный порядок или устройство мира, а именно весь созданный Богом мир, всю совокупность мировых явлений.

«В начале сотворил Бог небо и землю». Небо и земля первого дня, о которых идет здесь речь, это не то небо и не та земля, которые мы видим, ибо наше видимое небо появляется лишь с «твердью» второго дня, или даже со «светилами» четвертого, а наша видимая земля – с отделением в третий день суши. «Небо и земля» первого дня означают всю вселенную, мир видимый и невидимый, умозрительный и вещественный. Небо – это вся беспредельность духовных миров, объемлющих наше земное бытие, это бесчисленные ангельские сферы. Книга Бытия упоминает о них, но затем как бы перестает ими интересоваться и говорит только о земле. Несколько кратких указаний на эти духовные миры встречаются, как вехи, в обоих Заветах, но эти упоминания никогда не получают развития. Так, святой Григорий Нисский видит в 99 овцах, оставленных на высотах, символ ангельской полноты, сотая же, заблудшая овца – это наш земной мир. В нашем падшем состоянии мы фактически не можем определить места нашей вселенной среди беспредельных миров.
Это относительное умолчание Священного Писания знаменательно. Оно подчеркивает центральное значение земли, оно определяет некий геоцентризм. Это не остаток какой-то примитивной космологии (впрочем, разве космологии такого рода не символичны в известной мере?), космологии, несоответствующей нашей послекоперниковской вселенной. Геоцентризм здесь не физический, а духовный: земля духовно центральна, потому что она – плоть человека, потому что человек, прорываясь сквозь бесчисленное видимое, чтобы связать его с невидимым, есть существо центральное, то существо, которое объединяет в себе чувственное и сверхчувственное и потому с большей полнотой, чем ангелы, участвует во всем строе «земли» и «неба». В центре вселенной бьется сердце человека, и только святой, чье очищенное сердце объемлет самые отдаленные туманности, может постигнуть, не являются ли эти «звездные сферы» своего рода отражением ангельских эонов и потому не нуждаются в спасении.
Лосский В.Н.

Под вселенной также принято понимать и весь материальный, вещественный мир. Такое понимание вселенной закрепилось в современном научном естествознании, преимущественно в астрономии.  Последняя исследует астрономическую вселенную (метагалактику) – часть материального мира, доступную исследованию астрономическими средствами.
Понятие вселенной как всего материального мира  также приемлемо для православного богословия. Это понятие отражает факт вселения человека в мир материи, сопричастность человека всем физическим процессам мироздания чрез телесную конституцию. Вместе с тем, православное богословие настаивает, что материальный мир всего лишь часть сотворенной Богом  вселенной. Вселенная  включает и невидимый духовный мир, которому человек сопричастен своей душой.

См. ОБОЖЕНИЕ, ЧЕЛОВЕК, ДУША, ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru