Главная » Алфавитный раздел » П » Псевдоэпиграфы

Псевдоэпиграфы

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)
  • Апокрифы Библейская Энциклопедия Брокгауза

Псевдоэпи́графы (греч. pseudepigrapha —  «писания с ложной надписью») — ряд произведений, ошибочно или намеренно приписанных пророкам, апостолам или святым отцам.

«…то, что нам кажется «подделкой», на самом деле таковой не является. Это является лишь особым методом прочтения древних текстов, когда из них «вычитывается» то, что в них эксплицитно не содержится, но то что в них содержится имплицитно (с позиции, разумеется, человека, читающего текст «сегодня»). Так, к примеру, когда отцы 7 ВС иконопочитание именовали «верой апостольской», они не собирались доказывать, что «апостол Лука писал иконы». Они лишь были искренне убеждены, что иконопочитание умещается в формат Апостольского Предания и может быть «вычитано» из него. Кстати, этот метод толкования текста на самом деле восходит к иудейской древности и известен под именем «драша». Именно этот метод лежит в основе всех иудейских мидрашей.

Поэтому когда тот или иной текст надписан именем автора, которому он не принадлежит (по мнению современной науки), мы имеем дело не с фальсификацией и не с желанием за именем авторитетного святого скрыть свое имя и получить максимальное распространение своего творения (а именно так думаю многие современные ученые). Здесь все гораздо тоньше! Когда 7 ВС иконопочитание называет «апостольской верой», Собор не собирается подделывать эту веру, напротив – считает себя выразителем этой веры. Точно так же когда какой-то церковный писатель использует имя уже почившего бесспорного авторитета (святого), он не думает приписать ему свои творения, а напротив – искренне уверен, что выступает выразителем его предания и веры; экспликатором его богословия.

Рассмотрим с этой точки зрения, к примеру, «корпус псевдо-Ареопагита». Выступает ли автор этого корпуса сознательным фальсификатором? Мы не знаем, какое значение имело имя Ареопагита в локальной традиции того монастыря или той общины, в недрах которой родился этот текст. Вполне возможно допустить, что они являлся покровителем энной локальной богословской школы, посвященной его имени. И вот адепты этой школы, вполне в духе того времени, искренне уверены в том, что выступают выразителями богословия Ареопагита (отметим, что многих преданий, связанных с его именем, мы просто не знаем), только современным языком. В таком случае их цитаты из Прокла – не наивная глупость (допускать, что утонченный ум автора такого текста мог не понимать, что цитаты из Прокла угадают – уже глупость с нашей стороны), а сознательное задействование уже известного текста в контексте теологической мысли Церкви.

А если допустить, что под именем Дионисия Ареопагита был известен какой-то более древний кодекс (не сохранившийся до наших дней, но известный авторам известного нам корпуса)? Ведь такое допущение вполне уместно в качестве научной гипотезы! Но в таком случае «новая редакция» этого корпуса вписывается в предание о том, что «послание ап. Павла к евреям» есть личная редакция Климента дошедших до него записей Павла. После смерти последнего Климент Римский обработал черновики Павла и издал их под его именем. Кажется, так высказывался Ориген по этому вопросу?

Конечно, современный ученый скажет, что автор этого корпуса должен был честно признаться, что делает свои выводы и излагает свои взгляды на основании дошедших до него преданий… Но не было такого метода в Древней Церкви. Напротив, чувством «пророка», вещающего от лица почившего авторитета, были пропитаны многие церковные писатели древности. И это чувство было в них настолько глубоко, что они искренне теряли себя в своем творчестве и считали себя только пассивными выразителями «предания». В конце-концов, ведь и 7 ВС не назвал иконопочитание (говоря современным языком) «развитием доктрины и выводами из апостольского предания». Нет, отцы прямо называют это «верой апостольской», считая себя вдохновенными ее выразителями».
архимандрит Феогност (Пушков)

 

См. также: АПОКРИФЫ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru