О загробной участи некрещёных младенцев, не сподобившихся почему-либо св. крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва

(Состав­лено по учению свв. Отцов и учи­те­лей Пра­во­слав­ной Церкви)

По веро­ва­нию Пра­во­слав­ной Церкви, умер­шие мла­денцы пра­во­слав­ных роди­те­лей, не спо­до­бив­ши­еся св. кре­ще­ния, а равно и мерт­во­рож­ден­ные, у Чело­ве­ко­любца Бога не будут забыты. Это веро­ва­ние Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря) в лике святых 14000 мла­ден­цев за Христа изби­ен­ных от Ирода в Виф­ле­еме (Жит. св. м. дек.).

Из св. отцов Церкви св. Гри­го­рий Нис­ский о судьбе мла­ден­цев вообще пишет: «Преж­де­вре­мен­ная кон­чина мла­ден­цев не ведет к мысли, что скон­чав­ший так жизнь несчаст­лив, или что равен он очи­стив­шим себя в насто­я­щей жизни всякою доб­ро­де­те­лью, потому что Бог, по луч­шему Своему про­мыш­ле­нию, предот­вра­щает без­мер­ность зол в тех, кото­рые стали бы жить во зле» (ч. 4, стр. 359, изд. 1862 г.).

Св. Гри­го­рий Бого­слов гово­рит: «Послед­ние (т.е. не спо­до­бив­ши­еся кре­ще­ния по мало­лет­ству) не будут у пра­вед­ного Судии ни про­слав­лены, ни нака­заны, потому что, хотя не запе­чат­лены, однако же не худы, и больше сами потер­пели, нежели сде­лали вреда. Ибо не всякий недо­стой­ный нака­за­ния, достоин уже и чести; равно как не всякий, недо­стой­ный чести, достоин уже нака­за­ния» (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242–243, изд. 1889 г.).

Участь мла­ден­цев, умер­ших некре­ще­ными, ни в каком случае нельзя назвать без­на­деж­ною. Св. Апо­стол Павел гово­рит о тех детях, у кото­рых отец хри­сти­а­нин, а мать некре­ще­ная, что дети эти «святые суть» (1Кор.7:14). Наши же мерт­во­рож­ден­ные мла­денцы имеют и роди­те­лей, и пред­ков пра­во­слав­ных. Кроме того, дети эти в неко­то­ром роде уже освя­ти­лись во время чре­во­но­ше­ния их мате­рями; нося их в своей утробе, матери их каж­до­дневно моли­лись, часто читали или слу­шали Слово Божие и соеди­ня­лись со Хри­стом Гос­по­дом в таин­стве св. При­ча­ще­ния. А когда их мате­рям пришло время раз­ре­шиться ими, они с теплою верою при­бе­гали к Божией помощи и, может быть, пола­гали осо­бен­ный обет пред Богом, чтобы раз­ре­ше­ние их было бла­го­по­лучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких роди­те­лей, погибли навсе­гда? Если даже иной из них и умрет еще во утробе матер­ней; и тут была готов­ность роди­те­лей совер­шить над ним кре­ще­ние. А Гос­поду Богу угодны и самые наме­ре­ния наши, если они святы.— Еще слышим в Еван­ге­лии слова Самого Христа Спа­си­теля: «В дому Отца Моего оби­те­лей много» (Ин.14:2). Ужели в этих оби­те­лях не будет места для тех мла­ден­цев, кото­рых роди­тели были хри­сти­ане, кото­рых только не было воз­мож­но­сти про­све­тить св. кре­ще­нием или кото­рые, полу­чив уже имена хри­сти­ан­ские, скон­ча­лись перед самой купе­лью? Святая Цер­ковь выра­жает прямое веро­ва­ние в поми­ло­ва­ние этих мла­ден­цев: «ведати подо­бает» (гово­рит она в Бого­слу­жеб­ных книгах), «яко мла­денцы и непро­све­щен­нии (т.е. некре­ще­ные) ниже в геенну пойдут» (Синакс. в мясоп. субб.). Св. Гри­го­рий Бого­слов гово­рит: “Иные даже не имеют воз­мож­но­сти и при­нять дара (бла­го­дати кре­ще­ния) или, может быть, по мало­лет­ству, или по какому-нибудь, совер­шенно не зави­ся­щему от них, сте­че­нию обсто­я­тельств” (Душеп. Соб. 1905., № 2, стр. 52–53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и всту­пил в жизнь, того (Судия) сде­лает совер­шен­но­лет­ним в то же мгно­ве­ние, в кото­рое воз­вра­тит жизнь мерт­ве­цам. Мла­де­нец, кото­рого матерь умерла вместе с ним во время чре­во­но­ше­ния, при вос­кре­се­нии пред­ста­нет совер­шен­ным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видав­шие здесь друг друга уви­дятся там, и матерь узнает, что это ея сын, и сын узнает, что это его матерь… Рав­ными вос­кре­сит Творец сынов Ада­мо­вых; как сотво­рил их рав­ными, так рав­ными же про­бу­дит и от смерти. В вос­кре­се­нии нет ни боль­ших, ни малых. И преж­де­вре­менно родив­шийся воз­ста­нет таким же, как и совер­шен­но­лет­ний. Только по делам и образу жизни будут там высо­кие и слав­ные; и одни упо­до­бятся свету, другие — тьме». (Ч. 4, стр. 105, изд. 1900).

О воз­мож­но­сти совер­шать над мерт­выми мла­ден­цами кре­ще­ние, наре­кать им имена и поми­нать некре­ще­ных за литур­гией не может быть и речи, ибо Гос­подь запо­ве­дал Апо­сто­лам кре­стить живых людей, а не мерт­вых (Мк. 16:16), ибо как может без­ды­хан­ный труп слы­шать про­по­ведь и уве­ро­вать в Того, о Кото­ром бы ему воз­ве­щали? Св. Цер­ковь поло­жила 26‑м пра­ви­лом Кар­фа­ген­скаго собора скон­чав­шихся ни кре­стить, ни пода­вать им Боже­ствен­ных Таин; а в тол­ко­ва­нии на сие пра­вило ска­зано: «Пре­сви­тер­ское бо нера­зу­мие (если бы тако­вое было допу­щено) не помо­жет скон­чав­ше­муся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Пра­вило это поме­щено в книге «Корм­чей», где нахо­дятся пра­вила св. Апо­сто­лов и святых Все­лен­ских и 9‑ти помест­ных собо­ров. Оста­ется только молит­венно воз­ды­хать о таких мла­ден­цах к Богу в своих домаш­них молит­вах. Для тако­вой цели можно поре­ко­мен­до­вать молитву, нахо­дя­щу­юся в сино­дике быв­шего Нов­го­род­скаго и Петер­бург­скаго мит­ро­по­лита Гри­го­рия. Содер­жа­ние её сле­ду­ю­щее: «Помяни, Чело­ве­ко­любче Гос­поди, души отшед­ших раб Твоих — мла­ден­цев, кои во утробе пра­во­слав­ных их мате­рей умерли неча­янно от неве­до­мых дей­ствий, или от труд­ного рож­де­ния, или от некоей неосто­рож­но­сти, и потому не при­няли свя­того Таин­ства Кре­ще­ния! Окре­сти их, Гос­поди, в море щедрот Твоих и спаси неиз­ре­чен­ною Твоею бла­го­да­тию» (Душеп. Соб., стр. 54).

На вопрос: «как молиться о мерт­во­рож­ден­ных и вообще не спо­до­бив­шихся св. кре­ще­ния мла­ден­цах?» — Стефан Фавор­ский, архи­епи­скоп Виф­ле­ем­ской оби­тели, дает такой ответ: «Полу­чив­шие св. кре­ще­ние будут радо­ваться и бла­жен­ство­вать на небеси вовеки, хотя бы кон­чину полу­чили и неча­ян­ную, равно не сле­дует отвер­гать и тех мла­ден­цев, кото­рые роди­лись мерт­выми и не успели быть окре­щены; они не вино­ваты, что не полу­чили св. кре­ще­ния, а у Отца Небес­наго оби­тели многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в кото­рых тако­вые мла­денцы будут поко­иться за веру и бла­го­че­стие верных роди­те­лей своих, хотя сами, по неис­по­ве­ди­мым судь­бам Божиим, и не полу­чили св. кре­ще­ния; так думать не про­тивно рели­гии, о чем сви­де­тель­ствуют и св. отцы в Синак­саре в суб­боту мясо­пуст­ную. Молиться за них могут роди­тели с верою в мило­сер­дие Божие; каждая мать, пла­чу­щая о тако­вых своих чадах, без сомне­ния, может вопи­ять к Чело­ве­ко­любцу Гос­поду сле­ду­ю­щими сло­вами: «Гос­поди, поми­луй чад моих, умер­ших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради мило­сер­дия Твоего. Гос­поди, не лиши их света Боже­ствен­наго!» (Из Палест. листка Виф­леем. оби­тели).

Нако­нец, не должно же забы­вать и о том, что вина мерт­во­рож­де­ния может падать и на самих мате­рей-родиль­ниц, не говоря уже о тех зло­дей­ках-мате­рях, кото­рыя созна­тельно ста­ра­ются уни­что­жить плод (боль­шею частью неза­кон­ный) и даже в послед­них пери­о­дах чре­во­но­ше­ния. Вечная огнен­ная геенна — вот достой­ное воз­мез­дие пра­во­су­дия Божия, ожи­да­ю­щее нерас­ка­ян­ных за эти зло­де­я­ния» (Душеп. Соб. стр. 54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе… любо­дейце, кото­рая извела зача­тый ею во чреве плод, чтобы не видел он здеш­няго мира; не даст Бог уви­деть и ей новый век. Как она не доз­во­лила ему насла­диться жизнию и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в ином веке. Поскольку реши­лась она изверг­нуть плод свой из чрева преж­де­вре­менно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мерт­вый плод чрева, изверг­нута будет во тьму кро­меш­ную. Таково воз­да­я­ние любо­деям и любо­де­и­цам, кото­рые пося­гают на жизнь детей своих: Судия нака­жет их вечною смер­тию и низ­ри­нет в бездну муче­ния, полную зло­вон­наго тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр. 37).

Впад­шие в такое тяжкое пре­гре­ше­ние должны поспе­шить при­не­сти пока­я­ние, пока есть воз­мож­ность; ибо «нет греха, побеж­да­ю­щаго Божие мило­сер­дие для обра­ща­ю­щихся к Нему с верою» (Жит. пр. Марии Еги­пет­ской).

Но бывают и другие обсто­я­тель­ства мерт­во­рож­де­ния, вину коих нельзя не при­пи­сать мате­рям-родиль­ни­цам: одна под­няла тяже­лый мешок хлеба на воз, а другая без­мерно рабо­тала на уборке хлеба, — и раз­ре­ши­лись преж­де­вре­менно мла­ден­цами. Эта напи­лась пьяной и осту­пи­лась, и — родила мерт­ваго мла­денца. У той после­до­вал выки­дыш вслед­ствие душев­ных потря­се­ний, про­ис­хо­дя­щих… от безум­ной и, быть может, неосно­ва­тель­ной рев­но­сти к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на мно­го­ча­дие и за про­кля­тие плода, нахо­дя­ща­гося еще во утробе. Увы! и такия безум­ныя матери есть на свете. Вот почему мать-родиль­ница после рож­де­ния мерт­ваго мла­денца должна осно­ва­тельно поду­мать — не была ли она как-нибудь прямо или кос­венно при­чи­ною мерт­во­рож­де­ния, и если — по без­страст­ном обсуж­де­нии этого вопроса, — ока­жется что-либо у нея на сове­сти, то она должна поспе­шить к своему отцу духов­ному, испо­ве­дать ему свой грех, попро­сить совета для загла­жде­ния сего греха и затем загла­дить свой грех доб­рыми делами, из коих обык­но­венно реко­мен­ду­ется:
1) мило­стыня бедным людям, у коих много детей, осо­бенно в такие дни, как Пасха, Рож­де­ство Хри­стово и пре­столь­ный празд­ник;
2) путе­ше­ствие ко св. местам (наприм. в Киеве к мощам св. угод­ни­ков и св. мла­денца, уби­ен­наго от Ирода за Христа, и почи­ва­ю­щаго в даль­них пеще­рах Лавры);
3) уси­лен­ная домаш­няя молитва, сопро­вож­да­е­мая извест­ным коли­че­ством покло­нов, и доб­ро­вольно нала­га­е­мый пост (напр., по поне­дель­ни­кам; о нем ска­зано в треб­нике, в чине испо­веди), и
4) совер­ше­ние в при­ход­ском храме литур­гии об остав­ле­нии грехов (Душ. Соб., стр. 54–55).
См. подроб. в кн. “Наставл. и уте­ше­ние болящ.» свящ. В.А. Чер­ке­сова.

Итак, по раc­суж­де­нию св. отцов и учи­те­лей Церкви, хри­сти­ан­ские некре­ще­ные и мерт­во­рож­ден­ные мла­денцы не будут тер­петь нака­за­ния в буду­щей жизни, потому что роди­тели уже освя­тили их при­ня­тием Св. Таин, молит­вами, верою и доб­рыми делами.

Изда­ние Свято-Успен­ского Псково-Печер­ского мона­стыря 1993 г.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки