ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА

1. Сведения о книге Откровение и ее писателе

Откровение, или по-гречески Апокалипсис, – пророческая книга, заключающая собой Новозаветный канон книг Священного Писания. Это богодухновенная, возвышенная песнь о торжестве Агнца-Христа над древним змием – диаволом. В ней открывается судьба Церкви в продолжение всех времен до обновления мира и наступления Царства славы. В ней находим разрешение многих тайн Священного Писания; здесь оканчивается то великое действие промысла Божия об искуплении рода человеческого, которое началось еще в раю обетованием о семени жены, которое сотрет главу змия.

Автор книги называет себя Иоанном (Откр.1:4, 9), самовидцем Иисуса Христа (Откр.1:2), находящимся на о. Патмосе (Откр.1:9), где он и получил откровение (откровение возвещено Иоанну в «день Господень» (kuriakoz hmera), т. е. в воскресный день, а не в смысле эсхатологическом. Это день, следующий за еврейской субботой, ставшей уже в апостольское время праздничным днем у христиан). Эти краткие биографические данные, а также общность выражений Откровения и книг св. ап. Иоанна Богослова подтверждают древнее общецерковное мнение о нем как писателе этой книги. Подтверждают это также и многие Отцы Церкви: Иустин Философ, Ириней Лионский, Поликарп Смирнский и др.

2. Время и место написания Откровения

По свидетельству самой книги Откровения, оно написано ап. Иоанном на о. Патмосе во время его заточения. Время же написания указывается различное. Западные Отцы и учители Церкви (св. Ипполит, св. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним) считают, что Патмосское заточение было при императоре Домициане (81–96 г.), и время написания относят к 96 г. Но, судя до тому, что в Откровении только предсказывается разрушение Иерусалима и храма (Откр.11:2), случившееся в 70 г., а также по другим данным, большинство наших богословов считают, что эта книга написана в 68 г. при императоре Нероне или Гальбе.

3. Цель написания Откровения

С самого начала существования Церкви Христовой с ней повели ожесточенную борьбу иудейство и язычество. Изображение воинствующей на земле Церкви, ведущей борьбу под водительством Христа с силами зла и неверия и наконец побеждающей их, предсказание и изображение наступившего Царства славы для всех племен и народов, сохранивших верность Христу, составляет главный предмет Откровения. Главная же цель книги – укрепить веру и стойкость христиан ввиду непрестанных гонений и преследований за веру.

4. Замечания о толковании Откровения

Откровение, как книга пророческая, безусловно таинственно и трудно для понимания, однако Отцы Церкви относились к нему с глубоким благоговением.

«Темнота сей книги, – говорит св. Дионисий Александрийский, – не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью ума моего... нахожу их только превосходящими мое понимание».

Древнейшим толкованием Откровения, выразившим мнение древних Отцов Церкви, является комментарий Андрея, еп. Кесарийского (конец V века). Согласно его комментарию, свершение предсказываемых событий следует относить к последним временам бытия мира, т. е. к эпохе перед вторым пришествием Христовым. Новые, особенно западные толковники видят в Откровении изображение чисто исторических событий прошлого, лишь своеобразно преломившихся через вдохновенное восприятие Апостола. Более правильно в одних предсказаниях видеть отражение исторических событий с их пророческим смыслом, другие же прямо относить к концу мира. За 19 веков, истекших с момента написания книги, немало предсказаний уже исполнилось. Окончательно же их можно будет объяснить лишь тогда, когда все они исполнятся, или же надо иметь откровение, подобное автору Апокалипсиса.

Каждое слово Откровения полно таинственного смысла. «В Апокалипсисе Иоанна столько же тайн, сколько слов. Но и этого было бы слишком мало сказать о достоинстве книги. Всякая похвала будет ниже» (Блаж. Иероним). Некоторые объяснения даются в самой книге: семь светильников вокруг Сына Человеческого означают семь церквей; семь звезд в деснице Его суть епископы семи церквей. Агнец есть Христос, а Ветхий деньми – Бог Отец. Запечатанная книга означает глубину тайны, сокрытую от людей, а открытая Агнцем книга есть само откровение, данное Иоанну. Многочисленные бедствия, поражающие грешную землю, суть проявления праведного гнева Божия. Возвещение очередных событий означает, что все происходит не случайно, но по повелению Божию.

Таинственный ход церковной истории раскрывается Тайнозрителем в седмеричной последовательности:

1. снятия семи печатей (Откр.6:1, –:8, 1);

2. семь трубящих ангелов (Откр.8:2–11, 19);

3. семь знамений (12–15 гл.);

4. семь чаш гнева (16 гл.).

Эти четыре седмерицы видений можно понимать как четыре этапа эсхатологического свершения. Но, возможно, для лучшего уяснения, Апостол четырекратно возвращается к одним и тем же событиям, возвещая будущее в различных образах. Следует иметь также в виду, что в Откровении различные периоды времени – настоящее, прошедшее и будущее – даны в едином моменте созерцания. Будущее рассматривается как уже свершившееся в спасительном подвиге Христа (Откр.16:17), но оно постепенно реализуется в истории.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ

1. Обращение к семи малоазийским Церквам (1–3 гл.)

Явившийся Апостолу Иоанну в образе Сына Человеческого Господь (Откр.1:13) показывает в пророческих видениях решающие события борьбы Церкви с духом антихриста. Эти события Церковь Христова должна знать, и Господь повелевает Иоанну написать послания к семи церквам, «чему надлежит быть вскоре» (Откр.1:1). Эти Церкви следующие: Ефесская (Откр.2:1–7), Смирнская (Откр.2:8–11), Пергамская (Откр.2:12–17), Фиатирская (Откр.2:18–29), Сардийская (Откр.3:1–6), Филадельфийская (Откр.3:7–13) и Лаодикийская (Откр.3:14–2). Самым точным образом Господь изображает свойства и дела каждой Церкви и, в соответствии с их ревностью и верностью Богу, предсказывает их судьбы.

II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18)

1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5)

После написания посланий семи Церквам, т. е. всей вселенской Церкви, Иоанн восхищается к видению Церкви Небесной, торжествующей, с тем, чтобы лицезреть неизменность судеб Божиих и конечного торжества Его правды. Иоанн увидел престол Божий и сидящего на нем Бога Вседержителя во славе (Откр.4:2). 24 старца, сидящие вокруг престола (Откр.4:4), суть избранные из всех племен и народов представители народа Божия, представленные по числу колен Израилевых и свв. Апостолов. Окрест престола славословили четыре животных, виденные еще Иезекиилем (Откр.1:15–18) – духовные прообразы твари, славословящей Бога (иногда они толкуются как 4 херувима, символизирующие 4-х евангелистов (у М. Барсова). В деснице Всевышнего была книга, запечатанная семью печатями, с начертанными в ней сокровенными судьбами мира и Церкви (Откр.5:1–4). Снять печати и раскрыть тайны книги мог только Агнец Божий, т. е. Сын Божий, закланный от сложения мира (Откр.5:5; Ис.53:7). Семь рогов Агнца есть знамение силы Его, а семь очей суть семь даров Св. Духа (Откр.5:6).

2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)

По снятии Агнцем поочередно первых четырех печатей, Тайнозритель видел, как исходили из земли один за другим четыре всадника на конях: белом, рыжем, вороном и бледном, означающие четыре народные бедствия: войну, междоусобие, голод и смерть (Откр.6:1–3). По снятии пятой печати Иоанн увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие, вопиющих к Богу о суде над гонителями Церкви. Но они были успокоены тем, что этот суд произойдет через малое время, когда наполнится число святых (Откр.6:9–11) (отсюда практика престолов-гробниц, мощей в престолах, антиминсов с частицами мощей). По вскрытии шестой печати произошли страшные космические катаклизмы на земле, солнце, луне и звездах (Откр.6:12–14), наведшие ужас на всех живущих на земле.

Наступление более страшных казней было оставлено до времени таинственным Ангелом, явившимся с Востока с печатью Бога живого, пока Он не запечатлит 144 тыс. рабов Божиих, по 12 тыс. от каждого колена (Откр.7:1–8). Кроме этих запечатленных печатью Божией, необозримое множество святых из всех племен и народов славословили перед престолом Божиим. Так изображена небесная, торжествующая Церковь святых, состоящая из иудеев и язычников, которые устояли в испытаниях и убелили ризы свои кровью Агнца, с Которым соединились отныне и навеки (Откр.7:9–17). Снятие седьмой печати сопровождается безмолвием на небе и появлением семи ангелов, готовящихся трубить перед наступлением великих событий (Откр.8:1–2).

3. Семь труб ангельских (Откр.8:2–11, 19) (вторая седмерица видений)

Св. Иоанн увидел, как поочередно, по гласу труб первых четырех ангелов, подпадали истреблению третья часть деревьев, моря с кораблями и обитателями вод и светил небесных (Откр.8:7–13).

После звука пятой трубы некий дух, упавший звездою на землю, вновь вышел из кладезя бездны, возводя оттуда тучи саранчи для пятимесячного мучения людей, не имеющих на челе печати Божией (Откр.9:1–12). По мысли А. Иванова, саранча – это вооруженное до зубов войско, несущее губительство всему человечеству (А. Иванов, цит. соч., стр. 528). По Барсову, саранча – это человеческие страсти, овладевающие людьми в последнее время. Звук трубы шестого ангела освободил 4-х ангелов-демонов, посланных умертвить третью часть людей, что они и исполнили (Откр.9:13–21).

Затем Иоанну возвещается о будущем явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать 1260 дней, т. е. 42 месяца (Откр.11:3). По мысли Отцов Церкви, это Енох и Илия, которые явятся перед кончиной мира для проповеди покаяния и противодействия антихристу (св. Ипполит, св. Андрей Кесарийский). Пророк Малахия прямо указывает на Илию как на предтечу второго пришествия Господня (Мал.4:5); и Господь подтвердил это пророчество: «Илия придет и устроит все» (Мф.17:10–13). Под вторым свидетелем все согласно подразумевают Еноха, как не вкусившего еще смерти. Эти два свидетеля будут действовать в духе великих пророков, но зверь (антихрист) сразится с ними и убьет их. Трупы их будут лежать на улицах города, «где и Господь наш распят» (Откр.11:8), т. е. Иерусалима. Через три дня Господь воскресит их и возьмет к Себе. Звук седьмой трубы возвещает начало на земле вечного царства Христова и последнего, отчаянного наступления сил зла на Церковь Божию (Откр.11:15–13).

4. Семь знамений (Откр.12:1– 15, 4) (Третья седмерица видений)

а) Первое знамение: жена, облечённая в солнце, и дракон (12 гл.)

В образе жены является сама Церковь, облеченная в солнце, т. е. в Христа. Луна под ногами ее означает земную, преходящую славу Ветхого Завета, а 12 звезд на главе ее означают 12 апостолов, т. е. соборное единство Церкви (Откр.12:1). Жена – это также и Богородица, как Мать Христа, ближайшее Тело Его, поэтому Она и есть в собственном смысле Церковь (Откр.12:2). Церковь всегда духовно рождает чад своих и в них рождает через таинства Христа (Откр.12:3).

Против жены (Церкви) выступил дракон (диавол) с семью головами и десятью рогами с намерением поглотить имеющее родиться дитя. Но оно было восхищено к Богу, а жена бежала в пустыню, где оставалась три с половиной года (Откр.12:3–6) (подобно Израилю, Церковь подвергается испытанию в пустыне, где верующие питаются сокровенной пищей – манной небесной, доступной только вере. Пустыня – это область бесстрастия, т. е. победы над грехом. В эту область Церковь ведет всех для обладания истиной). Затем Иоанну открыта была извечная борьба между падшими духами и светлыми ангелами в образе борьбы Архангела Михаила, покровителя народа Божия, с диаволом. С победой Христа над силами зла диавол был низвержен с неба на землю, и в его власти остались лишь те, которые добровольно поработили ему свою волю (Откр.12:7–12).

б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (Откр.13:1–10)

Иоанн увидел второе знамение – зверя, выходящего из моря, с членами барса, медведя и льва, с десятью рогами и семью головами (Откр.13:1–3). Как в пророчестве Даниила (Дан.7 гл.), четвертый зверь с подобными чертами, так и здесь – это образ антихриста, в личности которого как бы соберутся качества этих свирепых животных. Он будет послушным орудием сатаны в его непримиримой борьбе с Церковью. Он будет богохульствовать 42 месяца (символическое время, тайна которого нераскрыта), делать много зла святым, но ради избранных сократятся дни (Откр.13:5), – духа их он не сломит, терпение и вера их устоят (Откр.13:10).

в) Третье знамение: зверь, выходящий из земли (Откр.13:11–18)

Другой зверь, увиденный Иоанном, вышел из земли. Он действовал в силе первого зверя, творил знамения и чудеса, и речи его тоже полны были хулы на Бога. Это пророк антихриста, он изготовит его живую статую, поражая смертью всякого за отказ поклониться ему. Всем поклонившимся зверю на правую руку или чело положена будет печать, без которой не разрешено будет ни покупать, ни продавать; печать будет означать выраженное в числе имя антихриста. Число это – 666. Тайна этого имени, несмотря на многочисленные попытки его расшифровать, осталась сокрытой для Церкви.

г) Четвертое знамение: Агнец на горе Сиона (Откр.14:1–5)

Тайнозритель увидел Агнца, стоящего на горе Сионе, окруженного сонмом избранных Богом душ святых по 12 тысяч от каждого из 12 колен народа Божия. На челах их вместо печати антихриста написано имя Божие. Это «девственники умом и телом», которые до конца предали свою жизнь Агнцу Христу. Они и достигли спасения.

д) Пятое знамение: Три ангела, возвещающее миру приближение великих событий (Откр.14:6–13)

Первый ангел? имеющий вечное Евангелие Христово, возвещает о приближении часа судного (14? 6–7); второй ангел возвещает о падении Вавилона? города антихриста (Откр.14:8); третий ангел возвещает о вечных мучениях поклонившихся антихристу и образу его и принявших на себя печать (Откр.14:9–11). Иной голос возвещает о блаженстве умирающих в Господе. Сам Дух Святой уверяет, что они упокоятся от трудов своих – добрые дела свидетельствуют за них перед Богом (Откр.14:13).

е) Шестое знамение: Сын Человеческий с серпом (Откр.14:14–20)

Наступление часа судного и кончины мира изображается в явлении Сына Человеческого с острым серпом в руке и трех ангелов-жнецов. Они бросили свои серпы, чтобы жать землю, и потекла кровь людская на 1600 стадий, т. е. по всей земле, достигшая до узд конских.

ж) Седьмое знамение: 7 ангелов с чашами гнева (15 гл.)

В этой главе изображается вначале избранные Божии, устоявшие от козней антихриста. Они воспевают торжественную песнь Моисея и песнь Агнца (Откр.15:2–4). Вторая часть видения – явление 7 ангелов с золотыми чашами, «наполненными гнева Божия» (Откр.15:7). Это одновременно и переход к последней седмерице видений.

5. Семь чаш гнева Божия (четвертая седмерица видений) (16 гл.)

Тайнозритель услышал громкий голос Всевышнего, повелевший ангелам излить на землю семь чаш гнева на людей, имеющих начертание зверя и поклонившихся ему, которые составили царство антихриста. Излияние ангелами этих чаш гнева на землю, на море, в реки и на солнце сопровождалось страшными казнями, отчасти напоминающими египетские (Исх.7–10 гл.), но еще более суровыми:

1. гнойными ранами на людях;

2. умерщвлением всего живого в морях;

3. превращением речных источников в кровь;

4. необыкновенным зноем от солнца, пожиравшим людей;

5. Одна из чаш гнева вылита на город антихриста (Откр.16:10), что сопровождается ожесточением сил зла ввиду близкой их гибели;

6. чаша шестого Ангела иссушила реку Евфрат, что облегчило путь царям восточным соединиться с другими силами антихриста. Силы антихриста были собраны в месте Армагеддон, т. е. «месте истребления», где их должно настигнуть полное поражение (Откр.16:16).

7. чаша седьмого Ангела вылита на воздух, что сопровождается величайшим землетрясением и градом на город антихриста. Выпал град величиной с талант, т. е. весом около 26 кг. В небесной Церкви уже громко звучит «совершилось» (Откр.16:17), предрешая падение и суд над Вавилоном.

6. Суд над Вавилоном (17–18 гл.)

Иоанну был показан суд над Вавилоном, столицей мировой империи антихриста, средоточием всех мерзостей земных, утопающей в роскоши и разврате, упивающейся кровью мучеников за Христа, соблазняющей к богоотступничеству всех царей и все народы земли. Прообразом Вавилона послужил языческий «семихолмный» Рим, центр антихристианской борьбы в античную эпоху.

Великая блудница (Вавилон) изображается в виде жены, сидящей на звере-сатане, имеющем 7 голов и 10 рогов (Откр.17:7). 7 голов суть 7 холмов языческого Рима, а также 7 царств (Откр.17:3–10) которые, согласно пророчеству Даниила, означают Египетское, Ассирийское, Халдейское, Персидское, Греческое, Римское и, наконец, царство антихриста. 10 рогов блудницы также означают 10 царств, образовавшихся после падения Римского Царства, которые и подготовят временное торжество антихриста. Но Агнец победит его, и те, которые с Агнцем -званные и избранные верные – будут царствовать с Ним (Откр.17:14).

Гл. 18. Ангел возвещает о наступлении последнего часа для Вавилона. Многочисленные купцы, торговавшие с ним, сетуют о гибели такого богатства. В поэтическом повествовании об этом чувствуются отголоски обличений пророка Иеремии, Исаии, Иезекииля, обращенных к историческому Вавилону. Иной голос повелевает народу Божьему выйти из города разврата вместе с ним (Откр.18:4).

III. Наступление Царства Христова (19–22 гл.)

1. Победа Агнца над антихристом и его лжепророком (19 гл.)

Тайновидец увидел торжество Агнца-Христа и Его Церкви. Многочисленный народ и 24 старца воспевали хвалу воцарившемуся Богу Вседержителю (Откр.19:1–6). Изображается торжество в виде брака Агнца с Его жено-Церковью, и все святые приглашаются на этот брак (Откр.19:7–9). В светлых, ликующих красках изображается шествие Христа для совершения суда (Откр.19:11–16). Наступает последняя охватка двух зверей – антихриста и его лжепророка со Христом и Его Церковью, окончившаяся полным поражением всех сил зла в «городе погубления» Армагеддоне (Откр.19:19–21; см. 16, 16).

2. Тысячелетнее Царство Христово (Откр.20:1–8)

В ином видении изображается последняя участь самого виновника всякого зла и греха – диавола. Сшедший с неба Ангел сковал его на 1000 лет, низверг его в бездну, дабы он не прельщал больше народы, доколе не окончится 1000 лет (Откр.20:3). Замученные же за имя Христово воскресли и царствовали со Христом тысячу лет. «Это первое воскресение» (Откр.20:5). Неправильно толкуя это место, хилиасты основывают свое учение о реальном воскресении одних только праведников о пришествием Христа на землю и соцарствии с Ним 1000 лет. Но «воскресение первое» надо понимать в духовном смысле, – оно происходит в крещении, в духовном рождении, почему и сказано: «над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр.20:6). Срок в 1000 лет надо понимать как долгое, длительное, неопределенное время, время между 1-м и 2-м пришествием Христа. Это время действия благодати Божией в мире, помогающей побеждать диавола.

Перед концом мира, когда, по ап. Павлу, «будет взят от среды удерживающий теперь» (2Сол.2:7), диавол будет отпущен на свободу, т. е. получит власть вновь безнаказанно возмущать против Бога народы земли (Откр.20:7–8). Он выведет на брань со святыми антихриста и его лжепророка, а также целые полчища своих пособников, «Гога и Магога», как зовет их Апостол, заимствуя это название у прор. Иезекииля (39 гл.); под ними подразумевались враждебные иудеям народы.

3. Воскресение мертвых и всеобщий суд (Откр.20:9–15)

Бог окончательно и навсегда поражает диавола и его лжепророка-антихриста: сшедший от Бога огонь вверг их навеки в озеро огненное, где будут они мучиться «во веки веков» (Откр.20:9–10). Затем последовало всеобщее (второе) воскресение на суд (Откр.20:12–13). Раскрытая книга, по которой производится суд, есть книга жизни, т. е. ведение Божие жизни каждого человека. Каждый судим по делам своим (Откр.20:13). Сама же смерть и ад низвержены в озеро огненное – в мире воцаряется вечное царство Христово (Откр.14:20).

4. Новое небо и новая земля (Откр.21:1–8)

Всеобщий суд как божественное очищение твари навсегда изгоняет зло, страдания и смерть, – тем самым Бог творит все новое (Откр.21:5). Мир вновь приходит к той чистоте, какую он имел до грехопадения (Откр.21:4). Иоанн вновь слышит олово Агнца Христа: «совершилось» (Откр.21:6), которое он слышал, стоя при кресте (Ин.19:30). Сказавший это назвал Себя Альфой и Омегой, началом и концом (Откр.21:6), чем подтвердил, что Он есть именно то Слово, Которое было у Бога, без Которого «ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1–3), т. е. Христос, Сын Божий.

5. Новый Иерусалим и блаженство праведников (Откр.21:9–22, 21)

Один из ангелов вознес Иоанна на великую и высокую гору и показал ему великий город, святой Иерусалим, сходящий с неба, от Бога. Это Церковь Божия, вступившая в новое состояние по обновлении неба и земли. Теперь это – единая, торжествующая Церковь первенцев, соборное единство праведников с Богом, живая скиния Бога с Его народом (Откр.21:3), украшенная, как невеста, невинностью, правдой и добрыми делами святых. Иерусалим земной был только слабым прообразом Иерусалима небесного.

В этом святом граде уже не будет особого храма (Откр.21:22), так как вся вселенная станет единым храмом, а жизнь вечная будет непрестанным богослужением. Религия будущей земли будет вполне духовна и безобрядна. Наше служение есть сень и прообраз, – тогда же все явится совершенным и узрим Бога «лицем к лицу». Ему, живому Богу, в личности Сына Его Христа будет воздаваться поклонение (Откр.21:24). В горнем Иерусалиме не будет никакого светила для освещения, ибо свет славы Сына Божия будет освещать все (Откр.21:23; 22, 5). Все будут объяты этим невечерним, нетварным благодатным светом. В этом граде все спасенные от всех народов будут блаженствовать в ненарушаемом мире и славе (Откр.21:23–27).

Вечность этого царства изображена в виде «реки воды жизни, светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца» (Откр.22:1). Это также символ бесконечного излияния благодати на святых града небесного, дающей сердцу неизреченное блаженство. Второй символ – «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды» (Откр.22:2), наподобие того, которое росло в раю и долженствовало поддерживать жизнь обитателей рая. Здесь же древо жизни обладает несравненно превосходнейшими плодами, источающими бессмертие и блаженство.

Среди самого града будет престол Божий, и верные «узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр.22:4). Лицезрение Бога и отражение Его славы и Его совершенства на верных будет составлять наивысшую славу и блаженство удостоившихся быть жителями небесного града Иерусалима, т. е. бесконечного и славного Царствия Божия.

Так в Откровении раскрыта живая надежда наша, как в Евангелии – любовь, в посланиях – вера. Заключается оно воззванием к Богу, полным тоскующей любви ко грядущему Жениху: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр.22:20).

Вопросы для повторения Апокалипсиса

I. 1. Что известно об авторе книги, месте, времени и цели ее написания (Откр.1:1–19)?

2. Что можно сказать о толковании книги Апокалипсис и каких толковников вы знаете?

3. Какая последовательность седмериц видений?

4. Каким церквям повелевается написать послания (Откр.1:11)?

5. Что общего и что отличного во всех посланиях семи Церквам (Откр.2:1–3, 22)?

II. 1. В каком виде видел Иоанн Господа на престоле (4 гл.)?

2. Что означает видение о запечатанной книге (5 гл.)?

3. Что увидел Иоанн при снятии поочередно семи печатей (Откр.6:1–8, 21)?

4. Какими событиями характеризуется вторая седмерица видений (Откр.8:7–11, 19)?

5. Какое откровение дается относительно двух свидетелей Божиих (Откр.11:3–13)?

III. 1. Какая последовательность видений третьей седмерицы (Откр.12:1–15, 4)?

а) Как изображается Церковь в образе жены (12 гл.)?

б) Как изображается антихрист и его пособник (13 гл.)?

в) Какие последующие видения третьей седмерицы (Откр.14:1–15, 8)?

2. Какими событиями сопровождается излияние семи чаш гнева Божия (16 гл.)?

IV. 1. Как изображается суд над Вавилоном (17–18 гл.)?

а) в каком виде предстал город антихриста (17 гл.)?

б) как изображается предсказание о падении Вавилона и сетование по этому поводу и самопадение (18 гл.)?

2. Как изображается победа Христа над антихристом (19 гл.)?

3. Что означает тысячелетнее царство верных чад Божиих (Откр.20:3)?

4. Как изображается последняя победа над диаволом (Откр.20:7–15)?

5. В каком образе предстает торжествующая Церковь (21 гл.)?

6. Как изображается вечное блаженство праведников, достигших спасения (22 гл.)?

БИБЛИОГРАФИЯ

1. АГАФАНГЕЛ, архим. Объяснение Послания апостола Павла к Галатам. СПб., 1854, стр. 262.

2. БОГДАШЕВСКИЙ Д. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904, стр. 793.

3. Его же. Действительность воскресения мертвых по учению апостола Павла. Тр. К.Д.Ак., 1902, 1 т., стр. 61–98.

4. Его же, О втором послании ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1902. т. 7, стр. 349–375.

5. Его же, Неповрежденность послания ап. Павла к Римлянам. Тр. К.Д.Ак., 1904, т. 6, стр. 178–189.

6. Его же, Первое послание ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1907, т. 3, стр. 303–335.

7. Его же, К изъяснению первого послания ап. Павла к Коринфянам. Тр. К.Д.Ак., 1911, т. 4, стр. 459–482; т. 5, стр. 1–15.

8. БРАТОЛЮБОВ Н. Толкование послания святого апостола Павла к Евреям (по Зигабену), Самара, 1896, стр. 263.

9. ВАФТЕР Б. Введение в послания апостола Павла. Первое и второе послание к Фессалоникийцам. Пер. с англ., Колледжвил, 1960. Машинопись, стр. 106.

10. ВИНОГРАДОВ П. Святой апостол Павел как обличитель иудейства. Хр. Чт., 1874, ч. II, стр. 591.

11. ВОРОНЦОВ Е.А. Сын Божий по естеству и Сын Божий по благодати (Посл. к Евреям, ч. II, стр. 12–13). Хр. Чт., 1908, ч. III, стр. 365.

12. Его же. Господь Иисус Христос и Моисей (Посл. к Евреям, ч. III, стр. 1–10). Хр. Чт., 1908, ч. VIII-IX, стр. 1082.

13. Его же. Язык и стиль в послании к Евреям. Хр. Чт., 1907, ч. 1, стр. 3.

14. ВОРОНЦОВ Е.А., Господь Иисус Христос и Мелхиседек, Царь Салима. Хр. Чт., 1906, ч. I, стр. 3.

15. ВВЕДЕНСКИЙ А.И., проф. Смысл язычества (философский комментарий на первую главу стихи 18–32 послания апостола Павла к Римлянам), М., 1900, стр. 24.

16. ГАЛАХОВ И., свящ. Послание святого апостола Павла к Галатам. Казань, 1897, стр. 370.

17. ГЛУБОКОВСКИЙ Н.Н., проф. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. I, СПб., 1905, стр. 890. Кн. 2, СПб., 1910, стр. 1307. Кн. 3, СПб., 1912, стр. 80

18. Его же, Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам. СПб, 1902, стр. 157.

19. Его же, О втором послании святого апостола Павла к Фессалоникийцам. М., 1915, стр. 117.

20. Его же. Искупление и Искупитель по посланию к Евреям. Хр. Чт., ч. II, 1917, VII-ХII, стр. 247.

21. Его же. Учение апостола Павла о христианской жизни в «Духе» и его самобытная независимость. Хр. Чт., 1904, ч. VI, стр. 751.

22. Его же. Вера по учению апостола Павла (по поводу сочинения прот. И. Беляева «Учение св. апостола Павла о вере»). Хр. Чт., 1902, ч. I (сех IV2), стр. 686.

23. Его же. Учение апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых. Хр. Чт., 1899, ч. I (ССVII2), с. 712, 860, 1074, ч. II.(ССVIII1), стр. 3, 167.

24. ГОЛУБЕВ М. Обозрение посланий апостолов Павла к Коринфянам. СПб., 1861, стр. 337.

25. ГУМИЛЕВСКИЙ И., свящ. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913, стр. 209.

26. ЗИГАБЕН Евфимий. Толкование пастырских посланий апостола Павла. Пер. с греч. Любимова В., Тула, 1894, стр. 107.

27. Его же. Толкование послания апостола Павла к Евреям. Пер. с греч. Любимова В., Тула, 1897, стр. 125.

28. ИВАНОВ А. Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета. Обозрение посланий Апостольских и Апокалипсиса. Изд. 3-е, испр. Киев, I875, стр. 528.

29. ИКУМЕНИЙ, еп. Трикский. Толкование на первое и второе послание апостола Павла к Тимофею, стр. 98.

30. ИННОКЕНТИЙ (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Сочинения, т. 1–2. Жизнь ап. Павла. СПб., М., стр. 458.

31. ИРИНЕЙ, архим. (Клементьевский). Послание святого апостола Павла к Евреям с истолкованием, стр. 254.

32. Блаж. ИЕРОНИМ, еп. Стридонский. Творения, ч. 17. Толкования на послания апостола Павла к Галатам и к Ефесянам. Киев, 1903, стр. 390.

33. Св. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский, том 9, кн. 2-я. Беседы на послание святого ап. Павла к Римлянам, СПб., 1903, стр. 483–1008.

34. Его же, том 10, кн. 1–2. Беседы на первое и второе послание к Коринфянам и на послание к Галатам. СПб., 1904, стр. 992.

35. Его же, том II, кн. 1–2. Беседы на послания апостола Павла к Ефесянам;, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам, к Тимофею, к Титу и Филимону. СПб., 1905, стр. 1008.

36. Его же, том 12. кн. 1-я. Толкование послания апостола Павла к Евреям. Беседы. Указатель, СПб., 1906, стр. 468.

37. ЛЕБЕДЕВ В. Послания святых Апостолов и Апокалипсис. Кн. 1–2. Послание святого ап. Павла к Римлянам. Тамбов, 1901–1902, стр. 105, 190.

38. ЛЕБЕДЕВ В., Послания снятых апостолов и Апокалипсис. Кн. 3-я. Первое и второе Послания св. ап. Павла к Коринфянам, Тамбов, 1906, стр. 249.

39. ЛОПУХИН А.П. Толковая Библия, или комментарий на книги Священного Писания Нового Завета, т. 10. Послание святого апостола Павла к Римлянам. Пб., 1912, стр. 191.

40. Его же, т. 12. Послания ап. Павла к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону, к Евреям и Откровение святого Иоанна Богослова. СПб., 1913, стр. 609.

41. МАКАРИЙ (Миролюбов), еп. Орловский. Объяснение Послания св. ап. Павла к Филиппийцам. Орел, 1869, стр. 159.

42. МИХАИЛ (Лузин), еп. Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета. Ч. 3-я. Римская Церковь и Послание к Римлянам. Тула, 1905, стр. 141.

43. МУХИН Н. Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев. 1897, стр. 277.

44. МЫШЦЫН В. Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894, стр. 265.

45. НАЗАРЬЕВСКИЙ. И. Послание св. ап. Павла к Филиппийцам. Опыт исагогического и экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1893, стр. 103, 165.

46. НЕЙЛЬ У. Толкование Послания к Галатам св. ап. Павла. Маш., стр. 127, пер. с англ.

47. НИКАНОР (Каменский), еп. Толковый Апостол. Ч. 2–3. Объяснение посланий св. ап. Павла. СПб., 1904–1905, стр. 368, 548.

48. Его же, Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1903, стр. 286.

49. ОКСИЮК М.Ф. Учение св. ап. Павла об оправдании (Изъясн. Рим.3:21–26). Киев, 1914, стр. 58.

50. ТОЛКОВАНИЕ для пастырей Пастырских посланий апостола Павла к Тимофею и Титу. Пер. с франц. Изд. 2-е, Киев, 1887, VI, стр. 267.

51. ПОЛЯНСКИЙ П., Первое послание св. ап. Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897, стр. 550.

52. РОЗАНОВ Н., Обозрение Посланий святых апостолов. Вып. I, Соборные послания. Вып. 2. Посланий св. ап. Павла, Вып. 3, Апокалипсис. Об откровении святого Иоанна Богослова, М., 1886, стр. 89, 207, 169, 29.

53. СЕРФО Л., ГАМБЬЕ Ж., Павловский корпус. Пер. с франц. Машинопись, стр. 260.

54. СМИРНОВ С.К. Значение слова «плоть» (Sarx) в вероучительной системе святого ап. Павла, стр. 307–352.

55. СТРАХОВ Вл., свящ. Второе послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911, стр. 394.

56. Его же. Вера в близость «парусии» или Второго Пришествия Господа в первохристианстве у св. ап. Павла. Сергиев Посад, 1914, стр. 54.

57. ТИТОВ Ф. Первое послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев, 1893, стр. 289.

58. ТРОИЦКИЙ М., свящ. Послание св. ап. Павла к Тимофею и Титу, Казань, 1884, стр. 291.

59. ФЕОФАН (Говоров) еп. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 654.

60. Его же, Толкование первых восьми глав Послания св. ап. Павла к Римлянам, Изд. 2-е, М., 1890, стр. 560.

61. Его же. Толкование IХ-ХVI глав Послания св. ап. Павла к Римлянам. М., 1890, стр. 412.

62. ФЕОФАН (Говоров), Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1393, стр. 629.

63. Его же, Толкование Второго послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 455.

64. Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 456.

65. Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 498.

66. Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппийцам и Солунянам первого и второго. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 583.

67. Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Колоссянам и к Филимону, Изд. 2-е, М., 1893, стр. 322.

68. ФЕОФИЛАКТ, блаж., архиеп. Болгарский. Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 226.

69. Его же, Толкование на 1–2 послания к Коринфянам. Казань, 1867, стр. 390.

70. Его же, Толкование на Новый Завет. Толкования: на Деяние св. апостолов, Соборные послания, послания св. ап. Павла. СПб., Сойкин, стр. 1023.

71. Его же, Толкования на послания св. ап. Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Казань, 1884, стр. 242.

72. Его же, Толкование на послания св. ап. Павла к Солунянам, Галатам, Ефесянам и Филиппийцам. Казань, 1888–1911, стр. 76, 191.

73. Его же, Толкование на послание к Колоссянам. Казань, 1887, стр. 74.

74. Его же, Толкование на Послание св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1900, стр. 210.

75. ФИВЕЙСКИЙ М., свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12–14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1907, стр. 170.

76. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Опыт объяснения на послание ап. Павла к Галатам. Чернигов, 1862, стр. 174.

77. ФЛОРЕНСКИЙ П., свящ. «Не восхищением непщева» (Филп. 2, 6–8). К суждению о мистике. Сергиев Посад, 1915, стр. 55.

78. ХЕРАСКОВ М. Послания апостольские и Апокалипсис, истолковательное обозрение. Изд. 3-е, Владимир на Клязьме, 1907, стр. 516.

79. Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис, вновь переведенное с греч. М., 1883, стр. 239.

80. БАРСОВ М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., Ступин, 1902, с. 319.

81. «Бодрствуйте!» «Се гряду скоро!» СПб., 1906, с. 284.

82. БОРКОВ И., свящ. Общий план пророчеств Апокалипсиса. стр. 458–493.

83. БУХАРЕВ А. (архимандр. Феодор). Исследования Апокалипсиса. Сергиев Досад, 1916, стр. 649.

84. ДИТМАН В.А. Откровение святого Иоанна Богослова. Пер. с нем. гл. I-III, СПб., 1910, стр. 109.

85. ЖДАНОВ А. Откровение Господа о семи Азийских церквах (Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса). М., 1891, стр. 306.

86. КОНРАДИ Л.Р. Тайна разоблачена или снятие семи печатей. Рига, стр. 296.

87. Начало и конец нашего Земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. Изд. 2-е. Часть 2. СПб., 1904, с. 236.

88. НИКОЛЬСКИЙ Н. Апокалипсис и обличаемое им лжепророчество, 1879, стр. 64.

89. НЬЮТОН Исаак. Замечания на книгу прор. Даниила и Апокалипсис св. Иоанна. В 2-х частях, пер. с англ., Пг., 1915, стр. 246.

90. О последних временах по откровению св. Иоанна Богослова. СПб., 1902, стр. 107.

91. ОБЕРЛЕН. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Тула, 1882, стр. 448.

92. ОРЛОВ Н., свящ. Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования, М., 1904, стр. 396.

93. И.П. О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира. Изд. 4-е, Козельской Оптиной Пустыни, 1917, с. 56.

94. Суд над миром и обновлене его. Опыт раскрытия пророчеств Откровения или Апокалипсиса. СПб., 1903, стр. 187.

95. ХАЙДТ Вильям Дж. Введение и комментарий к Апокалипсису. Пер. с англ. Миннесота, 1962, стр. 178, машинопись.

96. ЧЕТЫРКИН В.В. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова. Исагогическое исследование. Пермь, 1916, стр. 514.

97. ЮНГ-ШТИЛЛИНГ И.Г. Победная повесть или торжество веры христианской (Апокалипсис). СПб., 1815, стр. 452.

Комментарии для сайта Cackle