Вселенная

Аудио-версия статьи

***

Вселе́нная – (греч. οἰκουμένη (от οἰκέω — оби­тать, жить) — оби­та­е­мая (насе­лен­ная) земля) – 1) в ран­не­хри­сти­ан­ском упо­треб­ле­нии: а) оби­та­е­мая часть земли; б) вся земля; 2) область про­стран­ства, охва­ты­ва­ю­щая весь види­мый мир; 3) область про­стран­ства, охва­ты­ва­ю­щая весь мир.

vselennaja 1 - Вселенная

В хри­сти­ан­ском упо­треб­ле­нии этого тер­мина усмат­ри­ва­ется и тот смысл, что создан­ный Богом чело­век, венец тво­ре­ния, был вселен в обу­стро­ен­ный (при­го­тов­лен­ный для него) мир.

Слово «все­лен­ная» пришло в рус­ский язык как цер­ков­но­сла­вян­ский пере­вод опре­де­лен­ных мест биб­лей­ских,  свя­то­оте­че­ских и  литур­ги­че­ских тек­стов, опи­сы­ва­ю­щих земную среду оби­та­ния чело­века, все миро­зда­ние  или его мате­ри­аль­ную сто­рону. Это слово имеет фун­да­мен­таль­ный бого­слов­ский смысл. Следуя этому смыслу, чело­век явля­ется обра­зом Божьим и венцом миро­зда­ния, а потому все­ля­ется Богом в мир как завер­ше­ние и укра­ше­ние мира.

Неся в себе дина­мич­ный глагол «все­лять», слово «все­лен­ная» выде­ляет чело­века из миро­зда­ния, ука­зы­вает на его пре­вос­ход­ство над миром, пола­гает высшую цель чело­ве­че­ского бытия, кото­рая вне­по­ло­жена самой все­лен­ной, над­мирна. Вместе с тем, слово «все­лен­ная» гово­рит и о пре­бы­ва­нии чело­века в мире, о его сопри­част­но­сти всему миро­зда­нию. Поэтому осу­ществ­ле­ние высшей цели чело­века зна­чимо и для самой все­лен­ной, непре­менно отра­зится на ее судь­бах – чело­век имеет свою все­лен­скую миссию.

Цель суще­ство­ва­ния чело­века заклю­ча­ется в бла­го­дат­ном обо­же­нии  – в при­об­ще­нии к нетвар­ной жизни Бога, в тес­ней­шем соеди­не­нии со своим Созда­те­лем как Источ­ни­ком всем мыс­ли­мых и немыс­ли­мых совер­шенств. Через это соеди­не­ние чело­век при­зван пре­об­ра­зить и обо­жить весь мир, рас­про­стра­нить бла­го­дат­ную жизнь на всю все­лен­ную, сде­лать ее про­ни­ца­е­мой для дей­ствия бла­го­дати, испол­нив тем самым свою все­лен­скую миссию и пред­на­зна­че­ние. Подобно тому, как он сам вселен в мир, чело­век при­зван все­лить в мир и особое бла­го­дат­ное дей­ствие, сде­лать Боже­ствен­ное при­сут­ствие в мире более ощу­ти­мым.

«Уже не чело­век спа­са­ется все­лен­ной, а все­лен­ная чело­ве­ком, потому что чело­век есть ипо­стась всего кос­моса, кото­рый при­ча­стен его при­роде. И земля обре­тает свой лич­ност­ный, ипо­стас­ный смысл в чело­веке. Чело­век для все­лен­ной есть ее упо­ва­ние бла­го­дати и соеди­не­ния с Богом». (В.Н. Лос­ский. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. Образ и подо­бие).

В пра­во­слав­ном бого­сло­вии слово «все­лен­ная» имеет два основ­ных зна­че­ния:

  1. Среда оби­та­ния людей (куль­тур­ная ойку­мена, осво­ен­ная чело­ве­че­ством часть миро­зда­ния).
  2. Весь сотво­рен­ный Богом мир (все миро­зда­ние).

Все­лен­ная как земная среда оби­та­ния людей есть осво­ен­ная чело­ве­че­ством часть мира, то есть то куль­тур­ное про­стран­ство, где при­сут­ствует чело­век.  В этом смысле пра­во­слав­ное бого­сло­вие гово­рит о Все­лен­ских Собо­рах, все­лен­ских учи­те­лях, про­по­веди апо­сто­лов во все­лен­ной. «Все­лен­ский Собор – это собра­ние пас­ты­рей и учи­те­лей хри­сти­ан­ской Кафо­ли­че­ской Церкви, по воз­мож­но­сти со всей все­лен­ной, для утвер­жде­ния истин­ного учения и бла­го­чи­ния между хри­сти­а­нами» (Про­стран­ный Пра­во­слав­ный Катe­хи­зис. Свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов))

Все­лен­ная как весь сотво­рен­ный Богом мир не исчер­пы­ва­ется одним лишь види­мым, чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мым миром, а вклю­чает в себя и неви­ди­мый духов­ный, ангель­ский мир.

В Ветхом Завете все­лен­ная как вся сово­куп­ность тво­ре­ния, рас­кры­ва­ется через биб­лей­ское поня­тие «небо и земля»: «В начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В данном случае име­ется в виду все тво­ре­ние, все, что создано Богом. Как отме­чает архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский), в тех местах Писа­ния, где пред­мет тво­ре­ния Божьего име­ну­ется небом и землей надо пони­мать весь состав вещей, суще­ству­ю­щих отдельно от Бога. В Новом Завете все­лен­ная как сово­куп­ность тво­ре­ния обо­зна­ча­ется гре­че­ским словом космос (напр., Ин.17: 5; Еф.1:24; Деян.17:24). Следуя архи­епи­скопу Фила­рету, в Новом Завете слово космос озна­чат не просто гар­мо­нич­ный поря­док или устрой­ство мира, а именно весь создан­ный Богом мир, всю сово­куп­ность миро­вых явле­ний.

Под все­лен­ной также при­нято пони­мать и весь мате­ри­аль­ный, веще­ствен­ный мир. Такое пони­ма­ние все­лен­ной закре­пи­лось в совре­мен­ном науч­ном есте­ство­зна­нии, пре­иму­ще­ственно в аст­ро­но­мии.  Послед­няя иссле­дует аст­ро­но­ми­че­скую все­лен­ную (мета­га­лак­тику) – часть мате­ри­аль­ного мира, доступ­ную иссле­до­ва­нию аст­ро­но­ми­че­скими сред­ствами.

Поня­тие все­лен­ной как всего мате­ри­аль­ного мира  также при­ем­лемо для пра­во­слав­ного бого­сло­вия. Это поня­тие отра­жает факт все­ле­ния чело­века в мир мате­рии, сопри­част­ность чело­века всем физи­че­ским про­цес­сам миро­зда­ния чрез телес­ную кон­сти­ту­цию. Вместе с тем, пра­во­слав­ное бого­сло­вие наста­и­вает, что мате­ри­аль­ный мир всего лишь часть сотво­рен­ной Богом  все­лен­ной. Все­лен­ная  вклю­чает и неви­ди­мый духов­ный мир, кото­рому чело­век сопри­ча­стен своей душой.

***

Что ждёт все­лен­ную в буду­щем с точки зрения совре­мен­ной науки?

Согласно совре­мен­ной кос­мо­ло­гии, воз­раст Все­лен­ной — 13,7 мил­ли­ар­дов лет. Все­лен­ная очень быстро рас­ши­ря­ется. С физи­че­ской точки зрения, она рас­па­дётся. Через 4‑ре мил­ли­арда лет взо­рвётся Солнце, так что Земля, как, впро­чем, и вся Сол­неч­ная система, пере­ста­нет суще­ство­вать. Через 100 мил­ли­ар­дов лет рас­па­дётся всё веще­ство. В итоге все­лен­ная пре­вра­тится в вакуум, почти что в ничто… С кос­мо­ло­ги­че­ской точки зрения, как физи­че­ское суще­ство чело­век обре­чен. И хри­сти­ан­ское чело­ве­че­ство ставит задачу спа­стись до того, как про­изой­дет окон­ча­тель­ный распад все­лен­ной.
А.В. Несте­рук, доктор фило­соф­ских наук

Для чего Бог создал такую огром­ную все­лен­ную, если люди только на одной пла­нете?

Можно пред­по­ло­жить, что это одна из форм Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Богу оди­на­ково просто создать пес­чинку и все­лен­ную. Воз­можно, что вели­чие и кра­сота все­лен­ной служат тому, чтобы чело­век через них мог осо­знать могу­ще­ство их Автора — Бога.

Есть и науч­ная гипо­теза, не исклю­ча­ю­щая бого­слов­скую, кото­рую Сергей Худиев выра­зил так: “То, что мы знаем о все­лен­ной, ука­зы­вает на то, что именно такие раз­меры необ­хо­димы для того, чтобы в ней обра­зо­ва­лись галак­тики, звезды, и, в итоге, жизнь. Только на первый взгляд все­лен­ная кажется бес­смыс­ленно огром­ной и пустой. Напри­мер, очень важно точное коли­че­ство мате­рии во все­лен­ной. Если бы оно было чуть меньше, рас­ши­ре­ние все­лен­ной было бы слиш­ком быст­рым, и галак­тики, звезды и пла­неты не могли бы обра­зо­ваться. Если бы чуть больше – рас­ши­ре­ние все­лен­ной бы пре­кра­ти­лось, и она стя­ну­лась бы в точку под соб­ствен­ной тяже­стью. При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии все­лен­ная ока­зы­ва­ется ровно того раз­мера, кото­рый нужен для под­дер­жа­ния жизни”.

***

В.Н. Лос­ский:
«В начале сотво­рил Бог небо и землю». Небо и земля пер­вого дня, о кото­рых идет здесь речь, это не то небо и не та земля, кото­рые мы видим, ибо наше види­мое небо появ­ля­ется лишь с «твер­дью» вто­рого дня, или даже со «све­ти­лами» чет­вер­того, а наша види­мая земля – с отде­ле­нием в третий день суши. «Небо и земля» пер­вого дня озна­чают всю все­лен­ную, мир види­мый и неви­ди­мый, умо­зри­тель­ный и веще­ствен­ный. Небо – это вся бес­пре­дель­ность духов­ных миров, объ­ем­лю­щих наше земное бытие, это бес­чис­лен­ные ангель­ские сферы. Книга Бытия упо­ми­нает о них, но затем как бы пере­стает ими инте­ре­со­ваться и гово­рит только о земле. Несколько крат­ких ука­за­ний на эти духов­ные миры встре­ча­ются, как вехи, в обоих Заве­тах, но эти упо­ми­на­ния нико­гда не полу­чают раз­ви­тия. Так, святой Гри­го­рий Нис­ский видит в 99 овцах, остав­лен­ных на высо­тах, символ ангель­ской пол­ноты, сотая же, заблуд­шая овца – это наш земной мир. В нашем падшем состо­я­нии мы фак­ти­че­ски не можем опре­де­лить места нашей все­лен­ной среди бес­пре­дель­ных миров.
Это отно­си­тель­ное умол­ча­ние Свя­щен­ного Писа­ния зна­ме­на­тельно. Оно под­чер­ки­вает цен­траль­ное зна­че­ние земли, оно опре­де­ляет некий гео­цен­тризм. Это не оста­ток какой-то при­ми­тив­ной кос­мо­ло­гии (впро­чем, разве кос­мо­ло­гии такого рода не сим­во­личны в извест­ной мере?), кос­мо­ло­гии, несо­от­вет­ству­ю­щей нашей после­ко­пер­ни­ков­ской все­лен­ной. Гео­цен­тризм здесь не физи­че­ский, а духов­ный: земля духовно цен­тральна, потому что она – плоть чело­века, потому что чело­век, про­ры­ва­ясь сквозь бес­чис­лен­ное види­мое, чтобы свя­зать его с неви­ди­мым, есть суще­ство цен­траль­ное, то суще­ство, кото­рое объ­еди­няет в себе чув­ствен­ное и сверх­чув­ствен­ное и потому с боль­шей пол­но­той, чем ангелы, участ­вует во всем строе «земли» и «неба». В центре все­лен­ной бьется сердце чело­века, и только святой, чье очи­щен­ное сердце объ­ем­лет самые отда­лен­ные туман­но­сти, может постиг­нуть, не явля­ются ли эти «звезд­ные сферы» своего рода отра­же­нием ангель­ских эонов и потому не нуж­да­ются в спа­се­нии.

***

См. ОБО­ЖЕ­НИЕ, ЧЕЛО­ВЕК, ДУША, ТВО­РЕ­НИЕ ИЗ НИЧЕГО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки