Раннее христианство и переселение душ

Оглав­ле­ние

диакон Андрей

Вве­де­ние

Как одна­жды сказал Честер­тон, мир полон хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, сошед­ших с ума. Среди них — вели­кий дар недо­вер­чи­во­сти. Но поль­зу­ются этим даром люди весьма одно­сто­ронне. Не дове­ряют обычно тем идеям, обще­ствен­ным инсти­ту­там, про­по­вед­ни­кам, кото­рые пред­ла­гают людям труд – непро­стой труд оче­ло­ве­чи­ва­ния. От того, кто при­зы­вает к жиз­нен­ной серьез­но­сти, слу­ша­тель тре­бует не менее дотош­ного обос­но­ва­ния выво­дов, чем тре­бу­ется от соис­ка­теля док­тор­ской сте­пени. Но этот же чело­век с радо­стью дове­ряет тем идеям, тем изда­ниям и про­по­вед­ни­кам, за кото­рыми он чув­ствует призыв к гедо­ни­сти­че­скому послаб­ле­нию.

Уж много гово­рено о том, что совре­мен­ная циви­ли­за­ция явля­ется ради­кально гедо­ни­сти­че­ской1. И даже рели­гию она вос­при­ни­мает как еще одну сферу для утон­чен­ного насла­жде­ния. Как писали в прис­но­па­мят­ных изда­ниях эпохи “науч­ного ате­изма”, задача церкви — “удо­вле­тво­рять рели­ги­оз­ные потреб­но­сти веру­ю­щих”. Сего­дня люди уже не стес­ня­ются при­зна­ваться в том, что им жела­тельно не про­буж­дать, а всего лишь “удо­вле­тво­рять” эти самые “рели­ги­оз­ные потреб­но­сти”. Но усло­вия для справ­ле­ния своих духов­ных нужд, конечно, пред­по­чи­тают мак­си­мально ком­форт­ные: «Позна­ние через Радость и Ком­форт»2.

В резуль­тате те идеи и сим­волы, кото­рые в былые вре­мена именно лишали обы­ва­теля ком­форта, будо­ра­жили его совесть, сего­дня пере­тол­ко­вы­ва­ются так, чтобы давать нрав­ствен­ную санк­цию для по сути мате­ри­а­ли­сти­че­ского образа жизни. Рели­гия Рас­пя­того на Гол­гофе Стра­дальца ста­но­вится пово­дом к напи­са­нию брошюр на тему “Бизнес и Еван­ге­лие” с неза­мыс­ло­ва­той идеей о том, что только истинно-еван­гель­ская вера аме­ри­кан­ского обряда может сде­лать ваш бизнес удач­ным. Идея пере­се­ле­ния душ и мно­го­крат­ного воз­вра­ще­ния в сей мир, кото­рая стра­шила и дис­ци­пли­ни­ро­вала людей тех тра­ди­ци­он­ных куль­тур, кото­рые ее при­ни­мали, сего­дня вос­при­ни­ма­ется скорее как радост­ная индуль­ген­ция: если у меня будет еще немало жизней, значит, мне пред­стоит еще немало попы­ток для исправ­ле­ния, а потому серьез­ную попытку систе­ма­ти­че­ского духовно-нрав­ствен­ного роста лучше отло­жить до сле­ду­ю­щей реин­кар­на­ции…

Понятно, что хри­сти­ан­ство со своим посту­ла­том един­ствен­ной жизни, и, соот­вет­ственно, абсо­лют­ной ответ­ствен­но­сти чело­века за ее каче­ство, кажется рели­гией более бес­по­ко­я­щей и менее удоб­ной. Но нрав­ствен­ный авто­ри­тет Еван­ге­лия столь высок, что просто так отло­жить эту Книгу в сто­рону как-то неудобно. Соот­вет­ственно, инстинкт совест­ного ком­форта тре­бует пере­тол­ко­вать Еван­ге­лие так, чтобы оно ока­за­лось созвучно сего­дняш­ней моде. Если сего­дня есть мода на реин­кар­на­цию — значит, надо обна­ру­жить эту идею и в хри­сти­ан­стве…

Так снова о недо­вер­чи­во­сти. Как-то некий моло­дой чело­век оста­но­вил меня в пере­ходе метро вопро­сом: “Ска­жите, Вы имеете какое-то отно­ше­ние к Церкви?”. Я сказал, что да. Он бла­го­ра­зумно наста­и­вал: “К какой церкви? К Пра­во­слав­ной?”. И здесь я дал утвер­ди­тель­ный ответ. “Тогда у меня к Вам есть вопрос. Мне недавно ска­зали, что в древ­но­сти хри­сти­ане, как и индусы, при­зна­вали пере­се­ле­ние душ, и лишь затем на каком-то соборе отме­нили эту веру. Это правда?”. Странно, но я как раз закан­чи­вал тогда работу над этой книгой, посвя­щен­ной именно этому вопросу. Так что его вопрос был как нельзя более по адресу. А недо­вер­чи­вость — так и просто похваль­ной.

Но многие и многие люди (боюсь, их счет идет сего­дня уже на мил­ли­оны), несрав­ненно более довер­чиво отно­сятся к посту­ла­там оккульт­ной про­па­ганды. Как о само собой разу­ме­ю­щемся пишут буль­вар­ные газеты: “Поня­тие реин­кар­на­ции при­зна­ва­лось хри­сти­ан­ской цер­ко­вью. Позже, в VI веке, на Иеру­са­лим­ском соборе иерархи церкви изъяли из хри­сти­ан­ских док­трин посту­лат о пере­се­ле­нии душ, кото­рый уцелел лишь в инду­изме”247.

Я наде­юсь, что в интел­ли­гент­ных людях, инте­ре­су­ю­щихся вопро­сами рели­ги­оз­ной фило­со­фии, еще сохра­ни­лось стрем­ле­ние в любом дис­путе выслу­ши­вать обе сто­роны прежде, чем сде­лать свой личный выбор. Аргу­менты в пользу кар­ми­че­ского миро­воз­зре­ния сего­дня легко доступны: “вве­де­ни­ями в эзо­те­рику” и инструк­ци­ями по “диа­гно­стике кармы” просто зава­лены все книж­ные лотки. Хри­сти­ан­ский же ответ звучит пока еле слышно. Странно, но люди пред­по­чи­тают дове­рять тем тол­ко­ва­ниям хри­сти­ан­ства, кото­рое дают нехри­сти­ане, упорно воз­дер­жи­ва­ясь изу­чить то пони­ма­ние хри­сти­ан­ства, кото­рое дают сами носи­тели этой тра­ди­ции.

Можно, конечно, пред­по­ло­жить, что совре­мен­ные хри­сти­ане утра­тили муд­рость и духов­ность пер­во­хри­стиан. Я даже не стал бы оспа­ри­вать этот тезис. У хри­стиан вообще не при­нято оправ­ды­ваться, когда тебя обви­няют в грехе3. Но в этом кон­крет­ном вопросе — вопросе о пере­се­ле­нии душ — хри­сти­ан­ская тра­ди­ция может быть про­сле­жена от деся­ти­ле­тия к деся­ти­ле­тию сквозь все два­дцать веков. И обна­ру­жится, что, вопреки уве­ре­ниям оккульт­ной про­па­ганды, наше непри­я­тие реин­кар­на­ции не есть измена древ­нему хри­сти­ан­ству.

Тео­со­фия Бла­ват­ской, Рери­хов и многих иных оккульт­ных учи­те­лей пре­тен­дует на то, чтобы быть, с одной сто­роны, син­те­зом всех рели­гий, а с другой — син­те­зом рели­гии и науки. И заяв­ляя о себе как о “новой науке”, оккульт­ная док­трина про­ни­кает в школы и госу­дар­ствен­ные инстан­ции4, в уни­вер­си­теты и в прессу. Поскольку сферой моей про­фес­си­о­наль­ной науч­ной дея­тель­но­сти явля­ется иссле­до­ва­ние исто­рии хри­сти­ан­ской мысли и исто­рии рели­гии, я решил посмот­реть — насколько научно про­во­дится воз­ве­щен­ный оккуль­ти­стами “синтез” в той обла­сти, с кото­рой я знаком не пона­слышке.

Есть вполне понят­ная грань между рели­ги­оз­ным убеж­де­нием и науч­ным выво­дом. Ска­зать “я верю в Вос­кре­се­ние мерт­вых” или “я верю в реин­кар­на­цию” озна­чает выска­зать рели­ги­оз­ное воз­зре­ние. Ска­зать “хри­сти­ане первых веков верили (или не верили) в пере­се­ле­ние душ” озна­чает выска­зать суж­де­ние о некоем исто­ри­че­ском факте. Этот факт может быть уста­нов­лен и про­ве­рен. В пред­ла­га­е­мой книге про­во­дится вполне зауряд­ная науч­ная работа с исто­ри­че­скими источ­ни­ками, то есть такая работа, каждый шаг кото­рой может быть про­ве­рен и понят чело­ве­ком любых рели­ги­оз­ных воз­зре­ний.

В целом же пред­ла­га­е­мая работа не ставит целью сопо­став­ле­ние оккультно-тео­соф­ских и хри­сти­ан­ских пред­став­ле­ний о чело­веке, его судьбе и смерти. Я не ставлю здесь вопрос — есть ли дей­стви­тельно пере­се­ле­ние чело­ве­че­ской души во многие тела или про­изой­дет то, что обе­щано в Еван­ге­лии: вос­кре­се­ние усоп­ших. Я не вхожу в подроб­ное рас­смот­ре­ние кар­ми­че­ского веро­уче­ния, равно как не ста­ра­юсь обос­но­вать Еван­гель­ское воз­ве­ще­ние.

Просто я попро­бо­вал рас­смот­реть как исто­ри­че­ское, а не как рели­ги­оз­ное уже упо­мя­ну­тое чрез­вы­чайно модное убеж­де­ние. Еленой Рерих оно было сфор­му­ли­ро­вано так: “Док­трина о пере­во­пло­ще­нии была отме­нена лишь в 553 году по Р. Хр. на Втором Кон­стан­ти­но­поль­ском Соборе. Таким обра­зом, док­трина о пред­су­ще­ство­ва­нии души и ее после­до­ва­тель­ных воз­вра­ще­ниях на Землю, стала “ересью” среди офи­ци­аль­ного хри­сти­ан­ства лишь в шестом веке по Р. Хр.; до этого вре­мени она была тер­пима и при­нята теми цер­ков­ни­ками, кото­рые были осо­бенно близки к гно­сти­кам… Но духов­ные отцы тща­тельно умал­чи­вают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон пере­во­пло­ще­ния был отме­нен лишь в шестом веке на Кон­стан­ти­но­поль­ском соборе!”248. Нико­лай Рерих выра­жа­ется еще более ради­кально: «А что каса­ется до пере­во­пло­ще­ния вообще, то можно было бы ска­зать убо­гому пас­тырю, что в Доб­ро­то­лю­бии из времен Анто­ния Вели­кого можно слы­шать о пере­во­пло­ще­нии. Ведь эта истина была отме­нена лишь на Кон­стан­ти­но­поль­ском соборе в пяти­со­тых годах нашей эры. Значит, все святые подвиж­ники, жившие в первой поло­вине тыся­че­ле­тия, будто бы ничего не пони­мали, а ведь среди этих осно­во­по­лож­ни­ков и были самые заме­ча­тель­ные дея­тели. Доста­точно вспом­нить об Анто­нии Вели­ком»249.

Итак, я просто попро­бую пока­зать, что мир рели­гий раз­но­об­раз­нее, чем кажется тео­со­фам. Вера в пере­се­ле­ние души из одного тела в другое совсем не явля­ется обще­при­ня­той Есть рели­гии, кото­рые отнюдь не сты­дятся чело­ве­че­ской телес­но­сти. Для них кажется есте­ствен­ным пред­по­ло­жить, что разрыв отно­ше­ния между душой и телом – это просто вре­мен­ная непри­ят­ность, а затем их союз воз­об­но­вится уже навсе­гда. Поэтому душа, как верят в таких слу­чаях, не ищет других тел, а ожи­дает вос­со­еди­ния с преж­ним – когда оно будет чудес­ным обра­зом раз­бу­жено и вос­ста­нов­лено. Есть рели­гии, с точки зрения кото­рых, напро­тив, жизнь в теле кажется настолько мало­зна­ча­щим эпи­зо­дом, что душа, порвав с телом, навсе­гда, как здесь верят, уходит в мир духов и богов, и нико­гда больше не будет втес­нять себя ни в какое тело: ни в свое бывшее, ни тем паче в какие-то новые и чужие. Есть рели­гии, кото­рые пред­по­ла­гают, что душа, если и обре­тет тело, то это будет не тело Ивана или Жучки: душа станет частью все­лен­ского Тела, живу­щего Единой Жизнью Боже­ства…

Впро­чем, все мно­го­об­ра­зие рели­гий и я не смогу охва­тить. Поэтому лишь пять вопро­сов я пред­по­ла­гаю рас­смот­реть в этой работе:

Первый – дей­стви­тельно ли теория реин­кар­на­ции явля­ется уни­вер­саль­ной, обще­ре­ли­ги­оз­ной и древ­ней­шей.
Второй – при­зна­ва­лась ли идея реин­кар­на­ции про­ро­ками Вет­хого Завета.
Третий – есть ли пред­став­ле­ние о пере­се­ле­нии душ в книгах Нового Завета.
Чет­вер­тый – дей­стви­тельно ли ран­не­хри­сти­ан­ские писа­тели до V Все­лен­ского Собора (тем более – «все подвиж­ники» и «осно­во­по­лож­ники», и, в част­но­сти, св. Анто­ний Вели­кий) при­зна­вали идею реин­кар­на­ции.
Пятый – дей­стви­тельно ли это учение было «отме­нено» в шестом веке на Кон­стан­ти­но­поль­ском соборе.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки