Младенец и грех

Младенец и грех

(7 голосов5.0 из 5)

Без­греш­ный мла­де­нец —  как часто мы слы­шим это рас­хо­жее выра­же­ние от взрос­лых, скло­нив­шихся над колы­бе­лью с  новорожденным.

«Что такое чело­век, чтобы быть ему чистым,
чтобы рож­ден­ному жен­щи­ной быть праведным?»

(Иов, 15, 14)

И, правда, прак­ти­че­ски вся­кий, кому хоть раз дово­ди­лось  дер­жать на руках это кро­хот­ное созда­ние, испы­ты­вал к нему чув­ство уми­ле­ния и неж­но­сти. Кро­хот­ные ручки, паль­чики, ясные чистые глазки, выби­ва­ю­щи­еся из-под чепца милые куд­ряшки… Малыш  кажется нам  Анге­лом, спу­стив­шимся с небес. И для людей только при­шед­ших к вере, насто­я­щим откро­ве­нием ста­но­вится тот факт, что каж­дый мла­де­нец имеет в себе грех, кото­рый через есте­ствен­ное рож­де­ние пере­да­ется всем людям. Это грех име­нуют еще пер­во­род­ным, то есть пер­вым в чело­ве­че­ском роду от начала сотво­ре­ния мира, это грех Адама, грех отпа­де­ния от Бога, кото­рый тяж­ким бре­ме­нем лег на все человечество.

Осво­бо­дить мла­денца от пер­во­род­ного греха спе­шат веру­ю­щие роди­тели, при­нося мла­денца в Божий храм, чтобы свя­щен­но­слу­жи­тель совер­шил над ним Таин­ство Кре­ще­ния, в кото­ром про­ис­хо­дит духов­ное рож­де­ние чело­века. И если с пер­во­род­ным гре­хом все более менее тео­ре­ти­че­ски понятно, то вопрос о нали­чии своих гре­хов у ребенка оста­ется откры­тым, и не редко среди роди­те­лей можно услы­шать совер­шенно про­ти­во­по­лож­ные мне­ния: кто-то счи­тает, что гре­хов у ребенка до семи лет нет, кто-то уве­рен, что, конечно, они есть, неод­но­кратно наблю­дая гре­хов­ные дви­же­ния своих и чужих детей. А как же на самом деле? Вот покре­стили мы ребе­ночка, изба­вили его от пер­во­род­ного греха Божией вла­стью, и при­не­сем теперь домой Ангела, и зажи­вем спо­койно? Не тут-то было, ни о какой спо­кой­ной жизни меч­тать не при­хо­дится. И каприз­ни­чают дети, и шалят, и не слу­ша­ются …. Сущее нака­за­ние! – ска­жет в серд­цах устав­ший роди­тель. Как же раз­нится это выра­же­ние с уди­ви­тель­ными сло­вами псал­мо­певца Давида, кото­рый вос­кли­цает: дети мои – награда от Господа!

Так награда дети или нака­за­ние? Конечно, награда. Награда, кото­рая помо­гает нам стать лучше, тер­пи­мее, доб­рее, умнее и муд­рее. А вот «нака­за­нием»  для нас и для наших детей явля­ются наши соб­ствен­ные грехи и грехи всего нашего рода, кото­рые непо­сти­жи­мым для нас обра­зом вли­яют на душев­ное и духов­ное раз­ви­тие мла­денца. Как уди­ви­тельно запе­чат­ля­ются в физи­че­ском облике ребенка черты его роди­те­лей и пра­ро­ди­те­лей  (вспом­ните, как не раз мы обра­щаем на это вни­ма­ние пока рас­тет малыш: ой, ушки как у мамы, ой, глазки как у папы, а носик-то как у бабушки!), так и непре­менно про­яв­ля­ется в душе ребенка по мере взрос­ле­ния склон­ность к тому или иному греху. Вот ему два годика, а он уже лупит в песоч­нице сво­его това­рища, в четыре уже топает ногами в мага­зине, чтобы ему во что бы то ни стало купили игрушку, в пять обма­ны­вает бабушку.

Бла­жен­ный Авгу­стин в своей «Испо­веди» опи­сы­вает мла­денца, с зави­стью взи­ра­ю­щего на сво­его брата-близ­неца, сосу­щего мате­рин­скую грудь… Итак, гре­хов­ное в чело­ве­че­ской натуре начи­нает про­яв­ляться уже с самого ран­него воз­раста. Но дети еще не осо­знают своих гре­хов и не могут в них каяться. До семи­лет­него воз­раста мла­де­нец может при­сту­пать к Боже­ствен­ному При­ча­ще­нию без Таин­ства Пока­я­ния. И мудры те роди­тели, кото­рые часто при­но­сят своих детей к При­ча­стию, напол­няя дет­ские души бла­го­да­тью с самого ран­него воз­раста. С семи­лет­него же воз­раста ребе­нок, по уста­нов­ле­нию Церкви, дол­жен испо­ве­до­ваться. Бывает, конечно, и так, что неко­то­рым детям тре­бу­ется испо­ведь уже и  в 6 лет. Вни­ма­тель­ные роди­тели обя­за­тельно почув­ствуют это и отве­дут ребенка к свя­щен­нику в храм.

Еще одно жиз­нен­ное наблю­де­ние, о кото­ром хочется рас­ска­зать. Часто роди­тели жалу­ются на своих детей, счи­тая их самыми неснос­ными на свете, а при­смот­ришься: вроде, ничего себе маль­чишка, глаза откры­тые, весе­лый, жиз­не­ра­дост­ный, подвиж­ный… На память  в таких слу­чаях при­хо­дит отры­вок из жития пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского (Алек­сандр до при­ня­тия мона­ше­ства), кото­рый в дет­стве был бой­ким, весе­лым маль­чи­ком. За излиш­нюю рез­вость часто журили Алек­сандра и дед, и бабка, и мать. И он,  рас­ска­зы­вая о своих про­дел­ках в дет­стве, как бы при­но­сил испо­ведь в своих пре­гре­ше­ниях, уко­ряя и осуж­дая себе перед слу­ша­те­лями, начи­ная свои рас­сказы так: «пока­юсь я перед вами,  делал я то и то…» Но на самом деле забавы Алек­сандра Михай­ло­вича не были гре­хов­ными по своей сути, «это были порывы живого, слиш­ком подвиж­ного нрава ребенка, кото­рому, как гово­рится, про­сто не сиде­лось на месте».

В излиш­ней «гре­хов­но­сти» часто обви­няют детей соб­ствен­ные матери, кото­рые не хотят долж­ным обра­зом забо­титься о них и стать, по выра­же­нию пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, чадо­лю­би­вой мате­рью своим детям. «Чадо­лю­би­вая мать» — мать, кото­рая любит так, чтобы  не раз­дра­жаться, не мыс­лить зла, дол­го­тер­петь, наде­яться и все пере­но­сить». «Чадо­лю­би­вая матерь не в свое уго­жде­ние живет, но в уго­жде­ние детей. Немощи немощ­ных чад сно­сит с любо­вию, в нечи­стоту впад­ших очи­щает, омы­вает тихо, мирно, обла­чает в ризы белые и новые, обу­вает, согре­вает, питает, про­мы­вает, уте­шает и со всех сто­рон ста­ра­ется дух их поко­ить так, чтобы нико­гда не слы­шать ей малей­шего их вопля. И тако­вые часто бывают бла­го­рас­по­ло­жены к матери своей». Наблю­да­тель­ные матери знают, если ребе­нок голод­ный, то он, чаще всего, каприз­ни­чает, если он не выспался, то будет пла­кать и каню­чить. Ино­гда ребе­нок про­сто  тре­бует мате­рин­ского вни­ма­ния, а когда его не нахо­дит, то начи­нает «ходить на голове».  Поэтому в мла­ден­че­ском воз­расте нужно быть осо­бенно вни­ма­тель­ным к физи­че­ским потреб­но­стям ребенка. Вовремя его покор­мить, вовремя погу­лять, при­го­лу­бить, не тащить вме­сто днев­ного сна с собой в супер­мар­кет… гля­дишь, и малыш пере­ста­нет казаться таким уж каприз­ным «греш­ни­ком».

Как бы там ни было, нужно пом­нить, что ребе­нок —  это Гос­под­ний дар, в нем наша кровь, наши надежды и чая­ния, наши грехи и наше пока­я­ние  — все в нем, в нашем мла­денце. И не так полезно, навер­ное, матери искать грехи в своем мла­денце, а гораздо нуж­нее и важ­нее, любить его изо всех сил, послуш­ного и непо­слуш­ного, болез­нен­ного и здо­ро­вого, умного и глу­пого, быть вни­ма­тель­ной к нему, уте­шать и исправ­лять … и « тако испол­ним закон Хри­стов».

Юлия Улья­нова (с)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Кирилл, 30.08.2018

    Пре­по­доб­ный Нек­та­рий Оптин­ский гово­рил: «Если дитя в мла­ден­че­стве сер­дится, то уже согрешает».

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки