игумен Дионисий (Шлёнов)

Возрождение журнала «Богословский вестник»

Содержание

Период с 1993 по 2000 год Период с 2003 года по настоящее время Электронные версии периодических изданий академии  

 

Журнал «Богословский вестник» – периодический печатный орган Московской духовной академии – начал издаваться в 1892 году, вобрав в себя «Творения святых отцов в русском переводе» и «Прибавления» к ним, выходившие с 1843г. Издание журнала было прервано в 1918 году и возобновлено уже в наши дни.

Период с 1993 по 2000 год

В 1993 году при МДА вновь начал издаваться «Богословский вестник». В обращении к читателям журнала Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «неисповедимыми путями Божественного Промысла определено: «Богословскому вестнику» – быть! Честь возрождения закрытого революционной бурей этого академического журнала принадлежит уже нашему времени, когда Отечество, вся богохранимая Россия восстает от духовного оцепенения и застоя (...)»1. Первым редактором сборника (1993–1996) стал известный своими апологетическими трудами профессор (ныне заслуженный профессор) Алексей Ильич Осипов, затем (1998–2002) – специалист по истории русской религиозной мысли доцент Николай Константинович Гаврюшин. А.И. Осипов подготовил первый номер «Богословского вестника», вышедший в 1993 году в двух выпусках, и второй юбилейный номер, посвященный пятидесятилетнему юбилею академии, вышедший в 1996 году, а Н.К. Гаврюшин – второй том журнала, вышедший в 1998–1999 годах в трех выпусках. Особую инициативу в финансировании издания первого номера проявил староста храма Преображения Господня (Тушино, Москва) и преподаватель Московской духовной семинарии О.В. Шведов († 8 июня 2002).

В первом номере новой серии во вступительной статье главного редактора была сформулирована главная цель журнала – напомнить современному верующему «забытый путь опытного богопознания», который принципиально отличен от «схоластического, оторванного от корней христианской аскетики богословия», во многом тождественного научному богословию, как дореволюционному, так и современному. Для движения вперед по заданной линии, с одной стороны, была предпринята попытка резюмировать наследие дореволюционной академической периодики, выполненная преподавателем основного богословия и еврейского языка свящ. Афанасием Гумеровым. Статья В. Гагатика (ныне игумен Симеон) «Обожение как сущность спасения» наиболее отвечала поставленной цели. Во втором юбилейном номере, вышедшем в самом начале ректорства архиепископа Евгения, были опубликованы четыре статьи, «непосредственно относящиеся к истории Московских духовных школ», из которых самой обширной по хронологическому охвату (три века!) оказалась публикация А.И. Осипова2, затем К.Е. Скурата, игумена Никона (Смирнова), и, наконец, совсем узкой М.С. Иванова3. Наиболее весомой в богословском отношении оказалась статья А.И. Сидорова «Трактат «Метод священной молитвы и внимания» и его место в истории исихазма»4.

Во втором томе, вышедшем с дополнительным подзаголовком «Сборник научных трудов» (1998), стали публиковаться, по признанию второго главного редактора Н.К. Гаврюшина, статьи «членов профессорско-преподавательской корпорации МДА, ее учащихся и бывших воспитанников». «Написанные в различных временных интервалах они не могут также в отдельных случаях не диссонировать с мнениями, вкусами и пристрастиями самых последних дней»5. Тем самым ставилась задача «показать реальное многообразие мнений и подходов – при единстве веры и духа (...)»6. Несомненно, что в этом многообразии должно было найтись место и для православной науки, которой подобало постепенно возродиться в духовной академии. В первом выпуске были опубликованы статьи, посвященные Вифанской семинарии, Русской миссии в Америке, философско-богословским взглядам русского историка А.Η. Попова (1820–1877) и пр. Во 2 выпуск вошли статьи, посвященные синодальному изданию русского перевода Библии, значению и месту науки в системе академического богословия, проблемам русской агиографии. Историк академии протодиакон Сергий Голубцов7 опубликовал новые данные о сщмч. Иларионе (Троицком). И, наконец, в 3 выпуске, вышедшем в 1999 (2000) году, были опубликованы воспоминания профессора К.Е. Скурата, статьи по истории культурных связей Сербии и России, о времени и месте крещения св. равноап. кн. Владимира и киевлян, о западном «традиционализме» и т.д.

Среди авторов первых выпусков «Богословского вестника» (1993–2000) – преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т.ч. архимандриты Платон (Игумнов) и Давид (Кораблёв), игумены Георгий (Данилов) (ныне архиепископ Нижегородский), Никон (Смирнов) (ныне настоятель подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве), священник Афанасий Гумеров (ныне иеромонах Иов), протодиакон Сергий Голубцов († 2006), М.М. Дунаев († 4 сентября 2008), А.Б. Зубов и др. Начальный период возрожденного «Богословского вестника» был по-своему строг и аскетичен, редакторам приходилось выбирать из достаточно ограниченного числа публикаций. Академическая реформа, которая только что началась, еще не успела принести ощутимого результата в виде дипломных или кандидатских работ на качественно новом уровне.

Период с 2003 года по настоящее время

После того, как на Совете академии 30 августа 2002 года главным редактором «Богословского вестника» был назначен ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений, издание журнала стало осуществляться более регулярно. Во вступительном слове архиепископ Евгений, не ставя никаких идеологических рамок, так сформулировал основную задачу журнала: «После десятилетий пленения если не мысли, то богословия в России, основная задача журнала – собрать воедино лучшие богословские силы, которые призваны плодотворно трудиться ради возрождения церковной науки»8.

За 2003–2010 годы были изданы 3, 4, 5–6, 7, 8–9 и 10 номера «Богословского вестника» объемом 434, 608, 792, 606, 728 и 608 страниц соответственно, и практически завершена подготовка материалов 11 и 12 номеров. Тираж третьего номера составил 1000 экземпляров, четвертого – 2000 экземпляров, сдвоенного пятого и шестого – 2500 экземпляров, и, наконец, тираж каждого из последних номеров составил 3000 экземпляров. Все номера обновленного «Богословского вестника» были изданы в типографии «Наука». Формат издания был задан при помощи издательства ГАК Ю.А. Шичалина, который принял самое деятельное участие в начале нового и трудного пути. Изменился внешний вид журнала, он стал выходить в твердом переплете, в обложке, сочетающей современные элементы оформления с дореволюционными. Титульный лист украсил издательский знак, в котором символически объединены элементы раскрытой книги с контуром Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Первые номера журнала были сверстаны одним из лучших московских верстальщиков А.В. Иванченко, обладавшего большим опытом работы с трудными многоязычными текстами.

Отдел святоотеческих переводов, публикации ученых трудов профессоров и преподавателей, а также рукописных и библиографических материалов, связанных с деятельностью Московской духовной академии и семинарии, позволили «Богословскому вестнику» занять в ряду научных журналов свое, особое место, стать полноценным научно-публицистическим органом академии. В то же самое время в журнале пока что преобладают переводы как с древних, так и с современных языков. Они стали постепенно заполнять огромные лакуны, сложившиеся за долгие годы богословского безмолвия.

Начиная с 3 номера, возобновлены традиционно существовавшие прежде пять отделов журнала. В 1 отделе «Богословского вестника» стали регулярно публиковаться переводы святоотеческих творений с древнегреческого, сирийского и прочих языков христианской письменности. В переводе с древнегреческого были опубликованы «Диалог о вочеловечении Единородного», «О правой вере к царицам», две гомилии на Сретение и письма к Суккенсу Диакесарийскому свт. Кирилла Александрийского, некоторые слова Амфилохия Иконийского, ряд стихотворных произведений свт. Григория Богослова, малые богословские сочинения прп. Никиты Стифата, «Слово на Вознесение» св. Николая Кавасилы. В переводе с «кафаревусы»9 – слова о молитве и об архиерейском достоинстве прп. Никодима Святогорца. В переводе с церковнославянского – «Поучение на пострижение в монашеский чин» прп. Паисия Величковского. В переводе с сирийского – Тахвиты (поучения) «сирийского мудреца» Афраата, Мадраша на Рождество св. Ефрема Сирина, слово «О молитве» Иоанна Отшельника и 16 мемра из памятника сирийской аскетической письменности «Книги степеней». Также в составе статьи Ю.Н. Аржанова был опубликован перевод с древнеарабского о мученичестве христиан в доисламской Аравии. Переводчики стремились переводить по лучшим имеющимся на данный момент критическим изданиям, следуя общим установленным редакцией журнала принципам. Во вступительных статьях к переводам указывались рукописи, по которым издавался оригинальный текст, а в подстрочный аппарат выносились наиболее интересные смысловые разночтения. При переводе поэтических текстов свт. Григория Богослова сохранялись стихотворные размеры. Также в 1 и 2 отделах журнала были опубликованы неизданные славянские и греческие тексты – «Синаксарь монастыря Христа Человеколюбца» (публикация А.М. Пентковского), а также отрывки из славянской «Диоптры» и обличительные слова прп. Никиты Стифата против ереси армян (публикация игумена Дионисия (Шленова)).

Во 2 отделе публикуются статьи, посвященные различным направлениям современной богословской науки. Среди авторов данного отдела – К.Е. Скурат, архимандрит Макарий (Веретенников), протоиерей Леонид Грилихес, игумен Дионисий (Шленов), А.И. Сидоров, А.М. Пентковский, П.К. Грезин, Д.В. Сафонов, С.Н. Говорун (ныне архимандрит Кирилл), В.Л. Шленов и др. Наиболее ярко на страницах журнала представлена историческая и богословско-патрологическая тематика. Архимандрит Макарий предлагает многосторонний взгляд на русских церковных деятелей XVI в. Публикации Д.В. Сафонова, основывающиеся на архивных материалах, позволяют живо представить положение Русской Церкви после революции 1917 года. В настоящее время в журнале публикуется по частям исследование о соотношении принципов единоначалия и коллегиальности в высшем церковном управлении РПЦ в данную эпоху. А.И. Сидоров излагает труднейший богословский вопрос о пределах человеческого знания Господа нашего Иисуса Христа.

«Богословский вестник», продолжая научную традицию академии, открыт для авторов, готовых к сотрудничеству. Так, в нем были помещены первые публикации статей ведущих православных богословов: священника Иоанна Бэра, преподавателя патрологии Свято-Владимирской семинарии (статья посвящена символико-богословской интерпретации образа Божией Матери в патристической письменности) и Ж.К. Ларше (по истории и богословскому анализу армянского монофизитства). Число авторов журнала постоянно расширяется, в очередном номере появилась статья О.М. Лазаренко, выпускника классического отделения филфака МГУ, специалиста по языку Септуагинты, который ныне проходит церковное послушание в мужском монастыре в Гайльнау (Германия). В статьях А.В. Шек, посвященных реконструкции древнерусского крюкового пения, получило развитие направление, начатое в «Богословском вестнике» незадолго до революции в статьях отца Василия Металлова.

В 3 отделе, наиболее живом и многоплановом, публикуются слова, проповеди, доклады, воспоминания, ряд архивных материалов, некрологи по почившим преподавателям. Здесь можно прочесть обращенные к учащимся МДАиС слова Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла, известного английского патролога епископа Каллиста (Уэра), греческого богослова К. Скутериса, игумена Ватопедского монастыря Ефрема. В одном из ближайших номеров, возможно, будет опубликован доклад митрополита Иерофея (Влахоса) «Богословие как наука и как дар», прочитанный учащимся МДАиС 20 сентября 2009 года. Публикация малоизвестных архивных материалов приоткрывает драгоценные страницы из жизни духовных академий дореволюционной России, соображения священника Павла Флоренского, Н.Н. Глубоковского, Ф.А. Голубинского о состоянии студенчества, академических реформах, воспитании и дисциплине, о встрече старого и нового. На страницах журнала были также опубликованы материалы по истории академии из наследия выпускника академии единоверческого епископа Павла (Волкова), и начата публикация переписки между Павлом Флоренским и епископом Феодором (Поздеевским), ректором МДА. Подготовлен ряд некрологов, посвященных выдающимся церковным деятелям и преподавателям, которые многие годы своей жизни посвятили академии: ректору академии в эпоху тысячелетия Крещения Руси архиепископу Александру (Тимофееву), митрополиту Питириму (Нечаеву), О.В. Шведову, бессменному регенту и летописцу академии М.Х. Трофимчуку, игумену Николаю (Калинину), профессорам М.М. Дунаеву и И.В. Воробьеву, а также недавно почившему «законодателю» академической певческой традиции архимандриту Матфею (Мормылю). После кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II его памяти была посвящена специальная статья «Отношение Предстоятеля Русской Церкви к духовному образованию».

Публикации библиографического характера (4 отдел) начались с издания полного указателя оригинальных греческих текстов для «Творений святых отцов в русском переводе» за все годы издания (1843–1917). В этом проекте, осуществлявшемся при Греческом кабинете МДАиС, приняли участие учащиеся, преподаватели МДАиС и ряд светских ученых. В результате проведенных изысканий удалось выявить непереведенные пласты святоотеческой письменности золотого века, наметить дальнейшие перспективы переводческой деятельности академии. Появление росписи святоотеческих творений, переводившихся силами МДА, поставило на повестку дня вопрос о необходимости доступа ко всем творениям. В результате вся серия «Творений» была оцифрована и подготовлена к изданию на отдельном диске. В настоящее время благодаря усилиям А.Г. Бондача в «Богословском вестнике» частями публикуется библиографический указатель к «Деяниям Вселенских Соборов» в переводе специалистов из Казанской духовной академии.

В библиографическом разделе дореволюционного «Богословского вестника» обычно публиковались рецензии и отзывы на книги. В настоящее время начало данному, порой очень полемичному, роду деятельности положили Ю.А. Шичалин и отец Валентин (Асмус). Первый из них весьма критично прореагировал на многочисленные ошибки в переводе «Стромат» свт. Климента Александрийского, допущенные Е.В. Афонасиным, а второй – на излишне «политизированный» взгляд Д.Е. Афиногенова на иконоборческую эпоху. Критические замечания С.В. Месяц, касающиеся богословских неточностей В.М. Лурье, рецензии Е.М. Верещагина, А.Г. Дунаева, Г.М. Кесселя и протоиерея Георгия Крылова также украсили страницы «Богословского вестника».

Наконец, в 5 отделе традиционно публикуются отчеты о жизни академии с протоколами заседаний Совета Московской духовной академии и с отзывами на кандидатские и дипломные работы. К сожалению, из-за недостатка места пока удалось опубликовать только отзывы на лучшие работы, по которым, однако, можно получить достаточное представление об уровне современной академической науки в целом. На данный момент изданы отчеты за период с 2001 по 2007 год. По мере повышения уровня преподавания и защит в семинарии и академии отзывы становятся все более интересными и насыщенными, они позволяют современному читателю приобщиться к научной жизни академии, получить представление об уровне диссертационных работ, который в последнее время становится достаточно высоким. О пятом разделе Нестан Сулава, профессор института рукописей имени К. Кекелидзе (Тбилиси), в рецензии на журнал несколько пафосно написал: «Эта часть книги дает читателю богатую информацию об интересной научной и учебной жизни, которая протекает в МДАиС. Отсюда становится ясно, насколько необходимым считает Московская Патриархия подготовку будущих профессоров-богословов и соответствующее им образование. Здесь же демонстрируется, какие интересные связи поддерживает МДАиС с Церквами других стран и учеными кругами»10.

Современный «Богословский вестник» стал классическим изданием, полезным не только для высокой чистой науки, но и в учебно-методических целях – как камертон для студентов, стремящихся к более глубокому и обстоятельному типу исследования. Вместе с тем он не лишен ряда недостатков: в нем отсутствуют заранее запланированные обзорные или проблемные статьи, ставящие своей задачей решение конкретных общецерковных вопросов. Переводы носят не такой систематический характер, как до революции. Редкая периодичность журнала не позволяет ему быть включенным в список периодики Высшей аттестационной комиссии. Принципы библиографической унификации последнего номера отличаются от предшествующих. Однако, несмотря на эти недочеты, журнал отличается оригинальностью и поиском новых, более совершенных решений, который отчасти объясняет и разные принципы оформления, и редкую периодичность, и многое другое, что, возможно, удастся наладить и исправить в обозримом будущем.

Электронные версии периодических изданий академии

В 2007, 2008 и 2009 годах силами редакции «Богословского вестника» совместно с порталом «Богослов. Ru» были подготовлены полные электронные версии журнала «Богословский вестник» (1892–2006) (первый диск), его предшественника журнала «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» (второй диск) и самих «Творений» (третий диск), из которых две первые сразу после издания на диске были размещены на портале. Выход первого диска, высоко оцененный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на празднике Покрова Божией Матери (14 октября 2007 года), стал добрым примером и для других учебных заведений РПЦ – в настоящее время СІІбДА выпустила диск с комплектом журнала «Христианское чтение», а Тобольская духовная семинария – «Тобольские епархиальные ведомости», в то время как в Киевской духовной академии планируется провести аналогичную публикацию «Трудов КДА».

Полная электронная версия «Богословского вестника» включает как дореволюционные, так и современные материалы. Структура каждого диска такова. Все материалы размещаются на страницах развернутой книги, листая которые можно перейти к искомому тексту. На левой странице помещена краткая историческая статья, в конце которой приводятся статистические данные. Всего на первом диске размещено 4465 публикаций и статей (вместе с обложками и титульными листами) в формате djvu общим объемом 90506 страниц11. На втором диске размещено 1349 публикаций и статей объемом 38362 страницы, на третьем – 1330 публикаций (согласно нумерации в библиографическом указателе к ТСО) объемом около 25000 страниц.

На правой странице читатель может перейти или к материалам или к сведениям об авторах. Материалы выкладываются в хронологической последовательности с учетом специфики «Богословского вестника», «Прибавлений» и «Творений». Изучив структуру издания, читатель переходит к точному библиографическому описанию одной или нескольких публикаций и к самому тексту публикации в формате djvu. Все продолжающиеся публикации взаимосвязаны. В каждую публикацию – для удобства читателя – добавлены исчерпывающие библиографические данные в виде картинки (включая разные типы пагинации), которые дублируют данные, содержащие в базе.

В своеобразном биографическом словаре12, составленном В.Л. Шленовым, приводятся сведения о подавляющем большинстве авторов журнала «Богословский вестник» и «Прибавлений», к каждому из которых можно перейти как от статьи, так и через общий алфавитный список. Число дореволюционных авторов «Прибавлений» и «Богословского вестника» составляет около 440. Некоторые биографии снабжены фотографиями из архива отдела рукописей РГБ. Среди авторов – профессора, преподаватели и выпускники МДА, в частности, ректоры МДА протоиерей Александр Горский и С.К. Смирнов, профессор П.С. Казанский, святители Филарет (Дроздов) и Филарет (Амфитеатров), Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) Затворник, духовные писатели А.Н. Муравьев и А.С. Стурдза. Присутствуют и работы 8 профессоров других духовных академий – Санкт-Петербургской, Киевской, Казанской, а также 22-х священнослужителей из разных концов России и иностранных авторов (12 человек) из Сербии, Болгарии, Греции, Швейцарии, Италии, Германии, православного священника из Китая. В дореволюционном БВ сотрудничало также 48 университетских и светских ученых.

В процессе работы над созданием дисков был восполнен ряд серьезных лакун в выпусках «Прибавлений»13, «Творений» и «Богословского вестника», хранящихся в библиотеке МДА. Особые сложности возникли с номерами «Богословского вестника» за 1918 год. Первые номера 1918 года были оцифрованы с экземпляров из личной библиотеки священника Павла Флоренского, предоставленных игуменом Андроником (Трубачевым). Недавно был найден последний номера журнала, изданный в 1918 году (№6–9)14, который будет размещен на новой исправленной и дополненной версии первого диска, а также рукописный студенческий журнал сщмч. иерея Иакова Бойкова того же 1918 года, который мыслился студентами как продолжение своего родного академического журнала – его расшифровка будет опубликована в новой серии, скорее всего, в юбилейном БВ.

Все публикации и статьи «Прибавлений», «Творений» и «Богословского вестника» представлены в виде отдельных файлов в формате djvu15. Настоящие диски со всеми номерами дореволюционных академических серийных изданий появились в результате реализации задач, поставленных на первом этапе. В дальнейшем предполагается выпустить электронную версию с распознанными материалами, а также с подробным тематическим указателем и многоуровневым поиском. Диски с электронными версиями «Прибавлений к творениям святых отцов», самих «Творений» и «Богословского вестника» предоставляют уникальную возможность познакомиться с работой ученого сообщества Московской духовной академии во всем ее объеме и многообразии, приобщиться к лучшим традициям дореволюционной русской богословской науки. Таким образом, периодические издания МДА всегда были общероссийскими журналами, выходившими за пределы академии на широкие просторы российской и общемировой науки. Их пример важен не только для восстановления других аналогичных изданий, но и в плане готовности учебных заведений Русской Православной Церкви к творческой и плодотворной научно-богословской и миссионерско-просветительской деятельности.

Современный «Богословский вестник» – это всего лишь «малое приношение» со стороны реформированных духовных школ ученому содружеству, в перспективе же это «приношение» должно стать драгоценным сокровищем, отражающим высокий, зрелый и творческий уровень русской богословской науки в целом.

* * *

1

Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к читателям журнала // БВ 1993. Выл. 1. С. 4.

2

Осипов А.И. Три века Московской духовной академии: Актовая речь на торжественном собрании в Московской духовной академии 29 декабря 1985г. по случаю ее 300-летнего юбилея // БВ 1996. Т. [1.] №2. С. 4–18.

3

Иванов М.С. Академический устав 1949 года // БВ 1996. Т. [1.] №2. С. 19–41.

4

Годом ранее статья была опубликована в журнале «Символ» (1995. №34. С. 191–216).

5

Гаврюшин Н.К. От редактора // БВ 1998. Вып. 2. С. 3.

6

Гаврюшин Н.К. От редактора // БВ 1998. Вып. 2. С. 3.

7

Перечень всех трудов протодиакона Сергия Голубцова указан в разделе: Библиография по истории МДА № 9–16, 214–228.

8

Евгений Верейский, архиепископ. Вступительное слово // БВ 3. 2003. С. 12.

9

«Чистый» греческий язык, или современный официальный литературный, в отличие от «димотики» – живого разговорного греческого языка.

10

Сулава Н. (Nestan Sulava). Рец. на: Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией 7. 2007 // Картвелология 2008. №9. С. 90. Цит. по рус. переводу с грузинского языка, выполненному С.С. Кимом.

11

Исключенные пустые страницы не учтены.

12

Немалые трудности возникли с идентификацией авторов, публиковавшихся под псевдонимами, инициалами, звездочками и т.д. Раскрытия некоторых из них были заимствованы из библиографического указателя статей «Богословского вестника» (размещенного на сайте «Седмица.Ru»), созданного под руководством и при участии монахини Елены (Хиловской). Ряд новых идентификаций сделан автором-составителем биографического словаря, произведшим также непростую работу по раскрытию имен и отчеств авторов, которые, как правило, в тексте журнала указывались только инициалами. Полные имена указываются после инициалов или криптонимов в квадратных скобках.

13

В библиографической базе данных собраны сведения по каждой публикации, включая выходные данные, число страниц, полные библиографические ссылки для продолжающихся многочастных публикаций. В ряде продолжающихся материалов – в основном писем и воспоминаний – установлены временные диапазоны и проставлены номера писем для каждой части публикации. Редакции БВ представляется важным издание базы данных БВ отдельным томом вместе с биографическими сведениями об авторах, что стало бы важной вехой в истории журнала.

14

Номер был передан из личной библиотеки доцента МДА игумена Андроника (Трубачева).

15

На титульной странице «Прибавлений» и «Богословского вестника» помещено полное библиографическое описание. Для статей с той или иной пагинацией указывается диапазон страниц, номер пагинации, для материалов без пагинации указывается только общее число страниц. Пагинации указываются последовательно внутри каждого номера дореволюционного «Богословского вестника», минимальное число пагинаций – 2, максимальное – 8. В «Прибавлениях» также указываются пагинации. В современном «Богословском вестнике», который имеет, как правило, единую пагинацию, номера пагинации не указываются, за исключением журнала за 1993 год, в котором при печати некоторые диапазоны страниц оказались перепутаны.


Источник: Московской Духовной Академии 350 лет : юбилейный сборник статей в 2-х том. – Сергиев Посад - Москва : Московская Духовная Академия, Нео-ТекПро, 2010. / Т. 2. Под знаком реформы: Московская Духовная Академия на рубеже тысячелетий. - 496 с. / Игумен Дионисий (Шлёнов). Возрождение журнала «Богословский вестник». 157-165 с. ISBN 985-13-0224-4

Комментарии для сайта Cackle