Соборность

Литература по теме

Собо́рность (кафоличность)богословское понятие, означающее единство, целостность Церкви, единение всех ее членов под Главою Церкви – Христом, присущую ей полноту (Еф.1:23) (выражаемую, в частности, в полноте хранимого и проповедуемого ею спасительного учения, в полноте обладаемых ею благодатных спасительных средств и пр.).

Слово «кафолический» (греч. καθολικός – «всеобщий») является выражением высшей степени всеобъемлемости, целостности и полноты.

Следует заметить, что термин «соборность» не встречается ни у святых отцов, ни у других авторов вплоть до его использования в русской религиозной философии XIX века. В современном отечественном богословии он употребляется, главным образом, для объяснения свойства «кафоличности» Церкви.

azsaints 226 – Соборность

Термин «кафолическая Церковь» (греч. καθολικὴ Ἐκκλησία) впервые был использован св. Игнатием Антиохийским в Послании к смирнянам в начале II века. В Никео-Константинопольском Символе веры словом «кафолическая» обозначено одно из свойств Церкви.

Одно из ранних объяснений этого понятия дает свт. Кирилл Иерусалимский:

«Церковь называется кафолической потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, совершаемых душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».

В Древней Церкви католиками или кафоликами (разность в написании и произношении этих слов обусловлена разными подходами к правилу произношения греческой буквы «θ» в формате транслитерации слова «καθολική») было принято называть членов Православной Церкви в противоположность еретикам и раскольникам. Соответственно, католической (кафолической) Церковью православные называли истинную Церковь в противоположность различным еретическим и раскольническим сообществам. В качестве примера можно привести известное высказывание св. Августина:

«Можно иметь честь, можно иметь Таинства, можно петь Аллилуиа, можно отвечать аминь, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Кафолической Церкви, нельзя найти спасения».

Во втором тысячелетии это именование, единое по смыслу, но различающееся на письме одной буквой в латинском и греческом языках, стали прилагать к себе западные (католики) и восточные (кафолики) христиане, чтобы подчеркнуть, что они считают себя членами единственной Церкви, основанной Господом Иисусом Христом.

При переводе греческого текста Символа веры на славянский язык термин (καθολική) изначально не переводился вовсе, однако позднее общеупотребительным стал и до нашего времени остается его перевод (не совсем удачный) в виде выражения «соборная». Нужно заметить, что значение понятия «соборная», как эквивалента понятия «кафолическая», не обусловлено значением понятия «церковный собор».

В некоторых переводах Символа веры на русский язык καθολική передается как «повсемественная» (в первой редакции «Пространного христианского катихизиса», перевод свт. Филарета (Дроздова)) и «вселенская».

Цитаты о соборности

«Соборность или же вселенскость Церкви заключается в том:
1. что Церковь учит всему, чему учил Господь Иисус Христос, и что ничего из этого учения она не выпускает, чтобы не была нарушена полнота духовной жизни;
2. что Церковь отвергает новые учения отдельных людей, поскольку они находятся в противоречии со Священным Писанием и преданием;
3. что Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: Итак идите, научите все народы (Мф.28:19);
4. что Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией».
сщмч. Горазд (Павлик)

«Мы познаем Пресвятую Троицу через Церковь, а Церковь – через откровение Пресвятой Троицы. В свете троичного догмата соборность предстает перед нами как таинственное тождество единства и множественности, – единства, которое выражается в многоразличии, и многоразличия, которое продолжает оставаться единством... Церковь не есть некая федерация частей; она соборна в каждой из своих частей, потому что каждая часть отождествляется с целым, выражает целое, означает то, что означает целое, и вне целого не существует».
В.Н. Лосский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka