Азбука веры Православная библиотека Николай Иванович Костомаров Исторические монографии и исследования. Том XII. Начало единодержавия в Древней Руси. (Начало)


Николай Иванович Костомаров

Исторические монографии и исследования. Том XII. Начало единодержавия в Древней Руси. (Начало)

Том I * Том II * Том III * Том IV * Том V * Том VI * Том VII * Том VIII * Том IX * Том X * Том XI * Том XII (окончание)


Писатели, сообщающие исторические сведения о древних славянах, согласно между собой показывают, что в тот период, когда история начала знакомиться со славянскими племенами, славяне не терпели единовластия, оказывались неспособными к сплочению и образованию государств, до чрезвычайности любили свободу и, по причине своего свободолюбия, жили малыми общинами или республиками, не только не додумавшись до установления между этими общинами взаимной охранительной связи, но оставляя необузданный произвол ссорам и недоразумениям, которые неизбежно должны были возникать между ними. Не следует видеть в этом какого-нибудь исключительного, как бы судьбой заранее предназначенного племенного свойства. Славяне долее своих европейских соплеменников сохранили тот характер разбивчивости и первобытного натурального свободолюбия, который, хотя с многоразличными и своеобразными видоизменениями в разные времена, существовал везде и у всех. Ссорами славян пользовались иноплеменники, и потому славяне беспрестанно попадали в рабство то к тем, то к другим. Так проходили века за веками. Порабощение дикими или полудикими завоевателями не могло быть долговременно: по скудости условий жизни завоевателей, при всей временной тягости оно не оставляло большого отпечатка на нравах и обычаях побежденных и покоренных. Славяне самой судьбой, без больших усилий освобождались от иноплеменного ига, но потом легко и скоро подпадали под другое. Несчастия мало их научали. Где только славяне были предоставлены самим себе, там они оставались со своими первобытными качествами и не вырабатывали никакого прочного общественного строя, пригодного для внутреннего порядка и внешней защиты. Только крепкое завоевание или влияние иноземных стихий могло бы привести их к тому. Шляхетская Польша, едва ли не самая чистая славянская нация, сохранившая в своем национальном характере те черты, которыми отличались славяне за тысячелетия, резко показала истории, к какому политическому и общественному строю способны прийти славяне, предоставленные себе самим, свободно развивая свои древние национальные задатки. Польша выработала себе республику, но без тех свойств и условий, которыми может держаться республика; дала своей республике монархическую внешность, но питала постоянное отвращение к монархии и вечно опасалась превратиться в настоящую монархию. Так делалось в той славянской стране, которая менее других подвергалась насильственному давлению иноземщины. В Чехии монархический элемент был вносный, немецкий. В Сербии он явился временным продуктом византизма и не представлял ничего прочного. Но Русь сроднилась с монархизмом более, чем все другие славяне; только здесь он вошел в плоть и кровь народа до такой степени, что русское политическое общество сделалось почти немыслимым иначе как в образе монархии.

(Фрагмент)


Содержание


Начало единодержавия в древней Руси. 1
Гетманство Юрия Хмельницкого. 153
Церковно-историческая критика в XVII веке. 307
История раскола у раскольников. 345
Воспоминания о молоканах. 433



Данный труд Николая Ивановича Костомарова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Собрание сочинений Н. И. Костомарова : исторические монографии и исследования : Т. 12. Начало единодержавия в Древней Руси. Санкт-Петербург. Тип. А. Траншеля. 1872. 462 с.

Вам может быть интересно:

1. Исторические монографии и исследования. Том XI. Богдан Хмельницкий. Том 3 Николай Иванович Костомаров

2. К истории казанских монастырей до 1764 года профессор Иван Михайлович Покровский

3. Сочинения по археологии и истории искусства. Том 3 профессор Фёдор Иванович Буслаев

4. История русской словесности. Часть 2. Отдел 2. Литература в царствование Екатерины II профессор Иван Яковлевич Порфирьев

5. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. Том 3 священник Владимир Гетте

6. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории церкви и государства с I по IX в. профессор Василий Фёдорович Кипарисов

7. Из английской церковной жизни XVI века профессор Василий Александрович Соколов

8. Из истории развития церковно-правительственной власти. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов. Историко-юридическое исследование профессор Иван Дмитриевич Андреев

9. История стенописи Успенского собора в Москве Александр Иванович Успенский

10. Материалы для истории Русской Церкви Сергей Алексеевич Белокуров

Комментарии для сайта Cackle