Может ли Бог отме­нить карму?

Сергей Худиев

Библия гово­рит о лич­ност­ном Боге, в руках Кото­рого нахо­дится наша как вре­мен­ная, так и вечная участь, “кар­ми­че­ские” источ­ники – о без­лич­ном законе при­чины и след­ствия. Прин­ци­пи­аль­ная раз­ница между двумя этими под­хо­дами видна в прак­ти­че­ских выво­дах, к кото­рым они при­во­дят. Что делает теист? Молится: А я на Тебя, Гос­поди, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гони­те­лей моих. Яви свет­лое лице Твое рабу Твоему; спаси меня мило­стью Твоею (Пс.30:15–17).

Но это дей­ствие, столь оче­вид­ное для теиста, кото­рый испо­ве­дует перед Богом, что “В Твоей руке дни мои”, в прин­ципе невоз­можно для веру­ю­щего в карму. В самом деле, кому он мог бы молиться об избе­жа­нии плохих или обре­те­нии хоро­ших “кар­ми­че­ских” послед­ствий? Карма не обла­дает какими бы то ни было лич­ност­ными свой­ствами, и молиться ей так же бес­смыс­ленно, как молиться закону все­мир­ного тяго­те­ния.

Может ли Бог отме­нить карму?

Мы можем ясно обо­зна­чить несов­ме­сти­мость веры в Бога с верой в карму, поста­вив вопрос: может ли Бог отме­нить карму? Если да, и в каждом кон­крет­ном случае именно Он решает, сва­лятся на нас “кар­ми­че­ские послед­ствия” или нет, и если сва­лятся, то в каком объеме, то мы уже имеем дело не с “зако­ном кармы”, а с лич­ност­ным реше­нием Бога, Его волей, Его про­мыс­лом и Его судом.

Поня­тие кармы, как и многие другие слова, при­шед­шие из восточ­ных рели­гий и вошед­шие в совре­мен­ный язык, прочно закре­пи­лось в совре­мен­ной куль­туре. Люди опа­са­ются “испор­тить” карму, гово­рят “такая карма” там, где раньше ска­зали бы “такая судьба”, диа­гно­сти­руют карму, живо инте­ре­су­ются тем, как изба­виться от “плохой кармы”, и так далее. О карме гово­рят не только (и не столько) созна­тель­ные при­вер­женцы восточ­ных рели­гий или прак­ти­ку­ю­щие оккуль­ти­сты. Поня­тие кармы все больше ста­но­вится частью той духов­ной и куль­тур­ной атмо­сферы, кото­рой дышат обыч­ные люди, мало склон­ные заду­мы­ваться о духов­ных реаль­но­стях. Это один из при­зна­ков того, что мы живем не в ате­и­сти­че­ском и не в секу­лярно-гума­ни­сти­че­ском, а в язы­че­ском мире; будучи хри­сти­а­нами, мы стоим перед необ­хо­ди­мо­стью опре­де­литься по отно­ше­нию к тем обра­зам, веро­ва­ниям и поня­тиям, кото­рые этот мир пред­ла­гает. Чтобы рас­смот­реть поня­тие кармы, мы начнем с более общего взгляда на про­блему – что такое язы­че­ство и чем оно прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от теизма, то есть веры в лич­ност­ного все­мо­гу­щего Созда­теля, кото­рой при­дер­жи­ва­ются хри­сти­ане, мусуль­мане и иудеи. Затем мы рас­смот­рим про­блему более узко и отве­тим на вопрос, как поня­тие кармы соот­но­сится с теиз­мом вообще и с хри­сти­ан­ством в осо­бен­но­сти.

Язы­че­ство – настолько общее поня­тие, охва­ты­ва­ю­щее настолько раз­но­об­раз­ные рели­ги­оз­ные веро­ва­ния и прак­тики, что может пока­заться затруд­ни­тель­ным найти некий общий при­знак, объ­еди­ня­ю­щий, скажем, поклон­ника Перуна и буд­дист­ского монаха. Тем не менее этот при­знак суще­ствует. Это – отсут­ствие каких-либо зна­чи­мых отно­ше­ний с Богом-Твор­цом. Язы­че­ское миро­воз­зре­ние может согла­шаться с суще­ство­ва­нием Бога-Творца; пред­став­ле­ние о Творце есть у многих язы­че­ских племен. Но – и это харак­тер­ная черта язы­че­ства – это Бог, “уда­лив­шийся от дел”, Бог, к Кото­рому не взы­вают, Бог отсут­ству­ю­щий, Бог, не име­ю­щий отно­ше­ния к повсе­днев­ным нуждам, горе­стям и радо­стям людей.

Со своими нуж­дами, надеж­дами и стра­хами языч­ники обра­ща­ются не к Нему, а, как пра­вило, к богам, божкам и боже­ня­там – духов­ным реаль­но­стям гораздо более низ­кого ранга. Бла­го­по­лу­чие или горе­сти, нищета или про­цве­та­ние, здо­ро­вье или болезнь для языч­ника опре­де­ля­ются его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ями с какими-то гораздо более низ­кими духов­ными реаль­но­стями, чем Бог-Творец. И дикарь, взы­ва­ю­щий к идолу из чер­ного дерева, и утон­чен­ный буд­дист­ский монах не обра­ща­ются к Творцу. Они ищут спа­се­ния в ком-то (или в чем-то) другом.

Теист, то есть хри­сти­а­нин, мусуль­ма­нин или иудей, осо­знает себя в руках Бога, языч­ник – в руках каких-то иных сил. Для теиста самое важное – уста­но­вить пра­виль­ные отно­ше­ния с лич­ност­ным Богом, для языч­ника – с теми силами, от кото­рых он пола­гает себя зави­ся­щим.

Одна из таких сил, одна из тех пред­по­ла­га­е­мых духов­ных реаль­но­стей, от кото­рых языч­ник счи­тает себя зави­ся­щим, – карма. Суще­ствуют несколько раз­лич­ные опре­де­ле­ния того, что такое карма, но, при­дер­жи­ва­ясь наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной буд­дист­ской и выте­ка­ю­щей из нее тео­соф­ской трак­товки, мы можем ска­зать, что карма – закон при­чинно-след­ствен­ной связи между поступ­ком и нрав­ствен­ным воз­да­я­нием. Как пишет, напри­мер, Лоп­санг Рампа, «карма – это физи­че­ское или мен­таль­ное дей­ствие, кото­рое создает добро или зло. Есть старая пого­ворка: “Что посе­ешь, то и пожнешь”. Вот что она озна­чает. Если вы посе­ете плохие дела, вы пожнете плохое буду­щее – в этой жизни, в сле­ду­ю­щей или в одной из после­ду­ю­щих. Если в этой жизни вы посе­ете добро, если вы про­явите доб­роту и состра­да­ние к нуж­да­ю­щимся, тогда, когда придет черед вам ока­заться в беде, кто-нибудь где-нибудь про­явит к вам доб­роту, состра­да­ние, уча­стие».

Здесь надо уточ­нить – речь идет именно о нрав­ствен­ном воз­да­я­нии. В миро­зда­нии, несо­мненно, суще­ствуют при­чинно-след­ствен­ные связи. Мы живем в высо­ко­упо­ря­до­чен­ном мире, и это одно из сви­де­тельств его сотво­рен­но­сти. Мы можем гово­рить о зако­нах при­роды, по кото­рым опре­де­лен­ные при­чины свя­заны с опре­де­лен­ными след­стви­ями, но поня­тие кармы пере­но­сит эту при­чинно-след­ствен­ную связь в нрав­ствен­ный мир. Закон кармы так же без­ли­чен, как закон Ома или закон все­мир­ного тяго­те­ния.

Согласно кар­ми­че­ским пред­став­ле­ниям, то, что про­ис­хо­дит с вами, обу­слов­лено вашими про­ступ­ками или заслу­гами – в этой или в пред­по­ла­га­е­мых “преды­ду­щих” жизнях.

Сопо­ста­вим это с тем пред­став­ле­нием, кото­рое мы нахо­дим в Библии. Бог Библии – это про­мыс­ли­тель. Он не только создал мир, но и под­дер­жи­вает его в бытии; не только дал начало исто­рии, но и направ­ляет ее к пред­опре­де­лен­ной Им цели.

Псал­мо­пе­вец гово­рит о Боге: С небес при­зи­рает Гос­подь, видит всех сынов чело­ве­че­ских; с пре­стола, на кото­ром вос­се­дает, Он при­зи­рает на всех, живу­щих на земле: Он создал сердца всех их и вни­кает во все дела их <…> Вот, око Гос­подне над боя­щи­мися Его и упо­ва­ю­щими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода про­пи­тает их (Пс.32:13–15:18–19).

Еще более отчет­ливо это сви­де­тель­ство о Боге, Кото­рый забо­тится и о самых малых из Своих созда­ний, звучит в Еван­ге­лии: Не две ли малые птицы про­да­ются за асса­рий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф.10:29,30).

Для людей Свя­щен­ного Писа­ния все, что про­ис­хо­дит в их жизни, есть про­яв­ле­ние Божьего про­мысла – Его заботы, Его спа­се­ния или Его гроз­ного суда: ибо не от востока и не от запада и не от пустыни воз­вы­ше­ние, но Бог есть судия: одного уни­жает, а дру­гого воз­но­сит (Пс.74:7,8).

Трубит ли в городе труба, – и народ не испу­гался бы? Бывает ли в городе бед­ствие, кото­рое не Гос­подь попу­стил бы? (Ам.3:6).

Один из древ­них учи­те­лей Церкви, Васи­лий Вели­кий, гово­рит: “Ничто да не при­во­дит тебя к неве­рию. Не говори: это про­изо­шло слу­чайно, а это встре­ти­лось само собою. В том, что суще­ствует, нет ничего бес­по­ря­доч­ного, ничего неопре­де­лен­ного, ничего напрас­ного, ничего слу­чай­ного. Не говори: злая слу­чай­ность, или не добрый час. Это слова людей неве­же­ствен­ных. Не две ли птицы ценятся асса­рием, и ни едина от них падет без воли Божией (Мф.10:29)? Сколько волос на голове? Ни один из них не забыт. Видишь ли Божие око, как ничто, и самое малое, не избе­гает Его над­зора?”.

Один из запад­ных кате­хи­зи­сов выра­жает общую всем хри­сти­а­нам веру в Божий про­мы­сел такими сло­вами: “Божье Про­ви­де­ние <…> это все­мо­гу­щая и вез­де­су­щая сила Божья, кото­рой Он хранит небеса, землю и все тво­ре­ния Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, уро­жай­ные и бес­плод­ные годы, еда и питие, здо­ро­вье и болезнь, богат­ство и бед­ность, – все это при­хо­дит к нам не слу­чайно, но из оте­че­ской руки Его”.

Таким обра­зом, Библия гово­рит о лич­ност­ном Боге, в руках Кото­рого нахо­дится наша как вре­мен­ная, так и вечная участь, “кар­ми­че­ские” источ­ники – о без­лич­ном законе при­чины и след­ствия. Прин­ци­пи­аль­ная раз­ница между двумя этими под­хо­дами видна в прак­ти­че­ских выво­дах, к кото­рым они при­во­дят. Что делает теист? Молится: А я на Тебя, Гос­поди, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гони­те­лей моих. Яви свет­лое лице Твое рабу Твоему; спаси меня мило­стью Твоею

(Пс.30:15 17).

Но это дей­ствие, столь оче­вид­ное для теиста, кото­рый испо­ве­дует перед Богом, что “В Твоей руке дни мои”, в прин­ципе невоз­можно для веру­ю­щего в карму. В самом деле, кому он мог бы молиться об избе­жа­нии плохих или обре­те­нии хоро­ших “кар­ми­че­ских” послед­ствий? Карма не обла­дает какими бы то ни было лич­ност­ными свой­ствами, и молиться ей так же бес­смыс­ленно, как молиться закону все­мир­ного тяго­те­ния. Вы не можете обра­титься к закону при­роды с личной прось­бой. Елена Пет­ровна Бла­ват­ская, так много сде­лав­шая для про­па­ганды “кар­ми­че­ских” пред­став­ле­ний в запад­ном мире, совер­шенно прямо объ­яв­ляет молитву бес­смыс­лен­ной: “закон Кармы не зави­сит от какой-либо силы, кото­рая могла бы на него повли­ять: закон, дей­ствию кото­рого не может поме­шать ника­кая иная сила, и кото­рый не может быть изме­нен молит­вой или какой-нибудь экзо­те­ри­че­ской цере­мо­нией” (Е. П. Бла­ват­ская. Полные челы и челы мир­ские).

Кон­ста­ти­руем: если Бог может отме­нить карму, то мы имеем дело уже не с “зако­ном кармы” а с лич­ност­ным реше­нием Бога, Его волей. Если нет, то это просто не Бог. Надо ска­зать, сама Бла­ват­ская вполне отда­вала себе в этом отчет, и, про­по­ве­дуя веру в карму, самым резким обра­зом отвер­гала веру в лич­ност­ного Бога.

То, что мы гово­рили до сих пор, каса­лось про­ти­во­ре­чий между верой в карму и теиз­мом вообще, то есть верой в лич­ност­ного Бога, кото­рой при­дер­жи­ва­ются как хри­сти­ане, так и иудеи и мусуль­мане. Теперь мы рас­смот­рим, насколько веру в карму можно сов­ме­стить с верой в Еван­ге­лие. Для этого нам пона­до­бится вспом­нить, что такое Еван­ге­лие. В про­по­веди Апо­сто­лов Еван­ге­лие – это воз­ве­ще­ние про­ще­ния грехов и вечной жизни, кото­рую Бог дарует нам ради иску­пи­тель­ного слу­же­ния Иисуса Христа: Напо­ми­наю вам, братия, Еван­ге­лие, кото­рое я бла­го­вест­во­вал вам, кото­рое вы и при­няли, в кото­ром и утвер­ди­лись, кото­рым и спа­са­е­тесь, если пре­по­дан­ное удер­жи­ва­ете так, как я бла­го­вест­во­вал вам, если только не тщетно уве­ро­вали. Ибо я пер­во­на­чально пре­по­дал вам, что и сам принял, то есть, что Хри­стос умер за грехи наши, по Писа­нию, и что Он погре­бен был, и что вос­крес в третий день, по Писа­нию (1Кор.15:1–4). Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него воз­ве­ща­ется вам про­ще­ние грехов; и во всем, в чем вы не могли оправ­даться зако­ном Мои­се­е­вым, оправ­ды­ва­ется Им всякий веру­ю­щий (Деян.13:38–39).

Еван­ге­лие, как его изла­гает апо­стол Павел, состоит в том, что Хри­стос умер за грехи наши, по Писа­нию, и что Он погре­бен был, и что вос­крес в третий день, по Писа­нию. Уже здесь мы обна­ру­жи­ваем поня­тие, несов­ме­сти­мое с верой в карму – другой умер за наши грехи. Апо­столы вновь и вновь повто­ряют:

Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, изба­вив­шись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исце­ли­лись (1Пет.2:24), потому что и Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом (1Пет.3:18).

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1Ин.3:5).

В том любовь, что не мы воз­лю­били Бога, но Он воз­лю­бил нас и послал Сына Своего в уми­ло­стив­ле­ние за грехи наши (1Ин.4:10).

Кото­рый предан за грехи наши и вос­крес для оправ­да­ния нашего (Рим.4:25).

Кото­рый отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы изба­вить нас от насто­я­щего лука­вого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал.1:4).

Сам Гос­подь гово­рит о цели Своего при­хода: Ибо и Сын Чело­ве­че­ский не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих (Мк.10:45).

На час сей Я и пришел. Он гово­рит не о часе Своей про­по­веди, а о часе Своей смерти (Ин.12:27).

Ради иску­пи­тель­ного слу­же­ния Христа нам воз­ве­ща­ется про­ще­ние грехов – поня­тие, также немыс­ли­мое в рамках кар­ми­че­ских пред­став­ле­ний. “Кар­ми­че­ские долги” не могут быть про­щены: «Это истин­ное и здра­вое учение застав­ляет чело­века позна­вать те при­чины, кото­рые он создает своими повсе­днев­ными жела­ни­ями, мыс­лями и дей­стви­ями, и преду­смат­ри­вать их неиз­беж­ные резуль­таты. Оно застав­ляет его оста­вить всякий расчет на “про­ще­ние”, “искуп­ле­ние”, “высшее мило­сер­дие” и все подоб­ные усы­пи­тель­ные сред­ства, кото­рые успо­ка­и­вают греш­ника» (Бла­ват­ская Е. П. Загадки жизни и как тео­со­фия отве­чает на них).

“Карма, таким обра­зом, есть про­цесс, в кото­ром мы вле­заем в долги и опла­чи­ваем их. Если вы идете в мага­зин и зака­зы­ва­ете опре­де­лен­ные товары, то вы вле­за­ете в долги, кото­рые должны опла­чи­вать денеж­ными зна­ками. Пока вы их не опла­тите, вы будете долж­ни­ком, а если вы их не опла­тите к опре­де­лен­ному сроку, то вас объ­явят банк­ро­том и поса­дят в тюрьму. Все обыч­ные люди: муж­чины, жен­щины и дети, – должны пла­тить за все на Земле, только Ава­тары избав­лены от зако­нов кармы” (Лоп­санг Рампа. Ты вечен).

В самом деле, чтобы про­стить, надо быть лич­но­стью, при­нять лич­ност­ное реше­ние про­стить. Карма, отме­тим это еще раз – не лич­ностна. Закон все­мир­ного тяго­те­ния не про­щает. Он, соб­ственно, и не нака­зы­вает. Он просто дей­ствует с меха­ни­че­ской неот­вра­ти­мо­стью. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нечто прямо про­ти­во­по­лож­ное – в Иисусе Христе, ради Его иску­пи­тель­ного подвига, Бог про­щает грехи. Изглажу без­за­ко­ния твои, как туман, и грехи твои, как облако; обра­тись ко Мне, ибо Я иску­пил тебя (Ис.44:22).

Здесь мне хочется сде­лать малень­кое отступ­ле­ние и ска­зать кое-что от себя лично. В свое время наи­бо­лее важным толч­ком к моему обра­ще­нию послу­жило слы­шан­ное где-то краем уха утвер­жде­ние, что Хри­стос имеет власть про­щать грехи. Именно созна­ние того, что я нуж­да­юсь в про­ще­нии, побу­дило меня прийти к Тому, Кто имеет власть это про­ще­ние даро­вать. Иисус, видя веру их, гово­рит рас­слаб­лен­ному: чадо! про­ща­ются тебе грехи твои <…> Но чтобы вы знали, что Сын Чело­ве­че­ский имеет власть на земле про­щать грехи, – гово­рит рас­слаб­лен­ному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк.2:5,10–11).

Это поис­тине “слово благое, слово уте­ши­тель­ное” для всех подав­лен­ных и удру­чен­ных греш­ни­ков – Иисус Хри­стос имеет власть про­щать грехи. Именно эту власть и отри­цает за Ним вера в карму. Как уже было про­ци­ти­ро­вано выше, «оно [учение о карме] застав­ляет его оста­вить всякий расчет на “про­ще­ние”, “искуп­ле­ние”, “высшее мило­сер­дие”».

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о Христе как о нашем Хода­тае: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согре­шали; а если бы кто согре­шил, то мы имеем хода­тая пред Отцем, Иисуса Христа, пра­вед­ника; Он есть уми­ло­стив­ле­ние за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин.2:1,2).

Как-то в ходе одной из дис­кус­сий в интер­нете я заме­тил, что самый пло­хонь­кий хри­сти­а­нин отли­ча­ется от самого про­дви­ну­того эзо­те­рика тем, что у хри­сти­а­нина есть Хода­тай, а вот эзо­те­рик Его отверг. Мой собе­сед­ник, веря­щий в карму, оби­женно сказал, что он не отвер­гает Хода­тая. Тогда я спро­сил, перед кем, по его мнению, хода­тай­ствует Хри­стос? Ни он, ни кто-либо еще из моих собе­сед­ни­ков, дер­жа­щихся “кар­ми­че­ских” пред­став­ле­ний, не смог отве­тить на этот вопрос. И в самом деле, бес­смыс­ленно хода­тай­ство­вать перед кармой. Падая с деся­того этажа, нелепо наде­яться на то, что Ваш друг исхо­да­тай­ствует Вам про­ще­ние у закона все­мир­ного тяго­те­ния. Дей­ствие закона кармы не может быть изме­нено ника­ким хода­тай­ством; хода­тай­ство­вать можно только перед лич­ност­ным Судией.

Под­ве­дем неко­то­рые итоги. Вера в карму несов­ме­стима с верой в лич­ност­ного Бога, в иску­пи­тель­ную Жертву Христа, в Его хода­тай­ство перед Отцом, в про­ще­ние грехов. Пред­став­ле­ние о карме явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью миро­воз­зре­ния, диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ного хри­сти­ан­скому, миро­воз­зре­ния, ника­кие эле­менты кото­рого не могут быть согла­со­ваны с биб­лей­ским теиз­мом. Чтобы при­нять пред­став­ле­ние о карме, нужно после­до­ва­тельно отверг­нуть все, что состав­ляет Благую Весть, более того, как ни страшно это звучит, отверг­нуть Христа как нашего Иску­пи­теля и Хода­тая, как Того, Кто имеет власть про­щать грехи. А пове­рить во Христа – значит отверг­нуть веру в карму.

Нередко люди рас­стра­и­ва­ются и оби­жа­ются, когда им гово­рят об этом выборе – или-или: или со Хри­стом, или с язы­че­скими пред­став­ле­ни­ями о карме, пере­се­ле­нии душ и тому подоб­ном. Конечно, мы должны быть пре­дельно мяг­кими, крот­кими и снис­хо­ди­тель­ными, бесе­дуя с людьми, кото­рые пыта­ются гово­рить и о своей вере во Христа, и о своей вере в карму. Но мы не должны и не можем делать одного – лгать. Не мы, а Хри­стос ставит людей перед выбо­ром. Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет (Мк.16:16).

Об этом выборе пре­красно сказал Джон Толкин – извест­ный как автор “Вла­сте­лина колец” и менее извест­ный как рев­ност­ный хри­сти­а­нин-като­лик, друг К. С. Льюиса, повли­яв­ший на его обра­ще­ние.

«Нужна фан­та­сти­че­ская воля к неве­рию, – пишет он, – чтобы пред­по­ла­гать, что Иисуса нико­гда “не слу­ча­лось” в дей­стви­тель­но­сти, и еще более фан­та­сти­че­ская – чтобы счи­тать, будто Он нико­гда не гово­рил того, что за Ним запи­сано, то есть таких слов, каких никто из живших тогда в мире людей даже и выду­мать не смог бы – напри­мер, таких: Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин.8:58) или таких: Видя­щий Меня видит Послав­шего Меня (Ин.12:45), или о Святых Таинах у Иоанна (см. 6:56): Тот, кто ест Мою Плоть и Кровь Мою пиет, будет иметь жизнь вечную. Поэтому мы должны либо пове­рить в Него и в то, что Он гово­рил, и при­нять на себя все послед­ствия этой веры, либо же отверг­нуть Его и Его слова – и при­нять на себя все послед­ствия такого шага».

Еван­ге­лие при­зы­вает нас пове­рить во Христа и в то, что Он гово­рил – в то, что Он гово­рил о Своем Боже­стве, в то, что Он гово­рил о Своем иску­пи­тель­ном слу­же­нии, в то, что Он гово­рил о Своей власти про­щать грехи. А это значит – отка­заться от веры в карму.

Хри­стос пришел осво­бо­дить несчаст­ных, пора­бо­щен­ных суе­ве­ри­ями языч­ни­ков – и тех, кто стра­шится бога грома, и тех, кто боится болот­ных духов, и тех, кто живет в страхе сглаза и порчи, и тех, кто оза­бо­чен “диа­гно­сти­кой кармы”. Так же, как и в апо­столь­ские вре­мена, про­воз­гла­ша­ется Благая Весть: Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него воз­ве­ща­ется вам про­ще­ние грехов; и во всем, в чем вы не могли оправ­даться зако­ном Мои­се­е­вым, оправ­ды­ва­ется Им всякий веру­ю­щий (Деян.13:38–39).

Нет нужды задаб­ри­вать злых духов; нет нужды искать покро­ви­тель­ства у дере­вян­ных идолов; нет нужды бес­по­ко­иться о карме. Хри­стос гово­рит: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28:18).

Еван­ге­лие при­зы­вает нас дове­риться Тому, Кто иску­пил нас Своей кровью, Тому, Кто дарует нам про­ще­ние, кото­рого ни закон кармы, ни какие-либо иные язы­че­ские вымыслы не могут нас лишить, и вечную жизнь.

Ему, воз­лю­бив­шему нас и омыв­шему нас от грехов наших Кровию Своею и соде­лав­шему нас царями и свя­щен­ни­ками Богу и Отцу Своему, слава и дер­жава во веки веков, аминь (Откр.1:5–6).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки